Судья Кукурекин К.В. Дело № 2-241/2023
(первая инстанция)
№ 33-1112/2024
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 апреля 2024 года города Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Анашкиной И.А.,
судей Григоровой Ж.В., Ваулиной А.В.,
при секретаре Шевченко Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Федерального казённого учреждения «Управление черноморского флота», третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - филиала Федерального казённого учреждения «Управление черноморского флота» - «3 финансово – экономическая служба», Министерства обороны Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 2 октября 2023 года по гражданскому делу по иску Картаусова Н. С. к Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора,- Министерство обороны Российской Федерации в лице командира войсковой части 63876, Государственная инспекция труда города Севастополя, Министерство Обороны Российской Федерации, филиал Федерального казённого учреждения «Управление Черноморского Флота» – «3 финансово-экономическая служба», о возложении обязанности произвести перерасчёт, взыскании невыплаченной заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда,
заслушав доклад судьи Анашкиной И.А.,
УСТАНОВИЛА:
Картаусов Н.С. обратился в суд с иском, просил возложить на ФКУ «Управление Черноморского флота» обязанность произвести перерасчёт должностного оклада с 1 декабря 2018 года по октябрь 2020 года путём повышения на 24% за работу в опасных условиях, взыскать с ФКУ «Управление Черноморского флота» в его пользу недополученную заработную плату за период с 1 декабря 2018 года по 31 октябрь 2020 в сумме 106 943,45 рубля, возложить на ответчика обязанность выплатить истцу компенсацию за несвоевременную выплату части заработной платы за работу в опасных условиях за период с 31 декабря 2018 года по 5 сентября 2023 года в сумме 72 023,29 рубля, компенсацию за задержку выплаты части заработной платы за работу в опасных условиях за период с 6 сентября 2023 года по день фактической выплаты из расчёта основного долга в размере 106 943,45 рубля, денежную компенсацию за не предоставленный работодателем ежегодный дополнительный отпуск в связи с опасными условиями труда за период 6 декабря 2018 года по 31 октября 2020 года в размере 47 040,06 рублей, денежную компенсацию за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с 1 января 2019 года по 31 октября 2020 года в размере 68 838,84 рублей, компенсацию за несвоевременную выплату части заработной платы за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с 31 декабря 2019 года по 5 сентября 2023 года в размере 40 655,66 рублей, компенсацию за несвоевременную выплату части заработной платы за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю за период с 6 сентября 2023 года по день фактической выплаты из расчёта основного долга в размере 68 838,84 рублей, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда 25 000 рублей, возместить расходы на оплату услуг представителя, понесённые истцом в связи с рассмотрением настоящего дела в сумме 120 000 рублей.
В обоснование исковых требований указано, что 1 апреля 2014 года между истцом и Минобороны России в лице войсковой части 63876 заключен трудовой договор, согласно которому истец принят на должность пожарного пожарной команды. Согласно отчёту о проведении специальной оценки условий труда (далее СОУТ) в войсковой части 63876, утверждённому 29 ноября 2018 года, на указанных рабочих местах работникам гарантии и компенсации за опасные условия труда не установлены. В соответствии с отчётом о проведении СОУТ в войсковой части 63876, утверждённым 26 октября 2020 года, в отношении рабочих мест, в частности пожарного пожарной команды установлен итоговый класс (подкласс) условий труда - 4 (опасные условия труда).
Приказом командира войсковой части 63876 в ноябре 2020 года работникам пожарной команды филиала (по хранению вооружения надводных кораблей) технической базы вооружения (ракетной) войсковой части 63876, рабочие места которых отнесены к опасным условиям труда, установлена сокращённая продолжительность рабочего времени.
Приказом командира войсковой части 63876 от 5 ноября 2020 года № указанной категории работников повышены должностные оклады на 24%, о чем должностные лица пожарной команды уведомлены в установленном порядке.
Истец считает, что результат СОУТ 2018 года не соответствует действительности (аналогичные условия труда того же перечня рабочих мест войсковой части 63876 результатом СОУТ 2020 года признаны опасными) и противоречит действующему законодательству в части установления итогового класса (подкласса) условий труда, гарантий и компенсаций.
Учитывая характер и виды выполняемых работ, которые с начала заключения трудового договора не менялись, истец полагает, что условия его труда изначально являлись вредными и опасными, со стороны работодателя с момента проведения СОУТ 2018 года и до 3 ноября 2020 года не производилась доплата, которая предусмотрена нормами статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 2 октября 2023 года с учетом определения Ленинского районного суда города Севастополя от 19 января 2024 года исковые требования Картаусова Н.С. удовлетворены в полном объеме.
В апелляционных жалобах, схожих по своему содержанию, ответчик, третьи лица просят решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывают на пропуск истцом годичного срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, который был судом восстановлен необоснованно.
Взыскав задолженность по заработной плате, суд не привёл расчёт взысканной суммы и каких-либо норм права, регламентирующих возможность получения работником таких выплат за прошлое время - до момента отнесения условий труда работника к вредным или опасным по итогам СОУТ 2020 года.
Кроме того, доказательств тому, что истец выполнял работу во вредных и (или) опасных условиях труда, суду истцом не представлено и в решении суда первой инстанции не отражено.
В возражениях на апелляционные жалобы представитель истца просит решение суда первой инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное.
В судебном заседании представитель ответчика и представитель третьего лица поддержали поданные ими апелляционные жалобы, просили отменить решение и отказать в удовлетворении иска в полном объёме.
Представитель истца возражала против удовлетворения апелляционных жалоб, считает решение суда законным и обоснованным.
Заслушав судью-докладчика, пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на неё, обсудив указанные доводы, а также доводы возражений, судебная коллегия пришла к выводу, что доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания.
Согласно пункту 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Приведённым требованиям закона постановленное решение суда не соответствует.
Суд, установив, что выводы заключения ГЭУТ Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя от 21.06.2021 № до настоящего времени не оспорены и не признаны недействительными, пришёл к выводу, что с момента заключения 01.04.2014 трудового договора № между Минобороны России и Картаусовым Н.С. характер и вид выполняемой истцом работы, условия работы не изменялись.
На этом основании суд пришёл к выводу, что хотя в трудовом договоре, заключённом с истцом, указано об отсутствии опасных условий труда, однако фактически, с момента проведения специальной оценки условий труда, а именно с 31.10.2018 по 31.10.2020, условия труда на рабочем месте истца являлись опасными, что установлено заключением Государственной экспертизы условий труда от 21.06.2021 №.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Картаусова Н.С., суд первой инстанции руководствовался положениями статей 21, 91, 92, 117, 129, 135, 136, 147, 212, 219, 392 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», оценив представленные доказательства по делу, приняв во внимание, что характер и вид выполняемой истцом работы, условия работы не изменялись, являются опасным в соответствии с результатом специальной оценки условий труда, утверждённым 26.10.2020, что установлено, в том числе заключением Государственной экспертизы условий труда от 21.06.2021 №, пришёл к выводу, что истец имеет право на гарантии и компенсации за работу в опасных условиях труда с момента проведения специальной оценки условий труда с 01.12.2018. При этом суд указал, что результат специальной оценки условий труда от 29.11.2018, на основании которого условия труда на рабочем месте истца были признаны безопасными, не соответствует и противоречит действующему законодательству в части установления итогового класса (подкласса) условий труда, гарантий и компенсаций.
Доводы ответчика и третьих лиц о пропуске истцом срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора суд отклонил, указав, что истец, предполагая о нарушении своих трудовых прав, после ознакомления с результатами СОУТ от 26.10.2020 в пределах годичного срока обратился с коллективным письменным заявлением о нарушении, в том числе его трудовых прав в органы военной прокуратуры и в государственную инспекцию труда г. Севастополя, вследствие чего суд согласился с пояснениями истца, что у него возникли правомерные ожидания, что его права будут восстановлены во внесудебном порядке. Отклоняя доводы ответчика, суд исходил из того, заявить требования о взыскании вышеуказанных сумм истец не имел возможности, поскольку эти суммы не были ему начислены, не были предусмотрены к выплате трудовым договором и дополнительными соглашениями.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 1 апреля 2014 года между Минобороны России и Картаусовым Н.С. заключён трудовой договор №, согласно которому Картаусов Н.С.. принят на работу по должности пожарного пожарной команды филиала (б.Сахарная) технической базы вооружения (ракетной) восковой части 63876. Местом работы истца является техническая база вооружения (ракетная) войсковой части 63876 (пункт 1.4 трудового договора). Дата начала работы - 01.04.2014 (пункт 1.6 трудового договора). Трудовой договор заключён на неопределённый срок (пункт 1.7 трудового договора).
Работодатель обязался обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (пункт 3.3 трудового договора).
Условия оплаты труда установлены разделом 4 трудового договора, согласно которому условия оплаты труда работника установлены приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255 «О мерах по реализации в Вооружённых Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 (пункт 4.1 трудового договора).
Работнику установлен должностной оклад в размере 5 366 рублей в месяц (пункт 4.2 трудового договора).
Работнику устанавливаются выплаты стимулирующего характера:
ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере 15% должностного оклада; премия по результатам работы; единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам работы за год в размере до двух должностных окладов (пункт 4.3 трудового договора).
Работнику могут производиться иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 4.5 трудового договора).
Выплата заработной платы работнику производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях) (пункт 4.6 трудового договора).
Согласно пункту 5.1 трудового договора работнику устанавливается:
продолжительность рабочей недели – 40 часов;
количество выходных дней в неделю – два;
продолжительность ежедневной работы – 8 часов;
ненормированный рабочий день;
ежегодный основной (ежегодный основной удлиненный) оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней с сохранением места работы и среднего заработка.
Перерывы для отдыха и питания работнику устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации (пункт 5.2 трудового договора).
Работнику предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в случаях, предусмотренных статьей 116 Трудового кодекса Российской Федерации (пункт 5.3 трудового договора).
Протоколами комиссии по СОУТ войсковой части 63876 констатировано наличие для рабочих мест работников каждой пожарной команды двух рабочих зон: - рабочая зона повседневного нахождения и функционирования работников дежурной смены пожарной команды в пожарном депо подразделения; - рабочая зона выполнения работ личным составом боевого расчёта пожарной команды на объектах пожара, при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (территориально меняющаяся рабочая зона).
Согласно отчёту СОУТ от 29.11.2018 в войсковой части 63876 для работников пожарных команд установлен 2 класс (допустимые условия труда) - для рабочей зоны повседневного нахождения и функционирования работников дежурной смены пожарной команды в пожарном депо подразделения, и 4 класс (опасные условия труда) - на объектах пожара, при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (территориально меняющаяся рабочая зона). В частности на рабочем месте командир отделения филиала (по хранению вооружения дивизии надводных кораблей) технической базы вооружения (ракетная) Пожарная команда (пожарное депо) работнику гарантии и компенсации за условия труда по результатам СОУТ от 29.11.2018 не установлены (карта СОУТ 846).
В соответствии с отчётом о проведении СОУТ в войсковой части 63876, утверждённым 26.10.2020, в отношении рабочих мест пожарный пожарной команды филиала (по хранению вооружения дивизии надводных кораблей) технической базы вооружения (ракетная, флота, 1 разряда) Пожарная команда (пожарное депо) установлен итоговый класс (подкласс) условий труда - 4 (опасные условия труда) (карта СОУТ 73).
14 февраля 2020 года в коллективный договор от 24 июля 2018 года № внесены изменения, согласно которым пункт 4.1.21 изложен в следующей редакции: «4.1.21 Гражданскому персоналу, условия труда на рабочих местах, которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2-4 степени или опасным условиям труда, предоставляется ежегодный дополнительный отпуск следующей продолжительности:
- вредные условия труда 2 степени (класс 3.2) – не менее 7 календарных дней;
- вредные условия труда 3 степени (класс 3.3) – не менее 12 календарных дней;
- вредные условия труда 4 степени (класс 3.4) – не менее 18 календарных дней;
- опасные условия труда (класс 4) – не менее 24 календарных дней.
Согласно приложению № к коллективному договору на 2018-2021 годы утверждено Положение об оплате труда гражданского персонала войсковой части 63876 (далее Положение об оплате труда). Пункт 2.1 Положения об оплате труда предусматривает, что командир войсковой части 63876 осуществляет выплаты компенсационного характера в соответствии с перечнем данных выплат, установленными приказами Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019№; Министерства здравоохранения и социального развития от 29.12.2007г. № (с изменениями) и положениями Отраслевого соглашения:
а) за работу в особых условиях труда:
- работа во вредных (или) опасных условиях труда;
- исполнение трудовых обязанностей в условиях чрезвычайного положения и (или) в зонах вооруженных конфликтов;
- выполнение задач по охране и защите арсеналов, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов в составе подразделений военизированной охраны;
- работа по непосредственному приему, хранению, выдачи вооружения и боеприпасов гражданским персоналом арсеналов, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов;
- для работников пожарных команд в зоне ответственности которых находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов;
- работа на судах обеспечения, состоящих в кампании (морская надбавка).
Пункт 2.2.1 Положения об оплате труда от 14.02.2020 также предусматривает, что гражданскому персоналу войсковой части 63876, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются:
- на работах с вредными условиями труда 1 степени (подкласс 3.1) – на 4 процента;
- на работах с вредными условиями труда 2 степени (подкласс 3.2) – на 8 процентов;
- на работах с вредными условиями труда 3 степени (подкласс 3.3) и (или) 4 степени (подкласс 3.4) – на 12 процентов;
- на работах с опасными условиями труда (4 класс) – на 24 процента.
Приказом командира войсковой части 63876 от 17.11.2020 № работникам пожарной команды, рабочие места которых отнесены к опасным условиям труда, установлена сокращённая продолжительность рабочего времени,
Приказом командира войсковой части от 05.11.2020 № указанной категории работников повышены должностные оклады на 24%, о чем должностные лица пожарной команды уведомлены установленным порядком.
Дополнительными соглашениями к трудовому договору от 05.11.2020, от 01.12.2020 дополнен пункт 1 трудового договора подпунктом 1.8 условия труда на рабочем месте работника по результатам специальной оценки условий труда от 26.10.2020 – опасные условия труда (4 класс). Внесены изменения в условия оплаты труда работника, которые установлены приказом Минобороны России от 18.09.2019 № «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации». Картаусову Н.С. установлен новый должностной оклад в размере 7 046 рублей в месяц (4 группа тарифных ставок). Произведено повышение оклада за работу с опасными условиями труда на 24%. Установлена продолжительность рабочей недели – 36 часов, суммированный учет рабочего времени, сокращенный рабочий день, опасные условия труда.
После ознакомления с результатами СОУТ от 26.10.2020 работники пожарной части, в том числе Картаусов Н.С. (ознакомлен 07.12.2018), усмотрели противоречия в результатах СОУТ, утверждённой 29.11.2018, в части установления итогового класса (подкласса) условий труда, гарантий и компенсаций за условия труда, в связи с чем в апреле 2021 года направили в военную прокуратуру гарнизона - войсковой части 90935 коллективную жалобу с просьбой провести проверку и обязать работодателя выплатить положенные надбавки и произвести перерасчёты согласно нормам Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно ответу военной прокуратуры - войсковой части 90935 от 14.05.2021 исх. № обращение трудового коллектива о нарушении трудовых прав должностными лицами войсковой части 63876 направлено для рассмотрения начальнику Государственной инспекции труда города Севастополя.
Из ответа Государственной инспекции труда города Севастополя от 16.07.2021 исх. № следует, что коллективная жалоба принята к рассмотрению, в отношении войсковой части 63876 в период с 13.06.2021 по 12.07.2021 проведена внеплановая проверка соблюдения требований законодательства о труде.
Проверкой установлено, что в нарушении Трудового кодекса Российской Федерации и коллективного договора работникам отделения пожарной команды филиала (б. Сухарная) технической базы вооружения (ракетной) войсковой части 63876, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда не предоставлены ежегодные дополнительные отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, также в нарушении статьи 147 ТК РФ вышеуказанным работникам не производилась доплата в размере не менее 4% тарифной ставки (оклада).
По результатам проверки государственным инспектором отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Государственной инспекцией труда города Севастополя 12 июля 2021 года составлен акт №, командиру войсковой части 63876 Живкину О.В. выдано предписание №.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 15 декабря 202 года удовлетворен административный иск командира войсковой части 63876, предписание от 12 июля 2021 года № признано незаконным и отменено.
Данные обстоятельства стали известны трудовому коллективу 15 ноября 2021 года в ходе ознакомления с материалами дела №.
Исходя из ответа Государственной инспекции труда города Севастополя от 19.05.2023 на адвокатский запрос адвоката Шахматовой Н.В. от 03.05.2023 исх. № следует, что решение Ленинского районного суда города Севастополя от 15 декабря 2021 года по делу №а-2857/2021 не обжаловалось Государственной инспекции труда города Севастополя. Поскольку, действующим законодательством не предусмотрена возможность проведения повторного контрольно-надзорного мероприятия, то работникам отделения пожарной команды филиала (б. Сухарная) технической базы вооружения (ракетной) войсковой части № рекомендовано обратиться в Государственную инспекцию труда города Севастополя с повторным обращением или с исковым заявлением в суд.
23 ноября 2021 года со стороны профсоюзной группы пожарной команды филиала ТБВ (р) войсковой части 63876, в лице Лукина С.В. направлена повторная жалоба по факту нарушений трудового законодательства относительно не соответствия СОУТ 2018 требований действующего законодательства.
29 декабря 2021 года Лукину С.В. пришел ответ Государственной инспекции труда города Севастополя от 22.12.2021 № согласно которому обращение работников по вопросу несогласия с результатами проведенной в 2018 специальной оценки условий труда в войсковой части 63876 рассмотрено, в отношении войсковой части организована внеплановая проверка, о результатах которой работники будут дополнительно проинформированы.
Письмом от 30 ноября 2022 года исх. № Государственная инспекция труда города Севастополя дополнительно проинформировала, что в период с 15.12.2021 по 10.02.2022 проведена документарная проверка в отношении войсковой части 63876. Проверкой установлено, что в результатах проведения СОУТ от 30.11.2018, 29.11.2019 и от 26.10.2020 в отношении рабочих мест пожарных команд войсковой части 63876 усматриваются противоречия в части установления итогового класса (подкласса) условий труда, гарантий и компенсаций за условия труда. Вопрос выдачи предписания войсковой части 63876 в части возложения обязанности устранить нарушения трудового законодательства путем предоставления работникам пожарных команд войсковой части 63876 за период с ноября 2018 года по октябрь 2020 года в полном объеме гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством из расчета итогового класса (подкласса) условий труда будет рассмотрен после вступления в законную силу решения суда (Севастопольского городского суда) по обжалованию ранее выданного предписания Государственного инспектора труда отдела надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства Государственной инспекции труда города Севастополя Павлун Т.Г. от 30.06.2021 № по аналогичному делу (подразделение в/ч 63876 в <адрес>).
Факт того, что Лукин С.В. является избранным представителем трудового коллектива пожарной команды филиала войсковой части 63876 подтвержден приобщенным к материалам дела протоколом отчетно-выборного профсоюзного собрания профгруппы указанной пожарной команды от 07.04.2021.
В Акте документарной проверки Государственной инспекции труда города Севастополя от 10.02.2022 также указано, что согласно протоколу заседания комиссии по СОУТ войсковой части 63876 № от 26.11.2018 в соответствии с пунктом 17 приложения № к Методике проведения СОУТ, комиссией принято решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов на рабочих местах в подразделениях пожарной команды, поскольку их проведение может создать угрозу для жизни и здоровья как работников войсковой части 63876, так и специалистов ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения» и установлении на этих рабочих местах при работах в зонах пожара и проведении аварийно-спасательных работ 4 (опасного) класса условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений. Однако, в нарушение пункта 9 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» данное решение не учтено в картах условий труда указанных рабочих мест и в сводной ведомости результатов проведения СОУТ.
Актом документарной проверки установлено, что в результатах СОУТ от 30.11.2018, 29.11.2019 и от 26.10.2020 в отношении рабочих мест вышеуказанных пожарных команд войсковой части 63876 усматриваются противоречия в части установления итогового класса (подкласса) условий труда, гарантий и компенсаций за условия труда и принято решение, в целях оценки качества проведения СОУТ на рабочих местах указанной категории работников с 2018 года по 2021 год, отчеты СОУТ войсковой части 63876, утвержденные от 30.11.2018, от 29.11.2019 и от 26.10.2020 направить в Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя в целях проведения в установленном порядке государственной экспертизы условий труда (далее – ГЭУТ) в отношении рабочих мест пожарных команд войсковой части 63876.
Заключением Государственной экспертизы условий труда от 21.06.2021 № 4, выполненной на основании представления Государственной инспекции труда города Севастополя, установлено, что качество проведения специальной оценки условий труда в 2018 году на рабочих местах работников войсковой части 63876 не соответствует требованиям законодательства о специальной оценке условий труда. В частности, эксперт пришёл к выводу, что в нарушение части 9 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в отчёте о проведении специальной оценки условий труда итоговый класс (подкласс) условий труда, не соответствует установленному Протоколом № заседания комиссии по специальной оценке условий труда войсковой части 63876 от 26.11.2018.
Так, согласно протоколу № заседания комиссии по специальной оценке условий труда войсковой части 63876 от 26.11.2018, в соответствии с частью 9 ст.12 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 426-ФЗ, п.17 приложения № к Методике проведения СОУТ, комиссией принято решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов на рабочих местах в подразделениях пожарной охраны, на основании того, что проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни и здоровья как работников войсковой части 63876, так и специалистов ООО «ЭКОСТАНДАРТ» «Технические решения», и установлении на этих рабочих местах при работах в зонах пожара и проведении аварийно–спасательных работ 4 (опасного) класса условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений.
Так же эксперт пришёл к выводу о том, что качество проведения специальной оценки условий труда в 2019 и 2020 годах на рабочих местах работников базы хранения материальных и технических средств (объединения, 1 разряда) <адрес> команды (пожарное депо) Федерального казённого учреждения «Управление Черноморского флота» - войсковая часть 63876, соответствует требованиям законодательства о специальной оценке условий труда.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит, в том числе, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьёй 372 названного кодекса порядка учёта мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
В силу части 1 статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учётом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьёй 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором (часть 3 статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации).
Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации установлены приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545.
В силу пункта 3 раздела 2 «Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу» Приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545 выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
Пунктом 4 раздела 2 Приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545 предусмотрено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с вредными условиями труда 1 степени - на 4 процента; на работах с вредными условиями труда 2 степени - на 8 процентов; на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней - на 12 процентов; на работах с опасными условиями труда - на 24 процента.
Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда.
Повышение должностных окладов (тарифных ставок) гражданскому персоналу за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленное до вступления в силу настоящего приказа, сохраняется до проведения специальной оценки условий труда.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктом 4 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооружённых сил Российской Федерации, являющегося Приложением № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255, действовавшему до издания приказа Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545.
По смыслу приведённых норм Трудового кодекса Российской Федерации и подзаконных актов в их взаимосвязи заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.
Ввиду изложенного при разрешении споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключённого между работником и работодателем.
Частью 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооружённых Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (часть 2 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 1 января 2014 года (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учётом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Суд первой инстанции, приходя к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца недополученной заработной платы и иных выплат за период с 01.12.2018, исходил из того, что право на получение гарантий и компенсаций за работу в опасных условиях труда возникло у Картаусова Н.С. с момента проведения первичной специальной оценки условий труда – с 30.11.2018, и сохранялось по 31.10.2020, то есть, до момента проведения последующей СОУТ, впервые установившей 4-й итоговый класс условий труда по должности, занимаемой истцом.
Между тем судом не было принято во внимание то обстоятельство, что специальной оценкой условий труда войсковой части 63876, утверждённой комиссией 29.11.2018, на рабочем месте Картаусова Н.С. установлен итоговый класс (подкласс) условий труда - 2 (допустимые условия труда). Условия труда истца к вредным (опасным) отнесены только по результатам проведения специальной оценки от 26.10.2020.
Взыскивая с ответчика в пользу истца недоплаченную заработную плату за период с 2018 года по 2020 год, иные компенсационные выплаты, суд не привёл каких-либо норм права, регламентирующих возможность получения работником таких выплат за прошлое время - до момента отнесения условий труда работника к вредным или опасным по итогам СОУТ.
То, что заключением Государственной экспертизы условий труда, состоявшейся более чем через два с половиной года после её проведения – в 2021 году, специальная оценка условий труда, результаты которой утверждены 30.11.2018, признана не соответствующей требованиям законодательства, свидетельствует лишь о том, что СОУТ 2018 года не может применяться, не влечёт каких-либо правовых последствий и не является основанием для перерасчёта начисленной заработной платы и возникновения каких-либо иных прав и обязанностей для работника и работодателя. Правовые последствия влечёт лишь оценка, проведённая с соблюдением требованием законодательства о специальной оценке условий труда.
Следует отметить, что тем же заключением Государственной экспертизы условий труда от 21.06.2021 № качество проведения специальной оценки условий труда в 2019 и 2020 годах на рабочих местах работников базы хранения материальных и технических средств (объединения, 1 разряда) <адрес> команды (пожарное депо) Федерального казённого учреждения «Управление Черноморского флота» - войсковая часть 63876 признано соответствующим требованиям законодательства о специальной оценке условий труда, при этом условия труда истца к вредным (опасным) отнесены только по результатам проведения специальной оценки в 2020 году.
При таких обстоятельствах истец имеет право на гарантии и компенсации лишь после утверждения результатов СОУТ, проведённой в 2020 году. И такие гарантии и компенсации, как установлено судом и не оспаривается истцом, предоставлены в полном объёме, в том числе в части повышения оклада и сокращения продолжительности рабочего времени, предоставления дополнительных дней отпуска.
То, что Картаусов Н.С. в соответствии с приказами командира войсковой части 63876 от 19.02.2020 №, от 27.04.2018 № был допущен к тушению пожаров не свидетельствует о том, что в спорный период 2018-2020 г.г. он действительно принимал участие в мероприятиях по спасению людей и имущества от пожаров, тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, соответствующих доказательств не представлено. В связи с чем отсутствуют основания полагать, что права истца нарушены тем, что условия его труда в спорный период не были признаны опасными
В свете приведённых норм и установленных обстоятельств, судебная коллегия доводы апелляционных жалоб признает заслуживающими внимания, а выводы суда о том, что истец имеет право на гарантии и компенсации в связи с работой в опасных условиях труда с момента утверждения СОУТ 29.11.2018 – не соответствующими обстоятельствам дела и не основанными на правильном применении норм материального права.
Судебная коллегия полагает, что судом при рассмотрении дела были допущены и иные нарушения норм права.
Так, сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены статьёй 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Приведённая правовая норма во взаимосвязи с частью первой статьи 136 данного Кодекса предполагает, что по делам о невыплате или неполной выплате заработной платы работник должен узнать о нарушении своего права в день выплаты заработной платы, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором, и получения расчётного листка (определение Конституционного Суда Российской Федерации №-О от 25 ноября 2020 года).
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями 1, 2 и 3 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, они могут быть восстановлены судом (часть 4 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).
В абзаце пятом пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Приведённый в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации перечень уважительных причин пропуска срока для обращения в суд с иском о разрешении индивидуального трудового спора, будучи примерным, ориентирует суды на тщательное исследование всех обстоятельств, послуживших причиной пропуска работником установленного срока обращения в суд для разрешения спора.
Соответственно, часть 3 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, наделяющая суд правом восстанавливать пропущенные сроки для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, во взаимосвязи с частью первой той же статьи предусматривает, что суд, оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, действует не произвольно, а проверяет и учитывает всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших лицу своевременно обратиться в суд за разрешением трудового спора.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 56 постановления от 17 марта 2004 года № «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Из смысла вышеприведённого пункта постановления следует, что для признания нарушения трудовых прав длящимся необходимо соблюдение определённого условия, а именно: заработная плата работнику должна быть начислена, но не выплачена.
В данном случае заработная плата начислялась и выплачивалась истцу ежемесячно, при этом в состав заработной платы спорные денежные суммы не включены. Соответственно, истцу о нарушении его прав было известно каждый раз в момент получения заработной платы.
В связи с чем вывод суда первой инстанции о том, что срок на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора Яцким А.А. соблюдён, нельзя признать правильным.
Кроме того, из материалов дела следует, что с заключением по результатам СОУТ от 29.11.2018, установившей отсутствие на рабочем месте истца особых условий труда, Картаусов Н.С. ознакомлен 07.12.2018. Однако результаты специальной оценки условий труда истцом в судебном порядке не оспорил. С настоящим иском Картусов Н.С. обратился в суд 02.11.2022 (направлен почтой), то есть со значительным пропуском срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Указанные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции, в связи с чем вывод суда о соблюдении истцом процессуального срока на обращение за разрешением индивидуального трудового спора является необоснованным.
По изложенным мотивам судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии у работодателя обязанности осуществить перерасчёт должностного оклада истца с декабря 2018 года по октябрь 2020 года путём повышения на 24% за работу в опасных условиях, и, соответственно, об отказе в удовлетворении всех вытекающих требований, в том числе о взыскании заработной платы за указанный период и компенсации за несвоевременную выплату части заработной платы, компенсации за не предоставленный ежегодный дополнительный отпуск в связи с опасными условиями труда, денежной компенсацию за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю и компенсации за несвоевременную выплату части заработной платы за отработанные сверх нормы 4 часа в неделю по день фактической выплаты, компенсации морального вреда, а также о возмещении судебных расходов, понесённые в связи с рассмотрением настоящего дела.
Таким образом суд, верно определив закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, но неправильно его применив, пришёл к ошибочным выводам и постановил решение, которое подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционные жалобы ответчика Федерального казённого учреждения «Управление черноморского флота», третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - филиала Федерального казённого учреждения «Управление черноморского флота» - «3 финансово – экономическая служба», Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить, решение Ленинского районного суда города Севастополя от 2 октября 2023 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Картаусова Н. С. к Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий И.А. Анашкина
Судьи Ж.В. Григорова
А.В. Ваулина
Апелляционное определение составлено в окончательной форме 18.04.2024