Дело № 2-727/22
УИД 76RS0014-01-2021-004318-06
Изготовлено 29 апреля 2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль |
29 марта 2022 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Логвиновой Е.С.,
при секретаре Конаевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алипченкова Владимира Сергеевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области о перерасчете страховой пенсии,
у с т а н о в и л:
Алипченков В.С. обратился в Кировский районный суд г. Ярославля с исковыми требованиями, предъявленными к Государственному учреждению – отделение Пенсионного фонда РФ про Ярославской области о признании решения №175349/19 от 19.06.219 года, №351675/19 от 28.10.2019 года, ответа отделения Пенсионного Фонда РФ по ярославской области от 20.08.2020 года №А-2291-17-17/143 незаконными; обязать Государственное учреждение – отделение Пенсионного фонда РФ про Ярославской области произвести перерасчет страховой пенсии Алипченкова В.С. в соответствии с п.1 ч.2 ст.18 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом сниженных стажевых требований к общему трудовому стажу с момента возникновения права на назначение пенсии – с 2017 года.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что Алипченков В.С. в период с 01.06.1992 года по 12.10.2011 года работал <данные изъяты>. <данные изъяты> Алипченкову В.С. был назначена пенсия по старости <данные изъяты>. Согласно справке, уточняющей особый характер работы от 06.06.2002 года №015/ок, выданной Алипченкову В.С. <данные изъяты> Работа постоянная с полным рабочим днем. С 01.07.2017 года Алипченкову В.С. была назначена страховая пенсия по старости<данные изъяты>. 12.06.2019 года Алипченков В.С. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославля с заявлением о перерасчете страховой пенсии в соответствии с п.1 ч.2 ст.18 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом сниженных стажевых требований к общему трудовому стажу. Решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Ярославле от 19.06.2019 года №175349/19 Алипченкову В.С. было отказано в удовлетворении указанных требований в связи с тем, что в справке, выданной Алипченкову В.С. <данные изъяты> от 06.06.2002 года №015/ок, отсутствуют сведения о производстве. 23.10.2019 года Алипченков В.С. повторно обратился в Управление Пенсионного фонда РФ по Ярославской области с аналогичными требованиями для перерасчета размера страховой пенсии Алипченкова В.С. <данные изъяты> поступили: акт проверки от 09.08.2019 года №2664/08.1-17; акт проверки от 09.08.2019 года №2665/08.1-17; справки от 08.08.2019 года №0109/р-17, о периодах работы Алипченкова В.С. с 01.06.1992 года по 12.10.2011 года <данные изъяты>. 28.10.2019 года Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Ярославле было принято решение №351675/9, согласно которому предписывалось не включать в специальный стаж период работы Алипченков В.С. с 01.06.1992 года по 12.10.20211 года на основании вышеуказанных документов, в связи с отсутствием сведений о производстве, предусмотренном Списками №1 и №2, утвержденными постановлениям Кабинета министров СССР от 26.01.1991 года №10. В перерасчете страховой пенсии в соответствии с п.1 ч.2 ст.18 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» Алипченкову В.С. также было отказано в связи с отсутствием данных для перерасчета. Данное решение было мотивировано тем, что сведения о производствах, на которых работал Алипченков В.С. в актах<данные изъяты> отсутствуют. На основании этого, Управление Пенсионного фонда РФ в г.Ярославле полагает, что невозможно установить факт работы Алипченкова В.С. на производствах, предусмотренных Списками №1 и №2, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года №10. Полагает, что справка, уточняющая особый характер работы, от 06.06.2002 года №015/ок, а также акт проверки от 09.08.2019 года №2664/08.1-17; акт проверки от 09.08.2019 года №2665/08.1-17; справки от 08.08.2019 года №0109/р-17, о периодах работы Алипченкова В.С. с 01.06.1992 года по 12.10.2011 года <данные изъяты>, подтверждают факт работы Алипченкова В.С. на производствах, предусмотренных Списком №1, утвержденных постановлением Кабинета Министерства СССР от 26.01.1991 года №1. Вместе с тем, несмотря на запросы из управления Пенсионного фонда РФ в г.Ярославе, <данные изъяты> не предоставляет необходимые сведения о производстве, на котором работал Алипченков В.С., из-за чего управление Пенсионного фонда РФ в г.Ярославле оказывает Алипченкову В.С. в перерасчете пенсии в соответствии с п.1 ч.2 ст.18 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом сниженных сажевых требований к общему трудовому стажу. Самому Алипченкову В.С. получить необходимые документы не представляется возможным. Отсутствие сведений о производствах в особых условиях труда в индивидуальных сведениях работника, представляемых организациям, ненадлежащим ведении документации работодателями, не может служить основанием для отказа в зачете спорных периодов работы, поскольку это нарушает права истца.
Истец Алипченков В.С., извещенный о дате и времени рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не явился, доверил представлять свои интересы Вдовиной И.А.
Представитель истца по доверенности Вдовина И.А. в судебном заседании заявленные исковые требования подержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области по доверенности Никитин Д.А. в судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых требований возражал, пояснил, что представленные документы (справки) не подтверждают характер работы. Данные должности предусмотрены как Списком №1, так и Списком №2 в зависимости от производства. Кроме того, перерасчет может быть произведен только с момента обращения.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1, п.1 ч.2 ст.18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года.
В соответствии с п.1. ч.1, ч.2, 3, 4, 6 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:
1) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. (ч.6).
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года №665 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии с п.п. а. б ч.1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года №665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
а) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:
Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
б) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Списком N 1, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, (далее- Список №1) в разделе IV <данные изъяты>, подраздел 1 "а" позицией 1040100а-11784 предусмотрена профессия <данные изъяты>; позицией 1040100а-1753а предусмотрены профессии: Рабочие ремонтных служб, занятые ремонтом оборудования в местах его установки на участках (рабочих местах) действующих производств, где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 1<данные изъяты>.
Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее – Список №2) в разделе IV <данные изъяты>, подраздел 1 "а" позицией 2050000а-18559 предусмотрена профессия <данные изъяты>.
Судом установлено, что Алипченков В.С. в период 01.06.1992 года по 12.10.2011 года работал <данные изъяты>.
Алипченкову В.С. с 01.07.2017 года была назначена страховая пенсия по старости<данные изъяты>.
При этом, <данные изъяты> Алипченкову В.С. была назначена пенсия по старости <данные изъяты>.
Алипченков В.С. 12.06.2019 года обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ярославля с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости с учетом специального стажа.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ярославля от 19.06.2019 года №175349/19 Алипченкову В.С. отказано в перерасчете страховой пенсии в соответствии с п.1 ч.2 ст.18 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом сниженных стажевых требований к общему трудовому стажу, так как отсутствуют правовые основания. <данные изъяты>
Алипченков В.С. 23.10.2019 года обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда российской Федерации в г.Ярославля с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.2 ст.18 Федерального закона от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» №400-ФЗ.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда российской Федерации в г.Ярославля от 28.10.2019 года №351675/19период работы Алипченкова В.С. с 01.06.1992 года по 12.10.2011 года в специальный стаж не включен в связи с отсутствием сведений о производстве, предусмотренном Списками №1 и №2, утвержденными Постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 года №10. Алипченкову В.С. отказано в перерасчете страховой пенсии в соответствии с п.1 сч.2 ст.18 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием данных для перерасчета. <данные изъяты>
Аналогичные сведения отражены в ответе ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области от 20.08.2020 года №А2291-17-18/143 <данные изъяты>.
Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Из представленных в материалы дела документов судом установлено, что Алипченков В.С. в период с 01.06.1992 года по 20.10.1992 года работал <данные изъяты>; в период с 20.10.1992 года по 12.10.2011 года работал <данные изъяты>.
Так, из записей, указанных в трудовой книжки Алипченкова В.С. следует, что 01.06.1992 года Алипченков В.С. принят <данные изъяты>; 20.10.1992 года был переведен <данные изъяты>, 01.05.2006 года переведен <данные изъяты>; 19.01.2011 года переведен <данные изъяты>; 12.10.2011 года уволен по собственному желанию в связи с выходом на пенсию.
Из <данные изъяты> в адрес ГУ – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области следует, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2002 года по 06.06.2002 года уплачены предприятием в полном объеме. Кроме того, в адрес ГУ – отделение пенсионного фонда РФ по Ярославской области направлены:
- акт проверки от 09.08.2019 года №2665/08.1-17 документов о льготном стаже работы <данные изъяты> за период с 01.06.1992 года по 06.06.2012 года, <данные изъяты>
- акт проверки от 09.08.2019 года №2664/08.1-17 документов о льготном стаже работы <данные изъяты> за период с 01.06.1992 года по 06.06.2012 года<данные изъяты>;
- справка от 08.08.2019 года №0109/р-17 о стаже работы с 01.06.1992 года по 06.06.2012 года<данные изъяты>.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности, руководствуясь п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", суд приходит к выводу о том, что должность истца, указанная в трудовой книжке в спорный период <данные изъяты> тождественна должности, указанной в Списке №1 раздел IV <данные изъяты>", подраздел 1 "а", позиция 1040100а-1753а.
Согласно Справки от 06.06.2002 года, уточняющей особый характер работы, следует, что Алипченков В.С. в период с 01.06.1992 года по 20.10.1992 года работал <данные изъяты>; с 20.10.1992 года по 06.06.2002 года <данные изъяты>, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку №1. Работа постоянная с полным рабочим днем. Справка выдана на основании штатных расписаний, технологий производства, личной карточки, лицевых счетов на выплату зарплаты, ЕТКС, приказа по предприятию об итогах аттестации рабочих мест по условиям труда пр. №394/к от 01.071999 года, пр. №116 от 3006.94 года. Профессия <данные изъяты> - 1040100а-11784; <данные изъяты> - 1040100а-1753а, <данные изъяты>.
Согласно Списка №1 раздел IV 1а, <данные изъяты> позиции 1040100а-11784, 1040100а-1753а отнесены к <данные изъяты> производству. При этом положения указанных позиций Списка №1 раздел IV 1а, <данные изъяты> совпадают с положениями Списка N 1 раздела IV 1а, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
Из Акта проверки №2665/08.1-17 от 09.08.2019 года <данные изъяты> следует, что согласно предоставленным на проверку документам установлено, что данные, указанные в справке о подтверждении особого характера работы от 06.06.2002 года, предоставленной для назначения (перерасчета) пенсии на имя «Алипчекнова Владимира Сергеевича» за период работы <данные изъяты> с 01.06.1992 года по 06.06.2002 года, соответствуют данным в первичных документах, <данные изъяты>.
Из справки от 08.08.2019 года №0109/р-17 о стаже работы <данные изъяты> следует, что в период с 01.06.1992 года по 06.06.2002 года (юридически значимый период для рассматриваемого предмета спора) Алипченков В.С. занимал должности <данные изъяты> с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда.
В Список №1 включены рабочие ремонтных служб, занятых ремонтом оборудования в местах его установки на участках (рабочих местах) действующих производств, где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 1.
Из записей в трудовой книжки следует, что Алипченков В.С. был принят 01.06.1992 года <данные изъяты> (должность, предусмотренная Списком №1), 20.10.1992 года переведен <данные изъяты>. Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что Алипченков В.С. после перевода <данные изъяты> продолжил работу <данные изъяты>, в котором основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку №1.
Оснований не доверять представленным в материалы дела документам у суда не имеется.
Учитывая вышеизложенное, суд признает решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Ярославле №175349/19 от 19.06.2019 года, №3516675 от 28.10.2019 года, ответ Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области от 20.08.2020 года №А-2291-17-18/143 в части отказа включения в специальный стаж периодов работы и перерасчета страховой пенсии незаконными.
По правилам статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: 1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения; 2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что перерасчет назначенной истцу пенсии по старости следует производить с учетом первоначального обращения - 12.06.2019 года.
Оснований для перерасчета страховой пенсии за период до обращения от 12.06.2019 года не имеется.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Алипченкова Владимира Сергеевича удовлетворить частично.
Признать решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Ярославле №175349/19 от 19.06.2019 года, №3516675 от 28.10.2019 года, ответ Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области от 20.08.2020 года №А-2291-17-18/143 в части отказа включения в специальный стаж периодов работы и перерасчета страховой пенсии незаконными.
Возложить на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области обязанность произвести перерасчёт страховой пенсии Алипченкова Владимира Сергеевича в соответствии с п.1 ч.2 ст.18 Федерального закона от 28.12.2013 года №400 –ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом сниженных стажевых требований к общему трудовому стажу с даты обращения, с 12.06.2019 года.
В остальной части требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.
Судья |
Е.С.Логвинова |