2-2367/2017 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Воркута |
07 декабря 2017 года |
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Екимовой Н.И., при секретаре Запорожской В.Ю., с участием представителя истца Троцана А.Г., представителя ответчика Милевич Ж.М., третьего лица Шороховой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью (далее по тексту - ООО «Арктические радиолинии») к государственному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения г.Воркуты» (далее по тексту – ГУ РК «ЦЗН города Воркуты») о признании незаконными решений о сохранении Шороховой Т.А. средней заработной платы за четвёртый и пятый месяцы со дня её увольнения,
установил:
ООО «Арктические радиолинии» обратилось в суд с иском о признании незаконными и возложении обязанности на ГУ РК «Центр занятости населения г.Воркуты» отменить решения о сохранении среднемесячного заработка за Шороховой Т.А. №02-14/677 от 22.09.2017 и №02-14/764 от 23.10.2017, взыскании судебных расходов.
Исковые требования мотивированы тем, что Шорохова Т.А. уволена из ООО «Арктические радиолинии» 22.05.2017 по п.2 ст.81 ТК РФ – в связи с сокращением штата. Решениями ГУ РК «Центр занятости населения г.Воркуты» №02-14/677 от 22.09.2017 и №02-14/764 от 23.10.2017 за Шороховой Т.А. сохранена средняя заработная плата на период трудоустройства в течение 4-го и 5-го месяцев со дня увольнения. Указанные решения полагает незаконными, ссылаясь на часть 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации и правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2017 № 69-КГ17-7, поскольку орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником, в том числе среднего месячного заработка в течение четвертого и пятого месяцев со дня увольнения должен не только установить наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующих выплат, но и учитывать иные имеющие значение обстоятельства, которые могли бы быть признаны исключительными в смысле положений части 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации. По мнению истца, право уволенного работника в связи с сокращением численности (штата) работников организации на получение среднего месячного заработка за четвертый и пятый месяцы со дня увольнения на основании части 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации ограничено и связано с исключительностью случая в каждой конкретной ситуации; решение о выплате среднего месячного заработка должно быть мотивировано на основе сведений и документов, удостоверяющих наличие таких обстоятельств, при которых возможно возложение на работодателя дополнительных расходов. При этом таким обстоятельством не может являться только отсутствие в период до шести месяцев со дня увольнения работника подходящей работы. Между тем в письме ответчика понятие исключительных обстоятельств подменяется отсутствием возможности трудоустройства. В то же время доказательств наличия у Шороховой Т.А. исключительных обстоятельств, связанных с её социальной незащищенностью как уволенной по сокращению, ответчиком не представлено.
В письменном отзыве ответчика содержится суждение о законности оспариваемых решений, поскольку они приняты на основании оценки фактических обстоятельств, в том числе социальной защищенности и имущественного положения Шороховой Т.А., которые носят исключительный характер.
Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, указывая на то, что Шорохова Т.А. получает пенсию, размер которой превышает прожиточный минимум, и не имеет статуса малоимущей, как и иных исключительных обстоятельств, позволяющих принять решение о сохранении заработка.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, а также на то, что Шороховой Т.А. были представлены документы, свидетельствующие о наличии исключительных обстоятельств, а именно: документы, подтверждающие заболевания, требующие дорогостоящего лечения, а также размеры пенсии и платежей за ЖКУ.
Третье лицо Шорохова Т.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указывая на недостаточность средств к существованию, поскольку необходимы дополнительные расходы на лечение и на оказание помощи матери, 1939 года рождения.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 313 - 327).
Согласно части 1 статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (часть 2 названной статьи).
Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, определены статьей 318 Трудового кодекса Российской Федерации.
Так, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (часть 1 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (часть 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации).
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй названной выше статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (часть 3 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.
Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.
Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено частью 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации, производится в исключительных случаях.
По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.
Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
В соответствии с правовой позицией, приведенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2012 года N 2214-0 "По жалобе Государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М. Житкова Российской академии сельскохозяйственных наук" на нарушение конституционных прав и свобод положением части второй статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации", орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты - своевременного обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства.
Таким образом, это законоположение не предполагает предоставление органу службы занятости населения при решении им вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения права действовать произвольно, признавая или не признавая соответствующий случай в качестве исключительного.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, утвержденном Президиумом ВС РФ от 26.04.2017, к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 ТК РФ), относятся:
- факт обращения работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения;
- нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения;
- наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, которым требуется дорогостоящее лечение, и т.п.
Как установлено судом, Шорохова Т.А., <дата> года рождения, работала в ООО «Арктические радиолинии», расположенном в г.Воркуте, который относится к району Крайнего Севера.
22.05.2017 Шорохова Т.А. уволена по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ по сокращению штата; при увольнении истцу было выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка, что сторонами не оспаривалось.
По информации пенсионного органа, Шорохова Т.А. является получателем пенсии по старости, размер которой составляет 21524,86 рублей.
В силу п.3 ст.3 Закона РФ "О занятости населения в РФ" безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.
Вместе с тем, исходя из статей 9 и 12 вышеприведенного закона и п.2 Правил регистрации граждан с целью поиска подходящей работы, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 № 891, пенсионеры имеют право встать на учет в Центре занятости населения по месту жительства в качестве соискателя.
В соответствии с Порядком принятия решения Центром занятости населения о сохранении среднего месячного заработка за работником, уволенным из организации в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников организации (далее - Порядок), утверждённым приказом директора ГУ РК «ЦЗН города Воркуты» № 70-П от 17.10.2017, решение о сохранении среднего месячного заработка за четвёртый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения принимается центром занятости населения в отношении граждан, уволенных из организации в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников организации и зарегистрированных на учете в центре занятости населения с целью подходящей работы при условиях: постановки гражданина на учет в месячный срок после увольнения; прохождения перерегистрации в центре занятости в установленные даты (но не более 2 раз в месяц); отсутствия нарушений со стороны гражданина, а именно: условий и сроков перерегистрации, сроков явки, отказа от подходящей работы; нетрудоустройство гражданина. При рассмотрении комиссией вопроса о выдаче решения о сохранении среднего месячного заработка дополнительно учитываются представленные гражданами документы, подтверждающие самостоятельный поиск работы (скриншоты отправленных резюме в организации, отметка о приеме резюме организации, отметка об отказе работодателя от предлагаемой кандидатуры и т.д.), наличие уважительных причин неявки и наличие исключительных обстоятельств, в связи с которыми они могли бы претендовать на сохранение среднего месячного заработка в период трудоустройства (отсутствие средств к существованию, тяжелая болезнь, требующая дорогостоящего лечения, наличие нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, и т.п.).
Как усматривается из копии личного дела, представленной ГУ РК «Центр занятости населения г.Воркуты», Шорохова Т.А. обратилась в центр занятости населения с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы и предоставления государственной услуги по информированию о положении на рынке труда 01.06.2017 (т.е. в установленный срок), состоит на учете в качестве соискателя в поиске подходящей работы, статус безработной не присваивался, пособие по безработице не назначалось, поскольку Шорохова Т.А. является получателем пенсии по старости. Нарушений в части порядка и условий перерегистрации Шороховой Т.А. не допущено.
Согласно справке работодателя и карточке персонального учета, средний заработок Шороховой Т.А. составлял 15760,80 рублей. Из карточки персонального учета видно, что Шорохова Т.А. состоит в браке, последнее место работы - ООО «Арктические радиолинии», профессия диспетчер. Стаж на ПМР 11 лет 7 дней, пожелания к будущей работе – диспетчер с заработной платой 20000 рублей.
Из имеющихся в личном деле индивидуальных планов самостоятельного поиска работы усматривается, что за период с 31.08.2017 по 16.11.2017 Шорохова Т.А. обращалась по поводу трудоустройства в организации, которые отказали в трудоустройстве по причине отсутствия вакансий. В личном деле имеется также резюме Шороховой Т.А., справка о размере пенсии, квитанция об оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 8479,82 руб. и медицинские документы с кассовыми чеками на приобретение лекарств на суммы 1205.55 руб. и 1960,80 руб.
Решениями ГУ РК «Центр занятости населения г.Воркуты №02-14/677 от 22.09.2017 и №02-14/764 от 23.10.2017 за Шороховой Т.А. сохранена средняя заработная плату на период трудоустройства в течение четвертого и пятого месяцев со дня увольнения. При этом решения не содержат мотивов, по которым орган службы занятости пришел к выводу о сохранении среднего заработка за указанные месяцы.
Как следует из объяснений представителя ответчика и доводов, изложенных в письменном отзыве, при решении вопроса о сохранении среднего заработка за четвёртый и пятый месяцы со дня увольнения на основании ст.ст. 178,318 ТК РФ учитывались факт постановки Шороховой Т.А. на учет в органе службы занятости населения в установленный срок, факт нетрудоустройства Шороховой Т.А. указанным органом в течение трех месяцев, соблюдение сроков перерегистрации в органе службы занятости населения и дополнительно представленные документы, подтверждающие самостоятельный поиск работы, а также подтверждающие заболевания, требующие дорогостоящего лечения, размеры пенсии и платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Нетрудоустройство, наличие заболеваний и материальное положение Шороховой Т.А., определенное исходя из размера её пенсии за вычетом расходов на жилищно-коммунальные услуги и представленных квитанций на оплату лекарств, учитывались в качестве исключительных.
Вместе с тем приведенные обстоятельства не могут быть расценены в качестве исключительных по следующим причинам.
Как указано выше, Шорохова Т.А. является пенсионером и ежемесячно получает пенсию по старости в размере, превышающим прожиточный минимум, то есть имеет определенные средства к существованию и, следовательно, является социально защищенной. Из вышеуказанных положений закона следует, что хотя пенсионеры и могут являться субъектами трудовых правоотношений и на них распространяются предусмотренные ТК РФ гарантии, но они лучше защищены в социальном смысле по сравнению с другими категориями работников, в связи с чем, в частности, не могут быть признаны безработными. Факт получения пенсии сам по себе не лишает их права на получение предусмотренных частью 2 статьи 178 ТК РФ выплат, но их большая социальная защищенность требует наличия весомых обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными по смыслу положений части 2 статьи 178 ТК РФ. Однако каких-либо доказательств существования исключительных обстоятельств, в связи с которыми Шорохова Т.А. могла бы претендовать на сохранение за ней среднего заработка за четвёртый и пятый месяцы со дня увольнения, суду не было представлено.
Ссылка представителя ответчика на наличие у Шороховой Т.А. заболеваний, требующих дорогостоящего лечения, несостоятельна, так как опровергается представленными в суд документами.
Так, из представленных медицинских документов усматривается, что Шорохова Т.А. понесла расходы на приобретение лекарств на общую сумму 3166,35 рублей, что не даёт оснований для признания лечения дорогостоящим.
Ссылки на наличие у истца на иждивении матери не могут быть приняты во внимание судом, поскольку в ходе рассмотрения дела судом данный факт не подтверждён необходимыми доказательствами. Более того, как усматривается из объяснений Шороховой Т.А., её мать, 1939 года рождения, проживает в Вологодской области и получает пенсию в размере 15000 рублей, т.е. имеет самостоятельный источник дохода. Кроме того, при определении имущественного положения органом службы занятости не учтены доходы супруга Шороховой Т.А., который, с её слов, получает пенсию в размере 23000 рублей.
С учетом фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что исключительные обстоятельства, позволяющие сохранить за Шороховой Т.А. среднюю заработную плату на период трудоустройства в течение четвертого и пятого месяцев со дня увольнения, с соблюдением положений ст.178 ТК РФ отсутствовали, в связи с чем у органа службы занятости населения не имелось правовых оснований для принятия оспариваемых решений.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Данная норма регулирует отношения, связанные с уплатой или взысканием государственной пошлины в соответствующий бюджет.
В соответствии со статьей 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина относится к судебным расходам.
Распределение судебных расходов между сторонами урегулировано статьей 98 указанного Кодекса, согласно которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 данного Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в этой статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано (часть 1).
Часть 2 статьи 96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает в виде исключения возмещение судебных расходов за счет средств соответствующего бюджета, если вызов свидетелей, назначение экспертов, привлечение специалистов и другие действия, подлежащие оплате, осуществляются по инициативе суда или мирового судьи.
Таким образом, действующее процессуальное законодательство не содержит исключений для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение, и в том случае, когда другая сторона в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины, что отражено в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.04.2015 N 46-КГ15-2.
При таких обстоятельствах расходы по оплате истцом государственной пошлины в размере 6000 рублей подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
исковые требования ООО «Арктические радиолинии» к государственному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения г.Воркуты» удовлетворить.
Признать незаконными и обязать государственное учреждение Республики Коми «Центр занятости населения г.Воркуты» отменить решения №02-14/677 от 22.09.2017 и №02-14/764 от 23.10.2017 о сохранении среднего месячного заработка за Шороховой Татьяной Александровной за четвёртый и пятый месяцы со дня её увольнения.
Взыскать с государственного учреждения Республики Коми «Центр занятости населения г.Воркуты» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Арктические радиолинии» расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий |