Судья Москвичева Т.Е. дело № 33-417/2024
дело № 2-431/2023
УИД 12RS0002-01-2023-000250-25
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 5 марта 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Халиулина А.Д.,
судей Иванова А.В. и Ивановой Л.О.,
при секретаре Козылбаевой Э.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе Лямуковой Н. И. на решение Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 13 октября 2023 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Алюковой Л. И. к Кокшамарской сельской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл о включении в наследственную массу после смерти Алюкова В. А. земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>, установлении за Алюковой Л. И. факта принятия наследства на указанное имущество после смерти Алюкова В. Б., признании за Алюковой Л. И. права собственности на указанное имущество в порядке наследования после смерти Алюкова В. Б. отказать.
В удовлетворении иска третьего лица Лямуковой Н. И. к Кокшамарской сельской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл о прекращении права собственности муниципального образования «Кокшамарское сельское поселение» Звениговского муниципального района Республики Марий Эл на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>, установлении факта принятия Лямуковой Н. И. наследства, открывшегося после смерти Соколова С. Н., признании права собственности Лямуковой Н. И. на имущество в порядке наследования после смерти Соколова С. Н. отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Халиулина А.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алюкова Л.И. обратилась в суд с иском к Кокшамарской сельской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл, в котором просила включить в наследственную массу после смерти 30 января 2015 года Алюкова В.Б. земельный участок с кадастровым номером <№>, площадью 3400 кв.м и находящийся на нем жилой дом с кадастровым номером <№>, площадью 28 кв.м, расположенные по адресу: Республика Марий Эл, <адрес> установить за Алюковой Л.И. факт принятия наследства на указанное имущество после смерти Алюкова В.Б.; признать за Алюковой Л.И. право собственности на указанное имущество в порядке наследования после смерти Алюкова В.Б.
В обоснование заявленных требований указано, что согласно завещанию от 10 апреля 2007 года Соколов С.Н. все имущество, в том числе принадлежащий ему земельный участок и жилой дом, находящиеся по адресу: Республика Марий Эл, <адрес> завещал Алюкову В.Б., который умер 30 января 2015 года, а Соколов С.Н. умер 15 февраля 2015 года. В установленный законом срок Алюкова Л.И. обратилась к нотариусу за оформлением своих наследственных прав после смерти Алюкова В.Б., заведено наследственное дело. Полагая, что земельный участок и жилой дом, находящиеся по указанному адресу, также входят в наследственную массу после смерти Алюкова В.Б., истец обратилась с иском в суд.
Лямуковой Н.И., являющейся третьим лицом по делу, предъявлен иск к Кокшамарской сельской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл, в котором она просила прекратить право собственности муниципального образования «Кокшамарское сельское поселение» Звениговского муниципального района Республики Марий Эл на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>; возвратить указанное имущество в наследственную массу Соколова С.Н.; установить факт принятия Лямуковой Н.И. наследства, открывшегося после смерти Соколова С.Н.; признать за Лямуковой Н.И. право собственности на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>, в порядке наследования после смерти Соколова С.Н.
В обоснование заявленных требований указано, что 15 февраля 2015 года умер Соколов С.Н., приходящийся Лямуковой Н.И. родным дядей, наследников первой и второй очереди после смерти Соколова С.Н. не имеется. С весны 2015 года Лямукова Н.И. начала пользоваться земельным участком и жилым домом Соколова С.Н. как своим имуществом, в теплое время года проживала в нем, занималась посадкой овощей, удобряла огород, таким образом, фактически приняла наследственное имущество. Являясь наследником по праву представления, она обратилась к нотариусу за оформлением своих наследственных прав, от нотариуса стало известно, что наследственное имущество Соколова С.Н. оформлено Кокшамарской сельской администрацией. От наследства она не отказывалась, совершила действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Лямукова Н.И. просит решение изменить в части, удовлетворить заявленные ею исковые требования, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы приводит доводы, которые по существу являются аналогичными доводам, изложенным в исковом заявлении. Также указывает, что судом неправомерно не приняты во внимание показания свидетеля Лямукова Д.Ю., Киртаевой Л.И., третьего лица Иванова Н.А. Новый собственник не проявляет интерес к недвижимому имуществу, не принимает меры по его сохранности.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Кокшамарской сельской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл Петрова Н.Г. приводит доводы в поддержку решения суда, просит оставить его без изменения.
Заслушав объяснения Лямуковой Н.И., поддержавшей доводы жалобы, главы Кокшамарской сельской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл Майоровой Е.П., возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
В силу пункта 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со статьей 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
По правилам статьи 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
В состав наследства в соответствии со статьей 1112 ГК РФ входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со статьей 1114 ГК РФ временем открытия наследства является момент смерти гражданина.
Согласно статье 1116 ГК РФ к наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в момент открытия наследства.
Наследниками по закону первой очереди в силу статьи 1142 ГК РФ являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии со статьей 1143 ГК РФ дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя) наследуют по праву представления как наследники второй очереди.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Соколов С.Н. умер 15 февраля 2015 года.
При жизни Соколову С.Н. принадлежал земельный участок и жилой дом, находящиеся по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>
10 апреля 2007 года Соколов С.Н. составил завещание, из которого следует, что все свое имущество, какое ко дню его смерти окажется ему принадлежащим, в чем бы таковое ни заключалось и где бы оно не находилось, в том числе земельный участок и жилой дом, находящиеся по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>, он завещал Алюкову В.Б. Завещание удостоверено нотариусом Звениговского нотариального округа, зарегистрировано в реестре за № 628.
Вместе с тем наследник Алюков В.Б. умер 30 января 2015 года, то есть раньше наследодателя.
Как следует из наследственного дела № 68/2017 к имуществу Алюкова В.Б., наследником по закону, обратившимся к нотариусу за оформлением наследственных прав, является супруга Алюкова Л.И. Другие наследники по закону Алюкова Л.В., Алюков Г.В. и Алюков Б.В. от принятия наследства отказались, о чем оформили нотариально удостоверенный отказ. Алюковой Л.И. нотариусом Звениговского нотариального округа Республики Марий Эл 20 апреля 2017 года выдано свидетельство о праве на наследство по закону, состоящее из жилого дома и земельного участка, находящихся по адресу: Республика Марий Эл, <адрес> и прав на денежные средства, внесенные в денежные вклады, хранящиеся в подразделении № 8614/0107 Волго-Вятского банка ПАО «Сбербанк России».
Также судом установлено, что после смерти Соколова С.Н. 15 февраля 2015 года заведено наследственное дело № 330/2021.
Кокшамарская сельская администрация Звениговского муниципального района Республики Марий Эл обратилась <дата> с заявлением к нотариусу Звениговского нотариального округа Республики Марий Эл о принятии наследства, оставшегося после смерти Соколова С.Н., состоящего из земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>
31 января 2022 года нотариусом Звениговского нотариального округа Республики Марий Эл выданы свидетельства о праве на наследство по закону, в соответствии с которыми Кокшамарская сельская администрация Звениговского муниципального района Республики Марий Эл является наследником имущества Соколова С.Н., состоящего из земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>
Право собственности Кокшамарской сельской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл на указанные объекты недвижимости зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 1 февраля 2022 года.
29 декабря 2022 года Лямукова Н.И., являющаяся дочерью сестры умершего Соколова С.Н., обратилась к нотариусу с заявлением о восстановлении срока для принятия наследства, открывшегося после смерти Соколова С.Н., выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>
Письмом от 29 декабря 2022 года нотариус Звениговского нотариального округа Республики Марий Эл сообщил Лямуковой Н.И. о том, что ввиду отсутствия информации о наличии наследников по закону и по завещанию имущество умершего Соколова С.Н. было признано выморочным, Кокшамарской сельской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл выдано свидетельство о праве на наследство по закону.
Отказывая в удовлетворении искового заявления Алюковой Л.И., суд первой инстанции исходил из того, что Алюков В.Б., являющийся наследником по завещанию, умер раньше наследодателя Соколова С.Н., в связи с чем спорное имущество не подлежит включению в состав наследства Алюкова В.Б. Решение суда в указанной части не обжалуется, поэтому в силу части 2 статьи 327.1 ГПК РФ не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Отказывая в удовлетворении искового заявления Лямуковой Н.И., суд первой инстанции исходил из того, что Лямуковой Н.И. не было представлено доказательств, достоверно свидетельствующих о фактическом принятии наследства, открывшегося после смерти Соколова С.Н., в течение установленного статьей 1154 ГК РФ срока для принятия наследства.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований Лямуковой Н.И. и отклоняет доводы апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Согласно пункту 1 статьи 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В силу пункта 2 статьи 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
При отсутствии у наследника возможности представить документы, содержащие сведения об обстоятельствах, на которые он ссылается как на обоснование своих требований, судом может быть установлен факт принятия наследства, а при наличии спора соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Получение лицом компенсации на оплату ритуальных услуг и социального пособия на погребение не свидетельствует о фактическом принятии наследства.
Судом первой инстанции допрашивались в качестве свидетелей Каширский А.В., Лямуков Д.Ю., пояснившие, что Лямукова Н.И. занималась организацией похорон Соколова С.Н., присматривала за домом, обрабатывала земельный участок.
К показаниям данных свидетелей суд отнесся критически, поскольку они приходятся родственниками Лямуковой Н.И. и заинтересованы в исходе рассматриваемого дела.
В материалы дела представлены пояснения Иванова Н.А., Киртаевой Л.И., из которых следует, что Лямукова Н.И. организовывала похороны, периодически приезжала в дом Соколова С.Н.
Также судом допрашивались свидетели Кутасова Т.З., Яндрова Н.Н., из показаний которых следует, что организацией похорон Соколова С.Н. занималась Алюкова В.А., после похорон Соколова С.Н. в его хозяйстве никого не было видно.
Лямукова Н.И. представила документы, свидетельствующие об организации похорон Соколова С.Н. Вместе с тем сама по себе организация похорон не свидетельствует о принятии наследства умершего.
Лямукова Н.И. пояснила в судебном заседании суда апелляционной инстанции, что не несла расходов по оплате электроэнергии, иными коммунальными ресурсами дом не обеспечен, налоги также не оплачивала.
Кроме того, из показаний истца Алюковой В.А., данных в судебном заседании суда первой инстанции 19 сентября 2023 года, следует, что ее сын и внук приезжали в спорный жилой дом, внук разобрал печку, чтобы сделать новую, сын установил замок.
Из показаний представителя Кокшамарской сельской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл следует, что спорный дом является бесхозяйным, 6 лет никто из родственников не объявлялся.
При таких обстоятельствах с учетом приведенного правового регулирования судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Лямуковой Н.И. не представлено достаточных доказательств, достоверно свидетельствующих о фактическом принятии ею наследства, открывшегося после смерти Соколова С.Н., в течение установленного статьей 1154 ГК РФ срока для принятия наследства.
Довод апелляционной жалобы о том, что новый собственник не проявляет интереса к недвижимому имуществу, не принимает меры по его сохранности, не может повлечь отмену решения суда, так как данное обстоятельство не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 13 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лямуковой Н. И. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий А.Д. Халиулин
Судьи А.В. И.
Л.О. Иванова
Мотивированное апелляционное определение составлено 7 марта 2024 года.