Решение по делу № 2а-281/2017 от 19.10.2017

Дело 2а-281/2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Республика Карелия г.Лахденпохья 19 декабря 2017 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каменева А.Б., при секретаре Аблеевой Т.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Республике Карелия к Пестову Виктору Владимировичу о взыскании задолженности по пени за просрочку уплаты страховых взносов,

у с т а н о в и л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №5 по Республике Карелия (далее МИ ФНС №5 по РК) обратилась в суд с административным иском к Пестову В.В. о взыскании задолженности по пени за просрочку уплаты страховых взносов за 2011, 2012 г.г. Административный иск мотивирован тем, что Пестов В.В. является плательщиком налогов и сборов, установленных Налоговым Кодексом РФ. Ответчик прекратил предпринимательскую деятельность 21.11.2012 г. У ответчика возникла задолженность за период с 01.01.2011 г. по 21.12.2012 г. Ответчику были направлены требования об уплате недоимки от 30.12.2016 г. № 009S01160099609 и 009S01160099607 со сроком исполнения 17.01.2016 г., которые не были исполнены в срок. По состоянию на дату составления настоящего административного иска, за ответчиком числится задолженность в размере 820,9 руб. Обязанность налогоплательщика уплачивать законные установленные налоги предусмотрена п. 1 ст. 14 «Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Ссылаясь на п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ, истец указал, что обращается в суд с требованиями, которые не являются бесспорными в смысле ст.ст. 123.1-123.4 КАС РФ, поэтому считает возможным обратиться в суд с требованием о взыскании обязательных платежей в исковом производстве, минуя стадию приказного производства. Истцом пропущен шестимесячный срок для подачи иска, в связи с чем ходатайствуют о восстановлении данного срока по причине того, что поздно получили документы из Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное). На основании изложенного, истец просил взыскать в ответчика задолженность по пени за просрочку уплаты взносов за 2011, 2012 года в сумме 820,9 руб.

В судебное заседание представитель административного истца МИ ФНС №5 по РК не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Административный ответчик Пестов В.В. в судебное заседание не явился. Судом ему направлялись повестки о явке в судебное заседание. Повестки возвратились за истечением срока хранения. В силу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, поэтому не является преградой для рассмотрения дела. Аналогичная позиция отражена в ст. 165.1 ГК РФ, Постановлении Европейского суда по правам человека от 15 мая 2007 г. и в пунктах 67, 68 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса РФ». В связи с чем, суд считает, что Пестов В.В. надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания, и полагает возможным рассмотреть дело без его участия.

Заинтересованное лицо – Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрении дела, в судебное заседание не явились.

Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.

Судом установлено, что Пестов В.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 13.08.2004 года. Прекратил предпринимательскую деятельность 21.11.2012 года (л.д.7-10).

За расчетный период с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г. ИП Пестов В.В. должен был уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 13509,6 руб., на обязательное медицинское страхование в размере 2649,96 руб.

21.03.2012 г. в адрес Пестова В.В. было направлено требование № 00901040009288 об уплате недоимки по страховым взносам, пеням. Размер начисленных пени составил, по состоянию на дату вынесения требования составил 1106,76 руб.

Задолженность по страховым взносам и пени оплачена Пестовым В.В. 21.11.2012 г. в полном объеме (в размере, указанном в требование № 00901040009288).

30.12.2016 года административным истцом в адрес административного ответчика было направлены два требования № 009801160099607 и № 009801160099609 об уплате недоимки по пени в размере соответственно 779,66 руб. и 41,24 руб. по состоянию на 30.12.2016 года, в срок до 17.01.2017 года. Пени начислены за период просрочки уплаты страховых взносов с 22.03.2012 г. по 20.11.2012 г. (л.д. 12-15). Требование Пестовым В.В. не исполнено, задолженность не погашена.

Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в ст. 57 Конституции Российской Федерации, а также ч.1 ст.3, п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) настоящее дело относится к административным делам о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

В силу части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с названным Законом распространяется обязательное пенсионное страхование (далее Федеральный закон № 167-ФЗ).

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, в том числе, в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, на момент возникновения рассматриваемых правоотношений, регулировал Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее Федеральный закон № 212-ФЗ). В настоящее время данный закон утратил силу.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ и пунктом 1 статьи 28 Федерального закона N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом N 212-ФЗ.

В силу положений статьи 2, части 2 статьи 16 Федерального закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов (к которым отнесены, в том числе, физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, производится ими самостоятельно.

Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Согласно части 8 статьи 16 Федерального закона N 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

Подлежат уплате страховые взносы, начисленные за период с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и до момента прекращения такой регистрации. Факт снятия ответчика с учета, прекращения им ведения предпринимательской деятельности не освобождает его от обязанности по уплате начисленных страховых взносов и пеней за предшествующий период.

Согласно части 3 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Взыскание недоимки по страховым взносам с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона.

Пунктами 1, 2 статьи 21 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафам направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов, в котором плательщик страховых взносов состоит на учете (пункт 6 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ).

На основании части 3 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно начисляются пени.

Согласно ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по оплате налога должна быть выполнена в срок.

Согласно п.1 ст.46 НК РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (п.2 ст.46 НК РФ).

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п.3 ст.46 НК РФ).

Согласно пунктам 1, 2, 4 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

В силу положений ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат в связи с пропуском органом контроля за уплатой страховых взносов и налоговым органом сроков для обращения в суд за взысканием недоимки. Данный вывод сделан судом по следующим основаниям.

С Пестова В.В. взыскиваются пени за просрочку платежей по уплате страховых взносов за период с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г. Согласно положениям части 2 статьи 16 Федерального закона N 212-ФЗ Пестов В.В. должен был оплатить страховые взносы до 31 декабря 2011 г. Оплатил данные платежи только 21.11.2012 г.

Соответственно требование об уплате пени за просрочку платежей должно было быть направлено Пестову В.В., в силу положений ст. 70 НК РФ не позднее 22.02.2013 г.

Между тем, требования были направлены Пестову В.В. только 30.12.2016 г., то есть с существенным пропуском срока, установленного, действующим законодательством.

На основании положений ст. 69 НК РФ Пестов В.В. должен был исполнить требование в течение 8 дней, то есть до 01.03.2013 г.

Таким образом, заявление о взыскании недоимки с Пестова В.В. должно было быть подано в срок до 01.09.2013 г. (в шестимесячный срок).

В суд с настоящим административным иском налоговый орган обратился 08.11.2017 г., то есть, по истечении установленного законом срока.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения в суд о взыскании задолженности. Данное ходатайство удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 20 Постановления от 11.06.1999 года N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указал, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение, либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица, судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 3 ст. 48 НК РФ (пункт 3 ст. 48 соответствует п. 2 ст. 48 НК РФ в редакции Федерального закона от 04.03.2013 г. № 20-ФЗ) и п. 1 ст. 115 НК РФ сроки для обращения налоговых органов в суд, имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 г. №381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Согласно ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Соблюдение сроков для направления требований об уплате налога является обязательным и должно учитываться при решении вопроса об исчислении срока на принудительное взыскание.

При этом пропуск налоговым органом срока обращения в суд свидетельствует об утрате им возможности принудительного исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налога. В этом случае налоговый орган утрачивает не только право требовать от налогоплательщика исполнения обязанности по уплате налога, но и лишается возможности обеспечивать исполнения такой обязанности путем начисления пеней в отношении указанной недоимки.

По мнению суда, искусственное увеличение пресекательных сроков, установленных ч.2 ст.286 КАС РФ, п. 2 ст. 48 НК РФ, путем необоснованного отложения на неопределенный срок направления требования об уплате налогов и пени, недопустимо.

Суд полагает невозможным возложение на налогоплательщика негативных последствий искусственного увеличения срока взыскания налога, в который включаются сроки рассмотрения материалов налоговой проверки, сроки направления налогового требования.

В соответствии с положениями части 5 статьи 138 КАС РФ в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

На основании представленных материалов, суд приходит к выводу об отсутствии уважительных причин, позволяющих восстановить срок подачи административного искового заявления в суд органу, являющемуся специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания. У органа контроля за уплатой страховых взносов (ГУ Управление пенсионного фонда РФ) по РК) не имелось объективных препятствий для своевременного обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки. При этом суд учитывает, что орган контроля за уплатой страховых взносов является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, им должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки. Налоговым органом, так и ГУ Управлением пенсионного фонда РФ по РК не приведено обоснования невозможности подачи в суд соответствующего заявления в установленный срок.

Кроме того, 03.07.2016 принят Федеральный закон N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".

Порядок взаимодействия отделений Пенсионного фонда Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации в соответствии с принятием Федерального закона № 243-ФЗ, утвержден руководителем Федеральной налоговой службы 22 июля 2016 г. N ММВ-23-1/12@ и председателем Правления Пенсионного фонда Российской Федерации 22 июля 2016 г. N 3И.

Согласно данному документу требования об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафам и их частичное погашение должны быть переданы из Пенсионного фонда Российской Федерации в управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации 01.02.2017 г., соответственно исковое заявление должно было быть направлено в суд, согласно положениям ч. 2 ст. 286 КАС РФ, до 02.08.2017 г. Тогда как исковое заявление подано в суд 08.11.2017 г.

Нарушение сроков передачи информации от одного государственного органа другому, не является основанием для восстановления пропущенного процессуального срока. При этом суд учитывает, что ГУ Управлением пенсионного фонда РФ по РК еще до передачи соответствующей информации в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 5 по РК, срок для обращения в суд за взысканием недоимки с Пестова В.В. уже был пропущен.

При таких обстоятельствах ходатайство административного истца о восстановлении срока подачи административного иска о взыскании задолженности не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с заявлением о взыскании недоимки, налоговым органом не представлено.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 290 КАС РФ,

р е ш и л:

Административное исковое заявление оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий:      А. Б. Каменев

Решение в окончательной форме изготовлено 22 декабря 2017 года.

Председательствующий:      А. Б. Каменев

2а-281/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №5 по РК
Ответчики
Пестов В.В.
Другие
ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сортавала РК (межрайонное)
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Дело на странице суда
lahdenpohsky.kar.sudrf.ru
19.10.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
19.10.2017[Адм.] Передача материалов судье
20.10.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
17.11.2017[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.11.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.11.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
19.12.2017[Адм.] Судебное заседание
22.12.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.12.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее