ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-9385/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ дела 2-3421/2023
в суде первой инстанции
УИД 06RS0006-01-2021-007397-24
17 сентября 2024 года г. Пятигорск
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В.,
судей Корниенко Г.Ф., Черчага С.В.
с участием прокурора Карасева С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оздоевой Заиры Магометовны к МВД по Республике Ингушетия, ФКУ «ЦХиСО МВД России по Республике Ингушетия» о признании незаконными результатов проверки, отмене приказов, восстановлении в прежней должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула,
по кассационной жалобе МВД по Республике Ингушетия на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 27 октября 2023 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 28 марта 2024 года,
заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В., выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Карасева С.В., полагавшего, что имеются основания для отмены судебных постановлений по доводам жалобы, судебная коллегия
установила:
Оздоева З.М. обратилась в суд с исковым заявлением к МВД по Республике Ингушетия, ФКУ «ЦХиСО МВД России по Республике Ингушетия» о признании незаконными результатов проверки деятельности кадрового обеспечения, отмене приказов МВД по Республике Ингушетия от 08 декабря 2021 года № 385 л/с, 08 декабря 2021 № 919, от 30 сентября 2021 года № 751, восстановлении в прежней должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсацию за неиспользованный отпуск, возместить понесенные судебные расходы.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 27 октября 2023 г.,оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 28 марта 2024 года, исковые требования удовлетворены частично.
В кассационной жалобе представитель ответчика МВД по Республике Ингушетия ставит вопрос об отмене судебных постановлений в связи с незаконностью и необоснованностью.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не прибывших в судебное заседание, но уведомленных надлежащим образом, не сообщивших о причинах неявки судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам гражданского дела, установлены.
Как следует из материалов дела, Оздоева З.М. проходила службу в ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Ингушетия» в должности специалиста по кадрам, что подтверждается трудовым договором № 15 от 27 октября 2015 г. и приказом начальника ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Ингушетия» о назначении ее на указанную должность от 27 октября 2015 г. № 39-л/с.
Приказом от 8 декабря 2021 г. № 919 МВД по Республике Ингушетия Оздоева З.М. уволена по пункту 5 статьи 81 Трудового кодекса РФ в связи с неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей при наличии дисциплинарного взыскания.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, руководствуясь положениями норм Трудового кодекса РФ, суд первой инстанции, исходил из того, что на момент проверки, проведенной 9 ноября 2021 года, в нарушение пункта 4 Порядка освобождения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью, утвержденного приказом МВД России от 13 марта 2020 года №141, Оздоевой З.М. учет листков освобождения по временной нетрудоспособности сотрудников и работников не велся;
в нарушение требований пункта 12 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 9 января 2018 года №7, предусматривающего предоставление кадровыми подразделениями документов о назначении пенсии в пенсионные органы не позднее 10 дней со дня подачи сотрудником заявления о назначении пенсии, в отношении сотрудников ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Ингушетия» ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 материалы о назначении пенсии в пенсионные органы истцом в установленные сроки не были направлены;
в нарушение пункта 13 Инструкции по эксплуатации программного обеспечения для реализации Сервиса обеспечения кадровой деятельности, утвержденной приказом МВД России от 28 июня 2016 года №349, предусматривающего учет информации об объектах учета сотрудников, проходящих или проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, внесение изменений в сведения об объектах учета СОКД в течение 7 дней с момента изменения соответствующих сведений, содержащихся в источниках информации об объектах учета СОКД, такой учет Оздоевой З.М. не велся, изменения ею в указанные сведения не вносились.
Суд первой инстанции указал на то, что эти и другие нарушения, указанные в оспариваемой Справке от 10 ноября 2021 года и в приказе МВД по Республике Ингушетия от 8 декабря 2021 года, нашли подтверждение, в том числе в показаниях самого истца Оздоевой З.М., пояснившей суду, что она после проверки приняла меры по устранению допущенных ею нарушений.
Вместе с тем суд первой инстанции,пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Оздоевой З.М. ввиду нарушения процедуры увольнения.
Cуд первой инстанции исходил из того, что трудовой договор № 15 от 27 октября 2015 года между Оздоевой З.М. и ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Ингушетия» со стороны работодателя заключался и подписывался начальником ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Ингушетия» Учреждения Тавбиевым Л.Л., что на должность специалиста по кадрам Оздоева З.М. была назначена приказом начальника ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Ингушетия» от 27 октября 2015 г. №39-л/с.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что статус МВД по Республике Ингушетия, как учредителя ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Ингушетия», сам по себе не влечет для Министра статуса работодателя для сотрудников подведомственного Учреждения.
Проверяя дело, суд апелляционной инстанций согласился с выводом суда первой инстанции о наличии оснований к удовлетворению иска, указав, что в силу условий трудового договора Оздоева З.М. не является сотрудником, государственным служащим либо работником МВД по Республике Ингушетия, что у Министра МВД по Республике Ингушетия отсутствовали полномочия принимать решения о привлечении к дисциплинарным взысканиям и увольнении Оздоевой З.М.
С правомерностью и обоснованностью выводов судов, суд кассационный инстанции согласиться не может, полагая их преждевременными, сделанными без учета фактических обстоятельств по делу.
Согласно ст. 4 Закона о полиции, полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч. 1). В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (ч. 2).
Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководители подразделений полиции.
Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей (ч. 3).
В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел по Республике Ингушетия, утвержденным приказом МВД России от 26 июля 2017 г. №535, МВД по Республике Ингушетия осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне, подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности МВД по Республике Ингушетия.
Руководство деятельностью МВД по Республике Ингушетия осуществляет Министр внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 18 Положения Министр внутренних дел по Республике Ингушетия осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России прием на службу (работу) в органы внутренних дел, назначение на должность и освобождение от должности, перемещение по службе (работе), увольнение сотрудников, государственных служащих и работников МВД по Республике Ингушетия; применяет в установленном порядке в отношении их меры поощрения и дисциплинарные взыскания.
ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по Республике Ингушетия» входит в организационную структуру территориальных органов внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, что предусмотрено Приказом МВД России от 30 апреля 2011 года N 333 "О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России" (применительно к территориальным органам МВД России на региональном уровне - приложение № 6).
В соответствии с п. 21 Устава ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Ингушетия», утвержденным приказом МВД России от 30 марта 2012 г. № 239 Федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия" создано в целях хозяйственного, вещевого, социально-бытового и транспортного обеспечения МВД по Республике Ингушетия и подчиненных ему территориальных органов МВД России на районном уровне и т.д.
Согласно п. 8 Устава ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Ингушетия» находится в подчинении Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия.
Согласно и. 5 Положения о Министерстве внутренних дел по Республике Ингушетия, утвержденного приказом МВД России от 26 июля 2017 г. № 535, МВД по Республике Ингушетия осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне, подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности МВД по Республике Ингушетия.
Исходя из положений подпункта 24 пункта 18 Положения о Министерстве внутренних дел по Республике Ингушетия, утвержденного приказом МВД России от 26 июля 2017 г. № 535, Министр внутренних дел по Республике Ингушетия осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России прием на службу (работу) в органы внутренних дел, назначение на должность и освобождение от должности, перемещение по службе (работе), увольнение сотрудников, государственных служащих и работников МВД по Республике Ингушетия; применяет в установленном порядке в отношении их меры поощрения и дисциплинарные взыскания.
В силу п. 332 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 01.02.2018 года N 50, правом увольнения со службы в органах внутренних дел, предоставленным нижестоящему руководителю (начальнику), обладает и вышестоящий руководитель (начальник).
Делая вывод о том, что Оздоева З.М. не является сотрудником, государственным служащим либо работником МВД по Республике Ингушетия, что у Министра МВД по Республике Ингушетия отсутствовали полномочия принимать решения о привлечении к дисциплинарным взысканиям и увольнении Оздоевой З.М., вышеприведенные законоположения не были учтены судами.
Судами не принято во внимание, что трудовой договор № 15 от 27 октября 2015 г. с Оздоевой З.М. был заключен от имени Министра внутренних дел по Республике Ингушетия.
Суды, разрешая исковые требования, не установили, почему трудовой договор был подписан начальником ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Ингушетия» Учреждения ФИО9, действовал ли он на основании доверенности от Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия или в пределах своих полномочий.
Для правильного разрешения настоящего спора суду надлежало определить полномочное лицо на прекращение трудового договора Оздоевой З.М., исследовав ведомственные акты МВД по Республике Ингушетия, подразделений и организаций системы МВД России, входящих в систему МВД по Республике Ингушетия, дать оценку представленным доказательствам по правилам ст.67 ГПК РФ.
Суд кассационной инстанции считает,что от возложенной процессуальным законодательством обязанности по сбору доказательств суды уклонились в настоящем случае, что привело к неполному установлению и исследованию всех имеющих значение обстоятельств, и, как следствие, вынесению неправосудного решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию.
С учетом необходимости соблюдения разумных сроков судопроизводства, руководствуясь положениями статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 28 марта 2024 года подлежит отмене и дело направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 28 марта 2024 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Мотивированный текст определения изготовлен 1 октября 2024 года
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Корниенко Г.Ф.
Черчага С.В.