Дело № 2а-1672/2020
18RS0013-01-2020-001477-25
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июля 2020 года село Завьялово УР
Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Кожевникова Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гариповой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Мухаметзянова А.Ш. к Администрации Муниципального образования «Каменское» Завьяловского района Удмуртской Республики о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Мухаметзянова А.Ш. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, просила суд: 1) признать незаконным отказ Администрации МО «Каменское» № от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на строительство магазина товаров первой необходимости, площадью до 150 кв. м; 2) обязать Администрацию МО «Каменское» выдать согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН разрешение на строительство магазина товаров первой необходимости, общей площадью не более 150 кв. м, на земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащем Мухаметзянова А.Ш. на праве собственности.
Исковые требования мотивированы следующим.
Административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок. Административный истец обратился в Администрацию МО «Каменское» с заявлением о выдаче разрешения на строительство. ДД.ММ.ГГГГ письмом № административному истцу было отказано в выдаче разрешения на строительство по причине расположения данного земельного участка в зоне сельскохозяйственного использования, что не соответствует данным Единого государственного реестра недвижимости. Данный отказ Администрации МО «Каменское» является незаконным и нарушает права истца, создает препятствия к осуществлению правомочий собственника земельного участка.
С учетом указанного административный истец просил суд удовлетворить заявленные требования.
Административный истец Мухаметзянова А.Ш., представитель административного ответчика Администрации МО «Каменское» в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в порядке упрощенного производства.
Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, суд приходит к следующему.
Мухаметзянова А.Ш. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью № кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: магазины товаров первой необходимости общей площадью не более 150 кв. м (Ж – Зона застройки индивидуальными жилыми домами)., расположенный по адресу <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Мухаметзянова А.Ш. обратилась в Администрацию МО «Каменское» с заявлением о выдаче разрешения на строительство на указанном земельном участке магазина первой необходимости не более <адрес> кв. м.
ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО «Каменское» письмом № отказала в выдаче разрешения на строительство, ссылаясь на расположение указанного земельного участка в территориальной зоне сельскохозяйственного использования, исходя из сведений генерального плана МО «Каменское».
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Учитывая, что оспариваемое решение было оформлено в виде письменного уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, административное исковое заявление подано ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что срок обращения с административным исковым заявлением в суд был соблюден.
Статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, в том числе, право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешениеазрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос».
Одновременно частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен состав документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» или Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» или Государственная корпорация по космической деятельности Роскосмос» отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. В случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство также является отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о развитии застроенной территории или договором о комплексном развитии территории (за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории).
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
По материалам дела суд приходит к выводу, что, поскольку на земельном участке административного истца, исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, допускается строительство магазина товаров первой необходимости площадью не более 150 кв. м, какие-либо ограничения (обременения), исключающие строительство на нем данного объекта, не установлены, то Администрацией МО «Каменское» неправомерно было отказано административному истцу в выдаче разрешения на строительство.
Указанное в оспариваемом уведомлении основание в виде расположения земельного участка в территориальной зоне сельскохозяйственного использования, при рассмотрении настоящего дела административным ответчиком не доказано.
В ходе рассмотрения дела, исходя из представленных суду сведений Единого государственного реестра недвижимости, не нашли своего подтверждения и поэтому не имеют правового значения доводы административного ответчика об установлении Генеральным планом территории МО «Каменское» в отношении земельного участка административного истца иной категории земель и (или) иных видов разрешенного использования, исключающих возможность строительства магазина товаров первой необходимости площадью не более 150 кв. м на земельном участке заявителя. Соответствующие сведения генерального плана в обоснование позиции административного ответчика суду также не представлены.
Более того, эти сведения опровергаются градостроительным планом земельного участка административного истца.
С учетом положений частей 8-12 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суду в ходе рассмотрения дела не было представлено каких-либо надлежащих (объективных, достоверных и достаточных) доказательств, которые опровергали бы доводы административного иска.
По делу не установлено иных оснований совершения оспариваемых действий, помимо указанных в оспариваемом уведомлении и заявленных административным ответчиком в ходе рассмотрения дела, которым дана оценка выше.
Таким образом, применительно к обстоятельствам настоящего дела Администрация МО «Каменское» не вправе была принимать решение об отказе Мухаметзянова А.Ш. в выдаче разрешения на строительство.
Данное решение лишает административного истца возможности реализовать права в соответствии с положениями статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и в установленном законом порядке осуществить строительство на принадлежащем ему земельном участке как объективное, установленное законом правомочие собственника земельного участка.
Доказательств наличия иных препятствий к выдаче разрешения на строительство по заявлению Мухаметзянова А.Ш. суду не представлено.
В порядке восстановления нарушенного права административного истца суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность по выдаче административному истцу испрашиваемого разрешения на строительство.
С учетом вышеуказанных обстоятельств суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить заявленные исковые требования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Мухаметзянова А.Ш. к Администрации Муниципального образования «Каменское» Завьяловского района Удмуртской Республики о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство и возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации Муниципального образования «Каменское» Завьяловского района Удмуртской Республики об отказе Мухаметзянова А.Ш. в выдаче разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу <адрес>, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ №.
Возложить на Администрацию Муниципального образования «Каменское» Завьяловского района Удмуртской Республики обязанность выдать (направить) Мухаметзянова А.Ш. разрешение на строительство магазина товаров первой необходимости общей площадью не более 150 кв. м на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу <адрес>, в течение десяти рабочих дней со дня вступления в законную силу настоящего решения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики через Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в течение пятнадцати дней, со дня получения лицом, участвующим в деле, копии настоящего решения.
Судья Ю.А. Кожевников