Решение по делу № 12-419/2024 от 28.05.2024

Петрозаводский городской суд Дело №12-419/2024

г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33 УИД 10RS0011-01-2024-006035-10

Р Е Ш Е Н И Е

28 августа 2024 года г. Петрозаводск

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Кайгородова <данные изъяты>, при секретаре Соснович С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «Альфа-М» Беспаловой Е.А. на постановление заместителя главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору, заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Петрозаводску Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия Пушкаревича Н.С. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

Общества с ограниченной ответственностью «Альфа-М» (далее – ООО «Альфа-М», Общество, юридическое лицо, привлекаемое лицо), ИНН 7743931676, ОГРН 1147746779025, дата государственной регистрации – 09 июля 2014 года, юридический адрес: г.Москва, ул.Клинская, д.12, помещ. II (комнаты 9-13),

установил:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Петрозаводска по пожарному надзору, заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Петрозаводску Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия Пушкаревича Н.С. от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Альфа-М» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.

В жалобе защитника ООО «Альфа-М» Беспаловой Е.А., действующей на основании доверенности, выражается несогласие с оспариваемым постановлением, ставится вопрос о его отмене или изменении в части назначения административного наказания. В обоснование заявленных требований защитник указывает, что при определении наказания не учтено, что выявленные в ходе инспекционного визита нарушения требований пожарной безопасности в магазине Общества являются устранимыми, в связи с чем Обществом в настоящее время предпринимаются необходимые меры и проводятся соответствующие мероприятия. Кроме того, на момент составления жалобы Обществом устранены нарушения, перечисленные в пунктах №№ 2, 9, 12, 14, 15 предписания. При этом, в части оставшихся пунктов предписания их исполнение сопряжено для Общества с существенными финансовыми затратами, поскольку они затрагивают изменение конфигурации помещения торгового объекта, требует закупки дополнительного оборудования, а также проведения технических работ с привлечением подрядных организаций. Обращает внимание, что контрольное мероприятие в отношении ООО «Альфа-М» проведено в период действия Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года №336, которым установлены дополнительные ограничения проведения контрольных мероприятий с целью защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, в условиях нестабильной экономической ситуации в РФ, выраженной в потере поставщиков, нарушением логистических цепочек, разрывом партнерских отношений с контрагентами, а также лишением доступа к некоторым механизмам рынка. Считает, что даже если надзорный орган и принял решение провести инспекционный визит в отношении хозяйствующего субъекта, фактически его провел, то при оформлении результатов проверки, а равно при производстве по делу об административном правонарушении, должностными лицами надзорного органа не должны быть проигнорированы как уязвимое положение субъекта предпринимательства в момент проверки, так и политика Правительства РФ, направленная на поддержку бизнеса (не зависимо от его крупности), снижение финансовой нагрузки на хозяйствующие субъекты и защиту их интересов в условиях финансовой нестабильности, что необходимо учитывать и при решении вопроса о виде административного наказания, подлежащего применению по отношению к юридическому лицу по итогам проведения контрольного мероприятия. Защитник указывает, что допущенные ООО «Альфа-М» нарушения требований пожарной безопасности не повлекли причинение вреда жизни и здоровью граждан, а равно не создали условия его возникновения. На торговом объекте ни разу за весь период его работы не возникала пожароопасная ситуация, не срабатывала система пожарной безопасности, случаи причинения вреда здоровью покупателей в связи с невыполнением требований пожарной безопасности не были выявлены. Допущенные нарушения выявлены в ходе мероприятия по государственному контролю за соблюдением требований пожарной безопасности, вместе с тем, мера о замене административного штрафа не предупреждение применима ко всем объектам предпринимательской деятельности и является антикризисной мерой, введенной Правительством РФ для поддержки бизнеса в условиях действующей экономической ситуации. Считает, что имеются правовые основания для замены штрафа в размере 300000 рублей на предупреждение, поскольку примененная мера ответственности является слишком строгой, избранной необоснованно и абсолютно не соответствующей характеру допущенного нарушения. Кроме того, ООО «Альфа-М» более 1 года не привлекалось к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, то есть рассматриваемый случай привлечения к административной ответственности является совершением административного правонарушения Обществом впервые.

Защитник ООО «Альфа-М» Беспалова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы и дополнений к ней поддержала по изложенным в них основаниям. Пояснила, что Общество признает вину и не оспаривает факт наличия выявленных нарушений, а также процедуру проведения проверки в отношении юридического лица, учитывая, что все нарушения привлекаемым лицом устранены, что подтверждается результатами проверки, проведенной административным органом на прошлой неделе. Указала, что акт по результатам проверки привлекаемым лицом не оспаривался. Дополнила, что у ООО «Альфа-М» не имеется задолженности по заработной плате перед сотрудниками, но имеются два кредитных обязательства, вызванные необходимостью финансовых затрат на устранение выявленных нарушений.

Законный представитель ООО «Альфа-М» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте слушания дела надлежащим образом.

Представитель административного органа – Обухов В.Л., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, полагая оспариваемое постановление законным и обоснованным. Подтвердил, что все допущенные ООО «Альфа-М» нарушения устранены в соответствии с выданным юридическому лицу предписанием, что установлено в ходе проверки его исполнения, проведенной ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав явившихся лиц, изучив жалобу и дополнений к ней, исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив дело в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, учитывая, что жалоба подана в суд в соответствии с требованиями ст.30.3 КоАП РФ и срок обжалования не пропущен, судья приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ (в редакции, действовавшей в момент совершения административного правонарушения) предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-ФЗ) техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: 1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; 2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; 3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (часть 1).

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом"О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности (часть 2).

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся: 1) национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона; 2) стандарты организаций, содержащие требования пожарной безопасности, а также специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (часть3).

В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению (часть 4).

На основании ч.1 ст.6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий: 1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

В соответствии со ст.82 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций (часть 2).

Линии электроснабжения помещений зданий и сооружений должны иметь устройства защитного отключения, предотвращающие возникновение пожара. Правила установки и параметры устройств защитного отключения должны учитывать требования пожарной безопасности, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 4).

Горизонтальные и вертикальные каналы для прокладки электрокабелей и проводов в зданиях и сооружениях должны иметь защиту от распространения пожара. В местах прохождения кабельных каналов, коробов, кабелей и проводов через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости должны быть предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций (часть 7).

Электрооборудование без средств пожаровзрывозащиты не допускается использовать во взрывоопасных, взрывопожароопасных и пожароопасных помещениях зданий и сооружений, не имеющих направленных на исключение опасности появления источника зажигания в горючей среде дополнительных мер защиты (часть 10).

Согласно ст.83 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены:

1) расчетным количеством огнетушащего вещества, достаточным для ликвидации пожара в защищаемом помещении, здании или сооружении;

2) устройством для контроля работоспособности установки;

3) устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и (или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения;

4) устройством для задержки подачи газовых и порошковых огнетушащих веществ на время, необходимое для эвакуации людей из помещения пожара;

5) устройством для ручного пуска установки пожаротушения, за исключением установок пожаротушения, оборудованных оросителями (распылителями), оснащенными замками, срабатывающими от воздействия опасных факторов пожара (часть 1).

Согласно ст.84 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ
оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов:

1) подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей;

2) трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре;

3) размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени;

4) включение эвакуационного (аварийного) освещения;

5) дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов;

6) обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре;

7) иные способы, обеспечивающие эвакуацию (часть 1).

Информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, должна соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий и сооружений планах эвакуации людей (часть 2).

Пожарные оповещатели, устанавливаемые на объекте, должны обеспечивать однозначное информирование людей о пожаре в течение времени эвакуации, а также выдачу дополнительной информации, отсутствие которой может привести к снижению уровня безопасности людей (часть 3).

В любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации. Световые оповещатели должны обеспечивать контрастное восприятие информации в диапазоне, характерном для защищаемого объекта (часть 4).

При разделении здания и сооружения на зоны оповещения людей о пожаре должна быть разработана специальная очередность оповещения о пожаре людей, находящихся в различных помещениях здания и сооружения (часть 5).

Размеры зон оповещения, специальная очередность оповещения людей о пожаре и время начала оповещения людей о пожаре в отдельных зонах должны быть определены исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре (часть 6).

Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания, сооружения (часть 7).

Технические средства, используемые для оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей из здания, сооружения при пожаре, должны быть разработаны с учетом состояния здоровья и возраста эвакуируемых людей (часть 8).

Звуковые сигналы оповещения людей о пожаре должны отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения (часть 9).

Звуковые и речевые устройства оповещения людей о пожаре не должны иметь разъемных устройств, возможности регулировки уровня громкости и должны быть подключены к электрической сети, а также к другим средствам связи. Коммуникации систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей допускается совмещать с радиотрансляционной сетью здания и сооружения (часть 10).

Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания (часть 11).

На основании ст.85 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ в зависимости от объемно-планировочных и конструктивных решений системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений должны выполняться с естественным или механическим способом побуждения. Независимо от способа побуждения система приточно-вытяжной противодымной вентиляции должна иметь автоматический и дистанционный ручной привод исполнительных механизмов и устройств противодымной вентиляции. Объемно-планировочные решения зданий и сооружений в совокупности с системой противодымной защиты должны обеспечивать предотвращение или ограничение распространения продуктов горения за пределы помещения и (или) пожарного отсека, секции для обеспечения безопасной эвакуации людей (часть 1)

Использование приточной противодымной вентиляции для создания избыточного давления воздуха в защищаемых помещениях, тамбур-шлюзах, лифтовых шахтах и на лестничных клетках без устройства естественной или механической вытяжной противодымной вентиляции не допускается (часть 3).

Конструктивное исполнение и характеристики элементов противодымной защиты зданий и сооружений в зависимости от целей противодымной защиты должны обеспечивать исправную работу систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или в течение всей продолжительности пожара (часть 6).

Автоматический привод исполнительных механизмов и устройств систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений должен осуществляться при срабатывании автоматических установок пожаротушения и (или) пожарной сигнализации. 8. Дистанционный ручной привод исполнительных механизмов и устройств систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений должен осуществляться от пусковых элементов, расположенных у эвакуационных выходов и в помещениях пожарных постов или в помещениях диспетчерского персонала (часть 7).

При включении систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений при пожаре должно осуществляться обязательное отключение систем общеобменной и технологической вентиляции и кондиционирования воздуха (за исключением систем, обеспечивающих технологическую безопасность объектов) (часть 9).

Одновременная работа автоматических установок аэрозольного, порошкового или газового пожаротушения и систем противодымной вентиляции в помещении пожара не допускается (часть 10).

Необходимость установки систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции, а также требования к составу, конструктивному исполнению, пожарно-техническим характеристикам, особенностям использования и последовательности включения элементов систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений определяются в зависимости от их функционального назначения и объемно-планировочных и конструктивных решений (часть 11).

На основании ст.89 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ Эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения (часть 1).

Приказом МЧС России от 19 марта 2020 года №194 утвержден свод правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (вместе с СП 1.13130.2020) (далее - СП 1.13130).

На основании п.4.2.11 СП 1.13130 не менее двух эвакуационных выходов должны иметь подвальные, а также цокольные этажи, заглубленные более чем на 0,5 м, при площади более 300 м2 или предназначенные для одновременного пребывания более 15 человек.

Согласно п.4.3.3 СП 1.13130 ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее: 1,2 м - для коридоров и иных путей эвакуации, по которым могут эвакуироваться более 50 человек; 0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам; 1,0 м - во всех остальных случаях.

В силу п.4.3.5 СП 1.13130 в полу на путях эвакуации, как правило, не допускаются перепады высот менее 0,45 м и выступы, за исключением порогов в дверных проемах высотой не более 50 мм и иной высоты для специально оговоренных случаев. При наличии таких перепадов и выступов, в местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6. Требования к минимальному количеству ступеней не распространяются на проходы со ступенями между рядами мест в зрительных залах, спортивных сооружениях и аудиториях, а также на сооружения наружных крылец.

При высоте лестниц (в том числе размещенных в лестничных клетках) более 45 см следует предусматривать ограждения с поручнями. При ширине лестниц более 1,5 м поручни должны быть предусмотрены с двух сторон, а при ширине 2,4 м и более - необходимо предусматривать промежуточные поручни. В зданиях с возможным пребыванием детей при наличии просвета между маршами лестниц 0,3 м и более, а также в местах опасных перепадов (1 м и более) высота указанных ограждений должна предусматриваться не менее 1,2 м.

Приказом МЧС России от 21 февраля 2013 года №116 утвержден свод правил СП 7.13130 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 7.13130).

Пунктом 7.2 СП 7.13130 предусмотрено, что удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции следует предусматривать: а) из коридоров и холлов жилых, общественных, административно-бытовых и многофункциональных зданий высотой более 28 м; б) из коридоров и пешеходных тоннелей подвальных и цокольных этажей жилых, общественных, административно-бытовых, производственных и многофункциональных зданий при выходах в эти коридоры (тоннели) из помещений с постоянным пребыванием людей; в) из коридоров без естественного проветривания при пожаре длиной более 15 м в зданиях с числом этажей два и более: - производственных и складских категорий А, Б, В; - общественных и административно-бытовых; - многофункциональных; г) из общих коридоров и холлов зданий различного назначения с незадымляемыми лестничными клетками; д) из атриумов и пассажей; е) из каждого производственного или складского помещения с постоянными рабочими местами, в том числе книгохранилищ, библиотек, фондохранилищ и реставрационных мастерских музеев, архивов (а для помещений высотного стеллажного хранения - вне зависимости от наличия постоянных рабочих мест), если эти помещения отнесены к категориям А, Б, В1, В2, В3 в зданиях I - IV степени огнестойкости, а также В4, Г или Д в зданиях IV степени огнестойкости; ж) из каждого помещения на этажах, сообщающихся с незадымляемыми лестничными клетками, или из каждого помещения без естественного проветривания при пожаре: - с высокой плотностью пребывания людей; - торговых залов; - офисов; - площадью 50 м2 и более с постоянными рабочими местами, предназначенного для хранения или использования горючих веществ и материалов; - гардеробных площадью 200 м2 и более; - автодорожных, кабельных, коммутационных с маслопроводами и технологических тоннелей, встроенно-пристроенных и сообщающихся с подземными этажами зданий различного назначения; з) помещений хранения автомобилей закрытых надземных и подземных автостоянок, отдельно расположенных, встроенных или пристроенных к зданиям другого назначения (с парковкой как при участии, так и без участия водителей - с применением автоматизированных устройств), а также из изолированных рамп этих автостоянок. Допускается проектировать удаление продуктов горения через примыкающий коридор из помещений площадью до 200 м2: производственных категорий В1, В2, В3, а также предназначенных для хранения или использования горючих веществ и материалов. Для торговых залов и офисных помещений площадью не более 800 м2 при расстоянии от наиболее удаленной части помещения до ближайшего эвакуационного выхода не более 25 м удаление продуктов горения допускается предусматривать через примыкающие коридоры, холлы, рекреации, атриумы и пассажи. Тупиковые части коридоров в зданиях различного назначения не допускается разделять перегородками с дверями на участки длиной менее 15 м.

Приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года №288 утвержден свод правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (вместе с "СП 4.13130.2013") (далее – СП 4.13130).

Согласно п.5.1.2 СП 4.13130 размещаемые в жилых и общественных зданиях помещения производственного и складского назначения (мастерские, лаборатории, кладовые различного назначения), а также помещения для инженерного оборудования и технического обслуживания с наличием пожароопасных и пожаровзрывоопасных процессов и веществ (котельные, системы газоснабжения, электроснабжения и т.д.) подлежат категорированию по взрывопожарной и пожарной опасности в соответствии с СП 12.13130.

Приказом МЧС России от 06 апреля 2021 года №200 года утвержден свод правил СП 6.13130.2021 "Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 6.13130.2021).

В силу п.6.6 СП 6.13130.2021 совместная прокладка кабелей и проводов СПЗ с кабелями и проводами иного назначения, а также кабелей питания СПЗ и кабелей линий связи СПЗ в одном коробе, трубе, жгуте, замкнутом канале строительной конструкции не допускается. В одном сплошном металлическом коробе (лотке) допускается совместно прокладывать экранированные кабели линий связи СПЗ с линиями связи, не относящимися к СПЗ, и экранированные кабели линий связи СПЗ с экранированными кабелями питания СПЗ при условии их разделения, в указанных случаях, сплошной металлической перегородкой по всей высоте короба (лотка).

Пунктом 6.4 СП 6.13130.2021 предусмотрено, что работоспособность электропроводок СПЗ в условиях пожара обеспечивается выбором типа исполнения кабелей в соответствии с ГОСТ 31565 (за исключением электропроводок по 6.3 настоящего свода правил) и способом их прокладки.

Пунктом 5.4 СП 6.13130.2021 предусмотрено, что на объектах, электроприемники которых отнесены к третьей категории по надежности электроснабжения, питание электроприемников СПЗ должно осуществляться от самостоятельного НКУ, которое должно подключаться после аппарата управления и до аппарата защиты ВРУ, ГРЩ или НКУ здания, при этом резервное питание следует осуществлять от АИП. В качестве АИП могут применяться АКБ достаточной емкости для обеспечения непрерывного питания в течение времени, необходимого для выполнения своих функций электрооборудованием СПЗ на объекте защиты. Расчет емкости АКБ для функционирования СПЗ при прекращении электроснабжения от самостоятельного НКУ может быть выполнен в соответствии с приложением А. Эксплуатация АКБ должна выполняться в условиях согласно ТД на АКБ.

Приказом МЧС России от 20 июля 2020 года №539 утвержден свод правил "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности" (вместе с СП 486.1311500.2020.) (далее – СП 486.1311500.2020.).

Пунктом 4.4 СП 486.1311500.2020. предусмотрено, что в зданиях и сооружениях, указанных в данном перечне, следует защищать АУП и (или) СПС все помещения независимо от площади, кроме помещений: - с мокрыми процессами, душевых, плавательных бассейнов, санузлов, мойки; - венткамер (за исключением вытяжных, обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных, тепловых пунктов; - категории В4 (за исключением помещений категории В4 в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф4.1 и Ф4.2) и Д по пожарной опасности; - лестничных клеток; - тамбуров и тамбур-шлюзов; - чердаков (за исключением чердаков в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф4.1 и Ф4.2). Примечание - в лифтовых холлах и безопасных зонах предусматривается установка только СПС.

Приказом МЧС России от от 31 июля 2020 года №582 утвержден свод правил "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования" (вместе с "СП 484.1311500.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования") (далее – СП 484.1311500.2020.).

Согласно п.6.6.37 СП 484.1311500.2020 расстояния между ИП и объектами, препятствующими распространению дымовых и тепловых потоков в помещении (балки, выступы, оборудование инженерных систем, выступающие светильники, вентиляционные отверстия и т.п.), следует измерять по кратчайшему пути. Расстояние измеряется от центра ИП до ближайшей точки объекта.

В силу п.54 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года №1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" на объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.

В соответствии с п.107 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года №1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" в рабочее время загрузка (выгрузка) товаров и тары должна осуществляться по путям, не связанным с эвакуационными выходами, предназначенными для покупателей.

Оспариваемое постановление вынесено по тем основаниям, что в соответствии с решением начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Петрозаводску управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия ФИО о проведении внепланового инспекционного визита от ДД.ММ.ГГГГ в связи с выявлением в ходе выездного обследования признаков нарушения требований пожарной безопасности, указанных в обращении от ДД.ММ.ГГГГ, должностными лицами административного органа в отношении ООО «Альфа-М» был проведен внеплановый инспекционный визит в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора, в ходе которого ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> час. <данные изъяты> мин. выявлены нарушения ООО «Альфа-М» требований пожарной безопасности при осуществлении своей деятельности в помещении магазина <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>, а именно:

1. Подвальный этаж (заглубленный более чем на 0,5 м), предназначенный для одновременного пребывания 15 и более человек имеет один эвакуационный выход, что является нарушением ст.4, ст.6, ч.1 ст.89 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.4.2.11 СП 1.13130.2020;

2. В рабочее время загрузка товаров и тары осуществляется по эвакуационному пути, связанному с эвакуационным выходом, предназначенному для покупателей, что является нарушением п.107 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года №1479;

3. Ширина коридора при входе в торговый зал и проёмов торгового зала менее 1,0 метра (0,91 метра, 0,84 метра и 0,71 метра от входа в помещение торгового зала магазина соответственно), что является нарушением ст.4, ст.6, ч.1 ст.89 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.4.3.3 СП 1.13130;

4. На путях эвакуации из торгового зала установлен порог высотой менее 0,45м (пандус высотой 0,2 м установлен не по направлению пути эвакуации), что является нарушением ст.4, ст.6, ч.1 ст.89 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.4.3.5 СП 1.13130;

5. Торговый зал магазина не оборудован системой вытяжной противодымной вентиляции, что является нарушением ч.4 ст.4, ч.1 ст.6, ч.1 ст.85 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.7.2 СП 7.13130.2020;

6. Предоставленные сведения о категорировании помещений (складов) площадью 24,9 м? и 36,1 м? по взрывопожарной и пожарной опасности не соответствуют СП 12.13130, что является нарушением ч.4 ст.4, ч.1 ст.6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.5.1.2 СП 4.13130.2012;

7. Тип заполнения проёмов в противопожарных преградах, отделяющих складские помещения площадью 24,9 м? и 36,1 м? не соответствует требованиям, что является нарушением ч.4 ст.4, ч.1 ст.6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.5.1.2 СП 4.13130;

8. В местах прохождения кабелей и проводов через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости не предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций (пересечения кабелями стен и межэтажных перекрытий), что является нарушением ч.4 ст.4, ч.1 ст.6, ч.7 ст.82 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

9. На объекте защиты отсутствует (не хранится) техническая документация в полном объеме (паспорта на компоненты СПС и СОУЭ, сертификаты/протоколы испытаний на кабельные линии и огнестойкие проходки), что является нарушением п.54 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года №1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации";

10. Допущена совместная прокладка линий СПС и СОУЭ с другими кабелями и проводами в одной кабельном канале, лотке (помещение склада у торгового зала №l), что является нарушением ч.4 ст.4, ч.1 ст.6, ст.82 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.6.6 СП 6.13130.2021;

11. Отсутствует подтверждение работоспособности кабельных линий СПС и СОУЭ в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций (отсутствует сертификат/протокол испытаний кабельной линии, кабельные линии, в т.ч. силовые, внутри полимерных кабельных каналов не закреплены), что является нарушением ч.4 ст.4, ч.1 ст.6, ч.2 ст.82 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.6.4 СП 6.13130.2021;

12. Отсутствует расчёт ёмкости АКБ для функционирования систем противопожарной защиты при прекращении электроснабжения от основного источника питания, что является нарушением ч.4 ст.4, ч.1 ст.6, ч.10 ст.82 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.5.4 СП 6.13130.2021;

13. Источники электропитания СПС и СОУЭ запитаны после аппаратов защиты, без использования низковольтного комплектного устройства (НКУ) отличительного (красного) цвета, что является нарушением ч.4 ст.4, ч.1 ст.6, ст.83, 84 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.5.4 СП 6.13130.2021;

14. Помещение за кассой не оборудовано СПС, что является нарушением ч.4 ст.4, ч.1 ст.6, ч.1 ст.83, ст.84 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.4 СП 486.1311500.2020;

15. Расстояние между ДИП в торговом зале №2 при размещении их на потолке с линейными балками не соответствует нормативному (3,5 м при необходимом не более 2,3 м), что является нарушением ч.4 ст.4, ч.1 ст.6, ч.1 ст.83, ст.84 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.6.6.37, табл.4 СП 484.1311500.2020.

Установленные в ходе внепланового инспекционного визита нарушения требований пожарной безопасности зафиксированы в акте инспекционного визита от ДД.ММ.ГГГГ.

Событие инкриминируемого правонарушения и вина ООО «Альфа-М» в его совершении подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, который соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ, содержит достаточные и достоверные данные о месте и времени выявления правонарушения, сведения о привлекаемом лице, а также обстоятельства допущенного им нарушения, и существенных недостатков не имеет; протоколом инструментального обследования от ДД.ММ.ГГГГ; заключением от ДД.ММ.ГГГГ по результатам испытаний систем противопожарной защиты, в соответствии с которым система пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в помещениях ООО «Альфа-М» по адресу <адрес>, находятся в неисправном состоянии (не соответствуют требованиям нормативных документов по пожарной безопасности); копией договора аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ; заявкой по форме «Обращения граждан» от ДД.ММ.ГГГГ вх.№; заданием на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым органом (выездное обследование) от ДД.ММ.ГГГГ ; фототаблицей по факту проверки сведений, изложенных в обращении № от ДД.ММ.ГГГГ о нарушении требований пожарной безопасности в подвальном помещении магазина <данные изъяты> здания многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>; актом выездного внепланового обследования от ДД.ММ.ГГГГ -В; протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ; решением прокурора о результатах рассмотрения заявления о согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ; заявлением о согласовании с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ; мотивированным представлением старшего дознавателя ОНДиПР по г.Петрозаводску Обухова В.Л. от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия и его согласовании начальником ОНДиПР по г.Петрозаводску ФИО; актом внепланового инспекционного визита от ДД.ММ.ГГГГ , которым установлены нарушения требований пожарной безопасности, допущенные ООО «Альфа-М»; предписанием об устранении нарушений обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ со сроком устранения нарушений ДД.ММ.ГГГГ; протоколом осмотра помещения магазина <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей; решением о проведении внепланового инспекционного визита от ДД.ММ.ГГГГ и другими материалами дела, а также пояснениями защитника, изложенными в судебном процессе.

Исследованные должностным лицом доказательства вины ООО «Альфа-М» получены в соответствии с требованиями закона и являются допустимыми, сомневаться в их достоверности оснований не имеется.

Собранные по делу доказательства оценены должностным лицом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, что соответствует ст.26.11 КоАП РФ.

При вынесении оспариваемого постановления должностным лицом административного органа приняты во внимание все доказательства, имеющиеся в материалах дела, правильно определены фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для всестороннего рассмотрения дела об административном правонарушении, обоснованно сделан вывод о виновности ООО «Альфа-М» в совершении правонарушения и дана правильная юридическая оценка его действиям по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ КоАП РФ

Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст.1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены. Обоснованность привлечения ООО «Альфа-М» к административной ответственности сомнений не вызывает.

Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Существенных процессуальных нарушений при рассмотрении дела должностным лицом, влекущих за собой отмену постановления и прекращение производства по делу, не допущено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не выявлено.

Оснований для освобождения ООО «Альфа-М» от административной ответственности, в том числе на основании ст.2.9 КоАП РФ не имеется.

Однако с применением наказания в виде административного штрафа в размере 300000 рублей в отношении привлекаемого лица согласиться нельзя.

Санкция ч.1 ст.20.4 КоАП РФ предусматривает наказание в виде предупреждения или административного штрафа в отношении юридических лиц в размере от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Как прямо закреплено КоАП РФ наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения, применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.

Частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Вопреки доводам жалобы, несмотря на то, что ООО «Альфа-М» впервые привлекается к административной ответственности, основания для назначения юридическому лицу наказания в виде предупреждения отсутствуют ввиду угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Судья считает, что назначенное должностным лицом наказание в виде штрафа в размере 300000 рублей не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Учитывая изложенное, принимая во внимание характер совершенного правонарушения, объем выявленных нарушений, которые в настоящий момент устранены, а также финансовое и имущественное положение привлекаемого лица, значительный размер минимального штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, судья приходит к выводу об изменении оспариваемого постановления в части определения наказания ООО «Альфа-М» – наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей следует изменить на наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

Постановление заместителя главного государственного инспектора г.Петрозаводска по пожарному надзору, заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Петрозаводску Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия Пушкаревича Н.С. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Альфа-М» изменить, назначить Обществу с ограниченной ответственностью «Альфа-М» административное наказание в виде административного штрафа в размере 150000 (ста пятидесяти тысяч) рублей.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (г.Петрозаводск, ул.Кирова, д.27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).

Судья                         О.В. Кайгородова

12-419/2024

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "Альфа-М"
Другие
Беспалова Екатерина Антоновна
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Дело на странице суда
petrozavodsky.kar.sudrf.ru
28.05.2024Материалы переданы в производство судье
28.05.2024Истребованы материалы
20.06.2024Поступили истребованные материалы
15.08.2024Судебное заседание
28.08.2024Судебное заседание
04.09.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
09.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.09.2024Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
28.09.2024Вступило в законную силу
04.10.2024Дело оформлено
04.10.2024Дело передано в архив
28.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее