Дело № 2-3294/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 апреля 2017 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Щелканова М.В.
при секретаре Куприенковой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артеевой Л.В. к администрации МО ГО «Сыктывкар» об обязании предоставить жилое помещение,
у с т а н о в и л :
Артеева Л.В. обратилась в суд с иском к ответчику, указав следующее. Истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, на территории МО МР «Ижемский». Город Сыктывкар является местом жительства истца, в связи с чем просит суд обязать ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры, пригодное для постоянного проживания в г. Сыктывкаре, площадью не ниже установленной нормы предоставления на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании истец Артеева Л.В. и ее представитель по ходатайству Артеева С.В. на иске настаивали.
Представитель ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» в судебное заседание не явился, о слушании ответчик извещен.
Представитель третьего лица Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми не явился, о слушании третье лицо извещено.
Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Артеева Л.В., ** ** **р., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ...
В соответствии с постановление администрации МО МР «Ижемский» от ** ** ** № ... Артеева Л.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, на территории МО МР «Ижемский».
Жилым помещением Артеева Л.В. администрацией МО МР «Ижемский» не обеспечена.
Истец указывает на то, что ее местом жительства является город Сыктывкар.
Данный факт подтверждается следующими доказательствами. В период с ** ** ** Артеева Л.В. обучалась на очном отделении ГПОУ «...», что подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании. В настоящее время проживает по адресу: ..., что подтверждается договором найма жилого помещения.
Из пояснений истца следует, что она утратила связь с ... районом, поскольку дом, где она зарегистрирована, разобран, бабушка и сестра проживают в городе Сыктывкаре.
Из представленных документов следует, что решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ** ** ** по делу № ... на администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность предоставить сестре истца Артеевой С.В. жилое помещение как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
** ** ** между сестрой истца Артеевой С.В. и администрацией МО ГО «Сыктывкар» заключен договор найма жилого помещения АО адресу: ...
...
Дом, в котором проживали и до настоящего времени зарегистрированы по месту жительства Артеева Л.В. и ее бабушка ... Л.А., по адресу: ..., разобран и отсутствует, что следует из ответа администрации сельского поселения «...».
В судебном заседании в качестве свидетеля допрошена ... Л.А., которая пояснила, что с ** ** ** проживает у своей внучки Артеевой С.В. в г. Сыктывкаре.
Истец не является ни нанимателем (членом семьи нанимателя), ни собственником (членом семьи собственника) жилого помещения.
В соответствии с ответом администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** № ... истцу отказано в предоставлении жилого помещения в городе Сыктывкаре.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1. ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п.п.2 п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
Норма предоставления площади жилого помещения на территории МО ГО «Сыктывкар» составляет 13,5 кв.м. (решение Совета МО "Город Сыктывкар" от 28.11.2005 N 20/11-282 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения").
Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 20.10.2015 часть 2 статьи 7 Законом Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» признана соответствующей Конституции Республики Коми в части предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения этих жилых помещений.Закон Республики Коми от 07.12.2012 г. № 104-РЗ утратил силу с 01.01.2016 г. в связи с принятием Закона Республики Коми от 25.12.2015 г. № 132- РЗ.
С 01.01.2016 г. в Республике Коми действует Закон Республики Коми от 25.12.2015 N 134-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан".
В силу положений п. 1 ст. 7 указанного Закона Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, включенным в список, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, однократно в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (п. 2 ст. 7 Закона № 134-РЗ).
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 20.05.2011 "По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 части первой статьи 3 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года N 139-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" по жалобам граждан Купцовой Олеси Олеговны и Шебыревой Татьяны Вячеславовны" пункт 1 части первой статьи 3 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года N 139-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" в той мере, в какой он допускает включение не имеющих закрепленного жилого помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда, предоставляемых по договорам социального найма, по месту выявления и первичного учета указанных лиц на территории Республики Коми, а также позволяет игнорировать принцип реальной направленности оказания социальной помощи и не учитывать законные интересы граждан, обеспеченные федеральным законодательством, признан не соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 17 (части 1 и 2), 64 (часть 2) и 65 (часть 1).
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, с что ** ** ** истец проживает в Сыктывкаре, город Сыктывкар в настоящее время стал постоянным местом жительства истца, связь с ... районом утрачена. Близкие родственники (сестра и бабушка) проживают в Сыктывкаре. Возвращение в ... район в настоящее время невозможно в связи с отсутствием места жительства.
С 01 января 2013 года законодатель предусмотрел новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться по месту жительства (пункт 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 1549-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ). Место постановки на регистрационный учет для получения жилого помещения не изменяет право данной категории лиц на получение жилого помещения по месту своего фактического проживания.
Учитывая вышеназванные нормы, фактические обстоятельства дела, принцип реальной направленности оказания социальной помощи, законный интересы истца, обеспеченные федеральным законодательством, суд полагает, что истец вправе претендовать на получения жилья на территории г. Сыктывкара.
Суд также отмечает следующее.
В ** ** ** Артеева Л.В. выразила намерение возвратиться в ... район, обратившись в соответствующим заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
Однако до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, места жительства в ... районе у истца не имеется, работа отсутствует, в связи с чем истец Артеева Л.В. выбрала место жительства в городе Сыктывкаре. Обращение в администрацию МО ГО «Сыктывкар» имело место до достижения ** ** ** возраста.
Учитывая изложенное, иск подлежит удовлетворению путем обязания ответчика предоставить жилое помещение на условиях специализированного найма на состав семьи один человек по норме площади жилого помещения по договору социального найма.
По смыслу п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено предоставление жилых помещений в виде квартир или жилых домов.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
иск Артеевой Л.В. к администрации МО ГО «Сыктывкар» об обязании предоставить жилое помещение удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Сыктывкар» предоставить Артеевой Л.В. отдельное благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, на состав семьи ... человек на условиях специализированного найма в пределах территории МО ГО «Сыктывкар» по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
.
Судья М.В. Щелканов