Дело № 2-174/2020 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2020 года г.Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Полузеровой С.В.,
при секретаре Романовой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Богдановой В.Е. к администрации муниципального образования «Сосновецкое сельское поселение», Егоровой Г.М. и Богданову И.В. о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности на объекты недвижимости,
установил:
Богданова В.Е. обратилась в суд с указанным выше иском по тем основаниям, что она является наследником по закону к имуществу умершего 27.10.2011 мужа Б.М.П. Наследство состоит из жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: .... Кроме нее наследниками первой очереди после смерти Б.М.П. являются ее дочь Егорова Г.М. и сын Богданов И.М. После смерти мужа она фактически вступила во владение наследством, обеспечивала сохранность дома, платила налоги, продолжала проживать в нем, оплачивать коммунальные услуги, пользоваться земельным участком. Документы на имущество не оформлены должным образом. Истица просила суд включить в состав наследственного имущества жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: ... признать за ней право собственности на указанное выше имущество в порядке наследования.
Определением Беломорского районного суда Республики Карелия от 22.04.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
В судебном заседании истец Богданова В.Е. не участвовала, извещена надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просила.
Ответчики АМО «Сосновецкое сельское поселение», Богданов И.М., Егорова Г.М. в судебном заседании не присутствовали, извещены о рассмотрении дела, возражений не представили.
Третье лицо нотариус Беломорского нотариального округа в судебном заседании не участвовала, извещена о слушании дела, просила рассмотреть дело в её отсутствие, с заявленными требованиями согласна.
Третьи лица Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в судебное заседание своих представителей не направили, уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения дела, возражений не представили.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Б.М.П.., ХХ.ХХ.ХХ г.р., и Богданова В.Е., ХХ.ХХ.ХХ г.р., в период с 01.07.1967 по 27.10.2011 являлись супругами, что подтверждается копией повторного свидетельства о заключении брака <данные изъяты>.
Б.М.П. и Богданова В.Е. от брака имеют детей – Богданова И.М., ХХ.ХХ.ХХ., и Егорову Г.М., ХХ.ХХ.ХХ
Б.М.П. умер 27.10.2011, что подтверждается копией свидетельства о смерти №.
Как следует из сообщения нотариуса Беломорского нотариального округа от 14.05.2020, наследственное дело к имуществу Б.М.П. не открывалось.
Согласно выписке из похозяйственной книги от 03.06.2019, подготовленной Главой АМО «Сосновецкое сельское поселение», Богданову М.ПХХ.ХХ.ХХ., умершему 27.10.2011, принадлежал на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, общей площадью 900 кв.м., расположенный по адресу: ....
Судом исследованы похозяйственные книги Шуерецкой сельской администрации по ... в Беломорском районе №3 на 1980, 1981, 1982гг., №1 на 1998, 2001гг., из которых следует, что правообладателем жилого дома №, ХХ.ХХ.ХХ года постройки (лицевые счета №№121, 50) является Б.М.П.
Из копии технического паспорта на жилой дом № (инв.№), ХХ.ХХ.ХХ года постройки, общей площадью 28.4 кв.м. по ... в ... Республики Карелия следует, что его правообладателем является Б.М.П.
Как следует из справок АМО «Сосновецкое сельское поселение» от 13.02.2019, 14.05.2019 Б.М.П. на день смерти 27.10.2011 был зарегистрирован и проживал по адресу: ..., совместно с ним проживала супруга Богданова В.Е.
По сведениям, предоставленным УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по РК от 15.05.2020, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись об объекте недвижимого имущества – жилом доме, расположенном по адресу: ..., ХХ.ХХ.ХХ года постройки, с инвентарным номером №, с кадастровым номером №, общей площадью 28,4 кв.м., при этом, данные о правообладателях отсутствуют. Информации о земельном участке по данному адресу не имеется.
В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно ч.2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
В судебном заседании установлено, что после смерти ХХ.ХХ.ХХ Б.М.П. открылось наследство, состоящее из жилого дома, расположенного по адресу: ..., общей площадью 28,4 кв.м. с кадастровым номером №. Права на жилой дом не были зарегистрированы в установленном порядке, но подтверждаются иными имеющимися в материалах дела доказательствами. Наследниками по закону являются его супруга Богданова В.Е. и дети – Богданов И.М. и Егорова Г.М. Каких-либо притязаний третьих лиц в отношении указанного жилого дома не установлено, при этом уполномоченные органы местного самоуправления Сосновецкого сельского поселения не предъявили претензий к истцу в части констатации права собственности. В свою очередь, Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК» предоставлены суду сведения об отсутствии записи в Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении прав иных лиц на указанный объект.
В связи с тем, что Б.М.П. на день смерти не оформил свои права, не зарегистрировал право собственности на жилой дом и земельный участок в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, истец в настоящее время лишена возможности оформить свои наследственные права.
Согласно ч.1 ст.1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельство о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. В силу ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии с информацией, предоставленной АМО «Сосновецкое сельское поселение», на день смерти Б.М.П., а также ежегодно в садово-огороднический период (май-октябрь) Богданова В.Е. проживала в указанном выше жилом доме (справки от 13.02.2019, 15.02.2019). Из квитанций-счетов на оплату коммунальных услуг по электроснабжению, выставленных по адресу: ..., за август 2017г., июнь 2018г., октябрь 2018г., следует, что они оплачены.
Указанные выше документы свидетельствуют о том, что Богданова В.Е. фактически вступила в права наследования после смерти супруга Б.М.П., поскольку приняла меры к сохранности жилого дома, оплачивала коммунальные платежи.
Из материалов дела следует, что земельный участок, на котором расположен спорный жилой дом, принадлежал Б.М.П. на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно положениям статьи 1181 ГК РФ с учетом разъяснений, приведенных в пункте 81 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 "О судебной практике по делам о наследовании", по наследству может переходить только такой земельный участок, который принадлежал наследодателю на праве собственности или праве пожизненного наследуемого владения.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком относится к числу ограниченных вещных прав, которые наследованию не подлежат. В отличие от права собственности и права пожизненного наследуемого владения земельным участком право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в состав наследства не входит и наследниками не наследуется. Переход права пользования таким земельным участком к наследнику возможен, но только по правилам статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации в случае перехода права собственности на здание (строение), расположенное на этом участке.
Согласно пункту 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В силу разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 82 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9, суд вправе признать за наследниками право собственности в порядке наследования на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, при условии, что наследодатель обратился в установленном порядке в целях реализации предусмотренного пунктом 9.1 (абзацы первый и третий) статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права зарегистрировать право собственности на такой земельный участок (за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность).
Б.М.П. при жизни не обращался на основании пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" за оформлением права собственности на спорный земельный участок.
Учитывая изложенное, правовых оснований для включения спорного земельного участка в состав наследства после смерти Б.М.П. и признания за истцом права собственности в порядке наследования на данный земельный участок у суда не имеется.
При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части включения в наследственную массу после смерти Б.М.П. жилого дома № по ... и признании права собственности на него за истцом.
Вместе с тем, решение суда о признании за Богдановой В.Е. права собственности на жилой дом является основанием для государственной регистрации в установленном законом порядке права собственности на земельный участок, на котором расположено указанное здание.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Богдановой В.Е. удовлетворить частично.
Включить жилой дом № по улице ..., общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, в состав наследства после смерти Б.М.П., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, уроженца ..., умершего ХХ.ХХ.ХХ.
Признать право собственности Богдановой В.Е., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, на объект недвижимости - жилой дом № по улице ..., общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья С.В. Полузерова
Решение в окончательной форме изготовлено 19 мая 2020 года.