Судья Хазова В.Н. дело № 33-11031/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 июня 2021 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего Татуриной С.В.,
судей Котельниковой Л.П., Корниенко Г.Ф.,
при секретаре Аверьяновой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-109/2021 по иску Карзаковой Татьяны Валентиновны к Администрации Зимовниковского сельского поселения Ростовской области об обязании назначить пенсию за выслугу лет, по апелляционной жалобе Карзаковой Татьяны Валентиновны на решение Зимовниковского районного суда Ростовской области от 19 февраля 2021 года. Заслушав доклад судьи Котельниковой Л.П., судебная коллегия
установила:
Карзакова Т.В. обратилась в суд с иском к Администрации Зимовниковского сельского поселения Ростовской области об обязании назначить пенсию за выслугу лет, указав в обоснование заявленных исковых требований, что стаж работы истца на муниципальной службе следует исчислять с 01.09.1988 г., когда она была переведена с должности делопроизводителя на должность бухгалтера в централизованную бухгалтерию в Исполнительном комитете Зимовниковского поселкового Совета народных депутатов.
В связи с ликвидацией исполкома, с 18.03.1992г. истец была уволена с должности бухгалтера, но решением суда от 11.12.1992г. была восстановлена в должности бухгалтера Зимовниковской сельской администрации с 18.03.1992г. С апреля 1994г. переведена на должность специалиста 2 категории по налогам. С 03.04.1995г. переведена на должность специалиста 1 категории.
С 01.10.1997г. истец была переведена на должность специалиста 1 категории в Администрацию Зимовниковского района, а с 01.04.2004г. переведена на должность специалиста 1 категории в администрацию Зимовниковского сельского совета, откуда уволена по соглашению сторон 08.06.2009г. Стаж муниципальной службы истца составил 20 лет 09 месяцев 08 дней.
В последующем 16.06.2020г. истец обратилась к Главе Администрации Зимовниковского сельского совета с заявлением о назначении ей государственной пенсии по выслуге лет, с определением ее размера, исходя из среднемесячного денежного содержания по должности специалиста 1 категории.
Администрацией Зимовниковского сельского поселения Ростовской области 30.06.2020г. в назначении государственной (муниципальной) пенсии за выслугу лет истцу отказано в связи с тем, что она уволилась с муниципальной службы 08.06.2009г. - до наступления права на страховую пенсию по старости.
Полагая отказ в назначении пенсии за выслугу лет незаконным, истец просила суд обязать ответчика назначить ей пенсию за выслугу лет, с даты обращения за ее назначением, то есть с 16.07.2020г.
Решением Зимовниковского районного суда Ростовской области от 19.02.2021г. в удовлетворении исковых требований Карзаковой Т.В. к Администрации Зимовниковского сельского поседения Ростовской области об обязании назначить пенсию за выслугу лет отказано.
В апелляционной жалобе Карзакова Т.В. просит отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным и принять по делу новое решения об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы истец указала на то, что суд первой инстанции применил закон, не подлежащий применению, и неправильно истолковал закон - ч.2 ст.1 Положения о государственной пенсии за выслугу лет, лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «Зимовниковское сельское поселение» Зимовниковского района Ростовской области, утвержденного решением Собрания депутатов Зимовниковского сельского поселения от 15.10.2009г. (далее Положение), согласно которой право на государственную пенсию за выслугу лет определяется по основанию последнего увольнения с муниципальной службы. При этом не является обязательным условием назначения данного вида пенсии увольнение с муниципальной службы непосредственно перед обращением лица за назначением государственной пенсии за выслугу лет.
По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции в нарушение требований ч.2 ст.15 КАС РФ применил Положение с изменениями, внесенными решением Собрания депутатов Зимовниковского сельского поселения от 10.07.2020г., сославшись на ч.2 ст.1 Положения в измененной редакции, не учитывая, что данное решение не вступило в законную силу, поскольку оно вступает в силу только после его официального опубликования, сведения о котором отсутствуют.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. 167 ГПК Российской Федерации в отсутствие ответчика Администрации Зимовниковского сельского поселения Ростовской области, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о чем в материалах дела им еется уведомление (л.д.153).
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав истца и его представителя, поддержавших доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда.
В соответствии с п. п. 12 п. 1 ст. 11, ст. 23 Федерального закона РФ N 25-ФЗ от 02.03.2007 года "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации. Муниципальному служащему гарантируются, в том числе, пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью. Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
В силу положений ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.п. «е» п.2 ч.2 ст.1 Положения о государственной пенсии за выслугу лет, лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «Зимовниковское сельское поселение» Зимовниковского района Ростовской области, утвержденного решением Собрания депутатов Зимовниковского сельского поселения от 15.10.2009г. (далее Положение), право на государственную пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящим Положением имеют лица, замещавшие на 01 января 2006г. и (или) позднее, муниципальные должности муниципальной службы, должности муниципальной службы, при наличии на момент увольнения с указанных должностей стажа муниципальной службы, дающего право на государственную пенсию за выслугу лет, не менее 15 лет и при увольнении с муниципальной службы по следующим основаниям: увольнение по собственному желанию.
Решением Собрания депутатов Зимовниковского сельского поселения от 10.07.2020г. «О внесении изменений Положения о государственной пенсии за выслугу лет, лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «Зимовниковское сельское поселение» Зимовниковского района Ростовской области» п.2 изложен в следующей редакции: «для лиц, указанных в п.2 и 3 ч.1 настоящей статьи, право на государственную пенсию за выслугу лет определятся по основанию последнего увольнения с муниципальной службы».
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 01.09.1988 г. по 08.06.2009г. Карзакова Т.В. работала на муниципальных должностях, последнее место работы - специалист 1 категории Администрации Зимовниковского сельского поселения, откуда была уволена 08.06.2009г.
Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела, что с 23.12.2019 г. Карзакова Т.В. является получателем страховой пенсии по старости пенсии в соответствии с нормами ст. 8 Федерального Закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях".
Судом также установлено, что 16.07.2020 г. истец обратилась в Администрацию Зимовниковского сельского поселения Зимовниковского района Ростовской области с письменным заявлением о назначении государственной пенсии за выслугу лет (л.д.49-50).
Решением ответчика, оформленным письмом от 30.07.2020 г. N 937, Карзаковой Т.В. отказано в назначении пенсии по выслуге лет, поскольку в соответствии с положениями абз.2 ч.1 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» государственные служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным п.1,2, п.3,7 ч.1 ст.33, п.п. «б» п.1 ч.1 ст.37 и п.4 ч.2 ст.39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» имею право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с ч.1 ст.8 и ст.ст.9, 30-33 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» и непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев.
Те же нормы законодательства применяются и к муниципальным служащим, согласно п.6 ст.5 Федерального закона от 02.03.2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и согласно п.3 ст.1 решения Собрания депутатов Зимовниковского сельского поселения от 15.10.2009г. №44 «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «Зимовниковское сельское поседение» Зимовниковского района Ростовской области.
Таким образом, для получения права на государственную (муниципальную) пенсию за выслугу лет истец должна была уйти на страховую пенсию по старости с должности государственной (муниципальной) службы и непосредственно перед увольнением замещать должность государственной гражданской службы или муниципальной службы не менее 12 полных месяцев, на страховую пенсию по старости заявитель вышла из образовательного учреждения, в связи с чем у Карзаковой Т.В. отсутствуют правовые основания на назначение государственной пенсии за выслугу лет, так как она уволилась с муниципальной службы 08.06.2009г., до наступления права на страховую пенсию по старости (л.д. 5-6).
Оставляя без удовлетворения исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями п. п. 12 п. 1 ст. 11, ст. 23 Федерального закона РФ N 25-ФЗ от 02.03.2007 года "О муниципальной службе в Российской Федерации", ст.10 Областного закона Ростовской области от 09.10.2007г. №786-ЗС «О муниципальной службе в Ростовской области», п.п. «е» п.2 ч.2 ст.1 Положения о государственной пенсии за выслугу лет, лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «Зимовниковское сельское поселение» Зимовниковского района Ростовской области, утвержденного решением Собрания депутатов Зимовниковского сельского поселения от 15.10.2009г., с учетом изменений, внесенных решением Собрания депутатов Зимовниковского сельского поселения от 10.07.2020г., согласно которому право на государственную пенсию за выслугу лет определяется по основанию последнего увольнения с муниципальной службы и исходя из фактических обстоятельств дела, пришел к выводу об отсутствии у Карзаковой Т.В. права на назначение данного вида пенсии.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным по делу доказательствам.
Так, согласно ч. 1 ст. 2 от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Должность муниципальной службы - это должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 "25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
При этом содержание и специфика профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации, а также профессиональной деятельности муниципальных служащих на должностях муниципальной службы, характер выполняемых ими функций, предъявляемые к ним квалификационные требования и ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской и муниципальной службы, обусловливают особый правовой статус государственных гражданских и муниципальных служащих.
Положениями Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12 ч. 1 ст. 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23).
В силу п. п. 2, 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, отношения в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих строятся с учетом принципиального единства природы муниципальной службы и государственной гражданской службы, что обусловлено объективной схожестью условий и порядка их прохождения.
Именно поэтому как Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (п. 4 ст. 7), так и Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ч. 1 ст. 24) исходят из того, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного, в рамках действующего правового регулирования полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения муниципальных служащих муниципальных образований субъектов Российской Федерации возложены федеральным законодателем на сами органы местного самоуправления, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий муниципальным служащим (ежемесячная доплата к трудовой пенсии, пенсия за выслугу лет и другие).
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих, в связи с чем оценка прав служащего на пенсионное обеспечение за счет средств местного бюджета должна производиться с учетом заявительного порядка назначения пенсии по выслуге лет и действующего в органе местного самоуправления акта, регулирующего порядок назначения таких пенсий.
Отношения, связанные с условиями и порядком назначения государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Зимовниковского района Ростовской области, регулируются Положением о государственной пенсии за выслугу лет, лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «Зимовниковское сельское поселение» Зимовниковского района Ростовской области, утвержденным решением Собрания депутатов Зимовниковского сельского поселения от 15.10.2009г., с учетом изменений, внесенных решением Собрания депутатов Зимовниковского сельского поселения от 10.07.2020г.
В соответствии с п.п. «е» п.2 ч.2 ст.1 Положения (в редакции решения Собрания депутатов Зимовниковского сельского поселения от 10.07.2020г.) право на государственную пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящим Положением имеют лица, замещавшие на 01 января 2006г. и (или) позднее, муниципальные должности муниципальной службы, должности муниципальной службы, при наличии на момент увольнения с указанных должностей стажа муниципальной службы, дающего право на государственную пенсию за выслугу лет, не менее 15 лет и при увольнении с муниципальной службы по собственному желанию.
Таким образом, для назначения пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему должность муниципальной службы в Зимовниковском районе в соответствии с ч.2 ст.1 Положения необходима совокупность нескольких условий: наличие стажа муниципальной службы не менее 15 лет и увольнении с муниципальной службы по собственному желанию.
В этой связи для получения права на государственную (муниципальную) пенсию за выслугу лет истец должна была уйти на страховую пенсию по старости с должности государственной (муниципальной) службы и непосредственно перед увольнением замещать должность государственной гражданской службы или муниципальной службы не менее 12 полных месяцев, однако, на страховую пенсию по старости заявитель вышла из образовательного учреждения, в связи с чем у Карзаковой Т.В. отсутствуют правовые основания на назначение государственной пенсии за выслугу лет, так как она уволилась с муниципальной службы 08.06.2009г., то есть еще до наступления права на страховую пенсию по старости (л.д. 5-6).
В соответствии с положениями п. п. 12 п. 1 ст. 11, ст. 23 Федерального закона РФ N 25-ФЗ от 02.03.2007 года "О муниципальной службе в Российской Федерации", ст.10 Областного закона Ростовской области от 09.10.2007г. №786-ЗС «О муниципальной службе в Ростовской области», п.п. «е» п.2 ч.2 ст.1 Положения о государственной пенсии за выслугу лет, лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования «Зимовниковское сельское поселение» Зимовниковского района Ростовской области, утвержденного решением Собрания депутатов Зимовниковского сельского поселения от 15.10.2009г., с учетом изменений, внесенных решением Собрания депутатов Зимовниковского сельского поселения от 10.07.2020г., согласно которому право на государственную пенсию за выслугу лет определяется по основанию последнего увольнения с муниципальной службы и исходя из фактических обстоятельств дела, у Карзаковой Т.В. отсутствует право на назначение данного вида пенсии.
Судом установлено, что с муниципальной службы истец была уволена 08.06.2009г., а страховая пенсия по старости ей назначена с 23.12.2019г. в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для назначения Карзаковой Т.В. пенсии за выслугу лет.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на нормах материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Отклоняя как несостоятельные доводы апелляционной жалобы о том, что решение Собрания депутатов Зимовниковского сельского поселения от 10.07.2020г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, не вступило в законную силу, судебная коллегия исходит из того, что из текста решения следует, что настоящее решение вступает в законную силу со дня его подписания (л.д.90).
Доводы апелляционной жалобы о применении положений КАС РФ, судебная коллегия полагает незаконным в виду того, что спорные правоотношения регулируются нормами ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы Карзаковой Т.В. сводятся к несогласию с выводами, к которым пришел суд первой инстанции, к переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке.
Суд первой инстанции, проанализировав законодательство, регулирующее спорные правоотношения, и исходя из представленных в дело доказательств, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований. Судебная коллегия считает, что суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют нормам материального права.
В целом доводы апелляционной жалобы истца основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права и сводятся к повторному изложению его позиции, выраженной в суде первой инстанции, которые надлежащим образом исследовались и оценивались судом и правильно признаны несостоятельными, выражают несогласие с оценкой исследованных судом по делу доказательств и не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, направлены на переоценку правильных выводов суда и каких-либо новых и существенных для дела фактов, не учтенных судом первой инстанции, не содержат, вышеизложенных выводов суда не опровергают и не влияют на правильность принятого судом решения.
Таким образом, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Зимовниковского районного суда Ростовской области от 19 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Карзаковой Татьяны Валентиновны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено - 28 июня 2021 года