Решение по делу № 2а-361/2022 (2а-3072/2021;) от 07.12.2021

Дело № 2а-361/2022

УИД 27RS0006-01-2021-004336-49

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 17 января 2022 года

Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Зыковой Н.В.,

при помощнике судьи Ильиной М.Е.,

с участием:

представителя административного истца – заместителя Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры Стерликова Е.В.,

представителя административного ответчика - администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края – Кирсановой Т.В. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Хабаровский районный суд Хабаровского края с иском интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействие администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, выразившееся в не направлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах особо охраняемых природных территорий местного значения - Сопка «Два брата»; Сопка у села Новокуровка; Роща естественного происхождения, для постановки на государственный кадастровый учет, возложении обязанности на администрацию Хабаровского муниципального района предоставить в орган государственного кадастрового учета документы о границах указанных особо охраняемых природных территорий для постановки на государственный кадастровый учет в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, мотивировав заявленные требования следующим.

Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение задания Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства об особо охраняемых природных территориях (далее - ООПТ) на территории Хабаровского края, в ходе которой установлено следующее.

В соответствии с общедоступной информацией Министерства природных ресурсов Хабаровского установлено, что на территории Хабаровского края имеются все основные категории ООПТ, удельный вес которых составляет 8,61 % территории края (без акваторий и охранных зон), в том числе: 13 ООПТ федерального значения, 100 ООПТ регионального значения и 50 ООПТ местного значения.

Согласно представленной Управлением Росреестра по Хабаровскому краю (далее - Управление) информации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на государственный кадастровый учет постановлены границы 150 ООПТ, из которых только 41 ООПТ местного значения.

Так, в соответствии с перечнем ООПТ краевого и местного значения, расположенных на территории Хабаровского края следует, что на территории Хабаровского муниципального района имеется 3 памятника природы местного значения - Роща естественного происхождения на правом берегу реки Ситы село Князе-Волконское; Сопка у села Новокуровка и Сопка «Два брата».

Решением Хабаровского районного исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ признаны памятниками природы на территории Хабаровского района – Роща естественного происхождения на правом берегу реки Ситы село Князе-Волконское; Сопка у села Новокуровка.

Кроме того, решением Хабаровского районного исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ признан памятник природы на территории Хабаровского района - Сопка «Два брата».

Между тем, в ходе проведенной в марте 2021 года прокурорской проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных норм администрацией Хабаровского муниципального района не принято должных мер к разработке, утверждению в установленном порядке положений о таких ООПТ местного значения как: Сопка «Два брата»; Сопка у села Новокуровка; Роща естественного происхождения на правом берегу реки Ситы село Князе-Волконское, а также проведению землеустройства и постановке границ, рассматриваемых ООПТ на государственный кадастровый учет.

По выявленным нарушениям Хабаровским межрайонным природоохранным прокурором ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Хабаровского муниципального района внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено и удовлетворено с указанием принимаемых мер к устранению нарушений.

Хабаровского муниципального района разработан и утвержден проект постановления администрации Хабаровского района «Об утверждении Положений ООПТ местного значения Хабаровского муниципального района». При этом администрацией указано, что после утверждения в срок до ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации района границ ООПТ местного значения, необходимые сведения о границах вышеуказанных ООПТ и ограничениях по использованию их земельных участков, будут предоставлены в орган государственного кадастрового учета недвижимости для внесения в ЕГРН в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В октябре 2021 года во исполнение ч. 12 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» по истечению установленного срока устранения нарушений закона, выявленных в ходе первоначальной прокурорской проверки в Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена контрольная (повторная) проверка исполнения администрацией Хабаровского муниципального района законодательства об ООПТ.

По результатом проведенной контрольной (повторной) проверки установлено, что администрацией Хабаровского муниципального района не принято должных мерк к направлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах особо охраняемых природных территорий местного значения - Сопка «Два брата»; Сопка у села Новокуровка; Роща естественного происхождения, для постановки на государственный кадастровый учет.

Так, согласно информации администрации Хабаровского муниципального района от 03.11.2021 № 2.1-33-6529 следует, для установления зон с особыми условиями использования территорий ООПТ местного значения необходимо предоставление сведений в орган государственного кадастрового учета о границах зон в формате ХМL после проведения кадастровых работ. В целях исполнения представления, в 2021 году администрацией района в муниципальной программе «Охрана окружающей среды и обеспечении экологической безопасности на территории Хабаровского муниципального района Хабаровского края на период до 2027 года» предусмотрено мероприятие «Внесение сведений об особо охраняемых природных территориях местного значения Хабаровского муниципального района в Единый государственный реестр недвижимости для установления зон с особыми условиями использования территорий» и на 2022 год заложено финансирование в размере 50 тыс. рублей. В связи с чем, администрацией района в 1 квартале 2022 году планируется проведение закупочных мероприятий в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, на выполнение работ по установлению зон с особыми условиями использования территорий таких ООПТ местного значения как: Сопка «Два брата»; Сопка у села Новокуровка; Роща естественного происхождения на правом берегу реки Ситы село Князе-Волконское. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края в не направлении в органы государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах особо охраняемых природных территорий местного значения – Сопка «Два брата», Сопка у села Новокуровка, Роща естественного происхождения, для постановки на государственный кадастровый учет, обязать администрацию Хабаровского муниципального района Хабаровского края представить в орган государственного кадастрового учета документы о границах особо охраняемых природных территорий местного значения – Сопка «Два брата», Сопка у села Новокуровка, Роща естественного происхождения, для постановки на государственный кадастровый учет в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал в полном объеме по приведенным в административном исковом заявлении доводам.

Представитель административного ответчика заявленные требования не признала по доводам, приведенным в письменных возражениях на административное исковое заявление, приобщенных к материалам дела.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы административного дела и представленные сторонами письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Особо охраняемые природные территории, как следует из положений Федерального закона № 33-ФЗ от 14.03.1995 «Об особо охраняемых природных территориях» (далее Закон № 33-ФЗ), - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Из преамбулы Федерального закона № 33-ФЗ следует, что ООПТ относятся к объектам общенационального достояния.

Согласно части 2 статьи 2 Закона № 33-ФЗ к особо охраняемым природным территориям относятся, в том числе, памятники природы.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 25 Закона № 33-ФЗ памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.

На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы (часть 1 статьи 27 Закона № 33-ФЗ).

Согласно статье 4 указанного закона ведется государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, который включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Подпунктом 18 п. 25 Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий (утвержден Приказом Минприроды России от 19 марта 2012 г. № 69) к сведениям, необходимым для ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий отнесены, среди прочего, и границы ООПТ, а именно: приводится описание утвержденных границ ООПТ (с указанием реквизитов документа об утверждении границ), а также указываются географические координаты поворотных точек границ земельного участка (для кластерных ООПТ - для каждого участка в отдельности) в соответствии с основными географическими азимутами в градусах, минутах и секундах; для ООПТ или отдельных кластерных участков ООПТ, площадь которых менее 1000 га, указываются только координаты центра.

В соответствии с ч. 3 ст. 26 Закона № 33-ФЗ органы государственной субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территории памятников природы, находящихся в их ведении.     Передача памятников природы, федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляется соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

В соответствии со статьями 56, 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом и иными федеральными законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах с особыми условиями использования территории. Одним из ограничений прав на землю является установление особых условий охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом.

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов (п. 1 ст. 95 ЗК РФ).

В соответствии с ч. ч. 1, 4 ст. 5 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

Границы зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границы публичных сервитутов, территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), ООПТ, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификационный реестровый номер (далее - реестровый номер границ), присваиваемый органом регистрации прав.

В соответствии п. 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ).

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, в реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях, о Байкальской природной территории и ее экологических зонах:

1)    индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения);

2)    описание местоположения границ таких зон (границ территорий (подзон) в случае, если в границах зоны с особыми условиями использования территории выделяются две или более территории (подзоны), в отношении которых устанавливаются различные ограничения использования земельных участков) и территорий;

3)    наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий;

4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений или указания на положения нормативных правовых актов, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, в случае, если такими нормативными правовыми актами не предусмотрено принятие решений об установлении зон с особыми условиями использования территорий;

5) реквизиты соглашения о создании особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации;

6) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий (подзон), территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий);

7) реквизиты решений Правительства Российской Федерации о создании, об увеличении площади или о досрочном прекращении существования особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны, об установлении границ Байкальской природной территории и ее экологических зон;

8) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки, лесохозяйственного регламента лесничества, расположенного на землях лесного фонда, положения об особо охраняемой природной территории или о внесении изменений в них;

9) перечень всех видов разрешенного использования земельных участков, установленных градостроительным регламентом, лесохозяйственным регламентом лесничества, расположенного на землях лесного фонда, положением об особо охраняемой природной территории применительно к территориальной зоне или территории, в отношении которой они приняты;

10) срок, на который установлена зона с особыми условиями использования территории, или указание, что зона с особыми условиями использования территории установлена бессрочно;

11) сведения о том, что объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию (в случае, если такая зона установлена или изменена в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства).

Как следует из п. 9, 10 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий; об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

В силу ч. 16 ст. 32 Федерального закона № 218-ФЗ перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с частями 1,3 - 13, 15, 15.1, 15.2 настоящей статьи, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1532 утверждены Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» (далее - Правила).

Согласно пункту 15 Правил в случае принятия федеральным органом государственной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения об установлении (изменении) границ ООПТ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении (изменении) границ ООПТ.

В соответствии с пунктом 31 Правил обязательным приложением к направляемым в орган регистрации прав документам, является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карта (план) соответствующего объекта землеустройства.

Направляемая в орган регистрации прав карта (план) объекта землеустройства должна содержать информацию о ее передаче в составе землеустроительного дела, сформированного в отношении соответствующего объекта землеустройства, в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, с указанием регистрационного номера и даты передачи в орган, осуществляющий хранение землеустроительной документации.

Материалами дела подтверждается и судом установлено, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение задания Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства об особо охраняемых природных территориях (далее - ООПТ) на территории Хабаровского края.

В ходе проверки установлено, что в соответствии с общедоступной информацией Министерства природных ресурсов Хабаровского края установлено, что на территории Хабаровского края имеются все основные категории ООПТ, удельный вес которых составляет 8,61 % территории края (без акваторий и охранных зон), в том числе: 13 ООПТ федерального значения, 100 ООПТ регионального значения и 50 ООПТ местного значения.

Согласно представленной Управлением Росреестра по Хабаровскому краю (далее - Управление) информации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на государственный кадастровый учет постановлены границы 150 ООПТ, из которых только 41 ООПТ местного значения.

В соответствии с перечнем ООПТ краевого и местного значения, расположенных на территории Хабаровского края следует, что на территории Хабаровского муниципального района имеется 3 памятника природы местного значения - Роща естественного происхождения на правом берегу реки Ситы село Князе-Волконское; Сопка у села Новокуровка и Сопка «Два брата».

Решением Хабаровского районного исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ признаны памятниками природы на территории Хабаровского района – Роща естественного происхождения на правом берегу реки Ситы село Князе-Волконское; Сопка у села Новокуровка.

Решением Хабаровского районного исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ признан памятник природы на территории Хабаровского района - Сопка «Два брата».

В нарушение вышеуказанных норм администрацией Хабаровского муниципального района не принято должных мер к разработке, утверждению в установленном порядке положений о таких ООПТ местного значения как: Сопка «Два брата»; Сопка у села Новокуровка; Роща естественного происхождения на правом берегу реки Ситы село Князе-Волконское, а также проведению землеустройства и постановке границ, рассматриваемых ООПТ на государственный кадастровый учет.

По выявленным нарушениям Хабаровским межрайонным природоохранным прокурором ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Хабаровского муниципального района внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено и удовлетворено с указанием принимаемых мер к устранению нарушений.

Во исполнение требований природоохранного прокурора администраций Хабаровского муниципального района разработан и утвержден проект постановления администрации Хабаровского района «Об утверждении Положений ООПТ местного значения Хабаровского муниципального района». При этом администрацией указано, что после утверждения в срок до ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации района границ ООПТ местного значения, необходимые сведения о границах вышеуказанных ООПТ и ограничениях по использованию их земельных участков, будут предоставлены в орган государственного кадастрового учета недвижимости для внесения в ЕГРН в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В октябре 2021 года во исполнение ч. 12 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» по истечению установленного срока устранения нарушений закона, выявленных в ходе первоначальной прокурорской проверки в Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена контрольная (повторная) проверка исполнения администрацией Хабаровского муниципального района законодательства об ООПТ.

По результатом проведенной контрольной (повторной) проверки установлено, что администрацией Хабаровского муниципального района не принято должных мерк к направлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах особо охраняемых природных территорий местного значения - Сопка «Два брата»; Сопка у села Новокуровка; Роща естественного происхождения, для постановки на государственный кадастровый учет.

Так, согласно информации администрации Хабаровского муниципального района от следует, для установления зон с особыми условиями использования территорий ООПТ местного значения необходимо предоставление сведений в орган государственного кадастрового учета о границах зон в формате ХМL после проведения кадастровых работ. В целях исполнения представления, в 2021 году администрацией района в муниципальной программе «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на территории Хабаровского муниципального района Хабаровского края на период до 2027 года» предусмотрено мероприятие «Внесение сведений об особо охраняемых природных территориях местного значения Хабаровского муниципального района в Единый государственный реестр недвижимости для установления зон с особыми условиями использования территорий» и на 2022 год заложено финансирование в размере 50 тыс. рублей.

Так, администрацией района в 1 квартале 2022 году планируется проведение закупочных мероприятий в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, на выполнение работ по установлению зон с особыми условиями использования территорий таких ООПТ местного значения как: Сопка «Два брата»; Сопка у села Новокуровка; Роща естественного происхождения на правом берегу реки Ситы село Князе-Волконское.

На момент рассмотрения данного спора, требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора ответчиком исполнены не были.

Таким образом, судом установлено, что до настоящего времени административным ответчиком не была исполнена, возложенная на него законом обязанность по направлению в орган государственного кадастрового учета сведений об особо охраняемых природных территориях краевого значения.

В результате неисполнения такой обязанности, суд приходит к выводу, что неисполнение администрацией требований вышеприведенных положений законодательства способствует тому, что органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель, не предоставляют заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам сведения о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями пользования.

Кроме того, отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о вышеуказанных ООПТ с ограничениями режима их использования, может привести к нарушению требований земельного законодательства и законодательства об ООПТ, связанным с предоставлением заинтересованным лицам в собственность, аренду, пользование либо владение земельных участков в границах ООПТ и нарушением в связи с этим режима их использования.

Довод представителя административного ответчика о том, что административным ответчиком принимались и в настоящее время принимаются меры для исполнения обязанности по направлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения для внесения информации об особо охраняемых природных территориях краевого значения, что по мнению ответчика, не свидетельствует о бездействии администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, суд находит несостоятельным, так как на момент рассмотрения спора сведения о границах указанных особо охраняемых территориях в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.

Доводы административного ответчика, заявленные в качестве возражений на исковые требования, не являются основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований. Требования прокурора заявлены законно и обосновано. Обязанность по направлению в орган государственного кадастрового учета документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о границах особо охраняемых природных территорий государственных природных заказников краевого значения предусмотрена Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральным закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно ст.187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.

С учетом времени, необходимого для осуществления действий по устранению допущенных нарушений, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого ответчик обязан осуществить определенные действия в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Оснований для определения иного срока для устранения допущенных нарушений суд не усматривает.

В случае невозможности выполнить возложенные судом обязанности в установленный решением суда срок, ответчик имеет право обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда на основании ст. 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 186, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края в не направлении в органы государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах особо охраняемых природных территорий местного значения – Сопка «Два брата», Сопка у села Новокуровка, Роща естественного происхождения, для постановки на государственный кадастровый учет.

Обязать администрацию Хабаровского муниципального района Хабаровского края представить в орган государственного кадастрового учета документы о границах особо охраняемых природных территорий местного значения – Сопка «Два брата», Сопка у села Новокуровка, Роща естественного происхождения, для постановки на государственный кадастровый учет в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.В. Зыкова

Мотивированное решение суда изготовлено 28 января 2022 года.

2а-361/2022 (2а-3072/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Хабаровский межрайонный природохранный прокурор
Ответчики
администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Суд
Хабаровский районный суд Хабаровского края
Судья
Зыкова Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
habarovskyr.hbr.sudrf.ru
07.12.2021Регистрация административного искового заявления
08.12.2021Передача материалов судье
10.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
10.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.12.2021Подготовка дела (собеседование)
22.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2022Судебное заседание
17.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее