Дело № 2-738/2023
УИД 24RS0024-01-2022-004871-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июля 2023 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Блошкиной А.М.,
при секретаре Гридневой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Астафьева Леонида Александровича к ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю о взыскании компенсации за работу выходные и нерабочие праздничные дни,
УСТАНОВИЛ:
Астафьев Л.А. обратился в суд с иском к ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю о взыскании компенсации за работу выходные и нерабочие праздничные дни. Свои требования мотивировал тем, что в период с октября 2001г. по настоящее время (на момент подачи иска в суд 30.12.2022г.) проходит службу в органах УИС, с ноября 2011 г. в ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по красноярскому краю, в том числе с 01.09.2015г. в качестве заместителя начальника СИЗО-5. Перед предстоящим увольнением истец подавал рапорта на имя начальника СИЗО-5 о предоставлении ему отгулов за 2020, 2021, 2022 г.г. за ранее отработанное время в выходные и праздничные дни, о выплате ему компенсации за отработанное время в выходные и нерабочие праздничные дни, о предоставлении ему очередных отпусков за 2022г. и 2023 г. с последующим увольнением из органов уголовно-исполнительной системы с правом предоставления пенсии по выслуге лет. Однако, в устной форме получил отказ. Истец полагает, что его трудовые права нарушены, просит суд взыскать с ответчика задолженность за работу в выходные и нерабочие праздничные дни за 2020-2022 г.г. в размере 691 943,03 руб., согласно представленному расчету.
В судебном заседании истец Астафьев Л.А., его представитель – адвокат Боровец Ю.Т. (на основании ордера) участия не принимали, будучи извещенными надлежащим образом, истец Астафьев Л.А. посредством телефонограммы просил дела рассмотреть в свое отсутствие, поддерживая иск в полном объеме, ранее, в ходе судебного разбирательства пояснив, что на основании рапорта контракт с Астафьевым Л.А. в настоящее время расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, приказом от ДД.ММ.ГГГГ он уволен со службы в УИС РФ по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, перед увольнением он просил руководство предоставить ему дни отгула, его рапорты остались без рассмотрения, полагает, что имеет право получить в связи с этим денежную компенсацию, относительно заявленного стороной ответчика ходатайства о применении сроков давности по требованиям истца возражали, полагая, что здесь применимы общие сроки, предусмотренные ТК РФ, о нарушении своих прав истец узнал, получив окончательный расчет, сроки для обращения за защите нарушенных трудовых прав им не пропущены, факт его дежурства в спорные даты также документально подтвержден.
Представитель ответчика ФКУ СИЗО № 5 ГУФСИН по Красноярскому краю и третьего лица ГУФСИН России по Красноярскому краю на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Полилей А.И. (на основании доверенностей) в судебном заседании требования не признала, представив пояснения по делу и ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности.
Согласно позиции ответчика, со стороны истца имеется злоупотребление своими правами, о том, что сотруднику в случае привлечения его к службе в выходные и праздничные дни, предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели, Астафьев Л.А. знал, ранее неоднократно таким правом пользовался, о чем свидетельствуют его рапорты и вынесенные в соответствии с этим приказы, перед увольнением по своей инициативе не воспользовался правом на получение дней отгулов, путем их присоединения к очередному отпуску. С учетом установленных сроков для обращения в суд за разрешением указанного спора, также полагали, что истцом пропущен 3-хмесячный срок по требованиям об оплате службы в выходные и нерабочие праздничные дни за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с учетом даты обращения в суд - ДД.ММ.ГГГГ Относительно иных периодов дежурств истца, приходящихся на август – октябрь 2022 г., стороной ответчика был предоставлен контррасчет по требованиям истца, согласно которому в расчет приняты дни дежурств ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ (в общем количестве 80 часов), и сумма, подлежащая оплате за исполнение служебных обязанностей в выходные дни составила 25 201,60 руб.
Суд, полагая возможным, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, рассмотреть дело с имеющейся явкой, заслушав позицию предстаивтеля ответчика и третьего лица по делу Полилей А.И, принимая во внимание ранее изложенную позицию истца, свидетельские показания сотрудника ФКУ СИЗ-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю Абрашина Е.И., давшего пояснения в части заполнения табелей учета служебного времени, исследовав письменные материалы дела, находит, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и внесении изменений в закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в соответствии с Конституцией РФ Федеральным законом от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и внесении изменений в закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе; нормативными правовыми актами Президента РФ; нормативными правовыми актами Правительства РФ; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний; нормативными правовыми актами федерального органа уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Судом в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что приказом № 442-лс от 19.12.2011 г. старший лейтенант внутренней службы Астафьев Л. А. на основании личного рапорта был назначен на должность старшего инспектора отдела по воспитательной работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными ФКУ «СИЗО-5 ГУФСИН по Красноярскому краю», при этом освобожден от должности заместителя начальника отдела режима ФКУ «Канская воспитательная колония ГУФСИН по Красноярскому краю».
Приказом №-лс от ДД.ММ.ГГГГ Астафьев Л.А. был назначен на должность заместителя начальника СИЗО-5 с ДД.ММ.ГГГГ
Контракт о службе в уголовно-исполнительной системе РФ с Астафьевым Л.А. расторгнут на основании приказа ГУФСИН по Красноярскому краю № 8-лс от 16.01.2023 г. Подполковник внутренней службы заместитель начальника ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН по Красноярскому краю Астафьев Л.А. на основании личного рапорта уволен по пункту 4 части 2 статьи 84 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии), с предоставлением основного отпуска за 2022г., дополнительного отпуска за стаж службы в уголовно-исполнительной системе РФ за 2022 г., дополнительного отпуска за ненормированный служебный день за 2022 г., основного отпуска за 2023г., дополнительного отпуска за стаж службы в уголовно-исполнительной системе РФ за 2023 г., дополнительного отпуска за ненормированный служебный день за 2023 г., с 17 января по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе 30 календарных дней основного отпуска за 2022 г., 10 выходных дней, 15 календарных дней дополнительного отпуска за стаж службы за 2022 г., 10 календарных дней дополнительного отпуска за ненормированный служебный день за 2022 г., 30 календарных дней основного отпуска за 2023 г., 10 выходных дней, 15 календарных дней дополнительного отпуска за стаж службы за 2023г., 10 календарных дней дополнительного отпуска за ненормированный служебный день за 2023г., и 2 дня, необходимых для проезда к месту проведения отпуска и обратно с выездом в г. Красноярск, с последующим увольнением 28 мая 2023 г. Выплатить единовременное пособие в размере семи месячных окладов денежного содержания.
Согласно Правилам внутреннего трудового распорядка СИЗО-5, утвержденным приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, для сотрудников (работников) СИЗО-5 установлена пятидневная рабочая неделя (Понедельник-пятница) с общей продолжительностью рабочего времени не более 40 часов в неделю, с двумя выходными – суббота и воскресенье. Для рядового и начальствующего состава обязательно ежедневное в 7:45 часов, в рабочие дни, построение перед административным зданием учреждения (п.6.1.) В СИЗО-5 устанавливается следующая продолжительность рабочего времени по дням недели: понедельник-четверг – 8 часов 15 минут, пятница – 7 часов (п.6.2.). Рабочий день сотрудников из числа среднего и старшего начальствующего состава устанавливается понедельник-четверг с 07:45 до 18:00 часов, пятница с 08:00 до 17:00 часов, обеденный перерыв с 12:00 до 14:00 часов, выходные суббота, воскресенье.
Согласно должностной инструкции заместителя начальника ФКУ СИЗО-5 подполковника внутренней службы Астафьева Л.А., утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, заместитель начальника в своей деятельности подчиняется начальнику СИЗО-5, а в его отсутствие, лицу, его замещающему; в соответствии с Инструкцией организует разработку прогнозов, определений текущей и перспективной потребности в кадрах и источников ее удовлетворения на основе изучения рынка труда, установления прямых связей с учебными заведениями и службами занятости, организует работу по подбору, отбору и расстановке кадров, контролирует прием, размещение и расстановку молодых специалистов, организует планомерную работу по созданию резерва для выдвижения на руководящие должности, проводит систематический анализ кадровой работы в учреждении, следит за соблюдением служебной дисциплины, организовывает контроль выполнения графиков отпусков в учреждении и т.д.
Перед предстоящим увольнением по выслуге лет истец подавал рапорта на имя начальника СИЗО-5 о предоставлении ему отгулов за 2020, 2021, 2022 г.г. за ранее отработанное время в выходные и праздничные дни, о выплате ему компенсации за отработанное время в выходные и нерабочие праздничные дни, о предоставлении ему очередных отпусков за 2022 г. и 2023 г.г. с последующим увольнением из органов уголовно-исполнительной системы с правом предоставления пенсии по выслуге лет. Однако, в устной форме получил отказ. Истец полагает, что его трудовые права нарушены, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском, просит взыскать с ответчика задолженность за работу в выходные и нерабочие праздничные дни за 2020-2022 г.г. в размере 691 943,03 руб. (исходя из количества смен за указанный период – 64, и количества отработанных часов – 1 736 ч.).
Как следует из положений статьи 55 Федерального закона от 19.07.2018 года -Nr2 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели.
В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируются и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. Предоставление таких дней отдыха носит заявительный характер.
Исходя из положений приказа Минюста России от и5.08.2021 года № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации», части 6 статьи 55 Федерального закона от 19.07.2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» сотрудникам, которым установлена пятидневная служебная неделя, к которым относится заместитель начальника Астафьев Л.А., за работу в выходные и нерабочие праздничные дни может быть предоставлена компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели либо в виде присоединения дней отдыха к ежегодному оплачиваемому отпуску. Порядок расчета такой компенсации установлен только для сотрудников, исполняющих служебные обязанности на основании графика сменности.
Приказом ФСИН России от 27.05.2013 года № 269 установлено, что выплата сотрудникам денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 20 по 25 число (пункт 8); в этот же срок выплачивается денежное довольствие по перерасчетам в связи с присвоением специального звания, назначением па иную штатную должность, изменением размера ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) и по другим основаниям, влекущим изменение размеров денежного довольствия (пункт 9); за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени (далее - сверхурочная работа), выплачиваются денежные компенсации (далее - денежная компенсация) в следующих размерах: 1) оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в размере одинарной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа в выходной, нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени; 2) сверхурочная работа оплачивается за. первые два часа в полуторном размере, а за последующие часы - в двойном размере часовой ставки (пункт 17); денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника (пункт 19); служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха; в количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация, не включается время, за которое сотруднику предоставлена компенсация в виде дополнительных дней (часов) отдыха соответствующей продолжительности (пункт 20).
Согласно пункту 4 статьи 74 Федерального закона № 197-ФЗ от 19.07.2018 года сотрудник или гражданин, поступающий на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявший на службе в уголовно-исполнительной системе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе, - в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При пропуске указанного срока по уважительным причинам он может быть восстановлен судом.
Как разъяснено в пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы
Из вышеприведенных разъяснений следует, что для признания нарушения трудовых прав длящимся необходимо соблюдение определенного условия: заработная плата работнику должна быть начислена, но не выплачена.
Как указывалось выше, в силу положений п. 6 ст. 55 Федерального закона от 19.07.2018 года № 197-ФЗ, в случае привлечения сотрудника к работе в выходные, нерабочие праздничные дни сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели.
В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску.
Утвержденный приказом ФСИН России от 27.05.2013 года № 269 Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, регламентирующий порядок получения спорной компенсации, приказом ФСИН России от 16.08.2021 года № 704 признан утратившим силу.
Порядком предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 5 августа 2021 года № 132, действующего с 22.08.2021 года, предусмотрено, что сотрудникам с установленной пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляется компенсация в виде дополнительного отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни (пункт 5), Предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (пункт 8).
Исходя из положений приказа Минюста России от 05.08.2021 года № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации», части 6 статьи 55 Федерального закона от 19.07.2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» сотрудникам, которым установлена пятидневная служебная неделя, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни может быть предоставлена компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели либо в виде присоединения дней отдыха к ежегодному оплачиваемому отпуску.
Таким образом, истцу было известно о возникновении у него права на получение компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни в виде дней отдыха или денежной компенсации, однако, с рапортом о предоставлении оплаты либо дней отдыха истец до момента увольнения не обращался, при этом правоотношения по выплате компенсации за работу в выходные, нерабочие праздничные дни и сверх установленной продолжительности служебного времени не носят длящегося характера, поскольку данная компенсация за вышеуказанный период истцу не начислялась, между сторонами возник спор о праве на выплату такой компенсации.
Согласно ст. 11 Трудового кодекса РФ, на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В соответствие со статьей 1 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» служба в уголовно-исполнительной системе является видом федеральной государственной службы.
В соответствие с ч. 4 ст. 74 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ сотрудник или гражданин, поступающий на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявший на службе в уголовно-исполнительной системе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения судебного спора, связанного с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении. На основании п. 5 Приказа ФСИН России от 16.08.2021 № 701 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы», денежное довольствие, причитающееся сотруднику и своевременно не выплаченное или выплаченное в меньшем, чем следовало, размере, выплачивается за весь период, в течение которого сотрудник имел право на него, но не более чем за три года, предшествовавшие дню установления недоплаты или предъявления претензии (обращения в суд).
Вместе с тем, вопросы выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни данным приказом не регулируются, так как такого рода денежная компенсация не является денежным довольствием, состав которого определен в пунктах 1, 2 Приказа 701 и пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Порядок выплаты вышеуказанной компенсации с 22.08.2021 г. урегулирован положениями приложения № 11 к Приказу Министерства юстиции РФ от 5 августа 2021 г. №132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации», а до этой даты - пунктом 17 приложения № 1 к приказу ФСИН России от 27.05.2013 № 269 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно - исполнительной системы и Порядка оказания материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы».
В связи с тем, что компенсация за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни денежным довольствием не является, положение Приказа 701 о выплате денежного довольствия за последние три года в данном случае не применяется. Необходимо руководствоваться общим правилом, установленным частью 4 статьи 74 197-ФЗ, исходя из которого сотрудник (бывший сотрудник) должен обратиться за разрешением служебного спора в течение 3-х месяцев с того момента, как узнал о нарушении своего права. Конституционный суд Российской Федерации определением от 21 июля 2022 года № 2001-О также указал на то, что установленный срок, выступая в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, не может быть признан неразумным и несоразмерным, поскольку направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника и является достаточным для обращения в суд. В соответствие с Правилами внутреннего служебного (трудового) распорядка СИЗО-5 (приказ от 03.02.2022 № 65) данная денежная компенсация в СИЗО-5 выплачивается в месяце, следующем за месяцем исполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, на основании рапорта сотрудника, в соответствие с приказом.
Таким образом, о том, что денежная компенсация ему не выплачена, Истец должен был узнать в том случае, если по окончании месяца, следующего за месяцем службы в выходной или нерабочий праздничный день, компенсация ему не выплачена, например, при исполнении обязанностей в сентябре 2020 года - не позднее 31 октября 2020 года.
О нарушении своего права истцу было известно, начиная с даты получения денежного довольствия за соответствующий месяц, в котором истец привлекался к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, в то время как с настоящим исковым заявлением истец обратился в суд лишь 30.12.2022 года, в связи с чем установленный законом трехмесячный срок для обращения в суд по требованиям о выплате денежной компенсации за работу в выходные, нерабочие праздничные дни за период с года по 01.01.2020 г. по 31.07.2022 г. истцом пропущен.
О восстановлении пропущенного срока истцом не заявлено, в ходе рассмотрения дела наличие препятствий для своевременного обращения в суд за защитой нарушенного права, уважительных причин пропуска истцом срока для обращения в суд не установлено. Следовательно, Истцом пропущен срок для подачи искового заявления с требованием об оплате службы в выходные и нерабочие праздничные дни за период с 01.01.2020 по 31.07.2022 г., и в удовлетворении указанной части исковых требований суд отказывает в связи с пропуском сроков, при условии, что в судебном заседании нашел подтверждение факт работы Астафьева Л.А. в указанные периоды на основании приказов о дежурствах, с учетом сданных постовых ведомостей, в связи с чем, сами по себе требования истца за указанные периоды были правомерными и обоснованными.
Вместе с тем, в пределах сроков для обращения в суд, истцом заявлены требования о выплате компенсации за привлечение к работе в выходные, нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в количестве 6 смен дежурства, на основании:
приказа №-дсп от ДД.ММ.ГГГГ.– с 08.00 ч. ДД.ММ.ГГГГ по 08.00 ч. ДД.ММ.ГГГГ;
приказа №-дсп от ДД.ММ.ГГГГ.– с 08.00 ч. ДД.ММ.ГГГГ по 08.00 ч. ДД.ММ.ГГГГ;
приказа №-дсп от ДД.ММ.ГГГГ.– с 08.00 ч. ДД.ММ.ГГГГ по 08.00 ч. ДД.ММ.ГГГГ;
приказа №-дсп от ДД.ММ.ГГГГ.– с 08.00 ч. ДД.ММ.ГГГГ по 08.00 ч. ДД.ММ.ГГГГ;
приказа №-дсп от ДД.ММ.ГГГГ.– с 08.00 ч. ДД.ММ.ГГГГ по 08.00 ч. ДД.ММ.ГГГГ;
приказа №-дсп от ДД.ММ.ГГГГ.– с 08.00 ч. ДД.ММ.ГГГГ по 08.00 ч. ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, суд полагает, что факты дежурства Астафьева Л.А. в указанные даты, в отсутствие соответствующих сведений об этом в табелях учета служебного времени, нашли свое достоверное подтверждение, в том числе, по факту предоставления выписки из приказов об обеспечении надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю, за подписью начальника Учреждения, а также согласно сведениям, содержащимся в постовых ведомостях за спорные периоды и в соответствующих рапортах, которые по запросу суда были представлены в материалы дела стороной ответчика.
При этом, суд полагает возможным каждую из этих смен считать из расчета 20 ч. (6 смен х 20 ч. = 120 часов), поскольку общая продолжительность каждой смены в таком случае равна 24 ч., а согласно положений Приказа ФСИН России «Об особенностях режима рабочего времени отдыха сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» от 26.09.2013 г. № 533, при продолжительности смены 12 и более часов, предоставляется дополнительный перерыв продолжительностью 4 часа (п. 9), о чем также в ходе судебного разбирательства пояснял и сам представитель ответчика, а также подтверждается положениями ст.ст. 55 и 57 Федерального закона от 19.07.2018 года № 197-ФЗ, согласно которым к служебному времени относится время, в течение которого сотрудник в соответствии в правилами внутреннего трудового распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, перерывы в течение служебного дня отнесены к одному из видов времени отдыха, в течение которого сотрудник свободен от исполнения служебных обязанностей, в связи с чем, такие перерывы не включаются в служебное время.
Исходя из положений приказа Минюста России от 05.08.2021 года № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации», части 6 статьи 55 Федерального закона от 19.07.2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» сотрудникам, которым установлена пятидневная служебная неделя, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни может быть предоставлена компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели либо в виде присоединения дней отдыха к ежегодному оплачиваемому отпуску.
Согласно объяснениям представителя ответчика, в случае продолжения истцом службы и обращения с рапортом о предоставлении дней отдыха за привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни за период с августа по октябрь 2022 года при уходе в очередной отпуск, такое право ему было бы предоставлено. Вместе с тем, согласно материалам дела, Астафьеву Л.А. отпуск за 2023 г., оставшуюся часть отпуска за 2022 г., был предоставлен полностью в период с 17.01.2023 г. по 28.05.2023 г., с последующим увольнением, что не оспаривалось сторонами. Таким образом, в связи с увольнением истца 28.05.2023 г., у него отсутствовала возможность воспользоваться днями отдыха за отработанное в выходные и нерабочие праздничные дни время путем их присоединения к очередному отпуску, при этом, несмотря на то, что в установленные сроки после того, когда истец привлекался к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, им не был подан рапорт о предоставлении дней отдыха, право на получение соответствующей компенсации за ним сохранялось и могло быть реализовано при уходе в очередной отпуск за 2023 год. Доводы ответчика о том, что истец не имеет права на выплату компенсации, поскольку, зная о предстоящем увольнении, с рапортом о предоставлении дней отдыха не обратился, также подлежат отклонению.
В данном случае, суд исходит из того, что ответчиком надлежащим образом не был опровергнут довод истца относительно того, что им в письменном виде, посредством отправления заказного письма с уведомлением, в адрес работодателя был направлен рапорт о предоставлении дней дополнительного отпуска, которые могли бы быть ему предоставлены путем присоединения к дням отпуска с последующим увольнением, так как согласно Заключения о результатах проверки по факту не предоставления ответа на рапорт подполковнику внутренней службы Астафьеву Л.А., заместителю начальника СИЗО-5, от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что по факту того, что Астафьев Л.А. по почте направил рапорт о предоставлении ему дней отдыха, который был получен сотрудником работодателя ДД.ММ.ГГГГ, и на который ему не был предоставлен ответ, данных о рапорте, поданном Астафьевым Л.А. от ДД.ММ.ГГГГ в учреждении не имеется, так же как и о чем был данный рапорт, так как при проверка журнала входящей корреспонденции № 2871 и системы электронного документооборота СИЗО-5, данных о регистрации не имеется, опросить инспектора канцелярии Поленогову Е.А., которая получила данное письмо, не представляется возможным, по причине того, что с ДД.ММ.ГГГГ она находится в отпуске по беременности и родам, установить содержание письма, также не представляется возможным, с связи с тем, что уведомление о вручении информации о содержании письма не содержит, а опись к письму не приложена. В данном случае, учитывая положения статьи 56 ГПК РФ, доказательства отсутствия такого рапорта должны быть представлены, в первую очередь, ответчиком, поскольку в спорных правоотношениях работник является более слабой стороной, и основной массив доказательств по делу находится у работодателя, при этом, со стороны Астафьева Л.А. было предоставлено доказательство направления письменного обращения (рапорта) на имя работодателя, полученного представителем ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю 26.11.2022 г.
При этом, на указанные выводы суда не влияет и их не опровергает тот факт, что в материалах дела имеются ранее поданные истцом рапорты на предоставление отгулов (от 28.10.2022 г., вх.№ 15090 от 07.11.2022 г.), на выплату денежной компенсации за отработанные дни дежурств в выходные и праздничные дни (от 11.11.2022 г., вх.№ 15327 от 11.11.2022 г., с учетом того, что указанные рапорта не содержат каких-либо виз и согласования. Таким образом, у истца отсутствовала возможность реализовать право на предоставление дней отдыха за работу в выходные и нерабочие праздничный дни во время исполнения им служебных обязанностей.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие у истца возможности реализовать свое право на предоставление компенсации в виде дополнительного времени отдыха за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в период работы, в связи с увольнением, суд приходит к выводу о наличии правовых основания для возложения на ответчика ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю, в котором истец проходил службу и которым производилась выплата ему денежного довольствия и иных выплат, обязанности выплатить Астафьеву Л.А. компенсацию за работу в выходные и нерабочие праздничные дни за периоды: 07.08.-08.08.2022 г., 21.08.-22.08.2022 г., 04.09-05.09.2022 г., 18.09.-19.09.2022 г., 09.10-10.10.2022 г., 22.10.-23.10.2022 г. (6 смен по 20 ч. каждая). Указанные требования заявлены истцом в пределах установленного законом трехмесячного срока обращения в суд.
При этом, суд отмечает, что в табелях учета рабочего времени за август – октябрь 2022 г. на дни, приходящиеся на дежурства истца, имеются в качестве учтенных часы рабочего времени – 08.08.2022 г. – 8,25 ч., 22.08.2022 г. – 8,25 ч., 05.09.2022 г. – 8,25 ч., 19.09.2022 г. – 8,25 ч., 10.10.2022 г. – 8,25 ч., которые были включены в общую сумму отработанного в указанные месяцы времени в пределах нормальной продолжительности.
Следовательно, за отработанные часы смен в августе 2022 г. неоплаченными остались часы в количестве 23,5 ч. (40 ч. – 8,25 ч. – 8,25 ч.), в сентябре 2022 г. – 23,5 ч. (40 ч. – 8,25 ч. – 8,25 ч.), в октябре 2022 г. – 31,75 ч. (40 ч. – 8,25 ч.), всего 78,75 ч., которые, при этом, были истцом отработаны сверх месячной нормы.
Порядком предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 5 августа 2021 г № 132, действующим с 22.08.2021 г., выплата денежной компенсации сотрудникам, с установленной пятидневной служебной неделей, к которым относится истец, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни не предусмотрена. Порядок расчета такой компенсации установлен только для сотрудников, исполняющих служебные обязанности на основании графика сменности.
Согласно пункту 11 вышеуказанного порядка сотрудникам, исполняющим служебные обязанности па основании графика сменности, за исполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни в пределах месячной нормы служебного времени - выплачивается денежная компенсация в размере одинарной часовой ставки, сверх месячной нормы служебного времени - предоставляются дополнительные дни (часы) отдыха соответствующей продолжительности, на основании рапорта сотрудника вместо предоставления дней (часов) отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в размере двойной часовой ставки.
В соответствии со ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Принимая во внимание, что специальным законодательством, регулирующим прохождение службы в уголовно-исполнительной системе, не установлен порядок расчета компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни сотрудникам, которым установлена пятидневная служебная неделя, суд считает возможным исходить из порядка, установленного вышеприведенными нормами права, которым составленный ответчиком расчет компенсации соответствует в части.
Принимая во внимание, что расчет компенсации, представленный истцом, составлен без учета месячной нормы рабочего времени и частичного выполнения работы в выходные и нерабочие праздничные дни в её пределах, при этом, оплата за данную работу также исчислена истцом в размере двойного среднего дневного заработка, а исходя из количества указанных им смен и общего количества часов, отработанных во время дежурства, следует, что каждая смена истца составляла продолжительностью более 24 ч. (1 736 ч. : 64 смены = 27,12 ч.), данный расчет судом отклоняется.
При этом, в соответствии с представленным ответчиком расчетом, который судом в части определения размера часовой ставки принимается, как верный и обоснованный, в том числе, с учетом того, что по таким же расчетам часовой ставки обосновывает свои исковые требования истец, за привлечение истца к работе в выходные и нерабочие праздничные дни с ответчика ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю в пользу истца подлежит взысканию денежная компенсация в следующем размере:
За август 2022 г. = 23,5 ч.(отработанное и неоплаченное время) х 155,03 руб.(часовая ставка) х 2 (оплата сверх нормы) = 7 286,41 руб.;
За сентябрь 2022 г. = 23,5 ч.(отработанное и неоплаченное время) х 155,03 руб.(часовая ставка) х 2 (оплата сверх нормы) = 7 286,41 руб.;
За октябрь 2022 г. – 31,75 ч.(отработанное и неоплаченное время) х 161,23 руб.(часовая ставка) х 2 (оплата сверх нормы) = 10 238,10 руб.;
Всего на сумму 24 810,92 рублей.
Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлены государственные гарантии и компенсации, необходимые для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
В соответствии со ст. 10 указанного Закона, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях» (утратил силу с 01.04.2023 г.), в районах Красноярского края за исключением территорий, указанных в пунктах 2, 4 и 7 приложения применяется районный коэффициент 1,2; п. 21 указанного Приложения г. Канск Красноярского края (место службы Астафьева Л.А.) отнесен к районам, в которых к денежному довольствию военнослужащих применяются процентные надбавки за службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в размере до 30 процентов (IV группа территорий). Указанные нормы являются императивными и предписывают производить в повышенном размере оплату труда сотрудникам органов внутренних дел, проходящих службу в местностях с особыми климатическими условиями.
В связи с этим, с учетом районного коэффициента – 1,2 и северной надбавки – 30% (общий знаменатель – 1,5), к взысканию с ответчика в пользу истца подлежит денежная сумма в размере 37 216,38 руб. = 24 810,92 руб. х 1,5.
Следовательно, судом достоверно установлено, что работодатель ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю не выплатил причитающуюся Астафьеву Л.А. компенсации за работу в выходные, нерабочие праздничные дни в размере 37 216,38 руб., и в указанной части исковые требования истца признает подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Астафьева Л. А. к ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю о взыскании компенсации за работу выходные и нерабочие праздничные дни – удовлетворить частично.
Взыскать в пользу Астафьева Л. А. (ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженец <адрес> края, СНИЛС №) с ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю (ИНН 24500002668) в счет компенсации за работу в выходные, нерабочие праздничные дни – 37 216 рублей 38 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований Астафьева Л. А. о взыскании компенсации за работу выходные, нерабочие праздничные дни – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11 июля 2023 года.
Судья А.М. Блошкина