Решение по делу № 2-5337/2015 от 01.06.2015

2-5337/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 июня 2015 г. г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Зариповой Е.В.,

при секретаре Долгих Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,

у с т а н о в и л:

Иск заявлен по следующим основаниям. Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что на территории общего пользования Петрозаводского городского округа в районе д. по ул. Боровой находится несанкционированная свалка бытовых и строительных отходов с координатами <данные изъяты>. Размещение данной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. Принимая во внимание, что обнаруженная несанкционированная свалка находится в границах Петрозаводского городского округа, земельный участок, на котором обнаружена свалка, не предоставлен в пользование юридическим или физическим лицам, обязанность по ликвидации установленной в ходе проверки несанкционированной свалки должна быть возложена на Администрацию Петрозаводского городского округа. Наличие несанкционированной свалки влечет за собой загрязнении природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду. Ссылаясь на ст.ст. 3, 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 3, ст. 4.1, ч. 3 ст. 8, ст.ст. 12, 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Межгосударственный стандарт «классификация, идентификация и кодирование отходов», п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», Базельскую конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22 марта 1989 года, ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд обязать Администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку с координатами <данные изъяты>, расположенную на территории общего пользования Петрозаводского городского округа в районе д. по ул. Боровой.

Представитель Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры - Миронова Д.Ю. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования. Полагала, что Администрация Петрозаводского городского округа является надлежащим ответчиком по делу.

Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил отзыв, в котором просил в удовлетворении иска отказать. Указал, что согласно п. 24 и п. 25 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа. На сегодняшний день данные полномочия органом местного самоуправления полностью выполнены и реализуются посредством создания, функционирования и деятельности <данные изъяты>. Каждая организация, находящаяся (расположенная) на территории Петрозаводского городского округа, в ходе деятельности которой возникают производственные или иные отходы, обязана предпринять меры для сбора, вывоза и утилизации их, что возможно выполнить посредством заключения договора с <данные изъяты>, иной организацией имеющей лицензию на данный вид работ или же самостоятельно произвести данные действия. В соответствии с Законом РФ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы являются объектами права собственности и собственники должны предпринять все меры для не допущения складирования их на не отведенной территории, а также обязан принять все меры направленные на вывоз и утилизацию отходов специализированной организацией на специально отведенные участки. Таким образом, неисполнение хозяйствующими субъектами своих обязанностей по надлежащей утилизации отходов при наличии и создании органами местного самоуправления условий для этого не может определять действие или бездействие Администрации как незаконное. Полагает, что прокурор не представил никаких доказательств нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду или же наличия непосредственного неблагоприятного воздействия, на саму окружающую среду требующего судебного вмешательств.

Суд, заслушав представителя Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что на территории общего пользования Петрозаводского городского округа в районе д. по ул. Боровой находится несанкционированная свалка бытовых и строительных отходов с координатами <данные изъяты>.

Размещение данной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Кроме того, принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

В силу ст. 4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Согласно требованиям ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений. Аналогичное положение содержится в ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Часть вторая указанной статьи предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Пунктом 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского округа, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Статья 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается.

Кроме того, Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 19 от 24 мая 2001 года) принят Межгосударственный стандарт «классификация, идентификация и кодирование отходов».

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28 декабря 2001 года № 607-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 30775-2001 введен в действие в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2002 года.

В соответствии с п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

При этом согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В судебном заседании установлено, что согласно акта обследования санитарного состояния территорий общего пользования Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ на территории Петрозаводского городского округа в районе дома по ул.Боровой находится несанкционированная свалка, представляющая собой скопление бытовых и строительных отходов.

Доводы Администрации Петрозаводского городского округа о том, что она является ненадлежащим ответчиком по делу, не состоятельны, поскольку обнаруженная несанкционированная свалка находится в границах Петрозаводского городского округа, земельный участок, на котором обнаружена свалка, не предоставлен в пользование юридическим или физическим лицам, обязанность по ликвидации установленной в ходе проверки несанкционированной свалки должна быть возложена на Администрацию Петрозаводского городского округа.

В действующем законодательстве отсутствует понятие безопасного отхода, все отходы являются потенциально опасными, что в том числе подтверждается существующей классификацией отходов производства и потребления. В частности, как следует из ст. 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности, а именно: чрезвычайно опасные отходы; высокоопасные отходы; умеренно опасные отходы; малоопасные отходы; практически неопасные отходы.

Кроме того, отходы вне зависимости от класса опасности являются экотоксичными веществами.

Понятие экотоксичности содержится в положениях Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22 марта 1989 года, которая была ратифицированная Россией.

Так, согласно положениям указанной Конвенции экотоксичными веществами являются вещества или отходы, которые в случае попадания в окружающую среду представляют или могут немедленно или со временем представлять угрозу для окружающей среды в результате биоаккумулирования и/или оказывать токсическое воздействие на биотические системы.

Таким образом, негативное воздействие отходов производства и потребления на окружающую среду презюмируется.

Поскольку наличие несанкционированной свалки влечет за собой загрязнении природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации, реализуя предоставленные ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ полномочия, прокурор обращается в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, следует обязать Администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку с координатами <данные изъяты>, расположенную на территории общего пользования Петрозаводского городского округа в районе д. по ул. Боровой.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Иск удовлетворить.

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку с координатами <данные изъяты>, расположенную на территории общего пользования Петрозаводского городского округа в районе д. по ул.Боровой.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Петрозаводский городской суд.

Судья Е.В. Зарипова

Мотивированное решение составлено 18 июня 2015 года.

2-5337/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карельская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
Администрация Петрозаводского городского округа
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Дело на странице суда
petrozavodsky.kar.sudrf.ru
01.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.06.2015Передача материалов судье
02.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2015Судебное заседание
18.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее