Дело № 2а-10229/2018
УИД № 24 RS0048-01-2018-007325-38
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
27 сентября 2018 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Севрюкова С.И.,
при секретаре Назаркиной Н.В.,
с участием административного истца Васильев В.Н., представителя административного ответчика Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска – Моор А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Васильев В.Н. к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Васильев В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом определения Советского районного суда г. Красноярска от 27.08.2018 г.) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска (далее – ИФНС России по Советскому району г. Красноярска) о возложении обязанности, мотивируя требования тем, что 16.02.2018 г. Васильев В.Н. обратился в ИФНС России по Советскому району г. Красноярска с заявлением о предоставлении на основании п. 2 ст. 4 Закона Красноярского края «О транспортном налоге» льготы по транспортному налогу в отношении принадлежащего его автомобиля «Toyota Raum», поскольку он является одним из родителей многодетной семьи. Письмом от 13.04.2018 г. № 2-13-53/17205 ему отказано в предоставлении льготы по транспортному налогу, в связи с отсутствием справки многодетной семьи Красноярского края, подтверждающей, что административный истец является отцом многодетной семьи. Не согласившись с указанным ответом, административный истец обратился в вышестоящий налоговый орган - Управление ФНС по Красноярскому краю с жалобой на действия ИФНС. В качестве оснований для отказа в предоставлении льготы налоговым органом было указано, что при подаче заявления о предоставлении льготы не были приложены документы подтверждающие факт удочерения или установления опеки (попечительства) над падчерицей - С.К.Д. Административный истец полагает действия административного ответчика незаконными и нарушающими права административного истца.
С учетом уточнения в судебном заседании в устной форме требований, просит суд: признать незаконным отказ ИФНС России по Советскому району г. Красноярска в предоставлении льготы от 13.04.2018 г.; обязать предоставить льготу по транспортному налогу за 2017 год в отношении принадлежащего Васильев В.Н. автомобиля марки «Toyota Raum», регистрационный знак №.
Административный истец Васильев В.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика ИФНС России по Советскому району г.Красноярска – Моор А.И. (полномочия проверены) в судебном заседании заявленные требования не признала в полном объеме, просила отказать Васильев В.Н. в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица УФНС по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен судом своевременно и надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Суд, в соответствии со ст. 150 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав Васильев В.Н., Моор А.И., исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "и" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (части 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 12 НК РФ законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Согласно абз. 3 ст. 356 НК РФ при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера (п. 1 ст. 56 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 НК РФ налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Согласно подп. 33 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании подп. "б" п.1 ст. 5 Закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 58 Устава Красноярского края постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти края является Законодательное Собрание Красноярского края.
Установленные приведенными выше нормами федерального законодательства полномочия субъекта РФ в сфере налогообложения реализованы путем принятия Закона Красноярского края от 08.11.2007 г. № 3-676 «О транспортном налоге».
Так, часть 2 ст. 4 Закона от 08.11.2007 г. № 3-676 предусматривает предоставление льгот по уплате транспортного налога отдельным категориям граждан.
В частности, согласно п. 2 ст. 4 Закона от 08.11.2007 г. № 3-676 физические лица, являющиеся пенсионерами в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, один из родителей (усыновителей), опекунов, попечителей ребенка-инвалида, один из родителей многодетной семьи, то есть семьи, имеющей трех и более детей до достижения ими возраста 18 лет, в том числе усыновленных, пасынков, падчериц, а также приемных, опекаемых, находящихся под попечительством, совместно проживающих, уплачивают транспортный налог в размере 10 процентов по отдельным транспортным средствам при соблюдении условий, установленных настоящим пунктом. Указанная льгота по транспортному налогу, уплачиваемому по объекту налогообложения "автомобили легковые", предоставляется в отношении транспортных средств с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.
При определении категории транспортных средств, по которым предоставляется льгота, законодатель субъекта Российской Федерации руководствовался нормой ст. 361 НК РФ, согласно которой налоговые ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости, в том числе, от мощности двигателя транспортного средства. Следовательно, мощность двигателя как объективный показатель характеристики транспортного средства, определяющий, в частности, стоимость автомобиля и расходы на его содержание, может использоваться и при установлении законом субъекта Российской Федерации льготы по уплате транспортного налога.
При этом определение порогового значения мощности двигателя транспортного средства, в отношении которого предоставляется льгота, находится в исключительной компетенции регионального законодателя.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что 26.04.2014 г. между Васильев В.Н. и В(С).Ю.В. заключен брак, о чем составлена запись акта о заключении брака № 675, с присвоением жене фамилии «В(С).Ю.В.», что подтверждается свидетельством о заключении брака II-БА №, выданного территориальным отделом записи актов гражданского состояния Красноярского края по Советскому району г. Красноярска.
Васильев В.Н. и В(С).Ю.В. являются родителями В.М.В. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) и В.И.В. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения), - что подтверждается представленными в дело копиями свидетельств о рождении.
С.К.Д. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) приходится падчерицей Васильев В.Н., поскольку является дочерью его супруги В(С).Ю.В.., что следует из свидетельства о рождении от 24.05.2004 г. серии I-БА №.
Согласно справке о составе семьи от 24.04.2018 г., удостоверенной ООО УК «Жилищные системы Красноярска», В(С).Ю.В. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, состав семьи: С.К.Д. (дочь), В.И.В. (сын), Васильев В.Н. (муж), В.М.В. (сын).
Согласно справке № 73/2 от 05.05.2017 г., выданной Управлением социальной защиты населения администрации Советского района в г. Красноярске, В(С).Ю.В. является матерью многодетной семьи. Справка действительна до 09.05.2022 г.
Исходя из копии свидетельства о регистрации транспортного средства серии № №, выданного 16.05.2016 г. МРЭО ГИБДД МУ МВД России «Красноярское», Васильев В.Н. является собственником транспортного средства – автомобиль «Toyota Raum», тип ТС – легковые прочие, категория ТС – В, год выпуска ТС – 2005, шасси (рама) № отсутствует, кузов (кабина, прицеп) №, цвет синий, мощность двигателя, кВт/л.с. – 80,2/109, регистрационный знак №.
Согласно письму ИФНС России по Советскому району г. Красноярска от 13.04.2018 г. № 2-13-53/17205 «Об отказе в предоставлении льготы» в адрес Васильев В.Н., отказано в предоставлении права на налоговую льготу по имущественным налогам, в связи с отсутствием справки многодетной семьи Красноярского края, подтверждающей, что Васильев В.Н. является отцом многодетной семьи.
Согласно ответу УФНС России по Красноярскому краю от 04.05.2018 г. № 2.20-17/3/11210@ на обращение Васильев В.Н. по вопросу отказа ИФНС России по Советскому району г. Красноярска в предоставлении льготы по транспортному налогу, в заявлении на предоставление льготы, представленном в ИФНС России по Советскому району г. Красноярска от 16.02.2018 г. № 697395878 отсутствует документ, подтверждающий факт усыновления ребенка, установления опеки (попечительства) над ребенком, в связи с чем, отсутствует документ, подтверждающий что Васильев В.Н. является одним из родителей многодетной семьи.
Согласно справке о совместном проживании (акт) от 25.09.2018 г., составленному УУП ОУУПиДН ОП № 5 МУ МВД России «Красноярское» капитаном полиции П.А.И.: Васильев В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает в квартире № дома № по <адрес> совместно с супругой В(С).Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и тремя несовершеннолетними детьми: С.К.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, В.И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, В.М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 2013 года по настоящее время.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что указанные административным ответчиком ИФНС России по Советскому району г. Красноярска в обоснование отказа от 13.04.2018 г. № 2-13-53/17205 в предоставлении Васильев В.Н. льготы по уплате транспортного налога обстоятельства, а именно: отсутствие справки многодетной семьи Красноярского края, подтверждающей, что он является отцом многодетной семьи, - не могут служить препятствием для реализации им, как одним из родителей многодетной семьи, права на получение льготы.
При принятии оспариваемого решения административным ответчиком не учтено, что многодетная семья – это семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, - 18 лет. При этом, необходимо учитывать, что предоставление льготы осуществляется только одному из родителей в многодетной семье, второй родитель в такой семье не вправе будет воспользоваться указанной льготой в отношении зарегистрированного на него транспортного средства, в период предоставления льготы другому родителю по транспортному налогу.
Доказательств того, что в силу положений Закона от 08.11.2007 г. № 3-676 предоставление льгот по уплате транспортного налога ставиться в зависимость от установления факта усыновления ребенка, установления опеки (попечительства) над ребенком, административным ответчиком не представлено.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, В.М.В. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения), В.И.В. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) – являются сыновьями Васильев В.Н., а С.К.Д. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) приходится падчерицей Васильев В.Н., поскольку является дочерью его супруги В(С).Ю.В. (до вступления в брак - Степановой) Ю.В., в связи с чем, суд приходит к выводу, что Васильев В.Н. является одним из родителей многодетной семьи.
При таких обстоятельствах, суд находит вышеуказанный отказ ИФНС России по Советскому району г. Красноярска, незаконным и возлагает на административного ответчика обязанность предоставить Васильев В.Н. льготу по уплате транспортного налога за 2017 год в отношении принадлежащего ему автомобиля «Toyota Raum», мощность двигателя, кВт/л.с. – 80,2/109, регистрационный знак У751ЕВ124, согласно ранее поданному заявлению от 16.02.2018 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Васильев В.Н. удовлетворить.
Признать незаконным ответ Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска от 13 апреля 2018 года № 2-13-53/17205 «Об отказе в предоставлении льготы».
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Красноярска предоставить Васильев В.Н. льготу по уплате транспортного налога за 2017 год в отношении принадлежащего ему автомобиля «Toyota Raum», 2005 года выпуска, кузов (кабина, прицеп) №, мощность двигателя, кВт/л.с. – 80,2/109, регистрационный знак №, согласно ранее поданному заявлению от 16 февраля 2018 года.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.И. Севрюков