Решение по делу № 2а-1629/2020 от 20.08.2020

Дело № 2а-1629/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 августа 2020 года город Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Чуряева А.В.,

при секретаре Рохлиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Зайцева С.В. к администрации г. Орла о признании незаконным решения,

установил:

Зайцев С.В. обратился в суд с административным иском к администрации г. Орла о признании незаконным решения. В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГ административный истец совместно с Краюхиным Д.А. и Наголюком А.В. обратились в администрацию г. Орла с уведомлениями о проведении ДД.ММ.ГГ в г. Орле публичных мероприятий в форме одиночных пикетов с использованием быстровозводимых сборно-разборных конструкций в целях агитации за список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением Орловского <данные изъяты> на выборах в Орловский городской Совет народных депутатов шестого созыва. Однако по результатам рассмотрения этого уведомления администрация г. Орла направила административному истцу письмо от ДД.ММ.ГГ с указанием о невозможности согласования проведения пикетов в связи с введенными в Орловской области ограничениями для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Административный истец не согласился с указанным отказом в согласовании публичных мероприятий, указав, что планируемые пикеты не предполагают участие граждан, а являются одиночными. Кроме этого, указал, что введенные в Орловской области ограничения не могут входить в противоречие с федеральным избирательным законодательством и законодательством о проведении публичных мероприятий. На основании изложенного административный истец просит суд признать незаконным отказ администрации г. Орла в согласовании проведения с ДД.ММ.ГГ заявленных им одиночных пикетов, а также обязать администрацию г. Орла не препятствовать проведению указанных мероприятий, обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятий и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественного порядка и безопасности граждан при проведении указанных одиночных пикетов. В административном иске административный истец просит суд обратить решение суда к немедленному исполнению.

Определением судьи к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Наголюк А.В. и Краюхин Д.А.

Административный истец Зайцев С.В., а также заинтересованные лица Наголюк А.В. и Краюхин Д.А. в судебном заседании поддержали заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснили, что ранее в г. Орле иные избирательные объединения проводили публичные мероприятия, в связи с чем запрет на проведения таких мероприятий избирательным объединением <данные изъяты> нарушает принцип равенства и свидетельствует о политическом обосновании решения администрации г. Орла.

Представители административного ответчика по доверенностям Терехова Е.А. и Карлов В.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных административных исковых требований. Указали, что отказ в согласовании заявленных административным истцом публичных мероприятий основан на положениях Постановления Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГ №*** и Указа Губернатора Орловской области от ДД.ММ.ГГ №***, которые установили запрет на проведение в Орловской области на период повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции публичных мероприятий.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

Порядок реализации указанного конституционного права регламентирован в Федеральном законе от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Указанный закон одним из принципов проведения публичного мероприятия называет принцип законности, предполагающий соблюдение положений Конституции Российской Федерации, указанного федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.

В статье 7 указанного Федерального закона предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Из части 1 статьи 12 указанного Федерального закона следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия в частности может довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям указанного федерального закона.

Отношения, связанные с проведением собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Орловской области регулируются Законом Орловской области от 22 декабря 2016 г. № 2069-ОЗ «Об отдельных правоотношениях, связанных с проведением публичных мероприятий на территории Орловской области».

Из части 1 статьи 3 данного Закона Орловской области следует, что организатор публичного мероприятия подает уведомление о проведении публичного мероприятия на территории соответствующего муниципального образования Орловской области (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) в срок, установленный частью 1 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в письменной форме в соответствующий орган местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа Орловской области.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГ административный истец представил в администрацию г. Орла уведомления о проведении публичных мероприятий в форме одиночных пикетов с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции и с раздачей агитационных материалов с целью агитации за список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением <данные изъяты> на выборах в Орловский городской Совет народных депутатов шестого созыва.

Согласно представленным уведомлениям данные публичные мероприятия предполагалось провести:

- ДД.ММ.ГГ с <данные изъяты> до <данные изъяты> по адресам: <...>

- ДД.ММ.ГГ с <данные изъяты> до <данные изъяты> по адресам: <...>

- ДД.ММ.ГГ с <данные изъяты> до <данные изъяты> по адресам: <...>

- ДД.ММ.ГГ с <данные изъяты> до <данные изъяты> по адресам: <...>

- ДД.ММ.ГГ с <данные изъяты> до <данные изъяты> по адресам: <...>

В указанных уведомлениях административный истец заявил себя в качестве организатора публичных мероприятий, а Краюхина Д.А. и Наголюка А.В. – в качестве лиц, уполномоченных организатором публичных мероприятий выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичных мероприятий.

По результатам рассмотрения указанных уведомлений первым заместителем администрации г. Орла административному истцу направлено письмо от ДД.ММ.ГГ №***, в котором указано на невозможность согласования проведения заявленных публичных мероприятий со ссылкой на запрет проведения массовых и публичных мероприятий, установленный Постановлением Правительства Орловской области от 19 марта 2020 г. № 115 и Указом Губернатора Орловской области от 3 апреля 2020 г. № 156.

Полагая данное решение административного ответчика незаконным, административный истец обратился за защитой своих прав в суд.

Установленный частью 4 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) срок на обращение в суд с административным исковым заявлением административным истцом соблюден.

Из части 9 статьи 226 КАС РФ следует, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом согласно части 2 статьи 62 и части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Проверив по указанным правилам законность решения административного ответчика от ДД.ММ.ГГ, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Судом установлено, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением установленной законом процедуры.

Вопреки позиции административного истца предусмотренное оспариваемым решением основание для отказа в согласовании проведения заявленных публичных мероприятий основано на положениях закона и не противоречит действующему законодательству ввиду следующего.

В 2020 г. на территории Российской Федерации произошло распространение новой коронавирусной инфекции, в связи с чем Постановлением Правительства Орловской области от 19 марта 2020 г. № 155 в Орловской области с 19 марта 2020 г. был введен режим повышенной готовности. Этим же Постановлением Правительства Орловской области с 19 марта 2020 г. до особого распоряжения ограничено проведение на территории Орловской области массовых мероприятий, в том числе деловых, публичных, спортивных, культурных и развлекательных мероприятий.

Во исполнение подпункта «б» пункта 6 статьи 4.1, пунктов «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

В Орловской области указанные правила поведения при введении режима повышенной готовности, действовавшие в том числе по состоянию на ДД.ММ.ГГ включительно, установлены Указом Губернатора Орловской области от 3 апреля 2020 г. № 156.

В приложения 1 к этому Указу Губернатора Орловской области закреплено, что в период повышенной готовности на территории Орловской области временно приостановлено проведение развлекательных, зрелищных, культурных, досуговых, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных, публичных и иных подобных мероприятий с присутствием граждан, а также оказание соответствующих услуг, в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах, на аттракционах и иных местах массового посещения граждан.

Следовательно, приведенные положения Постановления Правительства Орловской области от 19 марта 2020 г. № 155 и Указа Губернатора Орловской области от 3 апреля 2020 г. № 156 в период действия на территории Орловской области периода повышенной готовности применяются в дополнение к действующему законодательству и имеют характер специальных правовых норм. Поскольку одним из принципов правового регулирования является приоритет специальных норм по отношению к общим нормам, то отказ административного ответчика в согласовании проведения заявленных административным истцом публичных мероприятий со ссылкой на специальные нормы не противоречит действующему законодательству.

Не принимает суд и довод стороны административного истца о том, что приведенные положения Постановления Правительства Орловской области от 19 марта 2020 г. № 155 и Указа Губернатора Орловской области от 3 апреля 2020 г. № 156 не предполагают запрет на проведение в период повышенной готовности одиночных пикетов. Данный довод основан на неправильном толковании административным истцом положений законодательства о публичных мероприятиях.

Из статьи 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» следует, что публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

В свою очередь под пикетированием данная статья понимает форму публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Таким образом, одиночный пикет как форма пикетирования является разновидностью публичного мероприятия и предполагает участие в нем граждан, которые могут знакомиться с предлагаемой агитацией, задавать какие-либо вопросы, получать агитационные материалы и т.п.

Об участии граждан в запланированных одиночных пикетах свидетельствуют и поданные административным истцом уведомления, из которых следует, что в ходе этих одиночных пикетов планируется раздача агитационных материалов, то есть контактное взаимодействие между гражданами.

С учетом этого проведение в период повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции публичных мероприятий, в том числе одиночных пикетов, создает угрозу безопасности граждан в связи с распространением данного заболевания, и поэтому подвергнуто запрету действующим законодательством.

Ссылку стороны административного истца на проведение в г. Орле иными избирательными объединениями публичных мероприятий суд отклоняет, поскольку она не имеет для настоящего дела юридического характера.

Таким образом, суд не находит предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 226-227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Зайцева С.В. к администрации г. Орла о признании незаконным решения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.

Судья                                 А.В. Чуряев

В мотивированном виде решение суда изготовлено 25 августа 2020 г.

2а-1629/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Зайцев Сергей Васильевич
Ответчики
администрация г. Орла
Другие
Наголюк Алексакендр Васильевич
Краюхин Дмитрий Александрович
Суд
Советский районный суд г. Орел
Судья
Чуряев Александр Владимирович
Дело на сайте суда
sovetsky.orl.sudrf.ru
20.08.2020Регистрация административного искового заявления
20.08.2020Передача материалов судье
21.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2020Судебное заседание
25.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.08.2020Дело оформлено
25.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее