Дело 2а-4523/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2018 года
Индустриальный районный суд г. Перми
в составе председательствующего судьи Судаковой Н.Г.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства материалы административного дела по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Перми к Петренко В. П. о взыскании недоимки, пени
установил:
ИФНС по Индустриальному району г. Перми обратилась в Индустриальный районный суд г. Перми с административным исковым заявлением о взыскании с Петренко В.П. задолженности в размере 7 996,94 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что Петренко В.П. является плательщиком налога на доходы физических лиц, снят с учета в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ недоимка по налогу составляла 58 101 руб., данная сумма не уплачена в установленные законом сроки, в связи с чем налогоплательщику начислены пени. Налогоплательщику направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым предложено уплатить пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 7 996,94 руб. По настоящее время налогоплательщиком не исполнена обязанность по уплате задолженности.
Представитель административного истца, административный ответчик извещены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в суд не явились. От административного ответчика возражений относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства не поступило.
Согласно сведениям Отдела адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по Пермскому краю по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Петренко В.П. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован <адрес>. Судом предприняты все возможные меры к извещению административного ответчика, заблаговременно направлено судебное извещение по указанному адресу. ДД.ММ.ГГГГ представитель административного ответчика – адвокат Бухтев А.В., действующий на основании ордера, ознакомился с материалами дела, о чем имеется соответствующее заявление, при этом административный ответчик самостоятельно распорядился принадлежащим ему процессуальным правом, отказавшись от предоставления своих пояснений и документов относительно заявленных к нему требований. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие административного истца, административного ответчика, в порядке упрощенного (письменного) производства.
Суд, исследовав материалы дела № по заявлению ИФНС России по Индустриальному району г. Перми о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки и пени с Петренко В.П., материалы настоящего дела, приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 23 Налоговой кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Порядок исчисления и удержания налога на доходы физических лиц налоговыми агентами регламентируется главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Объектом налогообложения согласно ст. 209 Налогового кодекса Российской Федерации признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Порядок исчисления налога установлен ст. 225 НК Российской Федерации, из ч. 1 которой следует, что сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 224 настоящего Кодекса, процентная доля налоговой базы.
Согласно ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В силу ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
В силу п. 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.
Требование об уплате налога (сбора) в силу ст. 69 НК Российской Федерации представляет собой направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога (сбора), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Пунктом 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Из материалов дела следует, что административный ответчик – Петренко В.П. снят с учета в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик являлся налогоплательщиком налога на доходы физических лиц. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ недоимка по налогу на доходы физических лиц составляла 58 101 руб.
Учитывая положения ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации Петренко В.П. был обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, при этом обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Поскольку обязанность по уплате налога административным ответчиком не исполнялась, в порядке ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму задолженности начислена пеня.
Административному ответчику были направлены требования № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому административный ответчик обязан оплатить пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ в размере 2 410,38 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25); № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому административный ответчик обязан оплатить пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ в размере 5 586,56 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18).
Несмотря на истечение указанного в налоговом требовании срока, пени административным ответчиком не оплачены.
При разрешении заявленных ИФНС по Индустриальному району г. Перми требований о взыскании с Петренко В.П. пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС Российской Федерации) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (ч. 2 ст. 48 НК РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 ч. 3 ст. 48 НК РФ).
Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Соответственно, по смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с момента окончания срока, установленного в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а в случае отмены судебного приказа – с даты принятия определения об отмене судебного приказа.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации).
В связи с тем, что требование об оплате начисленных пени по налогу на доходы физических лиц, не исполнено, на основании ст. ст. 45, 48 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС по Индустриальному району г. Перми с целью взыскания указанных сумм ДД.ММ.ГГГГ обратилась к мировому судье судебного участка № Индустриального судебного района г. Перми с заявлением о выдаче судебного приказа, который был выдан ДД.ММ.ГГГГ и по заявлению Петренко В.П. определением мирового судьи судебного участка № Индустриального судебного района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ был отменен.
Вместе с тем, требованием № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) от ДД.ММ.ГГГГ срок для оплаты пени по налогу на доходы физических лиц установлен до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. заявление о выдаче судебного приказа должно было быть подано налоговым органом не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Заявление о выдаче судебного приказа в адрес мирового судьи подано налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ (отметка о принятии заявления о выдаче судебного приказа), т.е. за пропуском сроков, установленных ст. 48 НК Российской Федерации. Сведений о более раннем обращении ИНФС по Индустриальному району г. Перми материалы дела не содержат. Дата, указанная в заявлении о вынесении судебного приказа, - ДД.ММ.ГГГГ, в качестве даты фактической подачи указанного заявления судом не может быть принята для исчисления предусмотренного ст. 48 НК РФ срока, поскольку не отражает действительный момент обращения налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Объективных причин, препятствующих своевременному обращению истца за судебной защитой, не установлено, ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа не заявлено.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Инспекцией пропущен установленный законом шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей, а именно подачи заявления о вынесении судебного приказа о взыскании пени по НДФЛ с Петренко В.П., что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, налоговым органом не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 179 – 180, 293 – 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Перми к Петренко В. П. о взыскании пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в размере 7 996,94 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий Н. Г. Судакова