Дело № 2а-1247/2021
Мотивированное решение изготовлено 02 сентября 2021 года
Решение
Именем Российской Федерации
02 сентября 2021 года город Кандалакша
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Рубана В.В.,
при ведении протокола помощником судьи Кузнецовой Э.Ф.,
с участием:
помощника военного прокурора Оленегорского гарнизона Демина И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военного прокурора Оленегорского гарнизона о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещённой,
заинтересованное лицо:
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций,
установил:
Военный прокурор Оленегорского гарнизона обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещённой. В обоснование заявленных требований указал, что военной прокуратурой Оленегорского гарнизона проведен мониторинг сети «Интернет», в ходе которого выявлена видеозапись под названием: <данные изъяты> (длительность – 3 мин. 04 сек.), размещенная в сети «Интернет» на странице сайта с сетевым адресом: <данные изъяты> и находящаяся в свободном доступе для просмотра пользователями. Данный видеоматериал пропагандирует уголовный образ жизни, резкое отрицание деятельности полиции и государства, на видеозаписи в течение всей длительности (5 мин. 05 сек.) запечатлен видеоряд с изображениями, содержащими аббревиатуру «А.У.Е.». Решением Верховного суда Российской Федерации от 17 августа 2020 года удовлетворено административное исковое заявление Генерального прокурора Российской Федерации, и движение (субкультура) «Арестантское уголовное единство» (другие используемые наименования «Арестантский уклад един», «Арестантское уркаганское единство», АУЕ, А.У.Е.) признано экстремистским.
Доступ на данный сайт является свободным, регистрации пользователей для ознакомления с содержанием сайта не требуется. Установить владельца сайта в ходе надзорных мероприятий не представилось возможным. Просит признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на Интернет-сайте по сетевому адресу: <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании помощник военного прокурора Оленегорского гарнизона Демин И.В. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, дополнительно указал, что по состоянию на 02 сентября 2021 года информация находится в открытом доступе, сведения о владельце сайта отсутствуют.
В судебное заседание представители Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций не явились, извещены судом о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Заслушав помощника военного прокурора Оленегорского гарнизона Демина И.В., исследовав материалы дела, изучив в судебном заседании видеозапись под названием: «<данные изъяты> (длительность – 3 мин. 04 сек.), размещенную в сети «Интернет» на странице сайта с сетевым адресом: <данные изъяты>, суд признаёт административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149) установлено, что информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.
По правилам части 1 статьи 10 Закона № 149 в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании части 6 указанной статьи запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу части 3 статьи 15 Закона № 149 использование на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей в хозяйственной или иной деятельности не может служить основанием для установления дополнительных требований или ограничений, касающихся регулирования указанной деятельности, осуществляемой без использования таких сетей, а также для несоблюдения требований, установленных федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона № 149 ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 15.1 Закона № 149 в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В указанный реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 названной статьи, является, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 5 статьи 15.1 Закона № 149).
Судом установлено, что в ходе проведенного военной прокуратурой Оленегорского гарнизона мониторинга сети «Интернет» выявлена видеозапись под названием: «<данные изъяты> (длительность – 3 мин. 04 сек.), размещенная в сети «Интернет» на странице сайта с сетевым адресом: <данные изъяты>, которая пропагандирует уголовный образ жизни, резкое отрицание деятельности полиции и государства.
Решением Верховного суда Российской Федерации от 17 августа 2020 года по административному исковому заявлению Генерального прокурора Российской Федерации движение (субкультура) «Арестантское уголовное единство» (другие используемые наименования «Арестантский уклад един», «Арестантское уркаганское единство», АУЕ, А.У.Е.) признано экстремистским.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года №2 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» (далее - Федеральный закон № 114-ФЗ) под экстремизмом (экстремистской деятельностью) подразумевается: возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федеральный закон № 114-ФЗ под экстремистскими материалами понимаются, предназначенные для обнародования документы, либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности, либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
В соответствии с пунктом 20 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» под участием в деятельности экстремистской организации (часть 2 статьи 282.2 Уголовного кодекса Российской Федерации) понимается совершение лицом умышленных действий, относящихся к продолжению или возобновлению деятельности организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности (проведение бесед в целях пропаганды деятельности запрещенной организации, непосредственное участие в проводимых мероприятиях и т.п.).
При совершении организатором (руководителем) или участником экстремистской организации конкретного преступления его действия подлежат квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных частью 1 или частью 2 статьи 282.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и соответствующей статьей Уголовного кодекса Российской Федерации.
Также, за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния) административная ответственность предусмотрена статьей 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 13 Федеральный закон № 114-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.
Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществляющей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.
В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Данная страница открыта для доступа неограниченного количества лиц, побуждает неопределенный круг лиц к совершению действии, за которые предусмотрена как административная ответственность в соответствии со статьей 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так и уголовная ответственность, предусмотренная статьей 282.2 Уголовного кодекса Российской Федерации. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, в том числе о противодействии экстремистской деятельности. Вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сетям, где размещены вышеуказанные информационные материалы, фактически способствует совершению таких право нарушений и преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
На момент проверки указанный Интернет-ресурс в единый реестр запрещённой информации не внесён. Сведения о владельце сайта отсутствуют.
Суд находит обоснованной позицию военного прокурора, согласно которой нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» указанной информации способствует совершению правонарушений.
Целью обращения военного прокурора с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании вышеприведенной информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, является последующее включение в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Закона № 149, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.
Признание тех или иных информационных материалов запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком интернет-сайте запрещенной информации.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.
С учетом изложенного, заявление военного прокурора Оленегорского гарнизона подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск военного прокурора Оленегорского гарнизона удовлетворить.
Признать видеозапись «<данные изъяты>» (длительность – 3 мин. 04 сек.), размещенную в сети «Интернет» на странице сайта с сетевым адресом: <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Копию решения суда направить в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области для включения в Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.В. Рубан