Решение по делу № 2а-3903/2018 от 10.01.2018

Дело № 2а- 3903/2018 20 февраля 2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Приморский районный суд г. С-Петербурга в составе

председательствующего судьи Карсаковой Н.Г.,

при секретаре Ивановой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Иванова Владимира Анатольевича к Межрайонной ИФНС России № 26 по Санкт-Петербургу о признании безнадежной ко взысканию задолженности по транспортному налогу и пени, по налогу на имущество физических лиц и пени, начисленных на сумму недоимки в связи с истечением установленного срока их взыскания,

УСТАНОВИЛ:

Иванов В.А. обратился в суд с иском к МИФНС России № 26 по Санкт-Петербургу, в котором просит признать безнадежной ко взысканию задолженность административного истца по транспортному налогу за автомобиль БМВ 3351 за 7 месяцев 2010 года в сумме 26775 рублей и пени по нему в сумме 11013 рублей 47 копек; по налогу на имущество физических лиц за квартиру по адресу: <адрес> за 1 месяц 2009 года в сумме 55 рублей 90 копеек и пени по нему в сумме 33 рубля 82 копейки; обязать МИФНС России № 26 по Санкт-Петербургу списать безнадежную ко взысканию сумму налогов и пени.

В обоснование заявленных требований указывает, что 11.05.2017 года административный истец обратился в МИФНС России № 26 по Санкт-Петербургу с запросом о предоставлении сведений, необходимых для получения справки об отсутствии задолженности по уплате налогов для выхода из гражданства Российской Федерации. Из ответа МИФНС России № 26 по Санкт-Петербургу от 30.05.2017 года административный истец узнал о наличии задолженности по налогам и пени. Указывает, что за весь срок с момента возникновения задолженности и до обращения административного истца с запросом, административный ответчик не предпринимал действий, предусмотренных налоговым законодательством для взыскания задолженности по налогам и пени. Считает, что административный ответчик пропустил срок для взыскания задолженности и пени по транспортному налогу за 2010 год по сроку уплаты 03.11.2011 и по налогу на имущество физических лиц и пени по нему за 2009 год по сроку уплаты 16.11.2009 г.

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, в заявлении просил рассматривать дело в сове отсутствие.

Представитель административного ответчика МИФНС России № 26 по Санкт-Петербургу в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, ранее представил письменный отзыв на административное исковое заявление (л.д. 19-20), указывая, что меры по взысканию задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2009 год не принимались, задолженность по транспортному налогу взыскана, судебный приказ направлен на исполнение в Волковский ОСП Фрунзенского района, информацией о взыскании задолженности по транспортному налогу Инспекция не располагает, однако списать задолженность без судебного акта не представляется возможным.

В соответствии с ч.6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

На основании ст. 226 КАС РФ административное дело рассматривалось в отсутствие не явившихся сторон.

Изучив материалы дела, суд находит заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из ответа МИФНС России № 26 по Санкт-Петербургу от 30.05.2017 года № 12-09/0242480, по состоянию на 01.12.2015 у Иванова В.А. имеется задолженность по транспортному налогу в сумме 26775 рублей, по пени транспортного налога в сумме 11013,47 рублей, по налогу на имущество физических лиц в сумме 55,90 рублей, по пени налога на имущество физических лиц в сумме 33,82 руб. Транспортный налог не уплачен Ивановым В.А. за 7 месяцев 2010 года по сроку уплаты 03.11.2011 года за автомобиль БМВ 335I в сумме 26775 рублей; налог на имущество не уплачен за квартиру по адресу: <адрес>, за 1 месяц 2009 года по сроку уплаты 16.11.2009 года в сумме 55,90 рублей. При переходе с Территориального на Федеральное программное обеспечение, разрабатываемого в рамках модернизации Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов, в результате технической ошибки при выгрузке сведений, карточка Иванова В.А. расчета с бюджетом не перенесена в Федеральную базу данных (л.д. 8-9).

Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию установлен ст. 59 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:

1) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

2) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;

3) смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, - по всем налогам и сборам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации;

4) принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;

4.1) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет, в следующих случаях:

ее размер не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;

судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;

5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При этом в силу пункта 2 указанной выше статьи органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются:

1) налоговые органы по месту нахождения организации или месту жительства физического лица (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи;

2) налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4, 4.1 и 5 пункта 1 настоящей статьи;

3) таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, - по налогам, пеням, штрафам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации N ЯК-7-8/393@ от 19.08.2010 утверждены Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.

В п. 3 Порядка предусмотрено, что решение о признании задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания безнадежной ко взысканию и ее списании принимается при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 2.4 - 2.5 Порядка.

Из пункта 2.4 Порядка следует, что данный документ применяется, в частности, в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса. Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам (далее - Перечень), приведен в приложении N 2 к приказу Федеральной налоговой службы от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@.

В соответствии с пунктом 4 приложения N 2, при наличия основания, указанного в пункте 2.4 Порядка, представляются копия вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в силу.

Исходя из толкования подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Как следует из отзыва МИФНС России № 26 по Санкт-Петербургу от 22.01.2018 года на административное исковое заявление, в соответствии со ст. 48 НК РФ налоговым органом было сформировано заявление о выдаче судебного приказа по транспортному налогу за 2010 год в размере 26775 руб. По заявлению Инспекции мировым судьей судебного участка № 188 вынесен судебный приказ № 2-460/2012-188 от 25.09.2012 года. Судебный приказ был направлен для исполнения в Волковский ОСП Фрунзенского района 21.03.2013 года. Информацией о взыскании задолженности Волковским ОСП Фрунзенского района по транспортному налогу в отношении Иванова В.А. налоговый орган не располагает. В настоящее время задолженность по транспортному налогу не погашена. В отношении задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2009 год в сумме 55,90 рублей меры по взысканию задолженности Инспекцией не предпринимались (л.д. 19-20).

Согласно абзацу 3 п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, указанные в абзаце первом этого пункта (т.е. являющиеся физическими лицами и уплачивающие транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом), уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором данного пункта.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании согласно п. 4 ст. 69 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, регулирующей правоотношения по налоговым периодам 2009, 2010 г.г.. В последующих редакциях данной статьи установлен срок для исполнения налогового требования - 8 дней с даты получения.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ в редакции Федерального закона, регулирующей правоотношения по налоговым периодам 2009, 2010 годы, исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Вместе с тем, как следует из отзыва административного ответчика в адрес Иванова В.А. налоговые уведомление и требования по транспортному налогу были направлены, задолженность за 2010 год взыскана в судебном порядке.

Однако доказательств, свидетельствующих о взыскании взысканной задолженности по транспортному налогу за 2010 года в принудительном порядке, как и сам судебный приказ, административным ответчиком не представлены.

Как следует из ответа Волковского ОСП Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга от 14.02.2018 года, согласно данным электронной базы регистрации поступивших исполнительных документов, а также базы регистрации исполнительных производств Волковского ОСП, судебный приказ по делу от 25.09.2012 года в отношении Иванова Владимира Анатольевича на исполнении отсутствует.

Задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2009 год не была взыскана налоговым органом.

Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ и в редакции Федерального закона от 29.11.2010 N 324-ФЗ налоговый орган вправе обратиться в суд для взыскания в принудительном порядке налога в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога.

Таким образом, административный ответчик лишен права в дальнейшем обратиться в суд с иском о взыскании указанной задолженности с одновременной постановкой вопроса о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд с иском. Следовательно оснований для взыскания задолженности по транспортному налогу за 2010 год, налога на имущество физических лиц за 2009 год у административного ответчика не имеется.

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1). Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса (п. 6).

Согласно пункту 1 статьи 72 НК РФ пеня применяется для обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Как разъяснено в Письме Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 01 декабря 2008 года N ММ-6-1/872, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Следовательно, после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента отсутствуют основания для их начисления.

В связи с отсутствием оснований для взыскания налога за 2009, 2010 годы также отсутствуют основания для взыскания пени за его неуплату.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что административный ответчик, с учетом того, что административным ответчиком пропущен предусмотренного ст. 48 НК РФ срок для взыскания с Иванова В.А. транспортного налога за 2010 год, налога на имущество физических лиц за 2009 год в судебном порядке, лишен права в дальнейшем обратиться в суд с иском о взыскании указанной задолженности с одновременной постановкой вопроса о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд с иском.

При таких обстоятельствах, по мнению суда, имеются основания для признания суммы задолженности административного истца по транспортному налогу за 2010 год в размере 26 775 рублей и начисленных на указанную задолженность пеней, по налогу на имущество физических лиц за 2009 год в размере 55 рублей 90 копеек и начисленных на указанную задолженность пеней, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанность по их оплате прекращенной.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Иванова Владимира Анатольевича удовлетворить.

Признать сумму задолженности Иванова Владимира Анатольевича (ИНН ) по транспортному налогу за 2010 год в размере 26 775 рублей и начисленных на указанную задолженность пеней в размере 11 013 рублей 47 коп, по налогу на имущество физических лиц за 2009 год в размере 55 рублей 90 коп и начисленных на указанную задолженность пеней в размере 33 рубля 82 коп, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанность по их оплате прекращенной.

Решение может быть обжаловано в С-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: подпись

Мотивированное решение изготовлено 20.03.2018 г.

2а-3903/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Иванов Владимир Анатольевич
Иванов В. А.
Ответчики
Межрайонная ИФНС России №26 по Санкт-Петербургу
Суд
Приморский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Карсакова Наталья Геннадьевна
Дело на сайте суда
primorsky.spb.sudrf.ru
10.01.2018Регистрация административного искового заявления
10.01.2018Передача материалов судье
12.01.2018Решение вопроса о принятии к производству
12.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.02.2018Предварительное судебное заседание
20.02.2018Судебное заседание
20.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2020Регистрация административного искового заявления
11.04.2020Передача материалов судье
11.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
11.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.04.2020Предварительное судебное заседание
11.04.2020Судебное заседание
11.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее