УИД №48RS0021-01-2024-001875-49
РЕШЕНИЕ
24 июня 2024 года город Елец Липецкой области
Судья Елецкого городского суда Липецкой области Юрченко В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал по жалобе ОГУП «Елецводоканал» на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Центрально-Черноземного Межрегионального управления в сфере природопользования №32 от 15.05.2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, в отношении ОГУП «Елецводоканал», ИНН 4821002037, ОГРН 1024800789892, расположенного по адресу: Липецкая область, г. Елец, ул. Парковая, д. 12 А,
УСТАНОВИЛ:
Старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Центрально-Черноземного межрегионального управления в сфере природопользования Дугановой Е.А. 15.05.2024 в отношении ОГУП «Елецводоканал» вынесено постановление, которым ОГУП «Елецводоканал» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением ОГУП «Елецводоканал»подало жалобу, в которой указывает, что данное постановление подлежит отмене, поскольку поскольку 08.02.2024 у проверяющего органа отсутствовали основания и повод для проведения проверки в отношении ОГУП «Елецводоканал», так как поводом для прокурорской проверки послужила публикация на портале Город48 от 09.02.2024. О проверке ОГУП «Елецводоканал» не уведомлялось, при проверке не присутствовало. Срок проведения прокурорской проверки в нарушение законодательства превысил 30 дней, поэтому все решения прокурора незаконны. ОГУП «Елецводоканал» не относится к организациям, которые обращаются с веществами, опасными для жизни и здоровья, отходами производства и потребления. В деле нет доказательств, что излив фильтрационных стоков происходил из колодца, принадлежащего ОГУП «Елецводоканал». Установленным при проверке координатам соответствуют различные земельные участки, находящиеся в пользовании нескольких организаций. При проверке не был установлен круг всех возможных владельцев коммуникаций и пользователей обследованного 08.02.2024 земельного участка, вывод о принадлежности колодца ОГУП «Елецводоканал» не основан на доказательствах. Прокурор не имел полномочий устанавливать координаты. Вывод, что в ведении ОГУП «Елецводоканал» находится комплекс водоотведения, поэтому он осуществляет эксплуатацию очистных сооружений на территории г. Ельца сделан с нарушением норм материального права, поскольку право хозяйственного ведения не исключает возможность существования иных пользователей. Ситуационный разлив сточных вод является аварийной ситуацией, не является сбросом на рельеф, поскольку сброс организацией осуществляется в реку. Аварийная ситуация может возникнуть по причине нарушений, допущенных абонентами или по вине третьих лиц.
Представитель ОГУП «Елецводоканал» Кувшинская Л.Н. в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме, дополнительно объяснив, что ею был просмотрен видеоролик, который послужил основанием для проведения прокурорской проверки. Там видно, что из колодца действительно вытекла вода, но не такого объема, как указано в проверке. В это время имелся излив стоков из колодца ФКУ ИК-4. При проведении проверки никто не устанавливал координаты, не сделали запрос в Росреестр.
Старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Центрально-Черноземного Межрегионального управления в сфере природопользования в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. К компонентам природной среды отнесены, в том числе, земля, недра, почвы (статья 1 приведенного Закона).
Статьей 12 Земельного Кодекса РФ установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для улучшения свойств земель, в том числе для восстановления плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со ст. 42 Земельного Кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой города Ельца в порядке надзора проведена проверка по результатам мониторинга размещенной 09.02.2024 в 16 часов 09 минут в сети «Интернет» на сайте «gorod48» (Город48) статье о сбросе сточных вод и загрязнении на территории городского округа город Елец, в ходе которой в действиях (бездействии ОГУП «Елецводоканал» установлены нарушения законодательства об охране окружающей среды.
Проведенными надзорными мероприятиями прокуратурой города Ельца установлено, что специалистами Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора в ходе выезда 08.02.2024 на участке, расположенном в N..., установлен излив канализационных стоков на почву в точке с географическими координатами N №***.
Обследованием специалистов 08.02.2024 также установлено, что излитие сточных вод произошло из канализационного колодца (географические координаты колодца на местности N №***) в границах земельного участка с кадастровым номером №*** (входит в единое землепользование земельного участка с кадастровым номером №***).
Согласно выписке из ЕГРН №*** комплекс водоотведения (сооружения коммунального; хозяйства) находится в ведении ОГУП «Елецводоканал», то есть эксплуатацию городских очистных сооружений на территории города Ельца осуществляет ОГУП «Елецводоканал».
Таким образом ОГУП «Елецводоканал» своими действиями допустило административное правонарушение, выразившееся в порче земель в результате нарушения правил обращения с иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Довод жалобы о том, что 08.02.2024 была проведена проверка без наличия на то законных оснований без присутствия представителя ОГУП «Елецводоканал», поскольку публикация появилась в СМИ 09.02.2024 не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ч. 12 ст. 66 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля посредством направления в тот же срок документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. В этом случае уведомление контролируемого лица о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия может не проводиться.
Из представленных в материалы дела сведений следует, что 06.02.3024 в адрес Руководителя Центрально-Чернозёмного межрегионального управления Росприроднадзора поступило сообщение от главного редактора информационно-справочного портала ГОРОД48 о жалобах жителей города Ельца на работу очистных сооружений об излитии канализационных стоков недалеко от водозабора микрорайонов Хлебная база и Ольшанец. На основании указанного сообщения руководителем Центрально-Чернозёмного межрегионального управления Росприроднадзора 07.02.2024 было принято решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия 08.02.2024 без взаимодействия с контролируемым лицом, так как поступили сведения об угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям.
В силу положений ч. 4 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 29.05.2024) "О прокуратуре Российской Федерации", срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. При необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30 календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором Российской Федерации или уполномоченным им заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.
На основании рапорта помощника прокурора г. Ельца от 09.02.2024 по результатам мониторинга сети Интернет установлено наличие публикации на сайте Город48 по вопросу выброса сточных вод и загрязнения территории города, прокурором города Ельца 21.02.2024 принято решение о проведении проверки в отношении ОГУП «Елецводоканал».
Проверка прокурора была проведена в установленный законом 30-дневный срок, по результатам проверки 22.03.2024 прокурором г. Ельца принято постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОГУП «Елецводоканал» по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Довод о не установлении вины ОГУП «Елецводоканал» в разливе сточных вод именно из колодца ОГУП «Елецводоканал» опровергается имеющимися в материалах дела результатами прокурорской проверки.
Так, из акта выездного обследования территории от 08.02.2024 Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Центриально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования следует, что в координатах №***, определенных специалистами соответствующим прибором, осуществляется сброс сточных вод с характерным канализационным запахом на почву.
Актом визуального осмотра колодца водоотведения, расположенного по адресу: N..., N... от 01.03.2024 в присутствии главного инженера ОГУП «Елецводоканал» Майорникова С.И. с учетом его замечаний выявлен факт затопления колодца ОГУП «Елецводоканал» с извивом на прилегающую к нему поверхность площадью ориентировочно 1-2 кв.м.
Помощником прокурора г. Ельца А.А. Поволяевой 20.03.2024 проведена дополнительная проверка доводов ОГУП «Елецводоканал» о возможном излитии сточных вод из колодца, не принадлежащего ОГУП «Елецводоканал». По результатам проверки составлен акт от 21.03.2024, согласно которого координаты колодца, находящегося в ведении ОГУП «Елецводоканал» совпадают с координатами определенными специалистами Центриально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при выездном обследовании территории 08.02.2024. Указанная проверка проводилась в присутствии заместителя генерального директора (директор технический) ОГУП «Елецводоканал» Майорникова С.И.
Как следует из сообщения помощника прокурора г. Ельца Поволяевой А.А. от 14.05.2024 в ходе проведения проверки был установлен факт излития стоков из колодца, эксплуатируемого ФКУ ИК-4 УФСИН России по N... ранее, ДД.ММ.ГГГГ, однако, ввиду истечения сроков давности привлечения к административной ответственности в адрес начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области 22.03.2024 объявлено предостережение.
Данные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении ОГУП «Елецводоканал» экологических требований при эксплуатации систем водоотведения сточных вод, а именно сброса сточных вод на поверхность земли (почву).
Доводы жалобы о том, что ОГУП «Елецводоканал» не относится к организациям, которые обращаются с веществами, опасными для жизни и здоровья, отходами производства и потребления основан на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Так, согласно ч. 1 ст. 1Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, а также вскрышные и вмещающие горные породы, которые подлежат использованию в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах".
Таким образом, сточные воды являются веществами, которые образованы в процессе потребления и предназначены для удаления.
По результатам проведённой экспертизы образцов почвы, изъятых 08.08.2024 установлено наличие превышения концентраций загрязняющих веществ в пробах.
Факт совершения ОГУП «Елецводоканал» вменяемого административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, в числе которых постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.03.2024, акт выездного обследования территории (акватории) от 08.02.2024, протокол осмотра от 08.02.2024, фототаблица, протокол инструментального обследования от 08.02.2024, экспертное заключение от 15.02.2024 № 11, экспертное заключение от 15.02.2024 № 12 экспертное заключение от 16.02.2024 № 14, протокол испытаний, а также иными материалами, которым должностным лицом дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив представленные доказательства, должностное лицо правильно квалифицировало действия ОГУП «Елецводокнал» по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
При назначении наказания обоснованно принято во внимание степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, личность виновного, и назначено максимальное наказание, предусмотренное санкцией ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Срок давности и порядок привлечения ОГУП «Елецводоканал» к административной ответственности не нарушены. С учетом изложенного оснований для отмены постановления не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление выносится одно из следующих решений – об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Таким образом, судья, рассмотрев жалобу ОГУП «Елецводоканал», исследовав и проверив все изложенные в ней доводы, приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения и отмены постановления.
Руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Центрально-Черноземного Межрегионального управления в сфере природопользования №32 от 15.05.2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, в отношении ОГУП «Елецводоканал» оставить без изменения, а жалобу ОГУП «Елецводоканал» без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: Юрченко В.А.