Решение по делу № 2-180/2018 от 04.06.2018

Дело № 2-180/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Целинное                                 01 августа 2018 года

Целинный районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Сидоровой Н.А.,

при секретаре Копытовой Е.Л.,

с участием представителя истца Зубковой М.А.,

ответчика Голегузовой О.С.,

третьего лица Голегузова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Целинного района Алтайского края к Голегузовой О.С. о взыскании с участника федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» излишне предоставленной субсидии,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Целинного района Алтайского края обратилась в суд с требованиями о взыскании с участника федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» - Голегузовой О.С. суммы излишне предоставленной субсидии в размере 64 402 рублей 80 копеек в пользу администрации Целинного района Алтайского края.

В обоснование заявленных требований представитель истца сослался на то, что <дата> Голегузова О.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Администрацией Целинного сельсовета. <дата> Голегузовой О.С. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности <номер>, согласно которому семье Голегузовых в составе 3 (трех) человек была предоставлена субсидия в сумме 675 000 рублей. <дата> Администрация района перечислила денежные средства (субсидию на улучшение жилищных условий) на счет Голегузовой О.С. в размере 310 500 рублей. <дата> Администрация района перечислила денежные средства (субсидию на улучшение жилищных условий) на счет Голегузовой О.С. в размере 162 000 рублей.

<дата> семья Голегузовых приобрела в собственность земельный участок и находящуюся на нем квартиру по 1/3 доли общей долевой собственности по адресу: <адрес>, что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права.

Согласно предписанию Счетной палаты Алтайского края от <дата> <номер> с <дата> по <дата> проведено контрольное мероприятие «Аудит эффективности реализации мероприятий государственной программы Алтайского края «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края» на 2012-2020 годы в части предоставления выплат на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов за 2015-2016 годы и девять месяцев 2017 года». В ходе проведения контрольных мероприятий инспектором Счетной палаты установлено, что Администрацией Целинного района не произведены перерасчеты размеров социальных выплат, предоставленных в <дата> Голегузовой О.С., исходя из фактической стоимости 1 кв.м. общей площади приобретенного жилого помещения, в результате чего было излишне предоставлено бюджетных средств на сумму 64 402 рубля 80 копеек. Указанные действия являются нарушением пунктов 4.5 и 4.6. Порядка, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от <дата> <номер> "Об утверждении порядка предоставления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья". <адрес> было предписано произвести пересчет размеров социальных выплат, предоставленных Голегузовой О.С. и перечислить в краевой бюджет излишне предоставленные бюджетные средства.

Исходя из фактической стоимости 1 кв.м. общей площади приобретенного жилого помещения, Голегузовой О.С. излишне предоставлено бюджетных средств на сумму 64 402 рубля 80 копеек: 800,0 тыс.руб. (фактическая стоимость квартиры)/74, 1 кв.м. (кв.м. приобретенной квартиры) * 54 кв.м (положенная площадь квартиры по нормативу - 3 члена семьи * 18 кв.м) * 70% (доля финансирования по программе за счет федерального и краевого бюджета) = 408 097, 17 руб. – указанную сумму следовало предоставить на покупку жилого помещения. Таким образом, сумма излишне предоставленной субсидии составляет: 472 500 руб. – 408 097, 17 руб. = 64 402, 80 руб.

Администрация Целинного района Алтайского края <дата> направила Голегузовой О.С. требование о возврате излишне выплаченной субсидии в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года». Был предоставлен срок для возврата суммы излишне предоставленной субсидии в размере 64 402 рублей 80 копеек до <дата>. Однако, в письменном заявлении от <дата> Голегузова О.С. добровольно возвратить средства субсидии отказалась.

Представитель истца – Администрации Целинного района Алтайского края Зубкова М.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила взыскать с ответчика денежные средства в счет возврата излишне предоставленной субсидии в пользу Администрации Целинного района Алтайского края.

Ответчик Голегузова О.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что излишнее предоставление бюджетных средств произошло не по её вине. Представленная субсидия была потрачена на приобретение квартиры и земельного участка. Полученные денежные средства переведены на счет продавца.

Третье лицо Голегузов А.В. в судебном заседании также с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что вины Голегузовой О.С. в получении социальной выплаты в большем размере нет, социальная выплата предоставлена их семье на основании решения администрации Целинного района.

Представитель третьего лица – Министерства сельского хозяйства Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежаще, направил в суд ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства, в связи с большой загруженностью и отдаленностью от места проведения судебного заседания. С исковыми требованиями согласен, просил иск удовлетворить.

Учитывая характер спорных правоотношений, суд считает возможным рассмотреть дело по существу при данной явке на основании ст.167 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, выслушав мнения сторон, оценив в совокупности представленные доказательства, суд признает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), причем независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Юридически значимыми обстоятельствами при разрешении данного спора являются: факт приобретения имущества или его сбережения на стороне приобретателя; уменьшение имущества на стороне потерпевшего; отсутствие надлежащего правового основания для наступления вышеуказанных имущественных последствий; размер неосновательного обогащения, а также подлежит ли возврату имущество, как неосновательное обогащение.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> <номер> утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года», которая, в том числе, включает в себя мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе, молодых семей и молодых специалистов.

В соответствии с указанной федеральной целевой программой Постановлением Администрации Алтайского края от <дата> <номер> утвержден Порядок предоставления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья.

Из п.4.1 Порядка предоставления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе, молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, следует, что гражданин, молодая семья (молодой специалист), которым предоставляется социальная выплата, вправе использовать ее в сельской местности, которую они избрали для постоянного проживания, в том числе, на приобретение готового жилого помещения.

В п.4.2 Порядка указано, что расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется, исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. м - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. м - для семьи из 2 человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человека), и стоимости 1 кв. м. общей площади жилья в сельской местности на территории Алтайского края, утвержденной приказом Главного управления на очередной финансовый год на основе фактической стоимости строительства (приобретения) в рамках программ жилья за предыдущий год (с учетом прогнозного уровня инфляции, установленного в Алтайском крае на очередной финансовый год), но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в Алтайском крае, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на 1 квартал очередного финансового года.

В случае, если фактическая стоимость 1 кв. м построенного (приобретенного) жилья меньше расчетной стоимости 1 кв. м. общей площади жилья, размер социальной выплаты подлежит пересчету, исходя из фактической стоимости 1 кв. м. (п.4.5 Порядка предоставления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе, молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья)

В целях реализации мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года» <дата> между Главным Управлением сельского хозяйства Алтайского края и Администрацией Целинного района Алтайского края заключено соглашение <номер> о взаимодействии сторон по выполнению мероприятий Программы по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

Данным соглашением на Администрацию Целинного района Алтайского края возложена обязанность по обеспечению целевого и эффективного использования бюджетных средств.

В судебном заседании установлено, что Голегузова О.С., в соответствии с распоряжением Администрации Целинного сельсовета Целинного района Алтайского края от <дата> <номер> принята на учет в качестве нуждающейся в собственном жилье.

Согласно свидетельству о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности участнику мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года» от <дата> Голегузовой О.С. в соответствии с условиями программы предоставлена социальная выплата в размере 472 500 рублей, в том числе 310 500 рублей за счет средств федерального бюджета, 162 000 рублей за счет средства бюджета субъекта Российской Федерации, с целью приобретения жилого помещения.

На указанные выше средства и собственные средства Голегузова О.С. и члены её семьи Голегузов А.В., ФИО1 по договору купли-продажи земельного участка с квартирой от <дата>, приобрели в общую долевую собственность земельный участок и размещенную на нем квартиру, общей площадью 74,1 кв.м, находящиеся по адресу: <адрес>. Общая сумма оценки приобретенных объектов недвижимости, в соответствии с п.2.1 договора составила 900 000 рублей, из которых в 100 000 рублей оценен земельный участок, в 800 000 рублей оценена квартира.

Таким образом, Голегузовой О.С. приобретено жилое помещение площадью 74,1 кв.м, то есть площадью, которая больше расчетной площади для семьи получателя социальной выплаты (54,0 кв.м). Стоимость 1 кв.м. приобретенного жилого помещения составила 10 796 рублей 22 копейки (800 000 руб. : 74,1 кв.м), что ниже средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья, утвержденной Администрацией для Целинного района на 2015 год (12 500 рублей), что также следует из приложения <номер> «Пересчет социальных выплат при приобретении (строительстве) жилых помещений исходя из фактической стоимости 1 кв. метра жилья, которая меньше установленной средней рыночной стоимости 1 кв. метра» Акта проверки от <дата>.

Поскольку размер социальной выплаты рассчитывался исходя из расчетной стоимости, а не фактической стоимости квадратного метра приобретенного ответчиком жилого помещения, и поскольку стоимость 1 кв.м. приобретенного жилья меньше размера стоимости 1 кв.м., установленного для семьи, в соответствии с которой производился расчет социальной выплаты на приобретение жилья, социальная выплата, на основании п.4.5 Порядка предоставления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, подлежит пересчету: 10 796 рублей 22 копейки * 54 кв.м. *70 % = 408097 рублей 17 копеек; 472 500 рублей – 408 097 рублей 17 копеек = 64 402 рубля 80 копеек.

Действия Голегузовой О.С. не носят виновный характер, поскольку на получателя средств не возложена обязанность по осуществлению перерасчета размера социальной выплаты, однако суд полагает, что со стороны ответчика Голегузовой О.С. имело место неосновательное обогащение в размере 64 402 рублей 80 копеек.

Превышение размера социальной выплаты, перечисленной Голегузвой О.С. из средств федерального и краевого бюджета на приобретение жилого помещения было выявлено администрацией Целинного района Алтайского края по результатам проверки Счетной палаты Алтайского края «Аудит эффективности реализации мероприятий государственной программы Алтайского края «Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края», по результатам которой глава Администрации Целинного района Алтайского края привлечен к административной ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.20 ст.19.5 КоАП РФ.

Таким образом, учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что денежные средства в размере 64 402 рублей 80 копеек были получены Голегузовой О.С. без законных на то оснований, то есть являются неосновательным обогащением и в силу положений ст.1102 ГК РФ полежат взысканию с ответчика в пользу Администрации Целинного района Алтайского края.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку исковые требования администрации Целинного района удовлетворены, с Голегузовой О.С. в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ надлежит взыскать государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 2 132 рубля 08 копеек.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации Целинного района Алтайского края к Голегузовой О.С. удовлетворить.

Взыскать с Голегузовой О.С. в пользу Администрации Целинного района Алтайского края неосновательное обогащение в виде излишне полученной социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности в размере 64 402 рублей 80 копеек.

Взыскать с Голегузовой О.С. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 132 рублей 08 копеек.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Целинный районный суд Алтайского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения

Мотивированное решение изготовлено 06.08.2018 года.

Судья                                 подпись

2-180/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Целинного района Алтайского края
Ответчики
Голегузова Ольга Сергеевна
Голегузова О.С.
Другие
Голегузов Александр Владимирович
Министерство сельского хозяйства Алтайского края
Голегузов А.В.
Суд
Целинный районный суд Алтайского края
Дело на сайте суда
celinniy.alt.sudrf.ru
04.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.06.2018Передача материалов судье
06.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.06.2018Подготовка дела (собеседование)
21.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.07.2018Судебное заседание
18.07.2018Судебное заседание
01.08.2018Судебное заседание
06.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.05.2020Передача материалов судье
08.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.05.2020Подготовка дела (собеседование)
08.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.05.2020Судебное заседание
08.05.2020Судебное заседание
08.05.2020Судебное заседание
08.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2020Дело оформлено
08.05.2020Дело передано в архив
01.08.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее