РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 ноября 2018 года город Заинск
Заинский городской суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова С.Г.,
при секретаре Рахматуллиной А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Андриановой З.Ф., Илаловой О.В., Андрианова А.В. к Исполнительному комитету Заинского муниципального района Республики Татарстан о признании квартиры жилым домом, прекращении права собственности на квартиру, признании права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Андрианова З.Ф., Илалова О.В., Андрианов А.В. обратились в суд с иском к Исполнительному комитету Заинского муниципального района Республики Татарстан о признании квартиры жилым домом, прекращении права собственности на квартиру, признании права собственности на жилой дом.
В обоснование иска указано, что 06.12.1994 между Заинским ПО «Сельхозтехника» и Андриановой З.Ф. был заключен договор №1/10540 на передачу жилого помещения в собственность граждан, в соответствии с которым в собственность истцов была передана трехкомнатная квартира площадью 65,0 кв.м. по адресу: <адрес> и расположенная на земельном участке с кадастровым номером 16:48:000000:549 площадью 622 кв.м. Право собственности на земельный участок не зарегистрировано, в связи с чем, истцами предпринимаются меры по надлежащему оформлению права собственности на указанное жилое помещение. Вместе с тем, выделение земельных участков под квартиры не предусмотрено. Считают, что предоставленная истцам квартира является жилым домом, что следует из технического плана здания, а также подтверждается заключением эксперта ООО «СК СДС». Несоответствие наименования спорного жилого помещения в правоустанавливающих документах его фактическому виду не может являться основанием для ущемления прав истцов в регистрации права собственности на принадлежащее им имущество.
Определением суда от 29.10.2018 производство по делу в части исковых требований к Управлению Росреестра РФ по РТ прекращено, ввиду отказа истцов от исковых требований.
На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований, просили признать квартиру общей площадью 65,0 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> жилым домом, общей площадью 93,9 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>. Признать за Андриановой З.Ф., Илаловой О.В., Андриановым А.В. право собственности на жилой дом, общей площадью 93,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Истцы Андрианова З.Ф., Илалова О.В., Андрианов А.В. в судебном заседании исковые требования уточнили в части указания общей площади квартиры, просили признать жилым домом квартиру общей площадью 66,2 кв.м., в оставшейся части исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель ответчика – Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседании не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил, рассмотреть дело в свое отсутствие не просил.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав истцов, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Характеристики объекта индивидуального жилищного строительства, многоквартирного дома изложены в части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно указанной норме объектами индивидуального жилищного строительства являются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи, многоквартирные дома - это дома, характеризующиеся наличием нескольких квартир, помещений общего пользования, наличием отдельного подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Согласно пункту 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно статье 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся:
1) жилой дом, часть жилого дома;
2) квартира, часть квартиры;
3) комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Согласно положению статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
По смыслу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку, может быть признано, если постройка создана без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и если сохранение этого строения не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также создана на земельном участке, находящимся у лица в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании.
Из материалов дела судом установлено, что Андриановой З.Ф., Андриановой О.В., Андрианову А.В. на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан принадлежит на праве совместной собственности жилое помещение, общей площадью 65,0 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 6).
Согласно копии свидетельства о заключении брака, между И.Р.Р. и Андриановой О.В. ДД.ММ.ГГГГ заключен брак, после чего жене присвоена фамилия Илалова (л.д. 9).
Согласно копии технического паспорта жилого дома составленного по состоянию на 05.02.2018, по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № расположен жилой дом, 1989 года постройки, общей площадью 72,7 кв.м., жилой – 40,8 кв.м., площадь здания составляет 93,9 кв.м. (л.д. 11-16).
Из копии кадастрового паспорта помещения следует, что по адресу: <адрес> расположена квартира, общей площадью 66,2 кв.м., кадастровый номер № (л.д. 17-18).
Согласно копии технического плана здания, подготовленного Заинским подразделением Альметьевского филиала АО «БТИ РТ» 04.04.2018, по адресу: <адрес> находится жилой дом, 1989 года постройки, площадью 93,9 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером № (л.д. 19-30).
Постановлением руководителя Исполнительного комитета города Заинска Заинского муниципального района Республики Татарстан от 16.03.2018 №57 объекту недвижимости присвоен адрес: <адрес> (л.д. 31).
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости по адресу: <адрес> расположен земельный участок с кадастровым номером №, вид разрешенного использования – обслуживание жилого дома (л.д. 33-33).
Согласно представленного истцами отчета «О техническом обследовании строительных конструкций и инженерных систем жилого здания» расположенного по адресу: <адрес> от 14.08.2018, выполненного ООО «СК СДС», фундамент вышеуказанного жилого здания не имеет общих с соседним жилым блоком подполий, наружных входов, вспомогательных помещений, а также помещений, расположенных под другими жилыми блоками и является независимым. Инженерные системы данного жилого здания имеют самостоятельную систему электроснабжения, самостоятельное газоснабжение, водоснабжение и канализацию, автономное отопление от газового котла. Вводы газоснабжения, электроснабжения и холодного электроснабжения – отдельные от соседнего блока. Жилое здание располагается на отдельном земельном участке, имеет самостоятельный выход на участок, отдельную калитку. Таким образом, установлено, что жилое здание, расположенное по адресу: <адрес> не имеет общих инженерных сетей, помещений вспомогательного использования для общего использования с соседним объектом недвижимости, имеет отдельный выход на земельный участок, предназначено для проживания одной семьи, разделено с соседним помещением стеной без проемов. Несущие и ограждающие конструкции здания, пристроя, котельной, их фундаменты, перекрытия, дефектов, снижающих их прочностные и эксплуатационные характеристики, не имеют, внутренние инженерные системы находятся в работоспособном состоянии, конструктивных недостатков не выявлено, основания считать здание непригодным к проживанию и безопасной эксплуатации – отсутствуют.
С учетом вышеизложенного, здание, расположенное по адресу: <адрес> не обладает определенными действующим законодательством признакам квартиры и в действительности является жилым домом (л.д. 34-43).
Из ответа заместителя Руководителя Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан от 31.10.2018 №5465/ИК следует, что Исполнительный комитет Заинского муниципального района не имеет возможности выдать уведомления о начале строительства (реконструкции жилого дома), расположенного по адресу: <адрес>, в связи с тем, что пристрой уже построен и имеется технический план от 04.04.2018.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств нарушения прав и законных интересов третьих лиц реконструкцией спорного объекта недвижимости ответчиком не представлено.
При этом судом отмечается, что сам факт отсутствия оформления разрешения на реконструкцию жилого дома в установленном законом порядке не лишает лицо права на возможность его сохранения в реконструированном виде. При этом реконструкция, как следует из представленных документов, произведена с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, не нарушает права и законные интересы граждан, доказательств устанавливающих иное ответчиком не представлено.
Кроме того, исходя из технической документации, принадлежащий истцам объект недвижимости не соответствует определенным в законе признакам квартиры, в действительности является жилым домом. Несоответствие наименования спорного жилого помещения в правоустанавливающих документах его фактическому виду не может являться основанием для ущемления прав истцов в регистрации права собственности на тот объект недвижимости, которым они фактически пользуются и владеют.
Согласно статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истцы владеют жилым домом по адресу: <адрес> на законных основаниях, суд считает возможным требования удовлетворить в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Андриановой З.Ф., Илаловой О.В., Андрианова А.В. к Исполнительному комитету Заинского муниципального района Республики Татарстан о признании квартиры жилым домом, прекращении права собственности на квартиру, признании права собственности на жилой дом – удовлетворить.
Признать квартиру с кадастровым номером №, общей площадью 66,2 кв.м., инвентарный номер 2500, расположенную по адресу: <адрес>, жилым домом общей площадью 93,9 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>.
Признать право общей совместной собственности на реконструированный жилой дом за Андриановой З.Ф., Илаловой О.В., Андриановым А.В., расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня вынесения путем подачи жалобы через Заинский городской суд Республики Татарстан.
Мотивированное решение составлено 16 ноября 2018 года.
Судья: