Дело № 5-257/2021
11RS0009-01-2021-000887-64
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
22 июня 2021 года Республика Коми, Княжпогостский район,
г. Емва, ул. Дзержинского, д. 136 «а»
Судья Княжпогостского районного суда Республики Коми Закидальский Д.Е.,
при секретаре судебного заседания Баранюк Я.Н.,
с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Сокольникова О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – муниципального бюджетного учреждения «Центр хозяйственно-технического обеспечения учреждений Княжпогостского района» (ОГРН 1131121001197, ИНН 1121022836), зарегистрированного по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район, г. Емва, ул. Дзержинского, д. 106,
установил:
согласно протоколу об административном правонарушении № 260 от 31.05.2021, составленному старшим государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Республике Коми Северного МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО1 муниципальное бюджетное учреждение «Центр хозяйственно-технического обеспечения учреждений Княжпогостского района» (далее – МБУ «Центр ХТО») 20.05.2021 в 09 час. 54 мин. по адресу: <адрес>, при проведении плановой документарной проверки по распоряжению № 221 от 01.04.2021 выявлены нарушения лицензионных требований: послесменные, послерейсовые медицинские осмотры не проводятся, в путевом листе отсутствует отметка о прохождении медицинского осмотра с подписью медицинского работника, проводившего предсменный, предрейсовый и (или) послесменный, послерейсовый осмотр - путевые листы: № 527 от 12.04.2021, № 526 от 11.04.2021, № 21 от 10.04.2021, № 20 от 08.04.2021- чем нарушило требования пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», подпункт 5 части 2 статьи 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пункты 5, 6 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н, п. 8 «н» Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1616; нарушения в заполнении путевых листов – отсутствует обязательная информация о видах сообщения и видах перевозок, показания одометра не заверяются подписями с указанием фамилии и инициалов уполномоченного лица, отсутствует время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, отсутствует отметка «прошел послерейсовый медосмотр», которая заверяется подписью медицинского работника проводившего осмотр с указанием фамилии и инициалов, датой и времени проведения послерейсового медицинского осмотра (путевые листы № 527 от 12.04.2021, № 526 от 11.04.2021, № 21 от 10.04.2021, № 20 от 08.04.2021), чем нарушены требования части 1 пункта 6, части 1 пункта 4 подпункта 4, части 2 подпункта 12, пункта 15, пункта 16 Приказа об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов № 368 от 11.09.2020 и п. 8 «г» Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1616. Таким образом, юридическому лицу вменяется осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), то есть часть 3 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Законный представитель юридического лица Сокольников О.Б. в судебном заседании вину юридического лица в совершении административного правонарушения не оспаривал, пояснил, что предрейсовые медицинские осмотры проводились постоянно, не проводился послерейсовый медосмотр. В апреле 2021 года не были заложены денежные средства на проведение послерейсовых медосмотров, затем денежные средства были изысканы и заложены в бюджет, и с 16 апреля 2021 года водители начали проходить послерейсовые медицинские осмотры. Все нарушения устранены еще до того, как было вынесено предписание. Полагал, что вмененные нарушения не относятся к грубейшим, поскольку правонарушение не повлекло за собой возникновение угрозы, причинение вреда жизни, здоровью граждан и просил переквалифицировать правонарушение на часть 2 статьи 19.20 КоАП РФ. При назначении наказания просил учесть финансовое положение юридического лица являющегося муниципальным бюджетным учреждением, финансируемым из республиканского бюджета, а также то, что ранее юридическое лицо к административной ответственности не привлекалось.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в судебном заседании участия не принимало, направив в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Выслушав законного представителя юридического лица, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к статье 19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны в том числе: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров.
В силу подпункта 5 части 2 статьи 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» видами медицинских осмотров являются: послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
В силу части 11 статьи 19 указанного Федерального закона исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1616 утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами (далее – Положение).
В соответствии с подпунктом «г» пункта 8 Положения лицензиат обязан выполнять следующие лицензионные требования: заполнять путевые листы в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 6 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и в силу подпункта «н» пункта 8 Положения обеспечивать проведение медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) водителей или в случае, если лицензиат является индивидуальным предпринимателем и непосредственно выполняет обязанности водителя, - проходить медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые), в порядке, утвержденном Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В силу пункта 39 Положения к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относится нарушение одного из лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а», «д», «з» – «к» и «н» пункта 8 Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н утвержден Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (далее – Порядок). Пунктом 5 Порядка установлено, что послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Правила прохождения, в том числе, послерейсового медицинского осмотра установлены пунктами 7-14 Порядка.
Пунктом 6 Порядка установлено, что обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
Приказом Минтранса России от 11.09.2020 № 368 утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов. Согласно части 1 обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: сведения о транспортном средстве (пункт 4); сведения о перевозке (пункт 6).
Сведения о транспортном средстве включают: дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации) (часть 4).
Сведения о водителе включают: дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (если обязательность проведения послерейсового медицинского осмотра водителя предусмотрена законодательством Российской Федерации) (часть 5).
Сведения о перевозке включают информацию о видах сообщения и видах перевозок (часть 6).
В соответствии с порядком заполнения путевого листа: даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на парковку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, и заверяются их подписями с указанием фамилий и инициалов, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя (часть 12).Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра на путевом листе проставляется отметка «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». По результатам прохождения послерейсового медицинского осмотра проставляется отметка «прошел послерейсовый медицинский осмотр» (часть 15).
Даты и время выпуска транспортного средства на линию и его возвращения, а также проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, с отметкой «выпуск на линию разрешен» и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов (часть 16).
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, МБУ «Центр ХТО» имеет лицензию от 27.06.2019 на перевозку пассажиров и иных лиц автобусами, располагая автобусами <данные изъяты> и <данные изъяты>.
На основании распоряжения заместителя начальника управления Северное МУГАДН территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Республике Коми ФИО2 от 01.04.2021 № АТД № 221 в отношении МБУ «Центр ХТО» проведена плановая документарная проверка с целью лицензионного контроля за деятельностью по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
Из акта проверки № 170 от 20.05.2021 и приложения к нему следует, что в ходе плановой документарной проверки при изучении путевых листов выявлены нарушения: в заполнении путевых листов – отсутствует обязательная информация о видах сообщения и видах перевозок, показания одометра не заверяются подписями с указанием фамилии и инициалов уполномоченного лица, отсутствует время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, отсутствует отметка «прошел послерейсовый медицинский осмотр», которая заверяется подписью медицинского работника проводившего осмотр с указанием фамилии и инициалов, датой и времени проведения послерейсового медицинского осмотра (путевые листы № 527 от 12.04.2021, № 526 от 11.04.2021, № 21 от 10.04.2021, № 20 от 08.04.2021), чем нарушены требования части 1 пункта 6, части 1 пункта 4 подпункта 4 и подпункта 5, части 2 подпункта 12, пункта 15, пункта 16 Приказа об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов № 368 от 11.09.2020 и пункт 8 «г» Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1616.
Также выявлены нарушения требований по проведению обязательных послесменных, послерейсовых медицинских осмотров: выявлены факты возврата с линии водителей без прохождения послесменного, послерейсового медицинского осмотра, в путевом листе отсутствует отметка о прохождении медицинского осмотра с подписью медицинского работника, проводившего предсменный, предрейсовый и (или) послесменный, послерейсовый осмотр - путевые листы: № 527 от 12.04.2021, № 526 от 11.04.2021, № 21 от 10.04.2021, № 20 от 08.04.2021- чем нарушило требования пункта 5 Приказа Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров», пцнкт 8 «н» Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1616.
Указанные факты нашли свое подтверждение в путевых листах № 526 от 11.04.2021, № 527 от 12.04.2021, № 21 от 10.04.2021, № 20 от 08.04.2021, имеющимся в материалах дела, где имеется отметка только о прохождении предрейсового осмотра.
Указанные обстоятельства послужили основанием составления протокола об административном правонарушении от 31.05.2021 № 260 в отношении МБУ «Центр ХТО».
Виновность МБУ «Центр ХТО» в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждаются совокупностью доказательств по делу: лицензией № АН-11-000513 от 27.06.2019; путевыми листами № 526 от 11.04.2021, № 527 от 12.04.2021, № 21 от 10.04.2021, № 20 от 08.04.2021; распоряжением заместителя начальника управления Северное МУГАДН территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Республике Коми ФИО2 от 01.04.2021 № АТД № 221 о проведении плановой документарной проверки; актом проверки юридического лица от 20.05.2021 № 170, где указаны выявленные нарушения; приложением к акту проверки; предписанием об устранении выявленных нарушений от 20.05.2021 № 21; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении МБУ «Центр ХТО»; протоколом об административном правонарушении от 31.05.2021 № 260 в отношении МБУ «Центр ХТО», где законный представитель юридического лица в объяснениях указал, что с нарушениями согласен, они будут устранены.
На основании исследованных предоставленных материалов судья находит факт совершения административного правонарушения и виновность МБУ «Центр ХТО» в совершении вменяемого правонарушения подтвержденными совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.
При имеющихся доказательствах судья квалифицирует действия МБУ «Центр ХТО» по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ, то есть осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Установленный законом порядок привлечения лица к административной ответственности соблюден, факт совершения юридическим лицом вменяемого правонарушения, а также виновность в его совершении объективно подтверждены совокупностью представленных в материалы дела об административном правонарушении доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает.
Довод законного представителя юридического лица о том, что вмененные нарушения не относятся к грубейшим, поскольку правонарушение не повлекло за собой возникновение угрозы, причинение вреда жизни, здоровью граждан, что является основанием для переквалификации правонарушения на часть 2 статьи 19.20 КоАП РФ, является несостоятельным, поскольку грубое нарушение лицензионных требований нашло своё подтверждение на основании совокупности исследованных в судебном заседании доказательств.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» помимо прочего медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательные послерейсовые медицинские осмотры.
В силу приведенных выше норм требование осуществления послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителей является необходимым условием для осуществления перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (согласно пункту 5 Порядка). Данные нарушения лицензионных требований могут повлечь за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, в связи с чем в силу прямого указания в законе являются грубыми нарушениями.
При назначении административного наказания судья учитывает материальное положение МБУ «Центр ХТО», совершение действий, направленных на устранение правонарушения, что подтверждается представленными путевыми листами № 528 от 16.04.2021, № 22 от 18.04.2021, а также привлечение к административной ответственности впервые, в связи с чем судья признает эти обстоятельства в силу статьи 4.2 КоАП РФ смягчающими наказание.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность и предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, влекущих прекращение производства по делу, судьей не установлено.
Оснований для освобождения от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ в связи с обстоятельствами правонарушения не имеется.
Оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ не имеется в силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, поскольку совершенное правонарушение, выразившееся в не обеспечении прохождения водителями послесменных, послерейсовых медицинских осмотров несет в себе угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, наличие совокупности смягчающих ответственность обстоятельств, характер деятельности юридического лица, являющегося муниципальным бюджетным учреждением, финансируемым из республиканского бюджета, судья находит целесообразным назначить юридическому лицу административный штраф в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
признать муниципальное бюджетное учреждение «Центр хозяйственно-технического обеспечения учреждений Княжпогостского района» (ОГРН 1131121001197, ИНН 1121022836) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить административное наказание с применением положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 75 000 (семидесяти пяти тысяч) руб.
Реквизиты для перечисления суммы административного штрафа:
Получатель: УФК по Республики Коми (Северное МУГАДН по Республике Коми), Отделение НБ Республики Коми Банка России//УФК по Республике Коми г. Сыктывкар
КПП 290101001
ИНН 2901287271
Расчетный счет № 40102810245370000074
БИК 018702501
ЕКС 03100643000000010700
КБК 10611601191019000140
УИН 10607512194000002608
Оригинал квитанции об уплате штрафа подлежит направлению по адресу: 169200, Республика Коми, Княжпогостский район, г. Емва, ул. Дзержинского, 136а, Княжпогостский районный суд Республики Коми (каб. 104).
Разъяснить, что согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ влечет привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Княжпогостский районный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Дата составления мотивированного постановления 25 июня 2021 года.
Судья Д.Е. Закидальский