Решение по делу № 2-13/2022 (2-552/2021;) от 16.09.2021

УИД 72RS0016-01-2021-001276-08

дело № 2-13/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                              12 октября 2022 года

Омутинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Коробейникова В.П., при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием со стороны истца - помощника прокурора <адрес> ФИО4, ФИО1,

представителя ответчика - администрации Омутинского муниципального района <адрес> ФИО5,

представителя третьего лица - межрайонного управления социальной защиты населения Омутинский, Армизонский и <адрес>ы ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов ФИО1 к администрации Омутинского муниципального района <адрес> о приспособлении жилого помещения с учетом потребностей инвалида,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> в защиту интересов ФИО1 к администрации Омутинского муниципального района <адрес> о приспособлении жилого помещения с учетом потребностей инвалида. Требования мотивированы тем, что по поручению прокуратуры <адрес> прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению инвалида 2 группы ФИО1 по вопросу приспособления жилого помещения с учетом жилого помещения расположенного по адресу: <адрес> (далее – жилое помещение). По результатам проверки установлено, что ФИО1 являясь инвали<адрес> группы, передвигается с помощью инвалидной коляски и проживает в двухквартирном доме. Занимаемая им квартира находится в его собственности. Согласно акту обследования жилого помещения инвалида, в котором проживает инвалид, в целях его приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида от ДД.ММ.ГГГГ, выявлена необходимость приспособления входной группы жилого помещения, строительство крыльца с пандусом, приспособление территории примыкающей к дому, замена дорожного покрытия перед крыльцом, замена входной двери, навес крыльца. Техническая потребность для этого имеется, проведение проверки экономической целесообразности реконструкции либо капитального ремонта не требуется. На основании указанного акта принято заключение о возможности приспособления занимаемого ФИО1 жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ комиссией повторно обследовано жилое помещение ФИО1, по результатам которого составлены акт о необходимости приспособления ванной комнаты и уборной без умывальника.

ДД.ММ.ГГГГ комиссией принято решение о возможности приспособления жилого помещения.

Постановлением администрации Омутинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -п внесены изменения в план мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалид, входящие в состав жилищного фонда Омутинского муниципального района, в том числе включено жилое помещение ФИО1.

В целях приспособления жилого помещения ФИО1, администрацией Омутинского муниципального района <адрес> на основании решения Думы Омутинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ , выделено 242000 рублей на приспособление жилого помещения ФИО1 по заявлению ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ между администрации Омутинского муниципального района и ФИО1 заключен социальный контракт на предоставление ФИО1 материальной помощи для обеспечения условий доступности, путем приспособления жилого помещения и общего имущества в многоквартирном жилом доме, в котором проживает ФИО1, в размере 241 551 рубль 60 копеек.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и индивидуальным предпринимателем ФИО8 заключен договор подряда на сумму 241 527 рублей 60 копеек, со сроком выполнения работ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В связи с отказом ФИО1 от объема работ, предусмотренных вторым разделом локально-сметного расчета, в счет высвободившихся денежных средств, с учетом пожеланий ФИО1, был составлен новый локально-сметный расчет, в который были включены работы по устройству кровли (навеса) над тротуаром и верандой с установлением светильников. Согласно акту выполненных работ все работы по договору подряда выполнены.

Однако, в нарушение Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.13330.2016, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России от ДД.ММ.ГГГГ /пр. «ФИО12 51261-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарный реабилитационные. Типы и технические требования», утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ -ст, и акта от ДД.ММ.ГГГГ в локально-сметный расчет не включены работы: по устройству ограждения от метеорологических осадков крыльца дома с пандусом, в котором проживает ФИО1; отсутствие доводчиков на дверях с регулируемым усилием не более 19, Нм; во входной группе не приспособлено число подъемов (ступеней) в одном перепаде уровней; не оборудованы ограждения с двух сторон стационарной лестницы; не оборудованы ограждения пандуса с двух сторон; дверной проем, ведущий с крыльца в сени дома имеет порог, в связи с чем, до настоящего времени не обеспечена доступность ФИО1 в занимаемое им жилое помещение; не оборудованы ванная комната и уборная, а именно не приведена в соответствие высота прохода в ванную комнату, ширина дверных и арочных проемов квартирной двери в ванной комнате с установлением доводчиков с регулируемым усилием не более 19, 5 Нм, с замедлением динамики открывается с задержкой не менее 5 секунд и, пороги дверных коробок входных дверей; размер ванной комнаты.

На основании изложенного, с увеличения исковых требований обязать <адрес> и администрацию Омутинского муниципального района <адрес> приспособить жилое помещение, расположенное по <адрес> в соответствии с требованиями Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.13330.2020, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства России от ДД.ММ.ГГГГ гоад    №    904/пр, «ФИО12 51261-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарный реабилитационные. Типы и технические требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ -ст) в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу, а именно:

    обеспечить покрытие на прилегающей территории со стороны улицы и в створе калитки из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему, с обеспечением продольного коэффициента сцепления 0,6 - 0,75 кН/кН, в условиях сырой погоды и отрицательных температур - не менее 0,4 кН/кН в соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020

    обеспечить ширину прохода через калитку в свету не менее 0,9 м в соответствии с п. 6.1.5 СП 59.13330.2020

    произвести ремонт колонны с устранением нарушения целостности кирпичной кладки в соответствии с п. 5.1.3 СП 59.13330.2020

    обустроить пандус с протяженностью марша 9 м. рядом со стеной дома по направлению к калитке с горизонтальной площадкой в верхней части пандуса с размерами 2,2 *2,0 м с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с нахождением верхнего и нижнего поручней пандуса в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика), шириной марша пандуса (расстоянием между поручнями ограждений пандуса) с движением в одном направлении в пределах от 0,9 до 1,0 м., с нескользкой поверхностью пандуса в соответствии с п.п. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020

    обустроить лестницу крыльца на месте существующего пандуса после его демонтажа, с поручнями, число подъемов (ступеней) в лестнице крыльца дома в одном перепаде уровне не менее 3 и не более 12, с покрытием ступеней из нескользкого материала, со ступенями лестниц в пределах одного марша одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней, поперечным уклоном ступеней не более 20% в соответствии с п.п. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020

    обеспечить ширину дверного проема при входе в сени с улицы в свету не менее 0,9 м. без порогов и перепадов высот пола (при необходимости устройства порогов (при входе в жилой дом и т.п.) с высотой или перепадом высот не более 0,014 м., с обустройством доводчиков, с регулируемым усилием не более 19,5 Нм и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд в соответствии с п.п. 6.1.5, 6.2.4, 7.1.6 СП 59.13330.2020.

- обеспечить дверной проем из сеней в квартиру без порогов и перепадов высот пола (при необходимости устройства порогов (при входе в жилой дом и т.п.) с высотой или перепадом высот не более 0,014 м., с обустройством доводчиков, с регулируемым усилием не более 19,5 Нм и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд в соответствии с п.п. 6.1.5, 6.2.4, 7.1.6 СП 59.13330.2020;

    выполнить по периметру стен тамбура (сеней) выполнить бетонную отмостку для отвода воды от фундамента, по периметру фундамента тамбура (сеней) - утепленный защитный экран.

    демонтировать треснувшие стены тамбура (сеней) и устроить вместо них новые толщиной не менее 250 мм с армированием кладочной сеткой через 5 рядов.

    обеспечить ограждение крыльца с пандусом от метеорологических осадков, в т.ч. путем усиления стропил навеса.

- взыскать с администрации Омутинского муниципального район компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 (один миллион) рублей. (т. 1 л.д. 4-10, 103, т. 2 л.д. 218-221)

Определением Омутинского районного суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований привлечены департамент социального развития <адрес> и межрайонное управление социальной защиты населения Омутинский, Армизонский и <адрес>ы. (т. 1 л.д.115)

ДД.ММ.ГГГГ протокольным определением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований пролечена Тюменская областная общественная организация Всероссийского общества инвалидов. (т.1 л.д. 207-209)

ДД.ММ.ГГГГ протокольным определением к участию в деле в качестве соответчика по делу привлечено <адрес>. (т. 2 л.д. 237-239)

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме. Помощник прокурора <адрес> ФИО4 исковые требования заявленные ФИО1, в части приспособления жилого помещения, просила удовлетворить в полном объеме, суду пояснила, что доводы представителя <адрес> не обоснованны, так как заявленные исковые требования полностью подтверждаются материалами дела. Относительно искового требования о взыскании морального вреда также просила удовлетворить, с учетом разумности и характеру нравственных страданий, причиненных истцу.

Представитель ответчика - администрации <адрес> ФИО5 возражала против удовлетворения исковых требований, в удовлетворении просила отказать. Доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление поддержала, а именно администрацией <адрес> для приспособления жилого помещения ФИО1, с учетом его потребностей, постановлением администрации Омутинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -п, ФИО1 выделена материальная помощь в размере 242 000 рублей. На основании его заявления, между ФИО1 и администрацией ДД.ММ.ГГГГ заключен социальный контракт, по которому ФИО1 предоставлены денежные средства в размере 241 551 рубль 60 копеек, для приспособления его жилого помещения. По согласованию с ФИО1, администрацией района составлен локально-сметный расчет на выполнение необходимых работ. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ИП ФИО6 заключен договор подряда на выполнение работ, согласно локально-сметному расчету, на сумму материальной помощи в размере 241 551,60 рублей. В ходе выполнения работ, ФИО1 обратился в администрацию Омутинского муниципального района с отказом от выполнения работ предусмотренных частью 2 локально-сметного расчета «Приспособление жилья, потребностям инвалида», заменив эти работы на обустройство навеса крыши от входа во двор до крыльца, так как в зимний период времени ему трудно проехать на коляске. В связи, с чем администрацией района были внесены изменения в локально-сметный расчет, из которого исключены работы по совмещению санитарного узла для инвалида и ограждение пандуса с двух сторон непрерывными двухуровневыми поручнями с заменой на обустройство навеса крыши от входа во двор до крыльца. Все виды работ, предусмотренные локально-сметным расчетом выполнены, акты выполненных работ подписаны ФИО1 и подрядчиком. (т.1 л.д. 122-124) Дополнительно пояснила, что в рамках заключенного договора подряда и между ФИО1 и Хусаиновым, ФИО1 как заказчик по договору самостоятельно принимал выполненные работы. На основании подписанного акта выполненных работ, администрацией района произведена оплата выполненных работ. Специалистами администрации, контроль за выполнением работ не осуществлялся, а лишь подписывался акт приемки выполненного строительством объекта для оплаты выполненных работ по договору подряда.

Ответчик, <адрес> явку представителя в судебное заседание не обеспечило. О дате, месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом. Представитель ответчика по доверенности ФИО7 направила в суд возражение с дополнениями, в котором просит дело в отсутствие представителя в судебном заседании и в удовлетворении исковых требований отказать. Возражения мотивирует тем, что в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, которыми обоснованы исковые требования к <адрес> прокурором не доказаны. Ссылаясь на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Жилищного кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ указывает, что нормативный правовой акт <адрес>, устанавливающий возникновение расходных обязательств по обеспечению проведения мероприятий по приспособлению жилого помещения, с учетом потребностей инвалида, в случае обследования занимаемого им жилое помещение органами исполнительной власти <адрес> не принят. Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , как специальные нормы расходные обязательства <адрес> на проведение указанных мероприятий не устанавливают.

Кроме того указывает, что администрацией <адрес> ФИО1 были выделены денежные средства на приспособление жилого помещения для инвалида в размере 242000 рублей, о чем составлен локально-сметный расчет, который не предусматривал выполнение всех необходимых работ по приспособлению жилого помещения, в том числе не выполнены работы по приспособлению ванной и уборной комнаты с учетом потребности инвалида. В связи, с чем исковые требования основаны на недостатках выполненных работ.

Кроме того, требование об объединении санитарно-гигиенических помещений санузла и ванной считает незаконным, в связи с тем, что в соответствии со статьями 25, 26 Жилищного кодекса РФ доказательства о возможности проведения переустройства и перепланировки в квартире для обеспечения доступности жилого помещения с учетом потребности инвалида отсутствуют.

Кроме того, также считает, что не подлежат удовлетворению требования об обязании провести ремонт колонны с устранением целостности кирпичной кладки в соответствии с п. 5.1.3 СП 59.13330.2020, выполнении по периметру стен тамбура (сеней) бетонной отмостки для отвода воды от фундамента по периметру фундамента (тамбура (сеней) установление защитного экрана, демонтажа треснувших стен тамбура (сеней) и их устройства новых с толщиной не менее 250 мм., с армированной кладочной сеткой через 5 рядов, так как в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания имущества является обязанностью собственника этого имущества.

Кроме того, также считает, что не подлежат удовлетворению и требования об обязании осуществить мероприятия: по обеспечению ширины прохода через калитку в свету не менее 0,9 м., выполнению ремонта колонны с устранением нарушения целостности кирпичной кладки, выполнения по метру стен тамбура (сеней) бетонную отмостки для отвода воды от фундамента по периметру фундамента тамбура (сеней) – утепленный защитный экран, демонтажу треснувших стен тамбура (сеней) и устройства вместо них новых толщиной не менее 250 мм. с армированной кладочной сеткой через пять рядов, обустройства лестницы крыльца на месте существующего пандуса после его демонтажа с поручнями с покрытием ступеней из нескользкого материала со ступенями лестниц в пределах одного марша одинаковыми по форме в плане по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней, поперечным уклоном ступеней не более 20 %, так как указанные истцом исковые требования к доступности жилого помещения для инвалида Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , не предусмотрены и являются злоупотреблением истцом права на судебную защиту. (л.д. т. 3 л.д. 4-9, 31-32)

Представитель третьего лица, межрайонного управления социальной защиты населения Омутинский, Армизонский и <адрес>ы ФИО3 в судебном заседании полагал, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

Третьи лица, Тюменская областная общественная организация Всероссийского общества инвалидов, Департамент социального развития <адрес> явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определил рассмотреть дело при установленной явке, поскольку препятствия к рассмотрению дела отсутствуют.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив их по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд приходит об частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно статьи 9 названного закона, реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает, в том числе, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации.

В соответствии с положениями статьи 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

В соответствии с п. 5.1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

Согласно п. 2 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (далее по тексту - Правила) установлено, что доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

В соответствии с абзацем 3 пункта 3 Правил, координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов в отношении жилых помещений, не входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, обеспечивает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения (п. 4а Правил).

В силу п. 6 Правил обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления.

По результатам работы указанной выше комиссии оформляется акт обследования жилого помещения инвалида (п. п. 12, 13 Правил) и принимается решение об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, заключение о возможности (отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (п. п. 17 - 20 Правил).

Раздел III Правил содержит требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида, к которым, в частности, относятся оборудование общего имущества пандусами и устранение непреодолимых для кресла-коляски порогов.

Из вышеприведенных правовых норм следует, что инвалиду должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа в жилой дом, в котором он проживает, и возможность пользования общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления под потребности инвалида.

Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ /пр, утвержден свод правил 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 689-О-О указано, что органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих публичную обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов, осуществляется за счет средств местных бюджетов. В случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что прокурор <адрес>, в защиту интересов ФИО1, обратился в суд исковым заявлением, в котором просит обязать администрацию Омутинского муниципального района <адрес> приспособить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> соответствии с требованиями свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.13330.2016, утвержденных приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России от ДД.ММ.ГГГГ /пр, «ФИО1251261-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Устройство опорные стационарно- реабилитационные. Типы и технические требования» утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ -ст, в течении 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения:

- обеспечить дверной проем, ведущий с крыльца в сени дома, без порога и перепадов относительного уровня пола;

- обеспечить число подъемов (ступеней) в лестнице крыльца дома в одном перепаде уровне не менее 3 и не более 12;

- обеспечить ограждение с двух сторон стационарной лестницы крыльца дома с расстоянием между ближайшей стеной и поручнем не менее 50 миллиметров и расстоянием между поручнями не менее 1 метра;

- обеспечить ограждение пандуса с двух сторон непрерывными, двухуровневыми поручнями не высоте от 0,7 до 0, 9 метров, имеющими закругленные окончания, с расстоянием между поручнями 0,9- 1 метр, с завершающими частями поручня округлого сечения, горизонтальной части поручня длиннее марша на 0,3 метра;

- обеспечить ограждение крыльца с пандусом от метеорологических осадков;

- обеспечить установку доводчиков на двери, ведущие с крыльца в сени в дом из сеней дома в жилое помещение доводчиками с регулируемым усилием не более 19,5 Нм., замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд;

- обеспечить совмещенный санитарный узел для инвалида размером не 2,2Х2,2 метра с высотой прохода не менее 2,1 метра, шириной дверных и арочных проемов входных, внутренних квартирных дверей не менее 0,9 метра, с устройством на дверях доводчиков с регулируемым усилием не более 19,5 Нм. и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд с устройством подъемника в ванну и установкой специализированной ванны;

- обеспечить оснащение порога дверной коробки входной двери в квартиру из сеней дома временным съемным инвентарным пандусом (накладным, приставным). (т. 1 л.д. 4-10)

В заявлении об уточнении исковых требований, в дополнение к требованиям прокурора <адрес> ФИО1 просит:

- произвести реконструкцию сеней ввиду их аварийного состояния;

- заменить входную группу, ведущую с прилегающей территории и на территорию домовладения (калитку);

- обустроить прилегающую территорию к многоквартирному дому, обеспечивающую беспрепятственный доступ к домовладению. (т.1 л.д. 101-103)

ДД.ММ.ГГГГ Омутинским районным судом назначена судебная строительно - техническая экспертиза. (л.д. 164-170)

По результатам проведенной экспертизы, ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> исковые требования увеличены, а именно просит:

    обеспечить покрытие на прилегающей территории со стороны улицы и в створе калитки из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему, с обеспечением продольного коэффициента сцепления 0,6 - 0,75 кН/кН, в условиях сырой погоды и отрицательных температур - не менее 0,4 кН/кН в соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020

- обеспечить ширину прохода через калитку в свету не менее 0,9 м в соответствии с п. 6.1.5 СП 59.13330.2020;

        произвести ремонт верхней части колонны, с устранением нарушения целостности кирпичной кладки в соответствии с п. 5.1.3 СП 59.13330.2020;

    обустроить пандус с протяженностью марша 9 м. рядом со стеной дома по направлению к калитке с горизонтальной площадкой в верхней части пандуса с размерами 2,2 *2,0 м с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с нахождением верхнего и нижнего поручней пандуса в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика), шириной марша пандуса (расстоянием между поручнями ограждений пандуса) с движением в одном направлении в пределах от 0,9 до 1,0 м., с нескользкой поверхностью пандуса в соответствии с п.п. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ СП

59.13330.2020

    обустроить лестницу крыльца на месте существующего пандуса после его демонтажа, с поручнями, число подъемов (ступеней) в лестнице крыльца дома в одном перепаде уровне не менее 3 и не более 12, с покрытием ступеней из нескользкого материала, со ступенями лестниц в пределах одного марша одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней, поперечным уклоном ступеней не более 20% в соответствии с п.п. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020

    обеспечить ширину дверного проема ( в свету) при входе в сени с улицы, дверного проема из сеней в квартиру в свету не менее 0,9 м. без порогов и перепадов высот пола (при необходимости устройства порогов (при входе в жилой дом и т.п.) с высотой или перепадом высот не более 0,014 м., с обустройством доводчиков, с регулируемым усилием не более 19,5 Нм и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд в соответствии с п.п. 6.1.5, 6.2.4, 7.1.6 СП 59.13330.2020.

    обеспечить ширину межкомнатных дверных проемов в свету не менее 0,80 м. без порогов и перепадов высот пола (при необходимости устройства порогов (при входе в жилой дом и т.п.) с высотой или перепадом высот не более 0,014 м. в соответствии с п.п. 6.2.4, 7.1.6 СП 59.13330.2020.

    демонтировать перегородку (объединить санитарно - гигиенические помещения - санузел и ванная), обеспечив ширину дверного проема в свету не менее 0, 8 м. без порога, с устройством на дверях доводчиков с регулируемым усилием не более 19,5 Нм и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд, разместив санитарное оборудование с обеспечением свободного пространства диаметром 1,4 м., обустроив унитаз, раковину и ванную поручнями в соответствии с п.п. 7.1.5, 7.1.6 СП 59.13330.2020.

    выполнить стяжку стен пристройки (сеней) металлическими стержнями и уголком.

- обеспечить ограждение крыльца с пандусом от метеорологических осадков. (т. 1 л.д. 201-204)

В заявлении об уточнении исковых требований, в дополнение к требованиям прокурора <адрес>, ФИО1 просит взыскать с администрации Омутинского муниципального района <адрес> моральный вред в размере 1000 000 рублей. (т. 1 л.д. 218-222)

    ДД.ММ.ГГГГ Омутинским районным судом назначена повторно судебная строительно-техническая экспертиза. (т.1 л.д. 91-105)

ДД.ММ.ГГГГ определением Омутинского районного суда в связи с частичным отказом истца ФИО1 от исковых требований производство по делу в части исковых требований прекращено, а именно об обеспечении межкомнатных дверных проемов без порогов и перепадов высот пола (при необходимости устройства порогов (при входе в жилой дом и т.п.) с высотой или перепадом высот не более 0,014 м. в соответствии с п.п. 6.2.4, 7.1.6 СП 59.13330.2020, и демонтажа перегородки (объединить санитарно - гигиенические помещения - санузел и ванная), обеспечив ширину дверного проема в свету не менее 0,8 м. без порога, с устройством на дверях доводчиков с регулируемым усилием не более 19,5 Нм и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд, разместив санитарное оборудование с обеспечением свободного пространства диаметром 1,4 м., обустроив унитаз, раковину и ванную поручнями в соответствии с п.п. 7.1.5, 7.1.6 СП 59.13330.2020. (т. 2 л.д. 183-184, 214-217)

ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 уточнил исковые требования и просит обязать <адрес> и администрацию Омутинского муниципального района <адрес> приспособить жилое помещение, расположенное по <адрес> в соответствии с требованиями Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.13330.2020, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства России от 30.12.2020    №    904/пр, «ФИО12 51261-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарный реабилитационные. Типы и технические требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ -ст) в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу, а именно:

    обеспечить покрытие на прилегающей территории со стороны улицы и в створе калитки из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему, с обеспечением продольного коэффициента сцепления 0,6 - 0,75 кН/кН, в условиях сырой погоды и отрицательных температур - не менее 0,4 кН/кН в соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020

    обеспечить ширину прохода через калитку в свету не менее 0,9 м в соответствии с п. 6.1.5 СП 59.13330.2020

    произвести ремонт колонны с устранением нарушения целостности кирпичной кладки в соответствии с п. 5.1.3 СП 59.13330.2020

    обустроить пандус с протяженностью марша 9 м. рядом со стеной дома по направлению к калитке с горизонтальной площадкой в верхней части пандуса с размерами 2,2 *2,0 м с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с нахождением верхнего и нижнего поручней пандуса в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика), шириной марша пандуса (расстоянием между поручнями ограждений пандуса) с движением в одном направлении в пределах от 0,9 до 1,0 м., с нескользкой поверхностью пандуса в соответствии с п.п. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020

    обустроить лестницу крыльца на месте существующего пандуса после его демонтажа, с поручнями, число подъемов (ступеней) в лестнице крыльца дома в одном перепаде уровне не менее 3 и не более 12, с покрытием ступеней из нескользкого материала, со ступенями лестниц в пределах одного марша одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней, поперечным уклоном ступеней не более 20% в соответствии с п.п. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020

    обеспечить ширину дверного проема при входе в сени с улицы в свету не менее 0,9 м. без порогов и перепадов высот пола (при необходимости устройства порогов (при входе в жилой дом и т.п.) с высотой или перепадом высот не более 0,014 м., с обустройством доводчиков, с регулируемым усилием не более 19,5 Нм и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд в соответствии с п.п. 6.1.5, 6.2.4, 7.1.6 СП 59.13330.2020.

- обеспечить дверной проем из сеней в квартиру без порогов и перепадов высот пола (при необходимости устройства порогов (при входе в жилой дом и т.п.) с высотой или перепадом высот не более 0,014 м., с обустройством доводчиков, с регулируемым усилием не более 19,5 Нм и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд в соответствии с п.п. 6.1.5, 6.2.4, 7.1.6 СП 59.13330.2020;

    выполнить по периметру стен тамбура (сеней) выполнить бетонную отмостку для отвода воды от фундамента, по периметру фундамента тамбура (сеней) - утепленный защитный экран.

    демонтировать треснувшие стены тамбура (сеней) и устроить вместо них новые толщиной не менее 250 мм с армированием кладочной сеткой через 5 рядов.

    обеспечить ограждение крыльца с пандусом от метеорологических осадков, в т.ч. путем усиления стропил навеса.

- взыскать с администрации Омутинского муниципального район компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 (один миллион) рублей. (т. 2 л.д. 218-221)

Судом установлено и следует из материалов дела, ФИО1 является инвали<адрес> группы по общему заболеванию. Группа инвалидности установлена бессрочно. (т.1 л.д. 107)

Из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида следует, что рекомендовано оборудование жилого помещения, занимаемого инвалидом, специальными средствами и приспособлениями в связи с имеющимися нарушениями здоровья со стойким расстройством функции опорно-двигательного аппарата, в том числе использующих кресла- коляски. (т. 1 л.д. 111)

Жилое помещение по адресу: <адрес>. С. Омутинское, <адрес>, в котором проживает ФИО1 является его собственностью. (т. 1 л.д. 36-42)

Согласно постановлению администрации Омутинского муниципального района <адрес> -п от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 338-п) утвержден состав и Положение о муниципальной межведомственной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав жилищного фонда Омутинского муниципального района.

Из графика проведения обследования жилых помещений инвалидов, общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид на 2019 года, утвержденного постановлением администрации Омутинского муниципального района <адрес> -п от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что график обследования включено жилое помещение ФИО1 (т.1 л.д.34).

Из акта обследования жилого помещения инвалида, муниципальной межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по результатам обследования жилого помещения ФИО1 по адресу: <адрес> выявлена необходимость приспособления входной группы жилого помещения с учетом потребности инвалида, техническая возможность имеется, указаны мероприятия по приспособлению группы жилого помещения с учетом потребности инвалида.

Проведение проверки экономической целесообразности не требуется. Замечаний от ФИО1, не поступило. (т.1 л.д.11-21).

Согласно заключению о возможности приспособления жилого помещения инвалида от ДД.ММ.ГГГГ , следует, что приспособление жилого помещения инвалида ФИО1 по адресу: <адрес> учетом потребности его потребностей, возможно. (т. 1 л.д.22-23)

    Из акта обследования жилого помещения инвалида, муниципальной межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что выявлена необходимость приспособления ванной комнаты и уборной без умывальника жилого помещения с учетом потребности инвалида, техническая возможность имеется, указаны мероприятия по приспособлению группы жилого помещения с учетом потребности инвалида. Проведение проверки экономической целесообразности не требуется. (т. 1 л.д. 24-26)

Согласно заключению о возможности приспособления жилого помещения инвалида от ДД.ММ.ГГГГ , следует, что приспособление жилого помещения ФИО1 с учетом потребности его потребностей возможно. (т. 1 л.д.27-28)

В судебном заседании из объяснений истца и представителя ответчика администрации Омутинского муниципального района установлено, что для выполнения работ по обеспечению доступа инвалида в жилое помещение администрацией Омутинского муниципального района составлен локально-сметный расчет согласно актов обследования жилого помещения инвалида, что также подтверждается материалами дела. (т. 1 л.д. 59-69)

ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Омутинского муниципального района -п утвержден состав и положение о комиссии о предоставлении материальной помощи. ( т. 1 л.д. 130-148)

Приложением к положению, также утверждены проект социального контракта и бланк заявления на оказание материальной помощи.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении материальной помощи в размере 541 551 рубль 60 копеек, в соответствии с локально-сметным расчетом. (т. 1 л.д. 43-41)

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Омутинского муниципального района и ФИО1 заключен социальный контракт на сумму 241 551 рубль 60 копеек. (т.1 л.д. 47-48)

Согласно пункту 1.2 социального контракта целью контракта является предоставление материальной помощи инвалиду для условий доступности посредством приспособления жилого помещения, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности.

Согласно пунктов 3.1.1, 3.1.6 социального контракта администрация обязана обеспечить перечисление денежных средств в виде материальной помощи в порядке предусмотренным пунктом 4.21 контракта. В случае неисполнения получателем условий контракта, расторжения контракта по инициативе получателя требовать от получателя возвратить в добровольном порядке сумму материальной помощи в полном размере, направив получателю письменное уведомление в течении 15 рабочих дней со дня установления данного факта.

Согласно пунктам 3.3.1, 3.3.3 администрация имеет право проверять достоверность сведений, представленных получателем в ходе исполнения настоящего контракта. Оказывать содействие получателю в выборе подрядной организации, для выполнения работ приспособлению жилого помещения, в котором проживает получатель, с учетом потребностей получателя в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности.

Согласно пункту 4.2 выплата материальной помощи осуществляется администрацией в течении 20 рабочих дней с момента подачи заявления.

ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО8 и ФИО1 заключен договор подряда. (т.1 л.д. 49-52)

Согласно пунктам 1.1, 1.2 договор подряда подрядчик обязуется выполнить работы по приспособлению жилого помещения и помещений общего пользования в многоквартирном доме и выполнить работы в соответствии с локально-сметным расчетом, являющегося приложением к договору.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию Омутинского муниципального района, с заявлением об исключении перечня работ по приспособлению жилого помещения из раздела 2 локально-сметного расчета, заменив работами на обустройство навеса крыши от входа во двор до крыльца. По результатам рассмотрения указанного заявление, администрацией района принято решение об удовлетворении заявления и подготовке нового локально-сметного расчета. (т. 1 л.д. 70, 71, 72-80)

Согласно акту о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ , работы по договору подряда выполнены в соответствии с локально-сметным расчетом. (л.д. 81-93)

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО8 пояснил, что в 2021 года по просьбе администрации Омутинского муниципального района между им и ФИО1 был заключен договор подряда на выполнение работ по обустройству жилого помещения ФИО1 В ходе выполнения работ по заявлению ФИО1 вносились изменения в локально-сметный расчет по видам работ, в том числе по монтажу поручней. Работы выполнены им в полном объеме согласно локально-сметного расчету. По окончании работ замечаний от ФИО1 не поступали.

В судебном заседании из объяснений сторон установлено, что выполненные работы были оплачены администрацией <адрес> в полном объеме.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в прокуратуру <адрес> с заявлением об обращении прокурора в защиту его интересов в Омутинский районный суд с настоящим иском. (т. 1 л.д. 95)

Для разрешения вопросов о соответствии занимаемого ФИО1 жилого помещения требованиям Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.13330.2020, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства России от ДД.ММ.ГГГГ /пр и требованиям Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», судом назначена судебная строительно-техническая экспертиза.

Проведение экспертизы поручено негосударственному частному учреждению дополнительного профессионального образования «Региональный Специализированный учебный центр» ( т. 1 л.д. 164-170)

Суд, оценивания представлено экспертное заключение негосударственного частного учреждения дополнительного профессионального образования «Региональный Специализированный учебный центр» (далее – НЧУ ДПО «Региональный Специализированный учебный центр»), приходит к следующим выводам. (т. 1 л.д. 173-186)

В соответствии со статьей 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательствами по гражданскому делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования или возражения сторон, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти сведения могут быть получены, в том числе, из заключений эксперта.

В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции" разъяснено, что при исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность содержащихся в нем выводов.

В силу положений части 2 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

Как следует из представленного экспертного заключения, в его содержании отсутствует подробное описание проведенных исследований. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ эксперт ФИО9 пояснил, что осмотр жилого помещения и прилегающей территории осуществлялся им визуально. Выводы основаны без проведения инструментального исследования, поэтому заключение эксперта не содержит подробных описаний проведенных исследований. (т. 3 л.д. 85-86)

Кроме того, в силу положений статьи 18 Гражданского процессуального кодекса РФ эксперт ФИО10 не может одновременно является экспертом давшим заключение и представителем третьего лица <адрес> общественной организации Всероссийского общества инвалидов, поскольку указанные обстоятельства исключают объективность представленного экспертного заключения.

При установленных выше обстоятельствах суд приходит к выводу, что представленное экспертное заключение НЧУ ДПО «Региональный Специализированный учебный центр»), в соответствии со статьей 55 Гражддаснкого процессуального кодекса РФ не отвечает требованиям относимости, допустимости и достоверности, в связи с чем является недопустимым доказательством.

ДД.ММ.ГГГГ судом повторно назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено Торгово-промышленной палате <адрес>. (т.2 л.д. 91-105)

Оценив заключение эксперта Торгово-промышленной палаты <адрес> суд приходит к выводу, что оно отвечает требованиям относимости, допустимости и достоверности поскольку содержит подробное описание проведенных исследований, с применением технических средств, графическим изображением на основании которых сделаны выводы эксперта, эксперты были предупреждены об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения и им разъяснены положения ст. 85 ГПК РФ. Данное экспертное заключение является исчерпывающим, которое у суда не вызывает никаких сомнений в его обоснованности. (т. 2 л.д. 110-162)

Поэтому в основу решения суд кладет заключение эксперта Торгово-промышленной палаты <адрес> .

При анализе заключения эксперта Торгово-промышленной палаты <адрес> , суд приходит к следующим выводам:

Из абзаца 3 ответа на вопрос (т. 2 л.д. 130) и абзацев 2,3 ответа на вопрос 5 (т.2 л.д. 132) следует, что состояние покрытия в створе калитки на участке размером 870Х510мм и перед дорожкой размером 600Х2450 мм не имеет твердого покрытия, заполнена щебнем и обломками бетона, что не соответствует требованию п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020, согласно которому «покрытие из рыхлых материалов, в том числе песка и гравия не допускается. Пути движения потребности инвалида – колясочника ФИО1 не соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».

    Техническая возможность приспособления путей движения имеется, путем устройства покрытия дорожки в зоне калитки и бетона или асфальтобетона. (т.3 л.д. 133)

Таким образом, исковое требование обеспечить покрытие на прилегающей территории со стороны улицы и в створе калитки, суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Из ответа на вопрос 3 следует, что проход через калитку во двор дома, расположенного по адресу: <адрес> не ограничивает потребности проживающего в нем инвалида-колясочника ФИО1, т.к. ширина прохода в свету составляет 870 мм., а согласно п. 6.1.5 СП 59.13330.2020«Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» дверные проемы, доступные для инвалидов на креслах-колясках допускается уменьшить до 0,8м. (т.2 л.д. 131)

Таким образом, исковое требование об обеспечении ширины прохода через калитку в свету не менее 0,9 м не подлежит удовлетворению.

Из ответа на вопрос 4 следует, что колонна калитки из кирпичной кладки во двор дома расположенного по адресу: <адрес> не ограничивает потребности проживающего в нем инвалида-колясочника ФИО1

Таким образом, исковое требование о проведении ремонта колонны калитки из кирпичной кладки во двор дома не подлежит удовлетворению.

Из абзаца 4 ответа на вопрос 4, абзаца 4 ответа на вопрос 5, абзаца 2 ответа на вопрос 7, ответа на вопрос 12 следует, что пандус в доме, расположенном по адресу: <адрес>, ограничивает потребности проживающего в нем инвалида- колясочника ФИО1, т.к. не соответствует требованиям доступности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» и требованиям СП 59.13330.2020 (СНиП 35-01-2001) «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», так как пандус не имеет ограничивающих бортиков и ограждения с поручнями, что является нарушением п.ДД.ММ.ГГГГ. п.ДД.ММ.ГГГГ согласно которым по краям пандуса должны устанавливаться бортики высотой не менее 0,05 м и двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м.

Имеется техническая возможность приспособления указанного пандуса.

Таким образом, исковое требование обустроить пандус, рядом со стеной дома по направлению к калитке, суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Из ответа на вопрос 8 следует, что крыльцо в доме, расположенном по адресу: <адрес>, не отвечает потребности проживающего в нем инвалида- колясочника ФИО1 Крыльцо является частью входной группы и включает в себя лестницу и площадку входной группы, где выявлены следующие несоответствия СП 59.13330.2020:

    лестница выполнена без ограждения, что является нарушением п.6.2.8 СП 59.13330.2020, согласно которому «в местах перепада уровней пола в помещении для защиты от падения следует предусматривать ограждения»

Имеется техническая возможность обустройства лестницы.

Таким образом, исковое требование обустроить лестницу крыльца, суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Из ответа на вопрос 10 следует, что дверной проем, ведущий с крыльца в сени дома, расположенном по адресу: <адрес>, ограничивает потребности проживающего в нем инвалида-колясочника ФИО1, т.к. не соответствует требованиям СП 59.13330.2020, а именно:

    дверь выполнена с порогом высотой 55 мм и имеет перепад высоты между уровнем площадки входа и полом веранды 0,08м. что является нарушением п.6.2.4 СП 59.13330.2020, согласно которому перепад высот не должен превышать 0,014 м;

    в открытом состоянии ширина проема в свету составляет 770мм, что является нарушением 6.1.5 и п.6.2.4 СП 59.13330.2020, согласно которым дверные проемы в свету должны иметь ширину не менее 0,9 м;

    входную дверь, согласно п.6.1.5 СП 59.13330.2020, рекомендуется оборудовать доводчиком с задержкой автоматического закрывания.

Имеется техническая возможность обустройства лестницы.

Таким образом, исковое требование обеспечить ширину дверного проема при входе в сени с улицы, суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Из ответа на вопрос 11 следует, что дверной проем, ведущий из сеней в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ограничивает потребности проживающего в нем инвалида-колясочника ФИО1 и не соответствует требованиям доступности в соответствии Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» и требованиям СП 59.13330.2020 (СНиП 35-01-2001) «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», т.к. дверь имеет порог высотой 0,045 м, что является нарушением п.6.2.4 СП 59.13330.2020, согласно которому перепад высот не должен превышать 0.014 м.

Имеется техническая возможность обустройства лестницы.

Таким образом, исковое требование обеспечить дверной проем из сеней в жилое помещение, суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Из ответа на вопрос 16 следует, что ограниченно работоспособное техническое состояние стен пристройки (сеней) и отсутствие ограждения от метеорологических осадков на крыльце с пандусом не ограничивают доступность инвалида-колясочника ФИО1 в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» и требованиям СП 59.13330.2020 (СНиП 35-01-2001) «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Таким образом, исковые требования о выполнении по периметру стен тамбура (сеней) бетонной отместки для отвода воды от фундамента, по монтажу по периметру фундамента тамбура (сеней) – утепленного защитного экрана и об обеспечении ограждении крыльца с пандусом от метеролигических осадков, в том числе путем усиления стропил навеса не обоснованны и не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Судом установлено и следует из материалов дела, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> находится в частной собственности ФИО1.

Таким образом, исковое требование о демонтаже треснувших стен тамбура (сеней) и устроить вместо них новых толщиной не менее 250 мм с армированием кладочной сеткой через пять рядов удовлетворению не подлежат, поскольку ремонт и содержание указанного элемента является обязанностью ФИО1.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к вводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению частично, поскольку ширина прохода через калитку в свету, состояние колонны калитки из кирпичной кладки во двор дома, состояние стен пристройки (сеней), отсутствие ограждения от метеорологических осадков на крыльце с пандусом, отсутствие по периметру стен тамбура (сеней) бетонной отместки для отвода воды от фундамента и утепленного защитного экрана, состояние стропил навеса, состояние стен тамбура (сеней) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» и СП 59.13330.2020 (СНиП 35-01-2001) «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» не ограничивают доступ в жилое помещение инвалида ФИО1.

Доводы представителя ответчика <адрес> о том, что в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ истцом не представлено суду доказательств о технической возможности обустройства жилого помещения инвалида для его доступности и отсутствии правового обоснования исковых требований, в части исковых требований подлежащих удовлетворению, не нашли своего подтверждения.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В силу части 2 статьи 63.1. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в случаях и порядке, установленных законами субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, местным бюджетам могут быть предоставлены дотации и иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ч. 1, ч.ч. 3, 4, ст. 14, ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципальных районов (на территории сельских поселений) относится, в том числе, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Учитывая изложенное, вопросы, связанные с приспособлением жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме муниципального жилищного фонда к потребностям инвалидов, должны обеспечиваться органами местного самоуправления за счет средств местного бюджета, с учетом возможной финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", социальная поддержка и социальное обслуживание инвалидов относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии с пунктом 5.1 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 649 (далее - Правила N 649), устанавливаются порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов.

Помимо этого, Правила N 649 применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и используемым для их постоянного проживания (далее - жилые помещения инвалидов), а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (пункт 2 Правил N 649).

Координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов обеспечивают:

в отношении жилых помещений инвалидов, входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении указанных жилых помещений;

в отношении иных жилых помещений инвалидов - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункт 3 Правил N 649).

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 689-О-О указано, что финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих публичную обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов, осуществляется за счет средств местных бюджетов. В случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Из анализа вышеуказанных положений следует, сделать вывод, что федеральное законодательство в жилищной сфере и оказания социальной поддержки инвалидов не содержит четкого разграничения полномочий между органами публично-правовой власти.

Судом установлено, что жилое помещение ФИО1 не отнесено к муниципальному жилищному фонду, в то время как Правилами N 649 предусмотрено, что координацию мероприятий по приспособлению иных жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов, осуществляет орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

С учетом вышеуказанных положений закона и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации проведение мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида ФИО1 отнесено к расходным обязательствам органам исполнительной власти <адрес>, в лице <адрес>, и органов местного самоуправления, в лице администрации Омутинского муниципального района.

Таким образом, довод представителя ответчика <адрес> о том, что отсутствует нормативной правовой акт <адрес>, устанавливающий возникновение расходных обязательств по обеспечению провидения мероприятий по приспособлению жилого помещения с учетом потребностей инвалида, в случае обследования занимаемого им жилого помещения суд считает не состоятельным.

Статьей 150 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона.

В силу абзаца 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Как указано в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

Из разъяснений изложенных в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, ФИО1, является инвалидом второй группы и передвигается с использованием кресла-коляски.

Для обеспечения доступности жилого помещения и придомовой территории жилого дома с учетом потребности инвалида, администрацией Омутинского муниципального района ФИО1 были выделены денежные средства путем заключения социального контракта и оказание помощи в заключении договора подряда на выполнение работ с ИП ФИО8 В ходе выполнения работ контроль со стороны администрации <адрес>, на соответствие выполняемых работ требованиям установленным в постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 649, не осуществлялся. В связи, с чем результат использования бюджетных средств по проведению работ по обеспечению доступности инвалида в жилое помещение не достигнут.

Таким образом, волокита и затягивание по обеспечению условий для выхода инвалида из помещения со стороны администрации Омутинского муниципального района, ограничивает право ФИО1 на его передвижение, доступную среду и возможность вести активный образ жизни и тем самым причиняет ему моральный вред.

Оценивая заявленную сумму компенсации морального вреда в размере 1000000 рублей, суд считает не соразмерной, и учетом положений статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, установленными обстоятельствами по делу и поведением истца ФИО1 в ходе выполнения работ по договору подряда, а также действий администрации Омутинского муниципального района, размер компенсации морального вреда подлежащего удовлетворению следует определить в сумме 5000 рублей, что будет соответствовать принципам разумности и справедливости, характеру нравственных страданий, причиненных истцу.

В соответствии со статьей 333.36 Налогового кодекса РФ, стороны освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора <адрес> в защиту интересов ФИО1 к администрации Омутинского муниципального района <адрес> о приспособлении жилого помещения с учетом потребностей инвалида, удовлетворить частично.

Обязать <адрес> () и администрацию Омутинского муниципального района <адрес> (ИНН ) приспособить жилое помещение, расположенное по <адрес> в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.13330.2020, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства России от ДД.ММ.ГГГГ /пр, в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу, а именно:

    обеспечить покрытие на прилегающей территории со стороны улицы и в створе калитки;

    обустроить пандус, рядом со стеной дома по направлению к калитке;

    обустроить лестницу крыльца;

    обеспечить ширину дверного проема при входе в сени с улицы;

    обеспечить дверной проем из сеней в жилое помещение.

    Взыскать с администрации Омутинского муниципального района <адрес> () в пользу ФИО1 (паспорт выдан ДД.ММ.ГГГГ Территориальным пунктом МО УФМС России по <адрес> в <адрес>) компенсацию морального вреда в размере 5000 (пять тысяч) рублей.

    В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

    Решение может быть обжаловано Тюменский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Омутинский районный суд <адрес>.

Решение изготовлено в совещательной комнате с применением компьютера.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий                                                    В.П.Коробейников

2-13/2022 (2-552/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Омутинского района Тюменской области
Яковлев Андрей Александрович
Ответчики
Правительство Тюменской области
Администрация Омутинского муниципального района Тюменской области
Другие
Департамент социального развития Тюменской области
Тюменская областная общественная организация Всероссийского общества инвалидов
Межрайонное управление социальной защиты населения Омутинский, Армизонский и Юргинский районы
Суд
Омутинский районный суд Тюменской области
Судья
Коробейников Вячеслав Петрович
Дело на странице суда
omutinsky.tum.sudrf.ru
16.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.09.2021Передача материалов судье
20.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.10.2021Подготовка дела (собеседование)
06.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.10.2021Подготовка дела (собеседование)
21.10.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.11.2021Предварительное судебное заседание
31.01.2022Производство по делу возобновлено
31.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2022Судебное заседание
17.02.2022Судебное заседание
02.03.2022Судебное заседание
09.03.2022Судебное заседание
14.03.2022Судебное заседание
15.03.2022Судебное заседание
26.07.2022Производство по делу возобновлено
03.08.2022Судебное заседание
26.08.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
06.09.2022Судебное заседание
13.09.2022Судебное заседание
29.09.2022Судебное заседание
12.10.2022Судебное заседание
18.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее