Судья Волкова Е.В. 61RS0003-01-2022-007526-86
№ 33-8106/2024 (33-9326/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 июня 2024 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Калашниковой Н.М.,
судей: Тактаровой Н.П., Гросс И.Н.,
при секретаре Загутиной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2201/2023 по иску Васильченко Ольги Алексеевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости по апелляционной жалобе Васильченко Ольги Алексеевны на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 21 февраля 2023г.,
Заслушав доклад судьи Тактаровой Н.П.,
у с т а н о в и л а:
Васильченко О.А., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, обратилась в суд с иском к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области (далее - ГУ ОПФР по Ростовской области), в котором с учетом уточнения исковых требований, просила обязать ответчика включить в специальный страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно, в связи с осуществлением педагогической деятельности, следующие периоды:
- с 01.09.1987 по 28.06.1990 - обучение в Каменском педагогическом училище;
- с 16.08.1990 по 02.09.1993 - работа в должности тренера-преподавателя в детско-юношеской спортивной школе;
- с 01.01.1998 по 30.06.1998, с 01.01.1999 по 30.06.1999, с 01.09.1999 по 30.06.2000, с 01.09.2000 по 30.05.2001, с 30.09.2001 по 31.05.2002, с 01.09.2002 по 31.05.2003, с 01.09.2003 по 31.05.2004, с 01.09.2004 по 31.05.2005, с 01.09.2005 по 31.05.2006, с 01.09.2006 по 31.08.2007- работа в должности тренера-преподавателя в МБУ дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа N 2 Муниципального образования "Город Донецк"; с 01.09.2007 по 07.02.2019 - работа в должности тренера-преподавателя по баскетболу в ДЮСШ №2; назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 08.02.2019, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. (т.1, л.д. 6-10, 209-210).
В обоснование заявленных требований истец указала, что решением ГУ ОПФР по Ростовской области N130784/19 от 27.04.2019 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием 25 лет требуемого стажа педагогической деятельности. С решением ответчика не согласна, полагает, что оно противоречит действующему законодательству.
Протокольным определением суда от 21.02.2023, в связи с реорганизацией произведена замена ответчика ГУ - ОПФР по Ростовской области на правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (далее - ОСФР по Ростовской области).
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 21 февраля 2023 года исковые требования В. удовлетворены частично.
Суд первой инстанции обязал ОСФР по Ростовской области включить в льготный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы Васильченко О.А. с 16.08.1990 по 02.09.1993 - тренером ДЮСШ №1 г. Донецка ГорОНО Ростовской области, в удовлетворении остальной части иска отказал (т.1, л.д.230-242).
Апелляционным определением Ростовского областного суда от 19 июня 2023 года решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 21 февраля 2023 года отменено в удовлетворенной части, постановлено в этой части новое решение, которым на ОСФР по Ростовской области возложена обязанность включить в льготный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы Васильченко О.А. с 16.08.1990 по 02.09.1983 в должности тренера-преподавателя ДЮСШ N 1 г. Донецка ГорОНО Ростовской области. В остальной части обжалуемое решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба Васильченко О.А. - без удовлетворения (т.2 л.д.58-69).
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23 ноября 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 19 июня 2023 года отменено в части оставления без изменения решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 21 февраля 2023 года об отказе в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периодов работы с 01.01.1998 по 30.06.1998, с 01.01.1999 по 30.06.1999, с 01.09.1999 по 30.06.2000, с 01.09.2000 по 30.05.2001, с 30.09.2001 по 31.05.2002, с 01.09.2002 по 31.05.2003, с 01.09.2003 по 31.05.2004, с 01.09.2004 по 31.05.2005, с 01.09.2005 по 31.05.2006, с 01.09.2006 по 31.08.2007, с 01.09.2007 по 07.02.2019 и назначении досрочной пенсии с 08.02.2019 с направлением дела в отмененной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Ростовский областной суд.
Отменяя апелляционное определение в указанной части, суд кассационной инстанции указал, что вывод о наличии либо отсутствии специального стажа работы продолжительностью 16 лет 8 месяцев по состоянию на 01.01.2001 может быть сделан после рассмотрения требований о включении в педагогический стаж каждого спорного периода, предшествующего указанной дате, в то время как суд апелляционной инстанции, ограничился утверждением о том, что период работы с 16.08.1990 по 31.12.2000 не может составлять 16 лет 8 месяцев.
Кроме того, суд апелляционной инстанции не учел пояснения истца о том, что в указанные периоды она осуществляла педагогическую деятельность, работала одновременно на основной работе и по совместительству. Данные обстоятельства подлежали проверке и оценке с учетом представленных доказательств и периодов работы, включенных ответчиком в специальный стаж, тем более, что часть периодов, указанных истцом в иске, уже включены ответчиком в специальный стаж.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что при обращении к ответчику истцу было выдано уведомление о предоставлении дополнительных документов для включения спорных периодов в специальный стаж. В процессе рассмотрения суды не выяснили вопрос о совместительстве, не разъяснили истцу право на предоставление дополнительных доказательств, о возможности направления запроса работодателю, в том числе с помощью судебного запроса с целью получения справки о характере работы, об отнесении спорных периодов к педагогической деятельности.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 19 июня 2023 года оставлено без изменения (т.2, л.д.89-104).
Поскольку апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 19 июня 2023 года в кассационном порядке отменено только в указанной части, а в остальной части вступило в законную силу, в данном случае предметом рассмотрения апелляционного суда по апелляционной жалобе Васильченко О.А. является законность и обоснованность решения Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 21 февраля 2023 года в части отказа в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периодов работы с 01.01.1998 по 30.06.1998, с 01.01.1999 по 30.06.1999, с 01.09.1999 по 30.06.2000, с 01.09.2000 по 30.05.2001, с 30.09.2001 по 31.05.2002, с 01.09.2002 по 31.05.2003, с 01.09.2003 по 31.05.2004, с 01.09.2004 по 31.05.2005, с 01.09.2005 по 31.05.2006, с 01.09.2006 по 31.08.2007, с 01.09.2007 по 07.02.2019г. и назначении досрочной пенсии с 08.02.2019.
В апелляционной жалобе Васильченко О.А. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным в части отказа в удовлетворении требований, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении ее исковых требований в полном объеме.
Не соглашаясь с выводами суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периодов работы с 01.01.1998 по 30.06.1998, с 01.01.1999 по 30.06.1999, с 01.09.1999 по 30.06.2000, с 01.09.2000 по 30.05.2001, с 30.09.2001 по 31.05.2002, с 01.09.2002 по 31.05.2003, с 01.09.2003 по 31.05.2004, с 01.09.2004 по 31.05.2005, с 01.09.2005 по 31.05.2006, с 01.09.2006 по 31.08.2007 в должности тренера-преподавателя в МБУ дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №2 Муниципального образования «Город Донецк»; с 01.09.2007 по 07.02.2019 в должности тренер-преподаватель по баскетболу в ДЮСШ № 2, истица указывает, что указанные выводы не соответствуют положениям ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также положениям Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 02.10.2014 № 1015. По мнению истицы, с учетом включения спорных периодов, ее специальный стаж будет составлять 17 лет 3 месяца (при необходимом стаже 16 лет 8 месяцев), поэтому у суда первой инстанции имелись основания для назначения ей досрочной страховой пенсии (т.2, л.д.1-7).
ОСФР по Ростовской области в материалы дела поданы возражения, в которых ответчик просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Васильченко О.А. – без удовлетворения (т.2, л.д.27-33).
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика ОСФР по Ростовской области, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеется в материалах дела телефонограмма (т.2, л.д.118).
При новом рассмотрении, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений, с учетом указаний Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, выслушав истца Васильченко О.А и ее представителя Бовтунова С.А., допущенного к участию в деле в порядке ст. 53 ГПК РФ, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", п. "м" ст. 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
- список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Применительно к досрочным страховым пенсиям по старости, устанавливаемым педагогическим работникам, в настоящее время действуют Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Список N 781, Правила N 781) (продолжают применяться с 1 января 2015 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение").
Согласно пункту 3 Правил N 781 работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка N 781, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка N 781, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка N 781 (учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)).
В соответствии с пунктом 12 Правил N 781 работа в соответствующих должностях в учреждениях дополнительного образования детей за периоды начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
- на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
- у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях дополнительного образования детей.
Исследовав содержание решения ГУ ОПФР по Ростовской области от 18.02.2019 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, установила, что ответчиком в добровольном порядке в специальный стаж, по п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» включены периоды работы истца:
- с 03.09.1993 по 15.08.1995 – учителем физкультуры в Неполной средней школе №10 (01/11/13);
- с 10.09.1997 по 31.08.1998 – воспитатель д/с ГОРОО «Дом детства» (00//11/22);
- с 21.02.2000 по 31.08.2007 – учитель СОШ №1 г. Донецка Ростовской области (07/06/11), всего 10 лет 5 месяцев 17 дней (т.1, л.д.29, 179).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 19 июня 2023 года, оставленным в данной части определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23 ноября 2023 года без изменения, в специальный стаж истца по пп.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» включен период работы истца с 16.08.1990 по 02.09.1993 – тренером-преподавателем ДЮСШ №1 г. Донецка ГОРОНо (03/00/1) (т.1, л.д.39, 44-45, т.2, л.д.58-69, 87-104).
Как следует из трудовой книжки истца серии АТ-VНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (дата заполнения 16.08.1990), Васильченко О.А. принята 10.09.1997 воспитателем в ГОРОО «Дом Детства», 03.08.1998 переведена воспитателем д/дома, 01.09.1998 переведена на должность руководителя кружка временно на время декретного отпуска, 01.03.1999 – переведена на должность вожатой, 19.02.2000 уволена в порядке перевода в среднюю школу №7, 21.02.2000 принята учителем физической культуры, 31.08.2007 уволена по собственному желанию, 01.09.2007 принята на должность тренера-преподавателя по баскетболу, основание приказ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 29.08.2007, где и работает по настоящее время (т.1, л.д. 17-23).
Проверяя возможность включения в специальный стаж истца периода с 01.01.1998 по 30.06.1998 судебная коллегия, отмечает, что согласно решению ГУ ОПФР по Ростовской области от 18.02.2019 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, данный период уже включен в специальный стаж истца по п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в пределах периода, указанного в трудовой книжке с 10.09.1997 по 31.08.1998 (01/11/22) воспитателя д/с ГОРОО «Дом детства».
Проверяя возможность включения в специальный стаж истца периода с 01.01.1999 по 30.06.1999, судебная коллегия принимает во внимание, что согласно записям в трудовой книжке истца, 01.09.1998 переведена на должность руководителя кружка ГО РОО «Дом Детства» (с 20.01.2000 переименован в «Дом творчества», (т.1, л.д.44) временно на время декретного отпуска, 01.03.1999 – переведена на должность вожатой, 19.02.2000 уволена в порядке перевода в среднюю школу №7.
Значит, в период с 01.09.1998 по 19.02.2020, истец работала в должностях «руководитель кружка» и «вожатой».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Однако Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, равно как и ранее действовавшими Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, не предусматривается право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности «руководитель кружка», «вожатой».
Проверяя возможность включения в специальный стаж истца периода с 01.09.1999 по 30.06.2000, с 01.09.2000 по 30.05.2001, судебная коллегия принимает во внимание, что согласно записям в трудовой книжке истца, 21.02.2000 истец принята на работу учителем физкультуры в СОШ №7 г. Донецка, 31.08.2007 – уволена по собственному желанию. При этом решением ГУ ОПФР по Ростовской области от 18.02.2019 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, период работы с 21.02.2000 по 31.08.2007 – учитель СОШ №1 г. Донецка Ростовской области (07/06/11), включен в специальный стаж, соответственно до 01.01.2001 (00/10/10).
Исходя из условий, приведенных в пункте 12 Правил, работа в должности тренера-преподавателя, после 01.01.2001 могла быть зачтена в специальный стаж работы Васильченко О.А. только в случае, если бы на указанную дату истец имел стаж работы в должностях, в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.
Между тем, на 01.01.2001 специальный стаж истца с учетом всех периодов которые подлежали включению (с 03.09.1993 по 15.08.1995 – учителем физкультуры в Неполной средней школе №10 (01/11/13); с 10.09.1997 по 31.08.1998 – воспитатель д/с ГОРОО «Дом детства» (00//11/22);
- с 21.02.2000 по 31.12.2000 – учителем СОШ №1 г. Донецка Ростовской области (00/10/10), а также с 16.08.1990 по 02.09.1993 – тренером-преподавателем ДЮСШ №1 г. Донецка ГОРОНо (03/00/1), включенным апелляционным определением от 19 июня 2023г., составляет менее 16 лет 8 месяцев (3 года 9 месяцев 16 дней), следовательно, у суда первой инстанции отсутствовали основания для включения спорных периодов работы, поскольку истцом не выполнено одно из необходимых условий в виде наличия специального стажа на соответствующих видах работ.
При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.
Аналогичным образом реализовывалось и право работников образования на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 80 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации").
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" предусматривало включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работу в должности педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей.
С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 г. N79 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067" работа в должности педагога дополнительного образования (и, соответственно, работа в других должностях в учреждениях дополнительного образования детей) за периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 1 января 2001 года - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.
Основанное на анализе объективных данных исключение должности педагога дополнительного образования из категории должностей (и, соответственно, других должностей в учреждениях дополнительного образования), работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, произведено Правительством Российской Федерации во исполнение возложенных на него законодателем полномочий.
Само по себе изменение оценки профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования применительно к льготному пенсионному обеспечению не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение, если оно сопровождается соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождается установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности педагогов дополнительного образования (а также другие должности) в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
Таким образом, Правительство Российской Федерации наделено правом как утверждать соответствующие списки и правила, с учетом которых устанавливаются досрочные (льготные) пенсии, так и изменять оценку профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования (и, соответственно, любой другой педагогической должности) применительно к льготному пенсионному обеспечению и вносить необходимые изменения в указанные списки и правила.
Дополнительно следует отметить, что в постановлении Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" учреждения дополнительного образования (внешкольные учреждения) не были предусмотрены.
Впервые внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования детей - современное название) названы в Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463.
Таким образом, работа в указанных учреждениях и должностях права на пенсию за выслугу лет по законодательству СССР не давала. Впервые она появилась в соответствующих списках в период становления российского пенсионного законодательства, но уже с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 г. N 79 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067" ранее расширенные льготы для всех педагогических работников всех учреждений дополнительного образования были ограничены (с соблюдением необходимого переходного периода).
С учетом указания суда кассационной инстанции и в целях проверки доводов апелляционной жалобы, судебной коллегией направлены судебные запросы в адрес ОСФР по Ростовской области о предоставлении выписки из индивидуального лицевого счета Васильченко О.В., МБУЗ ДО «ДЮСШ №2» г. Донецка Ростовской области сведений о характере работы в должности тренера-преподавателя, а также в должности тренера-преподавателя по баскетболу с указанием, того, выполнялась ли данная работа в МБУЗ ДО «ДЮСШ №2» г. Донецка Ростовской области постоянно или по совместительству (т.2, л.д.116, 117).
В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, разъяснениями пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" судебной коллегией приняты дополнительные (новые) доказательства: выписку из индивидуального лицевого счета Васильченко О.А., сведения о состоянии индивидуального лицевого счета, справку МБУЗ ДО «ДЮСШ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН» г. Донецка Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 05.06.2024 и НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 06.06.2024, справку ГКУСО РО Донецкого центра помощи детям НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 06.06.2024, поскольку представление указанных документов в суде апелляционной инстанции не нарушает процессуальных прав ответчика, так как это направлено на установление обстоятельств, имеющих значение для дела в целях разрешения вопроса о наличии правовых оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости при реализации пенсионных прав истца.
Согласно справке ГКУСО РО Донецкого центра помощи детям НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 06.06.2024, Васильченко О.А. действительно работала в ГОРОО «Дом Детства» (в дальнейшем реорганизован в ГКУ СО РО Донецкий центр помощи детям).
Приказом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 12.09.1997 Васильченко О.А. принята на 0,5 ставки воспитателя детского дома временно, на время отпуска с 10.09.1997.
Приказом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 03.08.1998, Васильченко О.А. переведена на должность воспитателя детского дома на подмену отпусков.
Приказом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 31.08.1998 Васильченко О.А. временного переведена на должность руководителя кружка 0,5 ставки с 01.09.1998.
Приказом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 01.03.1999, руководитель кружка Васильченко О.А. переведена на 1 ставку вожатой с 01.03.1999.
На основании личного заявления Васильченко О.А. уволена 19.02.2000 в порядке перевода в среднюю школу №7.
Согласно справке МБУЗ ДО «ДЮСШ №2» г. Донецка Ростовской области МБУЗ ДО «ДЮСШ №2» г. Донецка Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 05.06.2024, Васильченко О.А. работала в должности тренера-преподавателя по совместительству: с 01.09.1997 по 10.06.2000, с 01.09.2000 по 01.06.2001, с 01.09.2001 по 01.06.2002, с 01.09.2002 по 01.06.2003, с 01.09.2003 по 31.05.2004, с 01.09.2004 по 31.05.2005, с 01.09.2005 по 31.05.2006, с 01.09.2006 по 31.08.2007.
С 01.09.2007 по настоящее время Васильченко О.А. работает в должности старшего тренера-преподавателя по баскетболу. Нагрузка 34 часа в неделю.
Из представленных документов следует, что в спорный период имели место как периоды работы по основному месту работы на полную ставку, так и работы совместительству на 0,5 ставки.
В соответствии с действующим законодательством периоды работы педагогических работников в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 (далее - Список N 781), исчисляются в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 (далее - Правила N 516), и с учетом особенностей исчисления периодов работы педагогических работников - Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 516 в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию, засчитываются периоды работы на соответствующих видах работ (в должностях и в учреждениях), выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, за которые уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами.
Пунктами 3 и 4 Правил N 781 установлено, что периоды выполнявшейся после 1 сентября 2000 года педагогической работы в должностях в учреждениях, предусмотренных Списком N 781, засчитываются в соответствующий стаж при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
С учетом норм трудового и отраслевого законодательства работа, выполняемая в течение полного рабочего дня в должности в учреждении, предусмотренном Списком N 781, означает непосредственное выполнение трудовых обязанностей для соответствующей должности на основании трудового договора в течение рабочего времени, норма которого устанавливается за ставку заработной платы (должностной оклад). В рабочее время педагогических работников наряду с учебной (преподавательской) и воспитательной работой включается и другая педагогическая работа (статья 333 Трудового кодекса Российской Федерации, часть 6 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказы Минобрнауки России от 11 мая 2016 года N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность"); от 22 декабря 2014 года N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре", от 24 декабря 2010 года N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников").
Между тем, представленная в материалы дела справка МБУЗ ДО «ДЮСШ №2» г. Донецка Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 06.06.2024, в которой перечислены должностные обязанности Васильченко О.А., не свидетельствует о том, что истец работала в течение полного рабочего дня в должности тренера-преподавателя с 01.09.2000 по 01.09.2007.
Судебная коллегия, сопоставив представленные данные с заявленными истцом периодами для включения в специальный стаж, приходит к выводу о том, что периоды работы с 01.09.2000 по 01.06.2001, с 01.09.2001 по 01.06.2002, с 01.09.2002 по 01.06.2003, с 01.09.2003 по 31.05.2004, с 01.09.2004 по 31.05.2005, с 01.09.2005 по 31.05.2006, с 01.09.2006 по 31.08.2007, с 01.09.2007 Васильченко О.А. одновременно выполнялась работа по совместительству, поэтому данные периоды могли быть включены в специальный стаж только один раз.
Кроме того, Васильченко О.А. застрахована в системе обязательного пенсионного страхования с 08.09.1998, вместе с тем по сведениям индивидуального лицевого счета застрахованного лица за спорные периоды код особых условий труда не указан.
Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, установлены ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. ст. 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. ст. 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По данным индивидуального персонифицированного учета спорные периоды работы истца отражены без указания кода льготных условий труда, представленными в судебное заседание документами льготный характер работы истца в оспариваемые периоды не подтвержден, доказательствами, представленными истцом, достоверность этих сведений не опровергнута.
Согласно ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
Исходя из системного толкования перечисленных выше положений, следует, что начало течения срока для назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсионного обеспечения и наличием у гражданина права на его получение.
Установив обстоятельства отсутствия у Васильченко О.А., по состоянию на 08.02.2019 (дату обращения), стажа осуществления педагогической деятельности в организациях для детей, общей продолжительностью не менее 25 лет, суд первой инстанции, в том числе руководствуясь переходными положениями, изложенными в п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", правомерно не установил оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Доводы заявителя апелляционной жалобы Васильченко О.А., выражающие несогласие с выводами суда, повторяют доводы правовой позиции стороны истца, которыми были обоснованы исковые требования и апелляционная жалоба, и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного решения, поскольку основаны на ошибочном толковании подлежащего применению к спорному правоотношению законодательства и фактических обстоятельств дела. Мотивы, по которым суд признал заявленные истцом требования необоснованными и отклонил доводы ее иска, подробно приведены судом в обжалуемом судебном постановлении, суд апелляционной инстанции с этими выводами, с учетом представленных новых доказательств, соглашается.
Доводы о наличии оснований для включения спорных периодов работы в специальный стаж по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, изложенными в обжалуемом судебном решении, и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебного акта являться не могут.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права при рассмотрении дела не установлено.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда отмене не подлежит как постановленное в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, соответствием выводов суда обстоятельствам дела, соблюдением требований норм процессуального права. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 21 февраля 2023 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Васильченко Ольги Алексеевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы с 01.01.1998 по 30.06.1998, с 01.01.1999 по 30.06.1999, с 01.09.1999 по 30.06.2000, с 01.09.2000 по 30.05.2001, с 30.09.2001 по 31.05.2002, с 01.09.2002 по 31.05.2003, с 01.09.2003 по 31.05.2004, с 01.09.2004 по 31.05.2005, с 01.09.2005 по 31.05.2006, с 01.09.2006 по 31.08.2007, с 01.09.2007 по 07.02.2019 и назначении досрочной страховой пенсии по старости пенсии с 08.02.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Васильченко Ольги Алексеевны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.06.2024г.