Дело № 2-1760/19
26RS0029-01-2019-002641-28
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе
председательствующего судьи Суворовой С.М.,
при секретаре судебного заседания Жуковой Е.С.,
с участием:
истца Гончарова В.И.,
представителя истца Гончарова В.И. по ордеру адвоката Бабинян Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда 14 июня 2019 года гражданское дело по исковому заявлению Гончарова ФИО5 к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Пятигорску Ставропольского края о взыскании денежных средств,
установил:
В обоснование заявленных требований истец пояснил, что он осуществлял предпринимательскую деятельность в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей № ИЭ№ от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя Гончарова В.И., что подтверждается копией уведомления о снятии с учета физического лица в налоговом органе № от ДД.ММ.ГГГГ. Предпринимателем в период осуществления предпринимательской деятельности применялся упрощенный режим налогообложения. В соответствии с требованиями законодательства предпринимателем представлены налоговые декларации за соответствующие отчетные периоды в налоговый орган по месту регистрации. Согласно данным налоговой инспекции общая сумма доходов за 2017 год составила 4 461737 рублей. Сумма произведенных расходов составила 4 053100 рублей. Налоговая база для исчисления налога составила 408 637 рублей. Таким образом, сумма страховых взносов на страховую часть 1% от дохода превышающего 300 000 рублей за 2017 года составляет (408 637,00 -300 000.00) * 1,00% = 1 086,37 рублей. В связи, с чем истцом было уплачено 1100 рублей, что подтверждается копией платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ. Однако с лицевого счета Гончарова ФИО6 по решению о взыскании № от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ списано 20 654 рублей 71 копейка, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ списано 18 103 рублей 32 копейки.
Таким образом, сумма излишне уплаченных страховых взносов за 2017 года равна 38 758 рублей 03 копейки. Посчитав, что размер страховых взносов пенсионным фондом за 2017 год с учетом позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П рассчитан неверно, истец обратился с заявлением года в ИФНС по <адрес> края о перерасчете излишне уплаченных страховых взносов, что подтверждается копией заявления от 26.03.2019
Однако по сегодняшний день решение по указанному заявлению не принято.
Истец просит суд обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Пятигорску Ставропольского края, г. Пятигорск, возвратить Гончарову ФИО7 излишне уплаченные страховые взносы за 2017 год в сумме 38 758 рублей 03 копейки.
В судебном заседании истец и его полномочный представитель заявленные требования поддержали, иск просили удовлетворить полностью.
Полномочный представитель ответчика Инспекции ФНС России по г.Пятигорску против удовлетворения требований возражал, в иске просил отказать и рассматривать дело в отсутствие их представителя во всех судебных заседаниях.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, а также их значимости для правильного разрешения заявленных требований, суд считает, что требования, заявленные Гончаровым В.И., подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, предпринимателем в период осуществления предпринимательской деятельности в 2017 году применялся упрощенный режим налогообложения (далее - УСН).
В соответствии с требованиями законодательства предпринимателем представлены налоговые декларации за соответствующий отчетный период в налоговый орган по месту регистрации.
Согласно данным налоговой инспекции общая сумма доходов за 2017 год составила 4 461737 рублей. Сумма произведенных расходов составила 4 053100 рублей. Налоговая база для исчисления налога составила 408 637 рублей.
В связи, с чем истцом было уплачено 1100 рублей, что подтверждается копией платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ.
Однако с лицевого счета Гончарова ФИО8 по решению о взыскании № от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ списано 20 654 рублей 71 копейка, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ списано 18 103 рублей 32 копейки.
Таким образом, сумма излишне уплаченных страховых взносов за 2017 года равна 38 758 рублей 03 копейки.
Посчитав, что размер страховых взносов пенсионным фондом за 2017 год с учетом позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П рассчитан неверно, истец обратился с заявлением года в ИФНС по г. Пятигорску Ставропольского края о перерасчете излишне уплаченных страховых взносов, что подтверждается копией заявления от 26.03.2019
В силу части 1 статьи 18 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно части 5 статьи 27 Закона № 212-ФЗ заявление о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов может быть подано плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение одного месяца со дня, когда плательщику страховых взносов стало известно о факте излишнего взыскания с него страховых взносов, или со дня вступления в силу решения суда.
В силу части 6 статьи 27 Закона № 212-ФЗ исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания страховых взносов
Из анализа указанных норм следует, что вопрос о возврате излишне взысканных сумм страховых взносов и пеней может быть разрешен по заявлению плательщика страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов или судом в порядке искового производства.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Размер облагаемого страховыми взносами дохода определяется в зависимости от установленного плательщику страховых взносов режима налогообложения, в том числе с учетом его волеизъявления (часть 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ).В силу пунктов 3 и 4 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, применяющих УСН, размер дохода в целях исчисления страховых взносов определяется в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
Согласно статье 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 указанного кодекса.
При этом в силу статьи 346.14 НК РФ объектом налогообложения признаются, в том числе, доходы, уменьшенные на величину расходов, порядок определения которых установлен в статье 346.16 указанного Кодекса.
Согласно части 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 указанного Закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 названной статьи.
В силу части 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию исчисляется в следующем порядке, в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз; в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 указанного Закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,1) процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.
При этом доход страхователя Пенсионным фондом определяется на основании сведений, полученных из налогового органа. Самостоятельное определение дохода фондом не предусмотрено.
Предусматривая дифференцированный механизм определения размера страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, учитывающий величину получаемого дохода, федеральный законодатель преследовал цель нивелировать негативные последствия повышения размера страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для малого предпринимательства, и в особенности для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих низкодоходные виды деятельности, предоставить им возможность продолжать осуществлять хозяйственную деятельность в пределах правового поля, а представителям бизнеса с большим доходом - позволить формировать свои пенсионные права в большем объеме.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ вступившим в силу с 1 января 2017 в НК РФ введена глава 34 «Страховые взносы», причем пункт 9 статьи 430 указанного Кодекса предписывает учитывать доход именно в соответствии с его статьей 210, которая прямо предусматривает применение профессиональных налоговых вычетов при определении налоговой базы.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П, взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ предполагают, что для цели исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Таким образом, при определении дохода в целях исчисления страховых взносов учету подлежат фактически произведенные им и документально подтвержденные расходы, непосредственно связанных с извлечением дохода.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратною минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 указанного Закона, увеличенное в 12 раз.
Таким образом, при определении дохода в целях исчисления страховых взносов учету подлежат фактически произведенные им и документально подтвержденные расходы, непосредственно связанных с извлечением дохода.
Согласно данным инспекции общая сумма дохода предпринимателя за 2017 год составила 4 461 737 рублей, в связи с чем предпринимателю следовала произвести уплату страховых взносов в фиксированном размере, поскольку величина дохода плательщика страховых взносов за расчетные периоды не превышает 300 000 руб.
Таким образом, сумма страховых взносов на страховую часть 1% от дохода превышающего 300 000 рублей за 2017 года составляет (408 637,00 -300 000.00) * 1,00% = 1 086,37 рублей.
При этом надлежащими письменными доказательствами уплата страховых взносов в размере 1100 рублей полностью подтверждается, а именно платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку в рассматриваемом случае решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов пенсионным фондом принято не было, основанием для возврата налоговым органом излишне взысканных сумм страховых взносов является решение суда.
Ввиду того, что администрирование страховых взносов с ДД.ММ.ГГГГ возложено на налоговые органы, обязанность по возврату излишне взысканных сумм страховых взносов лежит на инспекции.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░9 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░10 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 38 758 ░░░░░░ 03 ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░11 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1363 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░