Дело № 2а-2922/2021
УИД 92RS0002-01-2021-003535-69
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
29 июля 2021 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Гавуры О.В.,
при секретаре судебного заседания Ивановой М.О.,
с участием
административного истца ФИО1,
представителей административного истца ФИО3,
ФИО4,
представителя административного ответчика ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению государственного строительного надзора и экспертизы г. Севастополя об оспаривании решения органа государственной власти,
у с т а н о в и л:
В июне 2021 года истец обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению государственного строительного надзора и экспертизы г. Севастополя об оспаривании решения органа государственной власти.
Требования мотивированы тем, что истцу ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>, площадью 106 кв.м, с категорией земель «земли населенных пунктов», и видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)», что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № №-№, а также расположенный на указанном земельном участке двухэтажный жилой дом с кадастровым номером №, по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>, площадью 85,4 кв.м, что подтверждается записью в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №№- №.
На основании письма Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением государственного строительного надзора и экспертизы г. Севастополя была проведена внеплановая проверка, по результатам которой был подготовлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №.
Не согласившись с актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ № административный истец в рамках досудебного порядка обжалования, предусмотренного пунктами 163-164 Административного регламента по исполнению Управлением государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя государственной функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора, утвержденного приказом Севгосстройнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №-од (далее - Административный регламент), обратился с жалобой от ДД.ММ.ГГГГ на действия и решения Севгосстройнадзора.
Административный истец полагает, что акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ № и ответ Севгосстройнадзора на жалобу от ДД.ММ.ГГГГ № являются незаконными и необоснованными, нарушающими права административного истца.
Административный истец, ее представители в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям изложенным в иске.
Представитель административного ответчика в судебном заседании в удовлетворении требовании просил отказать в полном объеме, по основаниям изложенным в возражениях.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод на основе состязательности и равноправия сторон, а также в соответствии с принципами независимости судей и подчиненности их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (ст. 46 ч. 1; ст. 120 ч. 1; ст. 123).
В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий ( бездействия ) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия ( бездействия ) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, подлежат установлению следующие обстоятельства:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия );
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием к удовлетворению требований административного истца может служить нарушение требований законодательства относительно полномочий на принятие решения или совершение действия, соблюдения порядка принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.), несоответствие содержания оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
На основании части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
В соответствии с пунктом 1 Положения об Управлении государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП (далее - Положение), Севгосстройнадзор является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора с применением риск-ориентированного подхода при его организации, входящим в систему исполнительных органов государственной власти города Севастополя и финансируемым за счет средств бюджета города Севастополя.
В соответствии с пунктом 9, 10 Положения Севгосстройнадзор осуществляет региональный государственный строительный надзор на территории города Севастополя путем осуществления проверок в отношении объектов, указанных в части 1.1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) на предмет:
наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство;
соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), другими федеральными законами.
Судом установлено, что предметом проверки объекта капитального строительства «Строительство жилого дома», расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый номер земельного участка № (далее - объект капитального строительства) послужило проверка фактов, указанных в письме Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее - Севреест) от ДД.ММ.ГГГГ № по вопросу проверочных мероприятий с целью определения строительно-технических характеристик возведенных объектов капитального строительства, в связи с размещением объектов капитального строительства по вышеуказанному адресу, имеющих возможные признаки блокированной жилой застройки.
Согласно распоряжению (приказу) начальника Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № должностными лицами Севгосстройнадзора организована внеплановая выездная проверка в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении застройщика объекта капитального строительства ФИО1.
Уведомление о проведении проверки при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ № направлено застройщику ФИО1 ценным письмом заказной корреспонденцией.
По результатам внеплановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Севгосстройнадзора издан Акт проверки № органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица (далее - Акт проверки).
Согласно Акту проверки, застройщиком ФИО1 на земельном участке, расположенном по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый номер земельного участка № осуществлено строительство жилого одноквартирного дома с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», с нарушением обязательных требований пункта 7 СП 42.13330.2016, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N° 123-Ф3, части 1.1 статьи 40 ГрК РФ, статьи 51.1 ГрК РФ, а именно:
отсутствуют документы, подтверждающие наличие расчетов инсоляции и освещенности, согласно требований с СП 52.13330.2016;
отсутствует разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый номер земельного участка №, согласно требованиям части 1.1 статьи 40 ГрК РФ;
отсутствуют документы, подтверждающие соблюдение противопожарных требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ;
отсутствует уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый номер земельного участка №, согласно требованиям статьи 51.1 ГрК РФ.
Согласно Акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ N° №204-276 (стр. 8, абз. 4) объект капитального строительства имеет самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеющий общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками, к Объекту пристроены более двух зданий (домов), каждый из которых имеет непосредственный выход на отдельный приквартирный участок, в связи с чем настоящей проверкой установлено, что здание по адресу: г. Севастополь, <адрес>, является блоком жилым автономным в соответствии с пунктом 3.2 СП Б5.13330.2016.
Вместе с тем согласно пункту 3.5 настоящего свода правил дом жилой одноквартирный отдельно стоящий дом, состоящий из отдельной квартиры (одного жилого автономного блока), включающий в себя комплекс помещений, предназначенных для индивидуального и/или односемейного заселения жильцов, при их постоянном, длительном или кратковременном проживании (в том числе сезонном, отпускном и т.п.).
В соответствии с пунктом 7 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*», утвержденного приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр (далее - СП 42.13330.2016), между длинными сторонами жилых зданий следует принимать расстояния (бытовые разрывы): для жилых зданий высотой дватри этажа - не менее 15 м; четыре этажа - не менее 20 м; между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами из жилых комнат - не менее 10 м. В условиях реконструкции и других сложных градостроительных условиях указанные расстояния могут быть сокращены при соблюдении норм инсоляции, освещенности и противопожарных требований, а также при обеспечении непросматриваемости жилых помещений (комнат и кухонь) из окна в окно. Расстояния от окон жилых помещений (комнат, кухонь и веранд) домов индивидуальной застройки до стен домов и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, должны быть не менее 6 м. Расстояние от границ участка должно быть не менее: до стены жилого дома - 3 м; до хозяйственных построек -1м.
В соответствии с пунктом 7.1 СП 42.13330.2016, расстояния между жилыми зданиями, жилыми и общественными, а также производственными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности в соответствии с требованиями, приведенными в разделе 14, нормами освещенности, приведенными в «СП 52.13330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*» (утв. Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 777/пр) 5 (далее - СП 52.13330.2016), а также в соответствии с противопожарными требованиями, приведенными в разделе 15.
Вместе с тем застройщиком ФИО1 в рамках проведенной проверки документы, подтверждающие наличие расчетов инсоляции и освещенности, согласно требований с СП 52.13330.2016, а также соблюдение противопожарных требований, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3, при строительстве Объекта по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в Севгосстройнадзор не предоставлены.
В соответствии с требованиями части 1.1 статьи 40 ГрК РФ, правообладатели земельных участков вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, если такое отклонение необходимо в целях однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на десять процентов.
В ходе проведенной внеплановой выездной проверки, было произведено обследование всех имеющихся на земельном участке объектов капитального строительства, изучены правоустанавливающие документы, произведен анализ соответствия объектов капитального строительства параметрам разрешенного строительства для участков с установленным видом разрешенного использования и дана правовая оценка действий застройщика на вышеуказанном земельном участке в рамках действующего градостроительного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции Севгосстройнадзора.
Согласно пункту 1.7.2 Приказа Севгосстройнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №-од "Об утверждении Административного регламента исполнения Управлением государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя государственной функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора" (далее - Административный регламент) конечным результатом исполнения государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 1.1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
обеспечение соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Конечный результат исполнения государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора достигается путем принятия мер, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации по результатам проверок соблюдения лицами, указанными в пункте 1.6.1 настоящего Административного регламента, требований законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности (п. 1.7.3 Административный регламент).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не согласившись с Актом проверки подала жалобу на действия (бездействия) и решения Севгосстройнадзора, а также его должностных лиц, принятых (осуществляемых) в ходе исполнения государственных функций с возражениями на Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с Административным регламентом в соответствующие сроки рассмотрена вышеуказанная жалоба начальником Севгосстройнадзора, по результатам рассмотрения которой сделан вывод, что Акт проверки является законным и обоснованным, процессуальных нарушений при его составлении которые могли повлечь его изменению или отмену, Севгосстройнадзором не установлено.
Таким образом, права и законные интересы истца проведенной проверкой не нарушены.
Учитывая установленные по настоящему административному делу обстоятельства, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд –
р е ш и л :
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению государственного строительного надзора и экспертизы г. Севастополя об оспаривании решения органа государственной власти – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию через суд, принявший решение, в течение месяца со дня его принятия.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя /подпись/ О.В. Гавура
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя О.В. Гавура