Докладчик Юркина И.В. Апел. дело № 33-555/2019
Судья Кушникова Н.Г.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е11 февраля 2019 года г.Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики всоставе:
председательствующего Юркиной И.В.,
судей Карачкиной Ю.Г., Степановой Э.А.,
при секретаре судебного заседания Андрияновой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску муниципального предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «город Канаш Чувашской Республики» к Тимофееву В.А. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг (отопление), пени, поступившее по апелляционной жалобе представителя ответчика Тимофеева В.А. – Смирнова Д.Г. на решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 17 сентября 2018 года.
Заслушав доклад председательствующего Юркиной И.В., выслушав объяснения ответчика Тимофеева В.А. и его представителя Смирнова Д.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителей истца муниципального предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «город Канаш Чувашской Республики» Кирилловой И.В. и Ивановой И.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
муниципальное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «город Канаш Чувашской Республики» (далее – Управляющая компания ЖКХ) обратилось в суд с иском (с учетом уточнений) к Тимофееву В.А. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг (отопление) за период с 1 января 2016 года по 30 апреля 2018 года в размере 58674 руб. 60 коп. и пени за период с 11 сентября 2017 года по 2 июля 2018 года в размере 5643 руб. 68 коп., а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 2129 руб. 55 коп., указав в обоснование заявленных требований следующее.
Ответчик Тимофеев В.А. является собственником помещения .... Данный многоквартирный дом подключен к системе централизованного отопления и оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии СТУ-1. Начисление размера платы за коммунальную услугу по отоплению жильцам данного дома производится согласно требованиям пункта 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг), исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии. Согласно паспорту теплосчетчика СТУ-1 первичная поверка теплосчетчика произведена 11 февраля 2013 года (пункт 7), межповерочный интервал – четыре года (пункт 1). В соответствии с подпунктом «е» пункта 75 Правил коммерческого учета тепловой энергии теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 1034, узел учета считается вышедшим из строя в случае истечения срока поверки любого из приборов (датчиков). Учитывая, что срок поверки общедомового прибора учета тепловой энергии истек 11 февраля 2017 года, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме ... определен в соответствии с требованиями подпункта «а» пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса за предыдущий отопительный период (2015-2016 годы) по показаниям общедомового прибора учета. Нежилое помещение № в доме ... имеет индивидуальный источник тепловой энергии. Несмотря на то, что нежилое помещение имеет отопление с использованием индивидуального источника тепловой энергии, с собственника помещения не снимается обязанность по несению расходов на содержание общего имущества, в том числе на коммунальные услуги, приходящиеся на общедомовые нужды, при этом потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в нежилом (жилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды, поскольку действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых (нежилых) помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения. Данный запрет установлен в целях сохранения всего баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения. Ответчик надлежащим образом не выполняет обязанность по оплате коммунальных услуг за отопление, в связи с чем за период с 1 января 2016 года по 30 апреля 2018 года у него образовалась задолженность в размере 58674 руб. 60 коп. По причине несвоевременного внесения платы за коммунальные услуги ответчику начислены пени за период с 11 сентября 2017 года по 2 июля 2018 года в размере 5643 руб. 68 коп. До настоящего времени задолженность ответчиком не погашена.
В судебном заседании представитель истца Управляющей компании ЖКХ Анисимова Е.Г. иск с учетом уточнений поддержала по изложенным в нем основаниям.
Ответчик Тимофеев В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в представленном письменном отзыве просил в удовлетворении иска отказать, указав, что Управляющая компания ЖКХ является ресурсоснабжающей организацией, с которой он не состоит в договорных отношениях на приём тепловой энергии и горячего водоснабжения. При этом он является собственником нежилого помещения, в котором расположено ООО ...», заключившее с энергоснабжающими организациями договоры, по которым своевременно вносится плата. Поскольку фактически услуги по теплоснабжению помещения ему не оказывались, а принадлежащее ему нежилое помещение отапливалось путем газоснабжения, считает, что он не должен производить оплату за отопление. Полагает, что действующее законодательство не запрещает собственникам помещений переходить на индивидуальное отопление с использованием современных отопительных котлов.
Представитель ответчика Тимофеева В.А. – Смирнов Д.Г. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица администрации г.Канаш Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном письменном отзыве на иск просил рассмотреть дело в его отсутствие, в котором указал, что с 7 мая 2015 года управление многоквартирным домом ... осуществляет муниципальное унитарное предприятие ...» муниципального образования «город Канаш Чувашской Республики» (далее – МУП «...»). Управляющая компания ЖКХ является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии (отопление и горячее водоснабжение) в многоквартирные дома г.Канаш, в том числе и в дом ..., в соответствии с договором от 3 августа 2015 года №, заключенным с МУП «...». Тепловая энергия в указанный многоквартирный дом поставляется по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения. За отпущенную тепловую энергию Управляющая компания ЖКХ осуществляет прямые расчеты непосредственно с собственниками и нанимателями жилых и нежилых помещений многоквартирных домов. МУП «...» собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений многоквартирного дома ... расчет платы за отопление не производит.
Решением Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 17 сентября 2018 года с Тимофеева В.А. в пользу Управляющей компании ЖКХ взысканы задолженность по оплате коммунальных услуг (отопление) за период с 1 января 2016 года по 30 апреля 2018 года в размере 58674 руб. 60 коп. и пени за период с 11 сентября 2017 года по 2 июля 2018 года в размере 5643 руб. 68 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2129 руб. 55 коп.
На данное решение суда представителем ответчика Тимофеева В.А. – Смирновым Д.Г. подана апелляционная жалоба на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности. В апелляционной жалобе указано, что Тимофеев В.А. не состоит с истцом в договорных отношениях и не осуществляет внедоговорное потребление коммунальных услуг, в связи с чем он является ненадлежащим ответчиком по делу. Истец, не оказывающий ответчику коммунальных услуг, не вправе предъявлять к ответчику требование об оплате этих услуг. Перевод помещения на индивидуальное отопление осуществлен ответчиком на законных основаниях с разрешения компетентных органов. При этом Тимофеев В.А. не производил действий по уменьшению или увеличению общего имущества многоквартирного дома, не переносил стояки централизованного отопления и не менял схему теплоснабжения, а демонтаж внутриквартирных радиаторов отопления, оборудованных запорной арматурой и не являющихся общим имуществом многоквартирного дома, не требовал согласия остальных собственников помещений дома. С момента перехода помещения на индивидуальное отопление ответчик не пользовался услугами централизованного отопления, тепло в его помещение не поставлялось, в связи с чем он не должен производить оплату за не оказанную ему услугу. Самостоятельно оплачивая расходы за отопление принадлежащего ему помещения и стоимость ресурсов (газа и электроэнергии), ответчик повторно несет расходы по оплате этой площади жилого дома, причем по тарифам, включающим не только стоимость ресурсов, но и иных расходов по производству тепла, его доставке, налогообложению. Полагает, что удовлетворение иска приведет к неосновательному обогащению истца, поскольку истец взыскал с ответчика оплату коммунальных услуг за тот объем тепловой энергии, который он не вырабатывал и в жилой дом не поставлял.
Проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Тимофеев В.А. является собственником нежилого помещения № в доме .... Ранее нежилое помещение имело статус жилого помещения, перевод из жилого помещения в нежилое произведен в установленном законом порядке. Данное нежилое помещение имеет отопление с использованием индивидуального источника тепловой энергии (в помещении установлен газовый котел).
Управление многоквартирным домом ... осуществляет МУП «... а Управляющая компания ЖКХ осуществляет в данный дом, подключенный к системе централизованного отопления, поставку тепловой энергии.
Удовлетворяя иск Управляющей компании ЖКХ о взыскании с Тимофеева В.А. задолженности по оплате коммунальной услуги по отоплению, суд первой инстанции исходил из того, что Тимофееву В.А. правомерно начислена плата за коммунальную услугу по отоплению нежилого помещения, поскольку действующим законодательством не предусмотрен механизм расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, отдельные помещения которого отключены от централизованной системы отопления. Кроме того, начисление платы за отопление является правомерным и в силу того, что представленные Тимофеевым В.А. документы не подтверждают переустройство системы отопления в его помещении с соблюдением требований законодательства.
Судебная коллегия соглашается с изложенным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учетом положений статей 55, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтвержден материалами дела и основан на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Установка в нежилом помещении ответчика Тимофеева В.А. индивидуального источника отопления (газового котла) в силу статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации является переустройством помещения, в связи с чем переход с централизованного отопления на индивидуальное отопление необходимо согласовывать с органом местного самоуправления.
Аналогичная правовая позиция изложена и в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года № 46-П, согласно которой вне зависимости от того, что послужило конкретным поводом для перехода на отопление жилого помещения с помощью индивидуального квартирного источника тепловой энергии, действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления. В частности, в настоящее время правовое регулирование отношений, возникающих в связи с этим переходом, осуществляется в первую очередь главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации о переустройстве жилого помещения, предусматривающей, в числе прочего, разработку необходимой проектной документации и согласование соответствующих изменений с органом местного самоуправления (статья 26), а также Федеральным законом «О теплоснабжении».
Между тем, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, подтверждающих получение Тимофеевым В.А. разрешения органа местного самоуправления на такой переход, в материалы дела не представлено.
Верным является и вывод суда первой инстанции о том, что для перевода помещения на индивидуальное отопление требуется согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Так, исходя из пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
С учетом того, что при установке индивидуального отопления состав общего имущества в виде внутридомовой системы отопления уменьшится, то в соответствии с частью 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации требуется согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме на уменьшение размера общего имущества. Однако данных о том, что ответчик получил такое согласие собственников помещений в многоквартирном доме, в дело не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила предоставления коммунальных услуг).
В подпункте «е» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг указано, что отопление – это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к настоящим Правилам.
Абзацем вторым пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При этом пунктом 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг определен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом (нежилом) помещении в многоквартирном жилом доме на основании формул 2, 3 и 3.1, содержащихся в приложении № 2 к данным Правилам, в зависимости от наличия или отсутствия индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета тепловой энергии.
Частью 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды, поэтому отказ от индивидуального (внутриквартирного) потребления отопления не прекращает потребление собственником жилого помещения в многоквартирном доме услуги теплоснабжения на общедомовые нужды.
Исходя из положений статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и собственники, и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме вносят плату за содержание общего имущества дома.
Таким образом, начисление собственнику Тимофееву В.А. платы за коммунальную услугу по отоплению предусматривает оплату тепловой энергии не только по обогреву принадлежащего ему помещения, но и нежилых помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома. В связи с этим освобождение собственника такого помещения от платежей за услугу отопления будет противоречить жилищному законодательству, поскольку перекладывает бремя содержания общего имущества многоквартирного дома на иных собственников помещений в доме, чем ущемляет их права и законные интересы.
В связи с этим расчет платы за коммунальную услугу по отоплению без учета площади помещений ответчика, переведенной на газовый обогрев, нарушает права иных собственников жилых помещений в многоквартирном доме, являющихся потребителями данной коммунальной услуги, поскольку возлагает на них обязанность по внесению платы за услугу по отоплению жилых помещений и на общедомовые нужды в большем размере, в связи с чем установка в помещении ответчика индивидуального источника тепловой энергии не освобождает Тимофеева В.А. от оплаты расходов тепловой энергии, потребленной при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Кроме того, и законом не предусмотрено освобождение собственников помещений от оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды, что следует из положений статей 210, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отключение отдельных собственников помещений в многоквартирном доме от централизованной системы отопления в ходе переустройства жилого помещения и, как следствие, перевода жилого помещения в нежилое не является правовым основанием для освобождения потребителей услуг по отоплению от обязанности по внесению платы за коммунальные услуги по отоплению. Граждане, демонтировавшие централизованную систему отопления, не могут быть освобождены от участия в оплате тепловой энергии, поданной в многоквартирный дом, поскольку остаются потребителями тепловой энергии.
При таком положении суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для взыскания с Тимофеева В.А. задолженности по оплате коммунальной услуги за отопление.
Расчет задолженности ответчиком Тимофеевым В.А. не оспорен и не опровергнут относимыми и допустимыми доказательствами.
Установив изложенные обстоятельства и принимая во внимание вышеприведенные нормы действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании с Тимофеева В.А. в пользу Управляющей компании ЖКХ задолженности по оплате за коммунальную услугу по отоплению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Управляющая компания ЖКХ является ресурсоснабжающей организацией и осуществляет поставку тепловой энергии в многоквартирные дома г.Канаш на основании договора от 3 августа 2015 года №, заключенного с управляющей компаний МУП «...», в связи с чем не вправе требовать исполнения по данному договору от лиц, не являющихся по нему стороной, судебная коллегия признает несостоятельными в силу следующего.
В рамках настоящего гражданского дела Управляющей компаний ЖКХ предъявлены требования о взыскании с ответчика платы за отопление за период с 1 января 2016 года по 30 апреля 2018 года.
В соответствии с частью 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 4 июня 2011 года № 123-ФЗ, от 25 декабря 2012 года № 271-ФЗ, действовавших до принятия Федерального закона от 3 апреля 2018 года № 59-ФЗ) собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ (в редакции Федеральных законов от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ, от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ, действовавших до принятия Федерального закона от 3 апреля 2018 года № 59-ФЗ) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Управляющая компания ЖКХ является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии в многоквартирные дома в г.Канаш в соответствии с договором на отпуск тепловой энергии от 3 августа 2015 года №, заключенным с МУП «...
В соответствии с пунктом 1.2 договора от 3 августа 2015 года Управляющая компания ЖКХ (ресурсоснабжающая организация) обязуется подавать МУП «...» (потребитель) через присоединенную сеть тепловую энергию, а потребитель обязуется принять и оплачивать принятую тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления, обеспечить безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сечей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии в многоквартирных домах, согласно приложению № 1 к договору на отпуск тепловой энергии.
В приложении № 2 к договору на отпуск тепловой энергии от 3 августа 2015 года согласованы границы разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых установок в соответствии с требованиями пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491.
Дополнительным соглашением от 10 августа 2015 года к договору на отпуск тепловой энергии от 3 августа 2015 года № 25/15 предусмотрено, что за отпущенную тепловую энергию (отопление и горячее водоснабжение) Управляющая компания ЖКХ осуществляет прямые расчеты непосредственно с населением. При этом МУП «...» отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг населению, а Управляющая компания ЖКХ отвечает до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. В случае, если нарушение качества коммунальных услуг и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу Управляющей компанией ЖКХ не производится, а МУП «...» возмещает населению причиненные им убытки, в том числе вызванные внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальные услуги ненадлежащего качества.
Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (действующей на момент составления договора, то есть до принятия Федерального закона от 3 апреля 2018 года № 59-ФЗ) собственники (наниматели) помещений в МКД могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В многоквартирный дом ... поставка тепловой энергии (отопление) осуществляется в соответствии с договором от 3 августа 2015 года № по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения Управляющей компании ЖКХ. За отпущенную тепловую энергию Управляющая компания ЖКХ осуществляет прямые расчеты непосредственно с собственниками и нанимателями жилых и нежилых помещений. Собственники и наниматели жилых и нежилых помещений в данном многоквартирном доме оплачивают непосредственно в Управляющую компанию ЖКХ.
В свою очередь, МУП «... собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений в данном многоквартирном доме г.Канаш расчет платы за отопление не производит.
Таким образом, в спорные периоды обязанность Управляющей компании ЖКХ по начислению платы и выставлению счетов за поставку коммунальных услуг по отоплению в многоквартирном доме ... и оплата за эту услугу непосредственно в Управляющую компанию ЖКХ вытекали из заключенных договора от 3 августа 2015 года и дополнительного соглашения от 10 августа 2015 года.
Кроме того, на общем собрании 12 апреля 2018 года собственниками помещений в многоквартирном доме ... принято решение оплачивать напрямую ресурсоснабжающей организации за коммунальные услуги (пункт 14 протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 12 апреля 2018 года).
Фактически указанным решением собственники помещений в многоквартирном доме одобрили начисление ресурсоснабжающей организацией Управляющей компаний ЖКХ платы за коммунальную услугу по отоплению и осуществление прямых платежей за услуги теплоснабжения истцу в период действия пункта 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе в спорный период с 1 января 2016 года по 30 апреля 2018 года.
Более того, в указанный спорный период на основании договора на отпуск тепловой энергии от 3 августа 2015 года и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 12 апреля 2018 года МУП «...» не производило начисление платы и не выставляло счета за отопление собственникам помещений в многоквартирном доме, собственники вносили плату непосредственно в Управляющую компанию ЖКХ по выставленным счетам.
Принимая во внимание решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате коммунальной услуги по отоплению напрямую в ресурсоснабжающую организацию, фактическое осуществление собственниками помещений платежей за отопление непосредственно ресурсоснабжающей организации, учитывая, что в спорный период в соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации допускалось внесение собственниками помещений в многоквартирном доме платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по вышеприведенным доводам апелляционной жалобы.
В апелляционной жалобе указано, что Тимофеев В.А. не состоит с истцом в договорных отношениях и не осуществляет внедоговорное потребление коммунальных услуг, в связи с чем он является ненадлежащим ответчиком по делу. Истец, не оказывающий ответчику коммунальных услуг, не вправе предъявлять ответчику требование об оплате этих услуг. С момента перехода помещения на индивидуальное отопление ответчик не пользовался услугами централизованного отопления, тепло в его помещение не поставлялось, в связи с чем он не должен производить оплату за не оказанную ему услугу.
Между тем, судебная коллегия признает вышеприведенные доводы жалобы несостоятельными, поскольку система центрального отопления многоквартирного дома является общим имуществом, поэтому услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды. При этом само по себе отсутствие подписанного между сторонами договора теплоснабжения не может служить основанием для освобождения ответчика от оплаты услуги по отоплению, поскольку в силу приведенных выше норм права ответчик является потребителем данной услуги и обязан вносить плату в соответствии с утвержденными тарифами.
Довод апелляционной жалобы о том, что перевод помещения на индивидуальное отопление осуществлен ответчиком на законных основаниях с разрешения компетентных органов, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку материалами дела не подтверждается.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что Тимофеев В.А. не производил действий по уменьшению или увеличению общего имущества многоквартирного дома, не переносил стояки централизованного отопления и не менял схему теплоснабжения, а демонтаж внутриквартирных радиаторов отопления, оборудованных запорной арматурой и не являющихся общим имуществом многоквартирного дома, не требовал согласия остальных собственников помещений дома, не опровергают выводы суда первой инстанции, в силу чего не влекут отмену решения суда.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
апелляционную жалобу представителя Тимофеева В.А. - Смирнова Д.Г. на решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 17 сентября 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Юркина
Судьи Ю.Г. Карачкина
Э.А. Степанова