Решение по делу № 2а-669/2018 ~ М-591/2018 от 08.11.2018

Дело № 2а-669/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    пос. Кировский    30 ноября 2018 года

Кировский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Жаровой Т.И.,

при секретаре Пимкиной Л.А.,

с участием прокурора прокуратуры    Кировского района Приморского края Крейнович Д.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора    Кировского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Кировского городского поселения    Приморского края о возложении обязанности    создать специализированную службу по вопросам похороннного дела,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Кировского района    Приморского края     обратился в суд с настоящим административным иском, указав, что прокуратурой Кировского района была проведена проверка по соблюдению требований законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой был установлен факт нарушения закона. В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ № 1001 от 29.06.1996 года «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные ст. 9 ФЗ «О погребении и похоронном деле» по первому требованию супруга, близких родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. П. 2 ст. 25     ФЗ ( далее по тексту ФЗ № 8) «О погребении и похоронном деле» установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. В соответствии с п. 1 ФЗ № 8 органы местного самоуправления городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Ст. 12 ФЗ № 8 установлено, что при отсутствии супруга, близких родственников либо законного представителя умершего    или при невозможности осуществления ими погребения, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего на дому, на улице или ином месте после установления его личности,    погребение умерших, личность которых не установлена, так же осуществляется специализированной службой, предоставляющей услуги, включающие оформление     документов, необходимых для погребения, облачение тела, предоставление гроба, перевозку умершего на кладбище, погребение. Анализ приведенных норм закона свидетельствует о том, что законом предусмотрено создание в муниципальном районе специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований ФЗ «О погребении и похоронном деле», однако проведенной проверкой установлено, что по состоянию на 01.10.2017 такая служба в Кировском городском поселении не создана, что    нарушает права неопределенного круга лиц на получение    на безвозмездной основе услуг по погребению умерших.    Прокурор просит возложить на    административного ответчика администрацию Кировского городского поселения в срок до 28.02.2019 обязанность создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.

В судебном заседании прокурор Крейнович Д.Ю. заявленные требования поддержал по изложенным в      заявлении основаниям.

Представитель административного ответчика администрации Кировского муниципального     городского поселения в судебное заседание    не явился. о дне рассмотрения дела уведомлен, просит дело    рассмотреть без участия ответчика, заявленные требования признает.

Рассмотрев материалы административного дела, выслушав пояснения прокурора, суд приходит к следующему.

Из положений статьи 46 Конституции РФ, статей 218, 217 КАС РФ следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, а на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), - соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий, а именно: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (статья 12, часть 2 статьи 3, часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации).

     В соответствии с п. 22 ч. 1    ст. 14      ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации»    к вопросам местного значения городского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. При этом, Межгосударственным стандартом ГОСТ 32609-2014, ритуальные услуги определяются как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений, указывая в примечании, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги (пункт 2.1.4).

Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует ФЗ № 8 от 12 января 1996 года "О погребении и похоронном деле", который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).

При этом, гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с поименованным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела, порядок деятельности которых определяется названными органами (пункты 1 и 2 статьи 25, статья 29 Федерального закона N 8-ФЗ).

Судом    установлено, что во исполнение       требований закона Решением     Муниципального комитета Кировского городского поселения № 17 от 16.12.2005 было принято Положение «Об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории    Кировского    городского поселения», согласно     преамбуле которого организация ритуальных услуг на территории    поселения относится к вопросам местного значения Кировского городского поселения. Специализированная служба по вопросам похоронного дела- предприятие ( организация), получившая постановлением главы муниципального района статус специализированной, осуществляющая весь комплекс    услуг и мероприятий по организации и проведению похорон, включаю    погребение безродных и неопознанных трупов. При этом, п. 2.6.2 установлено, что именно на специализированную службу по вопросам похоронного дела возлагаются обязанности по осуществлению погребения лиц, у которых отсутствуют    родственники и иные лица,      которые могут взять на себя обязанности по погребению, а так же в отношении    умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел.

Решением муниципального комитета Кировского городского поселения № 274 от 24.11.2017 утвержден Порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, согласно п. 1.2 которого специализированная служба по вопросам похоронного дела создается администрацией    Кировского городского поселения в целях оказания гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе на территории Кировского городского поселения.

      Постановлением администрации Кировского городского поселения № 57 от 31.01.2018 была установлена стоимость услуг согласно гарантированному перечню по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

      С учетом изложенного суд приходит к выводу, что создание специализированной службы по вопросам похоронного на территории    поселения является обязательным, поскольку анализ приведенных законоположений приводит к заключению о том, что федеральный законодатель предусмотрел создание в поселении специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Федерального закона N 8-ФЗ и одновременно предоставил лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.

ФЗ № 8 не содержит понятие специализированной службы по вопросам похоронного дела, однако такое понятие содержится в пункте 2.1.3 ГОСТа 32609-2014: "специализированная служба по вопросам похоронного дела - это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших". Из положений статей 9 и 10 вышеупомянутого закона в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности любыми хозяйствующими субъектами, определяя лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Вместе с тем, судом установлена, что такая специализированная    служба по вопросам похоронного дела на территории Кировского городского поселения органом местного самоуправления не создана, что нарушает права неопределенного круга лиц на установленные федеральным законом гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления умершего и гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего.

При этом, в соответствии с п. 1.2 Порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Кировского городского поселения создание данной службы относится к полномочиям администрации Кировского    городского поселения, которая должна принять меры по ее созданию в установленных законом формах. При таких     обстоятельствах, иск прокурора следует удовлетворить и на административного ответчика – администрацию Кировского городского поселения Приморского края возложить обязанность     по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Кировского городского поселения поселений    Кировского муниципального района    Приморского края. С учетом необходимости установления нормативного регулирования и времени,    необходимого    для создания    соответствующей службы, суд считает разумным срок для исполнения решения до 28.02.2019 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.227- 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░    ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░    ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░    ░░░░░░░░░░     ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░    ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 28.02.2019 ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░    ░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░      30 ░░░░░░ 2018 ░░░░.

    ░░░░░:    ░.░.░░░░░░

2а-669/2018 ~ М-591/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кировского района
Ответчики
Администрация Кировского городского поселения
Другие
Коляда Сергей Викторович
Суд
Кировский районный суд
Судья
Жарова Татьяна Ивановна
08.11.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
09.11.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.11.2018[Адм.] Передача материалов судье
09.11.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
22.11.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
22.11.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.11.2018[Адм.] Судебное заседание
30.11.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.12.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2019[Адм.] Дело оформлено
17.01.2019[Адм.] Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее