Дело № 2-2761/2021
УИД 48RS0003-01-2021-003599-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 октября 2021 года г. Липецк
Правобережный районный суд города Липецка в составе:
председательствующего судьи Кочетова Д.Ю.,
при секретаре Ромновой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по иску прокурора Правобережного района г. Липецка в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга несовершеннолетних лиц к МБОУ СШ №41 им. М.Ю. Лермонтова г. Липецка, Департаменту образования администрации г. Липецка, Департаменту финансов администрации г. Липецка о возложении обязанности устранить выявленные нарушения,
установил:
Прокурор Правобережного района г. Липецка в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга несовершеннолетних лиц к МБОУ СШ №41 им. М.Ю. Лермонтова г. Липецка, Департаменту образования администрации г. Липецка о возложении обязанности устранить выявленные нарушения. В обоснование исковых требований указывает, что прокуратурой Правобережного района г.Липецка была проведена проверка исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об образовании в части охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, создания безопасных условий для обучающихся во время образовательного процесса, об антитеррористической защищенности объектов образования в деятельности МБОУ СШ №41 им. М.Ю. Лермонтова г.Липецка, в результате которой были установлены следующие нарушения: не произведен ремонт покрытия проездов, подходов и дорожек на собственной территории образовательной организации, наружных ступеней запасных выходов образовательной организации, при въезде (входе) на территорию не оборудован о контрольно-пропускной пункт, на территории образовательной организации не установлены средства снижения скорости и (или) противотаранные устройства, объект (территория) образовательной организации не оборудован системой контроля и управления доступом, не обеспечена охрана объектов (территории) образовательной организации сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, объекты (территория) образовательной организации не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновений чрезвычайной ситуации, система видеонаблюдения не дооборудована дополнительными камерами и не обеспечено архивирование и хранение данных в течение одного месяца в соответствии с требованиями п.25, п.30 «Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 г. №1006.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района 10.04.2020г., а также 26.04.2021г. в адрес директора МБОУ СШ №41 им. М.Ю. Лермонтова г.Липецка вносились представления об их устранении. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования вышеуказанные нарушения не устранены.
Неисполнение МБОУ СШ №41 им. М.Ю. Лермонтова г.Липецка требований санитарных норм и правил, а также требований антитеррористической защищенности объектов (территорий) образования нарушает гарантированные и охраняемые государством права граждан на благоприятные условия обучения (ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), создает потенциальную угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних детей.
С учетом последующего уточнения, просили суд обязать МБОУ СШ №41 им. М.Ю. Лермонтова (юридический адрес: <адрес>) произвести ремонт покрытия проездов, подходов и дорожек на собственной территории образовательной организации в срок до 01.09.2022г., произвести ремонт наружных ступеней правого запасного выхода образовательной организации в срок до 01.09.2022г., при въезде (входе) на территорию школы оборудовать контрольно-пропускной пункт в срок до 01.01.2022г., оснастить въезд на территорию образовательной организации средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами в срок до 01.01.2022г., оборудовать объект (территорию) образовательной организации системой контроля и управления доступом в срок до 01.01.2022г., оборудовать объекты (территорию) образовательной организации системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в срок до 01.01.2022г., обязать департамент образования администрации г. Липецка выделить денежные средства МБОУ СШ №41 им. М.Ю. Лермонтова для выполнения вышеуказанных мероприятий.
Протокольным определением суда от 09.09.2021 года в качестве соответчика к участию в деле был привлечен Департамент финансов администрации г. Липецка.
В судебном заседании представитель ответчика МБОУ СШ №41 им. М.Ю. Лермонтова директор Сошкина О.В. признала исковые требования, суду объяснила, что силами школы проводятся мероприятия по исполнению предписаний прокуратуры, часть пунктов уже устранены, часть не устранены по независящим от школы причинам, все нарушения будут устранены в ближайшее время при наличии финансирования.
Представитель ответчика Департамента образования администрации г. Липецка по доверенности Голиков П.А. исковые требования не признал, суду объяснил, что финансирование запрошено, кроме того, срок для проведения мероприятий согласно паспорта безопасности школы не истек, в связи с чем нет оснований для удовлетворения требований.
Представитель ответчика Департамента финансов администрации г. Липецка по доверенности Зайцева А.И. требования не признала, суду объяснила, что Департамент финансов администрации г. Липецка выделяет денежные средства Департаменту образования администрации г. Липецка, который занимается непосредственно их распределением между школами города.
Помощник прокурора Правобережного района г. Липецка Юдаева И.Ю. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, а письменном заявлении просила о рассмотрении дела в их отсутствие.
При таких обстоятельствах, суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса по представленным доказательствам.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства (часть 2).
В силу ст.15 ч.4 Федерального закона РФ от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», обязательными являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка, обеспечение специализации правоприменительных процедур (действий) с его участием или в его интересах, учет особенностей возраста и социального положения ребенка.
При осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка (статья 9 Закона).
В соответствии с пунктами 1,4, 7 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организация; осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций, а также иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.
Согласно п. 2 ч.3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В силу п.2 ч.6, ч.7 ст.28 Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Исходя из ст. 41 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Требованиями ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановления, предписания и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор; обеспечивать безопасность выполняемых работ и оказываемых услуг для здоровья человека.
В силу п.п.1, 2 ст. 24 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В соответствии с п.3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
С 1 января 2021 года вступили в действие санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, направленные на охрану здоровья детей и молодежи.
В соответствии с п.2.2.4 СП 2.4.3648-20 покрытие проездов, подходов и дорожек на собственной территории образовательной организации не должно иметь дефектов.
В силу п.2.2.1 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, территория общеобразовательной организации должна быть ограждена по периметру забором.
Вместе с тем, одним из критериев обеспечения безопасности детей является антитеррористическая защищённость образовательного учреждения.
В соответствии с п.13 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется, в частности путём принятия мер технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищённости потенциальных объектов террористических посягательств.
Непринятие мер по оборудованию ограждения участка школы способствует свободному доступу на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, что создаёт условия для возможного осуществления террористических акций.
Согласно требованиям ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Прокурор в соответствии со ст.45 ГПК РФ обращается в интересах неопределенного круга лиц, поскольку данные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства являются существенными, создают угрозу жизни и здоровью учащихся и персонала образовательной организации.
Судом установлено, что прокуратурой Правобережного района г.Липецка была проведена проверка исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об образовании в части охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, создания безопасных условий для обучающихся во время образовательного процесса, об антитеррористической защищенности объектов образования в деятельности МБОУ СШ №41 им. М.Ю. Лермонтова г.Липецка.
В результате проведенной проверки были установлены следующие нарушения указанного законодательства: не произведен ремонт покрытия проездов, подходов и дорожек на собственной территории образовательной организации, наружных ступеней запасных выходов образовательной организации, при въезде (входе) на территорию не оборудован о контрольно-пропускной пункт, на территории образовательной организации не установлены средства снижения скорости и (или) противотаранные устройства, объект (территория) образовательной организации не оборудован системой контроля и управления доступом, не обеспечена охрана объектов (территории) образовательной организации сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, объекты (территория) образовательной организации не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновений чрезвычайной ситуации, система видеонаблюдения не дооборудована дополнительными камерами и не обеспечено архивирование и хранение данных в течение одного месяца в соответствии с требованиями п.25, п.30 «Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 г. №1006.
В связи с выявленными нарушениями прокурором Правобережного района г. Липецка 10.04.2020г. и 26.04.2021г. в адрес директора МБОУ СШ №41 им. М.Ю. Лермонтова г.Липецка вносились представления об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с Уставом МБОУ СШ №41 им. М.Ю. Лермонтова учредителем учреждения является департамент образования администрации г.Липецка.
Согласно п.1.19 Устава Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения в случаях, предусмотренных действующим законодательством, несет собственник соответствующего имущества.
Согласно п.2.5 «Положения о департаменте образования администрации города Липецка» (утв. решением Липецкого городского Совета депутатов от 25 апреля 2013 года №639) в функции департамента входит обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений образования, обустройство прилегающих к ним территорий.
06.03.2020г. в соответствии с «Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019г. №1006 разработан паспорт безопасности объекта МБОУ СШ №41 им. М.Ю. Лермонтова г.Липецка, которому присвоена 1 категория опасности, в котором указаны требования, которые в настоящее время не исполнены.
В силу п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по финансовому обеспечению деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно п.2.5 «Положения о департаменте образования администрации <адрес>» (утвержденного решением Липецкого городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №) в функции департамента входит обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений образования, обустройство прилегающих к ним территорий.
У МБОУ СШ № им. ФИО2 <адрес> отсутствует возможность самостоятельно устранить вышеуказанные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в связи с отсутствием финансирования на указанные цели, и недостаточностью собственных финансовых средств.
На основании ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 п.5 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», п.2.5, п.3.5 «Положения о департаменте образования администрации города Липецка» (утв. решением Липецкого городского Совета депутатов от 25 апреля 2013 г. №639) департамент образования администрации города Липецка, являясь учредителем МБОУ СШ №41 им. М.Ю. Лермонтова г.Липецка и выполняя полномочия собственника муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении МБОУ СШ №41 им. М.Ю. Лермонтова г.Липецка, несет ответственность за обеспечение содержания зданий и сооружений образовательного учреждения, обустройство прилегающей к нему территорий.
Анализируя представленные суду доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ №41 ░░. ░.░. ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░: <░░░░░>) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.09.2022░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.09.2022░., ░░░ ░░░░░░ (░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.01.2022░., ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.01.2022░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.01.2022░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.01.2022░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ №41 ░░. ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12.10.2021 ░░░░.