Решение по делу № 2-5196/2015 от 10.07.2015

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    21 сентября 2015 года

    Мытищинский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего федерального судьи Кожевниковой Н.В., при секретаре Шарыгиной А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Леонова Ю. В. к Министерству обороны Российской Федерации, начальнику 1-го отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о праве на жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

     Леонов Ю.В. обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ, начальнику 1-го отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, в котором (с учетом дополнения от ДД.ММ.ГГГГ) просил суд признать незаконным решение начальника 1-го отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ за / об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; признать за ним право на пользование жилым помещением по адресу: <адрес> на условиях социального найма; обязать начальника 1-го отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации заключить с ним договор социального найма на указанное жилое помещение, а также восстановить его на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В обоснование требований указано, что Леонову Ю.В., уполномоченным органом Министерства обороны РФ, согласно извещения о распределении жилого помещения, было распределено жилое помещение по адресу: <адрес>, на состав семьи 1 человек. В целях заключения договора социального найма на распределенное жилое помещение истец представил начальнику 1-го отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации документы, необходимые для принятия указанным должностным лицом решения о предоставлении распределенного жилого помещения по договору социального найма и о заключении соответствующего договора найма. ДД.ММ.ГГГГ начальник 1-го отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации принял решение об отказе в предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма по тем основаниям, что истец обеспечен жилым помещением более учетной нормы, не имеет права на получение жилого помещения повторно и распределенное жилое помещение находится не по месту прохождения истцом военной службы. Этим же решением, Леонов Ю.В. снят с учета лиц, нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма. Считал решение должностного лица незаконным, поскольку Леонов Ю.В. в соответствии с п.1 ст.23 и п.14 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» как достигший предельного возраста пребывания на военной службе имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма по избранному им постоянному месту жительства, данное право должно быть реализовано вне зависимости от освобождения указанного жилого помещения бывшими членами семьи истца. Жилое помещение распределено истцу в избранном истцом месте жительства без превышения нормы предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Указано, что из содержания оспариваемого решения не усматривается оснований, предусмотренных ст. 56 ЖК РФ, для снятия Леонова Ю.В. с жилищного учета.

    Представитель истца Смирнов М.В., действующий в судебном заседании по доверенности, исковые требования Леонова Ю.В., изложенные в иске поддержал, просил их удовлетворить.

Министерство обороны РФ о дате и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, своего представителя в суд он не направило, возражений на иск не представило.

    Начальник 1-го отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о дате и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, своего представителя в суд не направил, представил в суд возражения на иск, из которых следует, что Леонов Ю.В. обеспечен по месту службы жилым помещением более учетной нормы, права на повторное получение жилого помещения от Министерства обороны РФ не имеет, что дает основания для снятия его с жилищного учета, жилое помещение по адресу: <адрес> не расположено по месту прохождения истцом военной службы, в то же время Леонов Ю.В. на период прохождения военной службы по контракту имеет право на обеспечение жилым помещением только по месту службы.

    Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд полагает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

    Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что Леонов Ю.В., 1961 года рождения, имеет выслугу в Вооруженных Силах РФ более 36 лет, первый контракт о прохождении военной службы заключен им до ДД.ММ.ГГГГ, имеет воинское звание «Майор», согласно извещения о распределении жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ему распределено жилое помещение по адресу: <адрес>, на состав семьи 1 человек, общей площадью 37,9 кв.м. В связи с распределением жилого помещения истец, в соответствии с установленным в Министерстве обороны РФ порядке (приказ МО РФ 2010 г. ), представил начальнику 1-го отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ документы, необходимые для принятия решения о предоставлении ему распределенного жилого помещения по договору социального найма. ДД.ММ.ГГГГ начальник 1-го отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ исполнил решение об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и снятии истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма за /, из которого следует, что Леонову отказано в предоставлении по договору социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> по тем основаниям, что Леонов Ю.В. имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма только по месту службы, ранее полученное жилое помещение сдать не может и не имеет права на повторное получение жилого помещения, а, кроме того, обеспечен жилым помещением более учетной нормы.

Оценивая решение начальника первого отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, исполненное им в отношении Леонова Ю.В., суд приходит к следующим выводам.

    В соответствии с п.п. «а» ч.1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, подлежит увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Таким образом, согласие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, на его увольнение по данному основанию не требуется.

    Согласно ч.1 ст. 49 Положения о прохождении военной службы (Указ Президента РФ года) для военнослужащих, имеющих воинское звание «Майор», предельный возраст пребывания на военной службе установлен 50 лет. Следовательно, истец, находящийся в возрасте 54 года, подлежит увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда РФ иди жилищного фонда субъекта РФ по договору социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует предоставление жилых помещений военнослужащим и членам их семей.

В соответствии с п.1 ст.23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

В соответствии с п.6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1054) нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Пунктом 9 Правил предусмотрено право на признание военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, нуждающимися в получении жилых помещений в избранном ими месте жительства.

В соответствии с п.п. «и» п.7 названных Правил основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.

    Таким образом, Леонов Ю.В., как военнослужащий, подлежащий увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, имеющий выслугу лет в календарном исчислении более 10 лет и избравший постоянное место жительства <адрес>, имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма в данном населенном пункте за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
    При таких обстоятельствах, суд критически оценивает доводы ответчика о том, что истец имеет право на получение жилого помещения только по месту прохождения военной службы.

    В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства. Поскольку понятие «место военной службы» законодательно не закреплено, то суд, исходя из аналогии закона, приходит к выводу, что до момента увольнения с военной службы, истец вправе использовать распределенное ему жилое помещение для проживания (<адрес>), как расположенное в ближайшем к месту службы (<адрес>) населенном пункте, т.к. часть 1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривает возможность предоставления военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, служебных жилых помещений в близлежащих населенных пунктах, при отсутствии возможности предоставить им жилые помещения в населенном пункте по месту дислокации воинской части.

    Также суд находит не состоятельными доводы ответчика о том, что истец не имеет права на получение распределенного жилого помещения как обеспеченный жильем более учетной нормы, поскольку согласно выше приведенных норм Федерального закона «О статусе военнослужащих», пунктов 6, 7, 9 Правил, Леонов Ю.В. обладает отдельным основанием для признания его нуждающимся в получении жилого помещения (в избранном в связи с увольнением месте постоянного жительства), следовательно, к данным правоотношениям правило об обеспеченности гражданина жилым помещением (абз.2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ) не применимо.

Из извещения о распределении жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Министерством обороны РФ признавалось право Леонова Ю.В. на получение жилого помещения в <адрес> – избранном истцом после увольнения месте жительства.

    Из пояснений представителя истца и представленных документов (свидетельства о расторжении брака, выписки из домовой книги, финансового лицевого счета, договора найма жилого помещения , акта приема-передачи жилого помещения) следует, что истец зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>-4, <адрес>А, <адрес>, в котором зарегистрированы и проживают следующие граждане: бывшая жена истца Леонова Е.Е., дочь истца Леонова Е.Ю., сын истца Леонов Е.Ю., внук истца несовершеннолетний Леонов И.А.

В 2006 году (то есть задолго до возникновения спорных взаимоотношений) Леонов Ю.В. расторг брак с гражданкой Леоновой Е.Е., с указанного периода времени истец проживает на условиях найма жилого помещения в <адрес> и в <адрес>.

В соответствии с пунктом 17 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ 2010 года (Инструкция), в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно приложению N 10 к Инструкции. В соответствии с пунктом 18 Инструкции с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 Инструкции, в случаях истечения срока реализации решения о предоставлении им жилых помещений, а также утраты ими до заключения договора социального найма жилого помещения оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения. При этом Инструкция не регулирует правоотношения, возникающие в случае не освобождения жилых помещений бывшими членами семьи военнослужащего, полученных совместно с военнослужащим в установленном порядке по предыдущему прохождению им месту военной службы.

Как указано выше, истцу распределено жилое помещение на состав семьи 1 человек, что соответствует ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Бывшие члены его семьи: Леонова Е.Е., Леонова Е.Ю., Леонов Е.Ю., несовершеннолетний Леонов И.А. жилым помещением в силу п.1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» не обеспечиваются и обеспечены быть не могут.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что истец, как обладающий правом на получение жилого помещения по избранному месту жительства в <адрес>, имеет право на получение распределенного жилого помещения по договору социального найма, поскольку оно должно быть реализовано вне зависимости от освобождения жилого помещения бывшими членами его семьи.

По смыслу ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» отсутствие у истца справки о сдаче жилого помещения, ранее полученного по месту прохождения военной службы, также не может служить основанием для отказа в заключении договора социального найма на распределенное жилое помещение, если указанная справка объективно не может быть представлена по независящим от него причинам. Выводы начальника первого отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о том, что Леонов Ю.В. может быть обеспечен жилым помещением в период прохождения военной службы только один раз не основаны на законе, поскольку действующее законодательство содержит такое ограничение исключительно в связи с предоставлением гражданину жилого помещения в избранном месте жительства (п.14 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Доводы указанного должностного лица о том, что Леонов Ю.В. и бывшие члены его семьи приватизировали жилое помещение по адресу: <адрес>-4, <адрес>А, <адрес> материалами дела не подтверждаются.

Суд также считает неправомерным решение начальника первого отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в части снятия Леонова Ю.В. с жилищного учета. Исключительный перечень оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрен ст.56 ЖК РФ. Из анализа решения оснований для снятия истца с жилищного учета не усматривается, в частности действующее жилищное законодательство не содержит такого основания для снятия военнослужащего с жилищного учета как не сдача ранее полученного по месту прохождения им военной службы жилого помещения. Поскольку в соответствии с действующим законодательством жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на жилищном учете, исковые требования о восстановлении Леонова Ю.В. на учете лиц, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, подлежат удовлетворению.

При принятии решения суд также исходит из следующего.

В соответствии с п.1 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Согласно п.3 ст. 50 ЖК РФ Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в п.3 ст.49 ЖК РФ категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

В соответствии с частями 1 и 3 ст.15.1. Федерального закона «О статусе военнослужащих» норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого военнослужащему по его выбору в собственность либо по договору социального найма, составляет 18 кв.м. общей площади жилья помещения на одного человека. С
учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с указанным Федеральным законом по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 указанной статьи, и предусмотренного пунктом 2 указанной статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, не более 18 кв.м. общей площади жилого помещения.

    Таким образом, истец может быть обеспечен жилым помещением по договору социального найма не более 36 кв.м. общей площадью жилья.

Согласно извещения о распределении жилого помещения, Леонову Ю.В. распределена однокомнатная квартира общей площадью 37,90 кв.м. Следовательно, предоставление распределенного жилого помещения соответствует требованиям законодательства о норме предоставления военнослужащему жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с Положением о территориально обособленном отделе – отделе ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, к полномочиям указанного отдела является заключение (изменение, расторжение) договоров социального найма жилых помещений.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части признания незаконным решения начальника 1-го отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ / об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обязания начальника 1-го отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ восстановить истца на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма и заключения с истцом договора социального найма жилого помещения на право занятия <адрес> по адресу: <адрес>.

В то же время оснований для удовлетворения иска в части требований Леонова Ю.В. о признании за ним права на пользование жилым помещением по адресу: <адрес> на условиях социального найма не имеется, поскольку в настоящее время, до заключения договора найма, вселения в жилое помещение, истец такое право не приобрел. Данное требование заявлено истцом преждевременно.

При вынесении решения суд считает возможным отменить принятые на основания определения от ДД.ММ.ГГГГ меры по обеспечению иска.     

    Руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 233-235 ГПК РФ, суд

             Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Леонова Ю. В. удовлетворить частично.

Признать решение начальника 1-го отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ / об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, незаконным.

Обязать начальника 1-го отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ восстановить Леонова Ю. В. на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.

Обязать начальника 1-го отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ заключить с Леоновым Ю. В. договор социального найма жилого помещения на право занятия <адрес> по адресу: <адрес>.

В удовлетворении исковых требований Леонова Ю. В. о признании за ним права на пользование жилым помещением по адресу: <адрес> на условиях социального найма отказать.

    С момента вступления решения в законную силу отменить меры по обеспечению иска в виде запрета заключения договоров и предоставления в собственность спорного жилого помещения: по адресу: <адрес>, а также запрета регистрационных действий в отношении данного помещения, принятых на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в течение семи дней со дня вручения им копии заочного решения путем подачи в Мытищинский городской суд <адрес> заявления об отмене заочного решения, а также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи заявления об отмене заочного решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья:                                Н.В. Кожевникова

2-5196/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Леонов Ю.В.
Ответчики
Министерство Обороны РФ
Суд
Мытищинский городской суд Московской области
Дело на странице суда
mitishy.mo.sudrf.ru
10.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.07.2015Передача материалов судье
13.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.08.2015Предварительное судебное заседание
21.09.2015Судебное заседание
13.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.10.2015Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
19.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.09.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее