Дело № 2-6712/2023
УИД: 48RS0001-01-2023-006137-44
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 декабря 2023 года г. Липецк
Советский районный суд г. Липецка Липецкой области в составе:
председательствующего Никулин Д.А.
при секретаре Топильской О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Большаковой Валентины Николаевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Липецкой области о перерасчете размера страховой пенсии по старости, взыскании компенсации морального вреда
У С Т А Н О В И Л:
Большакова В.Н. обратилась в суд с исковыми требованиями к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области о перерасчете размера страховой пенсии по старости. В обоснование исковых требований ссылался на то, что с 19.01.2020 года является получателем страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 статьей 1 Федерального закона от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ. При назначении пенсии ответчиком для исчисления размера пенсии с даты ее назначения отношение заработков было рассчитано как 0, при том, что предельно возможная величина по ЦФР – 1,2. Просила обязать ответчика принять для исчисления размера пенсии справки о ее заработной плате от 15.03.2023 г. № 161,162,163 и 164.
Представитель истца по доверенности Гугнина А.М. в судебном заседании заявленные требования поддержала, ссылалась на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Отделения фонда Пенсионного и социального страхования по Липецкой области по доверенности Пономарев С.В. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, указанным в решении пенсионного органа.
Истец Большакова В.Н. в судебное заседание не явилась, о дате и месте судебного разбирательства извещалась надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Право на получение пенсии является конституционным правом истца.
Статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких- либо обстоятельств.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируется "Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992 г. (далее - Соглашение от 13.03.1992 года), подписанным: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, статьей 1 которого предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно требованиям, ч. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В соответствии со ст. 10 Соглашения от 13.03.1992 года государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Согласно ст. 11 Соглашения от 13.03.1992 года необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Соглашения без легализации.
В Российской Федерации пенсии назначаются по нормам Федерального закона от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона размер страховой пенсии определяется как произведение индивидуального пенсионного коэффициента на его стоимость, определенную на дату назначения пенсии.
Индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды до 01.01.2015 г. определяется от размера страховой части трудовой пенсии, исчисленной по состоянию на 31.12.2014 г. по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ исходя из величины расчетного пенсионного капитала, которая зависит от:
- имеющегося на 01.01.2002 г. общего трудового стажа, учитываемого в виде стажевого коэффициента;
- среднемесячного заработка застрахованного лица по сведениям индивидуального лицевого счета застрахованного лица за 2000-2001 годы, либо за любые 60 месяцев подряд за периоды работы до 01.01.2002г., учитываемого в виде: а) его отношения к среднестатистической среднемесячной заработной плате в стране за тот же период в размере не более 1,2 (п.3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»); б) осовремененного среднемесячного заработка (п.4 ст.30 Закона «О трудовых пенсиях в РФ»);
- суммы валоризации величины пенсионного капитала, определенной с учетом продолжительности трудового стажа до 01.01.1991г.;
- суммы страховых взносов, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица за период с 01.01.2002г. по 31.12.2014г.
В соответствии со ст. 30 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Расчетный размер трудовой пенсии определяется из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
На основании п. 12 указанной статьи Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Следовательно, для определения среднемесячного заработка при назначении трудовой пенсии применяются Закон СССР от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", и Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Согласно ст.53 Закона СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях" пенсии исчисляются из среднемесячного фактического заработка. В этот заработок включаются все виды заработной платы, на которые начисляются страховые взносы, кроме заработной платы за сверхурочную работу, за совместительство и всякого рода выплат единовременного характера. Ежегодное вознаграждение за выслугу лет включается в заработок, из которого исчисляются пенсии.
Согласно ст. 77 Закона СССР от 15.05.1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" среднемесячный фактический заработок для исчисления пенсии учитывался за любые 5 лет подряд (по выбору обратившегося за пенсией) из последних 15 лет работы перед обращением за пенсией, независимо от имеющихся перерывов в работе.
В заработок для исчисления пенсий включались все виды оплаты труда, на которые по действующим правилам начисляются страховые взносы, кроме выплат единовременного характера, не обусловленных действующей системой оплаты труда (компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие и другие), перечень которых утверждается в порядке, определяемом Советом Министров СССР. При этом оплата труда по совместительству учитывается при условии, если вместе с заработком по основной работе она не превышает четырехкратного размера минимальной заработной платы с применением в соответствующих случаях к минимальной заработной плате установленных районных коэффициентов. В заработок для исчисления пенсии включается за соответствующие периоды пособие по временной нетрудоспособности либо сохранявшийся за работником средний заработок. Если работник по основной должности не получал полного должностного оклада (ставки) и выполнял другую работу на том же или другом предприятии, в организации, то пенсия исчисляется из общего заработка по всем местам работы, но не свыше чем из полного должностного оклада (ставки) по основной должности (без ограничений для совместительства, предусмотренных частью первой настоящей статьи).
В редакции ст. 100 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшей до внесения изменений от 17.03.1997 г., было предусмотрено, что в составе заработка, из которого исчисляется пенсия, учитываются все виды вознаграждения за работу (службу), включая оплату за сверхурочную работу, за работу в выходные дни и за совместительство, кроме всякого рода выплат единовременного характера (компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении и др.).
Судом установлено, что Большакова В.Н. является с 19.01.2019 г. получателем страховой пенсии по старости. При назначении пенсии в целях повышения размера пенсии ответчиком не были истребованы сведения о заработке Большаковой В.Н. за периоды ее работы на территории Республики Казахстан с 1988 г. по 2001 г.
В 2023 году истец сама самостоятельно истребовала такую информацию, обратилась в ПФР. Сотрудник клиентской службы пояснил, что представленные справки о заработной плате № 3706 от 20.09.2016 г. за период работы с 1996 г. по 2001 г. не могут быть приняты для расчета размера страховой пенсии по причине того, что Российская Федерация вышла из «Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992 г., а потому справки о заработке на территории Казахстана не могут быть приняты для расчета страховой пенсии лицам-получателям пенсии в РФ.
Проанализировав все представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о том, что ответчиком справки о заработной плате от 15.03.2023 г. № 161,162,163 и 164 за периоды ее работы с июля 1987 г. по март 1992 г., с июля 1999 г. по декабрь 2001 г. должны быть приняты для расчета размера пенсии истца.
Согласно трудовой книжке Большакова В. Н. в спорный период с 14.07.1987 г. по 15.02.1995 г. работала на Карагандинском металлургическом комбинате г. Темиртау в должности машиниста крана в цехе изложниц, с 01.06.1988 г. по 15.02.1995 г. в должности машиниста крана открытого пролета цеха изложниц, с 01.07.1999 г. по 26.11.2016 г. в должности машиниста крана металлургического производства конверторного цеха.
Согласно справкам, поступившим от работодателя от 15.03.2023 г. № 161, 162, 163 и 164, истица являлась получателем заработной платы в периоды работы с июля 1987 г. по март 1992 г., с июля 1999 г. по декабрь 2001 г.
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-I (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 288, Федерального закона Российской Федерации от 5 мая 1997 г. N 77-ФЗ, далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
В силу пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» под обращением гражданина понимается направленные в государственный орган письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган. При этом существо видов обращений раскрывается в пунктах 2 - 4 указанной статьи.
Особенности устного обращения гражданина, подразумевающего личный прием с предъявлением документа, удостоверяющего личность, раскрываются в части 3 статьи 13 Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». При этом содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В случае несогласия гражданина с принятым по его обращению решением государственного органа, он вправе, согласно статьи 5 вышеуказанного закона, обжаловать его в установленном законом порядке.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что пенсионным органом должны были своевременно, а именно, при обращении с заявлением о назначении пенсии в 2018 году, быть запрошены сведения о заработной плате за годы работы истца на территории Республики Казахстан, т.к. согласно ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Таким образом, пенсия должна быть рассчитана с учетом справок о заработной плате № 161, 162, 163, 164 от 15.03.2023 г. за периоды работы с июля 1987 г. по март 1992 г., с июля 1999 г. по декабрь 2001 г. с момента назначения страховой пенсии по старости, т.е. с 19.01.2019 г.
Кроме того, суд находит обоснованным требование истца о взыскании морального вреда за нанесенные ответчиком страдания.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из приведенных нормативных положений следует, что отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага, в частности, взыскания компенсация морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями (бездействием) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями.
Моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В статье 151 Гражданского кодекса закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено в связи с неправомерными действиями ответчика, выразившимися в необоснованном не включении в стаж периода работы истца и несвоевременном назначении пенсии, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, следовательно, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие общие основания ответственности за причинение вреда, применимы как к возмещению имущественного, так и причиненного неимущественного вреда.
С учетом приведенных норм, право граждан на своевременное получение пенсии и ежемесячной денежной выплаты тесно связано с личными неимущественными правами, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают истца не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).
Из разъяснений, изложенных в абзаце 3 пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», следует, что моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
В связи с указанными обстоятельствами и приведенными нормами действующего законодательства суд приходит к выводу об удовлетворении требований Большаковой В.Н. к Отделению Фонда Пенсионного и Социального Страхования РФ по Липецкой области о взыскании компенсации морального вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходит из характера понесенных истцом нравственных и физических страданий, связанных с отсутствием в полном объеме и в установленные сроки социальной поддержки, гарантированной государством, в виде пенсии, поскольку ответчиком не были приняты к расчету все необходимые документы, в связи с чем размер выплаченной пенсии меньше того, который должен был быть установлен, принимает во внимание степень нарушения обязательства ответчиком, период времени, в течение которого имело место данное нарушение, поведение сторон и считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда сумму 5000 руб.
Суд также соглашается с требованиями истца о взыскании в его пользу понесенных в связи с рассмотрением дела судебных расходов.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся в том числе расходы на оплату услуг представителей (статья 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено, что, разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 4 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 3) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, 5 время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (пункт 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»).
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, 5 время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (пункт 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»). Из приведенных положений процессуального закона следует, что обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя. Критерии оценки разумности расходов на оплату услуг представителя определены в разъяснениях названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Следовательно, суду в целях реализации одной из основных задач гражданского судопроизводства по справедливому судебному разбирательству, а также обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон при решении вопроса о возмещении стороной судебных расходов на оплату услуг представителя необходимо учитывать, что если сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов, то суд не вправе уменьшать их произвольно, а обязан вынести мотивированное решение, если признает, что заявленная к взысканию сумма издержек носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Аналогичная позиция указана в определении Верховного суда Российской Федерации от 20.12.2022 г. по делу № 24-КГ22-9-К4.
29.08.2023 г. между ООО «Флебас» и Большаковой В.Н. был заключен договор об оказании юридических услуг. Согласно договору, истец за оказанные ему юридические услуги (подготовка и составление искового заявления, предоставление его в ОСФР по Липецкой области и в Советский районный суд личное участие в суде первой инстанции) оплатила сумму в размере 40000 (сорок тысяч) рублей, что подтверждается квитанцией разных сборов № 019562.
Кроме того, истец понес расходы по оформлению нотариальной доверенности в сумме 2050 (две тысячи пятьдесят рублей). Оформление доверенности было необходимым для данного дела, поскольку в судебном заседании истец не присутствовал, его интересы на беседе и судебных заседаниях представляли квалифицированные юристы ООО «Флебас». Суд признает указанные расходы необходимыми и подлежащими взысканию с ответчика в пользу истца.
Также истцом была оплачена государственная пошлина в размере 300 руб., которая подлежит взысканию ответчика в пользу истца
В силу абзаца 9 статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оформлению нотариальной доверенности должны быть отнесены к издержкам, связанным с рассмотрением дела, и подлежат возмещению по правилам части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Стоит учитывать, что пенсионные дела считаются делами с повышенной сложностью. Одной из них является проблема неопределенности и сложности многих правовых норм, приводящая к неоднозначному их пониманию, в связи с чем правоприменительная практика в судах не отличается единообразием. Кроме того, дела о перерасчете пенсии сопровождаются подробным изучением документов и сложными математическими расчетами.
Суд также принимает во внимание возражения ответчика о чрезмерности заявленной суммы судебных расходов, однако, не усматривает оснований для снижения размера расходов, связанных с оплатой услуг представителя, поскольку с учетом объема и характера услуг, категории рассматриваемого спора, продолжительности судебных заседаний, заявленный размер судебных расходов в сумме 40000 руб. соответствует принципам разумности и соразмерности (консультирование, составление искового заявления, представление интересов истца в Советском районном суде города Липецка на беседе 20 октября 2023 года, в 3 судебных заседаниях 20 ноября 2023 года, 06 декабря 2023 года, 08 декабря 20123 года. Всего с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в размере 42350 руб.
На основании изложенного изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Большаковой Валентины Николаевны (ДД.ММ.ГГГГ г.р., урож. <данные изъяты>, СНИЛС №) к Отделению Фонда Пенсионного и Социального Страхования РФ по Липецкой области (ИНН 4826004782, ОГРН 1024840838362) о перерасчете размера страховой пенсии по старости, взыскании компенсации морального вреда, - удовлетворить частично.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Липецкой области принять для исчисления размера пенсии Большаковой Валентины Николаевны сведения о заработной плате № 161, 162, 163, 164 за период работы с июля 1987 г. по март 1992 г., с июля 1999 г. по декабрь 2001 г. и произвести перерасчет размера пенсии с даты назначения пенсии – с 19.01.2019 г.
Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области в пользу Большаковой Валентины Николаевны компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области в пользу Большаковой Валентины Николаевны судебные расходы в сумме 42350 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Д.А. Никулин
мотивированное решение
изготовлено 15 декабря 2023 года.