РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 февраля 2018 года город Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Поляковой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Мченской К.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №...а-53/18 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №... по адрес к Литовкиной (Наприенко) Марии Владимировне о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество,
установил:
Межрайонная инспекция ФНС России №... по адрес обратилась в суд с административным исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, к Литовкиной (Наприенко) М.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2014г. в размере 8323.00 руб., за 2015г. в размере 743.00 руб., пеня 57,27 руб., земельному налогу с физических лиц. обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: за 2014г. в размере 95 400,00 руб., за 2015г. в размере 95 400,00 руб., пеня в размере 1 335,60 руб., земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: за 2015г. в размере 129,00 руб., пеня в размере 0.90 руб. В обоснование иска ссылаются на то, что согласно сведениям органов, осуществляющих кадастровый учет, государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также осуществлявших государственный технический учет Литовкиной (Наприенко) М. В. на праве собственности в налоговый период 2014-2015 гг. принадлежали: земельный участок, кадастровый №..., расположенный по адресу: 446730, адрес, Львовское лесничество Волжского ГОЛОХ, адрес, б/о Ромашка, кадастровая стоимость - 12 719 946.45 руб., земельный участок, кадастровый №..., расположенный по адресу: 446084, адрес, кадастровая стоимость – 42 946,75 руб.; жилой дом, расположенный по адресу: 446084, адрес. 21, инвентаризационная стоимость на 2014г. - 906 632,15 руб., кадастровая стоимость на 2015г. - 594 848.84 руб. В связи, с чем в 2016 адрес ИФНС России №... по адрес Наприенко М.В. произведены начисления по земельному налогу и по налогу на имущество физических лиц с направлением в адрес налогоплательщика в порядке ст. 52 НК РФ налоговых уведомлений. В связи с неоплатой налогов административным истцом в адрес административного ответчика были направлены требования №..., 10496 по состоянию на 23.12.2016г. об уплате налога, сбора, пени, штрафа, со сроком исполнения до 01.03.2017г. Поскольку вышеуказанные требования исполнены не были Межрайонная ИФНС России №... по адрес в порядке ст. 48 НК РФ обратились к мировому судье судебного участка №... Октябрьского судебного района адрес, а после его отмены 10.05.2017г., в установленный срок 09.10.2017г. обратились с административным исковым заявлением.
В судебном заседании представитель административного истца МИФНС России №... по адрес Гуленков И.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Дополнил, что срок исковой давности административным истцом не пропущен, взыскание задолженности производилось в порядке установленным налоговым кодексом РФ и КАС РФ.
Представитель административного ответчика Кононко Е.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании в удовлетворении административных исковых требований просил отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях и дополнениям к ним.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Пунктом 1 статьи 45 НК РФ закреплена обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно частям 2, 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу с пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с п. 4 ст. 391 НК РФ, для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В соответствии со ст.ст. 394, 397 НК РФ ставки земельного налога, сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу устанавливаются органами местного самоуправления.
Согласно Постановлению Самарской городской Думы от дата №... «Об установлении земельного налога» налогоплательщики – физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают земельный налог единым платежом без уплаты авансовых платежей не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что административному ответчику Литовкиной (Наприенко) М. В. на праве собственности в налоговый период 2014-2015 гг. принадлежали: земельный участок, кадастровый №..., расположенный по адресу: 446730, адрес, Львовское лесничество Волжского ГОЛОХ, адрес, б/о Ромашка, кадастровая стоимость - 12 719 946.45 руб., земельный участок, кадастровый №..., расположенный по адресу: 446084, адрес, кадастровая стоимость – 42 946,75 руб.; жилой дом, расположенный по адресу: 446084, адрес. 21, инвентаризационная стоимость на 2014г. - 906 632,15 руб., кадастровая стоимость на 2015г. - 594 848.84 руб.
Согласно Решений собрания представителей сельского поселения Муранка муниципального района адрес от 03.12.2013г. №..., от 05.11.2014г. №... «Об установлении земельного налога» установлены налоговые ставки в размере 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Согласно Решения собрания представителей сельского поселения Печерское муниципального района адрес от дата №... «Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Печерское муниципального района «Сызранский» налоговая ставка установлена в размере 0,3 % - в отношении земельных участков занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Согласно Решения собрания представителей сельского поселения Печерское муниципального района «Сызранский» адрес от 25.09.2009г. №... «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории сельского поселения Печерское муниципального района Сызранский» с изменениями внесенными решением от дата №... ставка налога на строения, помещения и сооружения в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости равна: 1,0 от 500 тыс. рублей до 1 млн. рублей.
Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Из материалов дела усматривается, что в адрес Наприенко М.В. направлялись налоговые уведомления №... от 04.09.2016г., со сроком оплаты до дата /л.д.15/; №... от 16.11.2016г. со сроком оплаты до 01.12.2016г. /л.д.19/; которые не исполнены в установленный срок.
В соответствии с часть 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Судом установлено, что в адрес ответчика также были направлены требования №... /л.д.23/; №... /л.д.24/, со сроком исполнения до дата.
С соблюдением срока на обращение в суд, установленного статьей 48 НК РФ налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогам с ответчика. дата мировым судьей судебного участка №... Октябрьского судебного района адрес в отношении Наприенко М.В. вынесен судебный приказ №...А-450/2017 о взыскании в пользу административного истца задолженности по земельному налогу за 2014, 2015 года и пени, по налогу на имущество за 2014, 2015 года и пени на общую сумму в размере 201 523,87 руб., государственной пошлины в доход государства в размере 2607,62 руб. /л.д.40/.
дата в связи с поступившими возражениями относительно исполнения судебного приказа /л.д.42/ определением мирового судьи от дата судебный приказ о взыскании с Наприенко М.В. недоимки по налогам и пени отменен по заявлению должника.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.
Согласно ст. 75 НК РФ в случае неуплаты в установленный срок сумм налога подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Размер пени за просрочку уплаты ответчиком налога на имущество составляет 57,27 руб., земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2014 год 1335,60 руб., за 2015 год 0,90 руб., что подтверждается расчетами пени.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ответчиком задолженность по налогам и пени не погашена до настоящего времени, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных требований МИФНС России №... по адрес.
Довод административного ответчика о пропуске срока обращения в суд с административным иском о взыскании недоимки и пени, суд находит не состоятельным, по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 ст. 48 заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Как видно из материалов дела, в адрес ответчика также были направлены требования об уплате налога, сбора, пени и штрафа по состоянию на 23.12.2016г. №... и №..., со сроком исполнения до дата. Следовательно, шестимесячный срок предъявления в суд административного иска о взыскании налоговой санкции, с имеющейся общей задолженностью по указанным требованиям исчисляется с даты предоставления срока для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности, указанной в данном требовании, то есть с дата.
Срок обращения в суд для подачи административного иска налоговым органом истекал дата. Межрайонная ИФНС России №... по адрес в установленные сроки обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогам с ответчика. дата мировым судьей судебного участка №... Октябрьского судебного района адрес был вынесен судебный приказ №...А-450/2017 о взыскании с Наприенко М.В. в пользу налогового органа задолженности по налогам. В свою очередь налогоплательщик обратился в суд с заявлением об отмене вышеуказанного судебного приказа. На основании поданного ей заявления определением от дата судебный приказ был отменен.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, т.е. до дата.
дата налоговым органом в адрес Октябрьского районного суда адрес было направлено административное исковое заявление о взыскании недоимки по налогам с Наприенко М.В.
Таким образом, срок, установленный ст. 48 НК РФ, налоговым органом соблюден.
Также суд считает несостоятельными доводы административного ответчика о том, что земельный участок, кадастровый №..., расположенный по адресу: 446730, адрес, Львовское лесничество Волжского ГОЛОХ, адрес, б/о Ромашка, в соответствии с пп.4 п. 2 ст. 389 НК РФ не может быть признан объектом налогообложения, поскольку входит в состав земель лесного фонда, по следующим обстоятельствам.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 389 Налогового Кодекса РФ не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки из состава земель лесного фонда.
В соответствии со ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно сведениям органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а так же кадастровой выписке о земельном участке.
Литовкиной (Наприенко) М. В. на праве собственности принадлежит участок №... адрес места нахождения: 446730. адрес, Львовское лесничество Волжского ГОЛОХ, адрес, б/о Ромашка, кадастровая стоимость - 12 719 946,45 руб.. Категория земель: Земли особо охраняемых территорий и объектов. Разрешенное использование: Для рекреационной деятельности.
Из представленного в материалы дела сведений Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования адрес от 16.01.2018г. данный земельный участок, согласно представленному каталогу координат, в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре и подтвержденными путем ввода координат в программу ГИС ИнГЕО, частично относится к землям лесного фонда и находится в квартале 87 Львовского участкового лесничества Шигонского лесничества /л.д.160/.
Вместе с тем, как следует из пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса, институты, понятие, термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в этом Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) определено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
земли сельскохозяйственного назначения;
земли населенных пунктов;
земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
земли особо охраняемых территорий и объектов;
земли лесного фонда;
земли водного фонда;
земли запаса.
Па основании ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в Федеральной собственности, что следует из ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статья 8 Земельного кодекса, категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 7 Федерального закона от дата N 221-ФЗ "О государственном недвижимости" определяет состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости.
В силу подпунктов 12, 13 пункта 2 этой статьи, в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения о земельном участке: сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка; категория земель, к которой отнесен земельный участок.
По смыслу упомянутых норм надлежащим доказательством принадлежности спорного земельного участка к конкретной категории земель являются данные государственного кадастрового учета.
Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона №172-ФЗ установлено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории.
Таким образом, несмотря на то, что фактически земельный участок частично относится к землям лесного фонда, при отсутствии должных доказательств подтверждающих отнесение принадлежащей административному истцу ? доли спорного земельного участка к землям лесного фонда /участок соразмерно ? доли в натуре и границах не выделен/, отсутствия сведений об обращении налогоплательщика за изменением категории спорного земельного участка, при наличии сведений в государственном кадастре недвижимости о категории земель «Земли особо охраняемых территорий и объектов», не оспоренных и не исключенных в установленном порядке, само по себе не означает возможность распространения на него изъятия из общего порядка налогообложения земельным налогом, установленного подпунктом 4 п. 2 ст. 389 НК РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ, п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в сумме 5213,89 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №... по адрес – удовлетворить.
Взыскать с Литовкиной (Наприенко) Марии Владимировны, дата года рождения, уроженки адрес, зарегистрированной по адресу: адрес пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №... по адрес задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: за 2014 год в размере 8323 рубля, за 2015 год в размере 743 рубля, пени в размере 58, 26 рублей, по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: за 2015 год в размере 129 рублей, пени в размере 0,90 рублей, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: за 2014 год в размере 95 400 рублей, за 2015 год в размере 95 400 рублей, пени в размере 1 336,60 рублей.
Взыскать с Литовкиной (Наприенко) Марии Владимировны, дата года рождения, уроженки адрес, зарегистрированной по адресу: адрес, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 5 213,89 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд адрес в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено дата.
Судья: подпись Н.В. Полякова
Копия верна
Судья:
Секретарь: