№ 33-3-2818/2024
УИД 26RS0018-01-2018-000415-95
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Ставрополь 03 апреля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе: председательствующего Луневой С.П.,
судей Загорской О.В., Свечниковой Н.Г.,
при секретаре судебного заседания Ушакове Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в лице представителя Шкальной Ю.И. на решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 21.12.2023 по гражданскому делу по иску прокурора Красногвардейского района Ставропольского края, действующего в интересах неопределённого круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края о возложении обязанности произвести инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде, свалки твёрдых бытовых отходов и произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалки твёрдых бытовых отходов,
заслушав доклад судьи Загорской О.В.,
установила:
22.03.2018 прокурор Красногвардейского района Ставропольского края, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обращался в суд с административным иском к Администрации муниципального образования Штурмовского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края, в котором просил возложить на административного ответчика обязанность разработать проект рекультивации земельного участка, расположенного юго-восточнее п. Штурм в кадастровом квартале <…601>, площадью около 3 га, занятого свалкой твёрдых бытовых отходов в срок до 01.08.2018 и провести рекультивацию данного земельного участка, занятого свалкой твёрдых бытовых отходов, в соответствии с разработанным проектом с окончанием работ в срок до 01.08.2019, а также взыскать с ответчика государственную пошлину в федеральный бюджет (т. 1, л.д. 4-6).
Определением Красногвардейского районного суда от 08.05.2018 изменён вид судопроизводства, возбуждено гражданское дело по вышеуказанному иску в суде, который постановлено рассмотреть в порядке гражданского судопроизводства (т. 1 л.д. 59-65).
Решением Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 21.05.2018 по гражданскому делу № 2-345/2018 иск удовлетворён частично: на Администрацию муниципального образования Штурмовского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края возложена обязанность в срок до 01.04.2019 разработать проект рекультивации земельного участка, расположенного юго-восточнее п. Штурм на земельном участке, площадью около 3 га в кадастровом квартале <…601>, занятого свалкой твёрдых бытовых отходов, и обязанность провести рекультивацию данного земельного участка, в соответствии с разработанным проектом с окончанием работ в срок до 01.10.2019; во взыскании с Администрации муниципального образования Штурмовского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края госпошлины в федеральный бюджет - отказано (далее – решение суда от 21.05.2018) (т. 1 л.д. 81-93).
Решение суда от 21.05.2018 муниципальным образованием Штурмовского сельсовета не было исполнено за счёт бюджета муниципального образования.
Определениями Красногвардейского районного суда Ставропольского края вступившими в законную силу, неоднократно по заявлению главы администрации предоставлялась отсрочка исполнения решения суда; последняя отсрочка предоставлена определением суда 21.12.2021 в части решения о возложении на Администрацию обязанности разработать проекты рекультивации данных земельных участков занятых свалкой твердых бытовых отходов – на срок до 31.12.2023 (т. 1 л.д. 223-234).
Решением Совета депутатов Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края от 01.12.2020 № 73 «Об учреждении (создании) Штурмовского территориального управления администрации Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края» создано Штурмовское территориальное управление администрации Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края в форме муниципального казенного учреждения и наделено правами юридического лица (далее - МКУ Штурмовское ТУ администрации Красногвардейского МО СК).
Решением Совета депутатов Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края от 01.12.2020 № 95 утверждено Положение о Штурманском территориальном управлении администрации Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края, которое в соответствии с п.п. 1.1, 1.8 является территориальным органом Администрации Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края, входит в её структуру и осуществляет отдельные полномочия Администрации Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края (далее – Администрация Красногвардейского МО СК), а также является правопреемником Администрации муниципального образования Штурмовского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края в соответствии c решением Совета депутатов Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края о правопреемстве.
16.08.2023 определением районного суда отменено по новым обстоятельствам решение суда от 21.05.2018 по гражданскому делу № 2-345/2018 (т. 2, л.д. 32-38).
09.10.2023 определением районного суда к производству суда принят уточнённый иск прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в порядке ст. 39 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, в котором в качестве соответчиков к участию в деле привлечены:
МКУ Штурмовское ТУ Администрации Красногвардейского МО СК (правопреемник ранее привлеченного ответчика - Администрации муниципального образования Штурмовского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края);
Администрация Красногвардейского МО СК;
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее – Минприроды СК).
В уточнённом иске прокурор изменил исковые требования и просил суд:
1) возложить Администрацию Красногвардейского МО СК и МКУ Штурмовское ТУ Администрации Красногвардейского МО СК обязанности разработать расчет стоимости ликвидации свалок отходов на земельном участке, расположенном юго-восточнее п. Штурм в кадастровом квартале <…601>, площадью около 3 га, в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу;
2) возложить на Минприроды СК обеспечить финансирование ликвидации свалок отходов на земельном участке, расположенном юго-восточнее п. Штурм в кадастровом квартале <…601>, площадью около 3 га, в минимально допустимых объемах, в течение 6 месяцев после разработки и обращения с расчетом стоимости ликвидации;
3) обязать Администрацию Красногвардейского МО СК и МКУ Штурмовское ТУ Администрации Красногвардейского МО СК ликвидировать свалку твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном юго-восточнее п. Штурм в кадастровом квартале <…601>, площадью около 3 га, в течение 2 месяцев с момента выделения финансирования на выполнение указанных мероприятий (т. 2 л.д. 66-68).
30.11.2023 прокурор Красногвардейского района Ставропольского края в порядке ст. 39 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц подал уточнённый иск, в котором произведена замена соответчиков МКУ Штурмовское ТУ Администрации Красногвардейского МО СК и Администрации Красногвардейского МО СК на надлежащего ответчика - Минприроды СК.
В уточнённом иске прокурор изменил исковые требования и со ссылками на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.05.2023 N 27-П, на ст. ст. 4, 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарном эпидемиологическом благосостоянии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ), ст. 6, 51, 80.1, 80.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), на Постановление Правительства Ставропольского края от 02.07.2012 № 221-п «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края», просил суд возложить на Минприроды СК обязанности:
произвести инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном юго-восточнее п. Штурм в кадастровом квартале <…601>, площадью около 3 га, в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу;
произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном юго-восточнее п. Штурм в кадастровом квартале <…601>, площадью около 3 га, в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу (т. 2, л.д. 96-99).
30.11.2023 определением районного суда к производству суда принят уточнённый иск прокурора, из числа соответчиков по настоящему гражданскому делу исключены как ненадлежащие соответчики МКУ Штурмовское ТУ Администрации Красногвардейского МО СК и Администрации Красногвардейского МО СК (т. 2 л.д. 105-109).
Уточнённый иск прокурора мотивирован тем, что к полномочиям Минприроды СК в области охраны окружающей среды относится выявление объектов накопленного вреда окружающей среде в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации и организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена является полномочием органов государственной власти Ставропольского края в лице Минприроды СК.
Согласно сведениями из ЕГРН несанкционированная свалка расположена на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.
Вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) и их хранение осуществлялось на указанном земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, который объектом для размещения отходов не являлся, поверхность которого искусственного, водонепроницаемого покрытия не имеет и не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, ограждение отсутствует. На указанную свалку отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение, подъездные пути с твердым покрытием к ней отсутствуют.
Выявленные нарушения закона посягают на интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как наличие несанкционированных свалок отходов потребления влечет загрязнение окружающей природной среды, способствует распространению инфекционных заболеваний, а так же может повлечь иные тяжкие последствия - причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, каковыми являются лица, постоянно или временно проживающие на территории Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края.
Просил удовлетворить исковые требования.
Обжалуемым решением суда от 21.12.2023 иск прокурора удовлетворён в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Минприроды СК по доверенности Шкальная Ю.И. считает решение суда от 21.12.2023 незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
Полагает, что Минприроды СК является ненадлежащим ответчиком, поскольку на совершение действий, к исполнению которых обязал суд в своём решении, уполномочен орган местного самоуправления.
Просит решение суда от 21.12.2023 отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности на МКУ Штурмовское ТУ Администрации Красногвардейского МО СК и и Администрацию Красногвардейского МО СК произвести инвентаризацию объектов накопленного вреда окружающей среде, свалки твёрдых бытовых отходов и произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалки твёрдых бытовых отходов.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Красногвардейского района Ставропольского края Макаренко О.А. просит оставить решение суда от 21.12.2023 без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель третьего лица Межрайонного территориального отдела Управления Федеральной службы понадзору всфере защиты прав потребителей иблагополучия человека поСтавропольскому краю № 5, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания, в том числе путём размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, участия в нём не принимал, об уважительности причин неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении судебного заседания либо заявлений о рассмотрении дела в своё отсутствие не подавал.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст.ст. 117, 167, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с
ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав представителя ответчика Минприроды СК по доверенности Шкальную Ю.И., поддержавшую и просившую удовлетворить апелляционную жалобу, выслушав мнение прокурора Московкиной В.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применён по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению
(ст. 196 ГПК РФ).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от
19.12.2003 № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении данного дела.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и из исследуемых материалов дела усматривается следующее.
В апреле 2016 прокуратурой Красногвардейского района Ставропольского края по заданию прокуратуры Ставропольского края проведена проверка исполнения Администрацией муниципального образования Штурмовского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края законодательства об охране окружающей природной среды при обращении с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что Администрацией муниципального образования ненадлежащим образом исполняются требования закона по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, выразившееся в организации несанкционированной свалки мусора и бытовых отходов, на территории местности, расположенной юго-восточнее п. Штурм в границах муниципального образования Штурмовского сельсовета.
05.04.2016 прокурором Красногвардейского района Ставропольского края в адрес главы администрации Штурмовского сельсовета внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления.
25.04.2016 главой Штурмовского сельсовета на представление прокурора района подготовлен ответ о рассмотрении представления и проведении работы по устранению нарушений закона.
Администрацией муниципального образования Штурмовского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского длительное время до 31.12.2017 производился вывоз твёрдых бытовых отходов на вышеуказанный земельный участок, правоустанавливающие документы на которой отсутствуют. Место размещения отходов не соответствует СанПиН 2.1.7.1038-01 Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов.
18.12.2017 постановлением главы администрации Штурмовского сельсовета № 104 площадка временного хранения ТБО закрыта, с проведением рекультивации указанной площадки в течение 5 лет. Данное обстоятельство подтверждается приложенными к акту фотоматериалами.
В соответствии с заключенным 02.07.2017 с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Красногвардейского муниципального района с 01.01.2018 указанную деятельность осуществляет ООО «Эко- Сити».
Согласно комиссионному акту от 26.02.2018 в нарушение требований закона Администрацией муниципального образования Штурмовского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края не произведена рекультивация земельного участка, занятого несанкционированной свалкой ТБО, юго-восточнее п. Штурм на земельном участке площадью около 3 га в кадастровом квартале№<…601>, расположена свалка, на которой размещено около 980 т ТБО.
Администрацией муниципального образования каких-либо мер по рекультивации земельного участка не было принято, что свидетельствует о бездействии Администрации муниципального образования Штурмовского сельсовета Красногвардейского района и послужило основанием для обращения 22.03.2018 с иском в суд.
Решением суда от 21.05.2018 по гражданскому делу № 2-345/2018 иск удовлетворён частично: на Администрацию муниципального образования Штурмовского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края возложена обязанность в срок до 01.04.2019 разработать проект рекультивации земельного участка, расположенного юго-восточнее п. Штурм на земельном участке, площадью около 3 га в кадастровом квартале <…601>, занятого свалкой твёрдых бытовых отходов, и обязанность провести рекультивацию данного земельного участка, в соответствии с разработанным проектом с окончанием работ в срок до 01.10.2019 (т. 1 л.д. 81-93).
В решении суда от 21.05.2018, исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями ст. ст. 1064-1065, 1082 ГК РФ,
ст. ст. 13, 39.35, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ст. ст. 11, 14-15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон № 131-ФЗ), ст. ст. 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон № 89-ФЗ), ст. ст. 3, 7, 11, 16, 39, 77-78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон № 7-ФЗ), ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" (далее – Постановление Правительства РФ № 140), Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утв. Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67, ст. 2 Устава муниципального образования Штурмовского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края, в редакциях, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, признав установленным, что указанная свалка твердых бытовых отходов находится на исторически сложившейся территории муниципального образования Штурмовского сельсовета Красногвардейского района, куда длительное время до 31.12.2017 производится вывоз ТБО, то есть, земельный участок под свалкой находится в границах муниципального образования, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что, в силу изложенных правовых норм, организовать рекультивацию земельного участка после прекращения складирования отходов обязан собственник в лице соответствующего органа местного самоуправления; названные нормы не отстранили органы местного самоуправления сельского поселения от участия в организации деятельности сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора и не исключили бремени использования земельного участка в соответствии с целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде и не допущению загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы и влечет обязанность органов местного самоуправления в возмещении причиненного окружающей среде вреда способом восстановления положения, существовавшего до нарушения права предусмотренного ст. 12 ГК РФ; и возложил на ответчика вышеуказанные обязанности.
Решение суда от 21.05.2018 муниципальным образованием Штурмовского сельсовета не было исполнено за счёт бюджета муниципального образования.
22.08.2023 МКУ Штурмовское ТУ Администрации Красногвардейского МО СК (правопреемник ранее привлеченного ответчика - Администрации муниципального образования Штурмовского сельсовета Красногвардейского района Ставропольского края) обратилось в суд с заявлением о пересмотре решения суда от 21.05.2018 по новым обстоятельствам (т. 2, л.д. 1-11).
В заявлении от 22.08.2023 указано, что на разработку проекта рекультивации несанкционированной свалки пос. Штурм и проведение государственной экологической экспертизы проекта рекультивации необходимо 9500000 руб. из расчета 30000000 руб. за 1 га.
На территории округа 15 таких несанкционированных свалок, на разработку проектов рекультивации которых согласно ценовой информации от 05.07.2023 необходимо 142650000 руб., на проведение мероприятий по рекультивации – ориентировочно 1215000000 руб.
При этом расходная часть бюджета Красногвардейского МО СК по разделу благоустройство на 2023 и плановый период 2024-2025 по доведённому лимиту Штурмовскому территориальному управлению составляет: 2023 год – 1236284,29 руб., 2024 год – 1134636,33 руб., 2025 год – 1467085,04 руб.
Реализация основных средств на проведение рекультивации земельного участка, занятого свалкой, приведет к невозможности осуществления полномочий Штурмовского ТУ Администрации Красногвардейского МО СК, а с учётом 15 свалок - к невозможности осуществления полномочий Администрации Красногвардейского МО СК.
Кроме того, указывает, что несанкционированная свалка расположена на земельном участке, государственная собственность на которую не разграничена, который объектом для размещения отходов не являлся, поверхность которого искусственного, водонепроницаемого покрытия не имеет и не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, ограждения не имеет. Свалка образовалась в результате жизнедеятельности неустановленных лиц, длительное время функционировала и была официально закрыта для приема твердых коммунальных отходов.
По мнению заявителя, поскольку данная свалка не отвечает требованиям безопасности, способна повлечь распространение опасных для человека заболеваний, пожары, уничтожение флоры и фауны, иные неблагоприятные последствия, проведение рекультивации земельного участка без ликвидации несанкционированной свалки невозможно.
Кроме того, в основу решения суда от 21.05.2018 положены нормы права, в соответствии с которыми организация рекультивации земельного участка после прекращения складирования отходов возложена на собственника в лице соответствующего органа местного самоуправления, однако данные нормы права Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.05.2023 № 27-П признаны несоответствующим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе правового регулирования не предполагали и не предполагают возложения на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих муниципальных районов, если органы местного самоуправления этих муниципальных районов не были наделены соответствующими государственными полномочиями.
Кроме того, решение суда от 21.05.2018 основано на нормативных актах, утративших силу в настоящее время – Постановлении Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» и Приказе Минприроды РФ № 55 и Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы». Ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», утвердившим Правила проведения рекультивации и консервации земель, ни иными правовыми актами не установлено, что рекультивация земельных участков осуществляется в обязательном порядке при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов.
16.08.2023 определением районного суда решение суда от 21.05.2018 по гражданскому делу № 2-345/2018 отменено по новому обстоятельству, каковым признано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.05.2023 N 27-П (т. 2, л.д. 32-38).
В ходе нового судебного разбирательства по делу прокурор неоднократно уточнял иск и изменял состав соответчиков.
В окончательной редакции уточнённого иска, принятого к производству определением районного суда 30.11.2023, прокурор Красногвардейского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на Постановление Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 N 27-П, ст. ст. 4, 22 Закона № 52-ФЗ, ст. 6, 51, 80.1, 80.3 Закона № 7-ФЗ, Постановление Правительства Ставропольского края от 02.07.2012 № 221-п «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края», просил суд возложить на Минприроды СК обязанности:
произвести инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенного юго-восточнее п. Штурм в кадастровом квартале <…601>, площадью около 3 га в течение 3 месяцев после вступления решения в законную силу;
произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенного юго-восточнее п. Штурм в кадастровом квартале <…601>площадью около 3 га в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу.
Иск мотивирован тем, что к полномочиям Минприроды СК в области охраны окружающей среды относится выявление объектов накопленного вреда окружающей среде в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации и организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена является полномочием органов государственной власти Ставропольского края в лице Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.
Согласно сведениями из ЕГРН несанкционированная свалка расположена на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.
Вывоз твердых бытовых отходов и их хранение осуществлялось на указанном земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, который объектом для размещения отходов не являлся, поверхность которого искусственного, водонепроницаемого покрытия не имеет и не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, ограждение отсутствует. На указанную свалку отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение, подъездные пути с твердым покрытием к ней отсутствуют.
Выявленные нарушения закона посягают на интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как наличие несанкционированных свалок отходов потребления влечет загрязнение окружающей природной среды, способствует распространению инфекционных заболеваний, а так же может повлечь иные тяжкие последствия - причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, каковыми являются лица, постоянно или временно проживающие на территории Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края.
Просил удовлетворить исковые требования.
Разрешая спор, оценив фактические обстоятельства дела и представленные доказательства, руководствуясь положениями закона, регулирующими спорные правоотношения - ст. 5 Федерального закона от 04.08.2023 № 449-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступивший в силу с 01.10.2023, ст. ст. 80.1, 80.3 Закона № 7-ФЗ (в редакции Федерального закона от 04.08.2023 № 449-ФЗ), Положением о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, утвержденное постановлением Правительства Ставропольского края от 02.07.2012 (в редакции от 15.11.2023), исходя из доказанности обстоятельств, изложенных иске, признав установленным, что спорная несанкционированная свалка (площадка временного хранения ТБО) постановлением главы администрации Штурмовского сельсовета от 18.12.2017 № 104) закрыта с проведением рекультивации указанной площадки в течение 5 лет, суд первой инстанции пришёл к следующим выводам:
доводы ответчика о том, что Минприроды СК не является уполномоченным органом по ликвидации несанкционированной свалки основаны на ошибочном толковании закона;
обнаруженная вышеуказанная несанкционированная свалка расположена на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, следовательно, из взаимосвязанных положений, приведенных нормативных правовых актов, организация мероприятий по инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде и ликвидация этой свалки отнесено к полномочиям Минприроды СК, должна быть возложена на указанный уполномоченный орган государственной власти Ставропольского края в указанный в иске срок, исходя из наличия установленной законом компетенции, а не на орган местного самоуправления, который не является собственником землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка, в кадастровом квартале <…601>, на котором расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов;
ответчиком необоснованно отказано во включении указанной свалки ТБО (объекта накопленного вреда окружающей среде) в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (ОНВОС), поскольку в соответствии с новым правовым регулированием именно в обязанности Минприроды СК входит как включение указанной свалки в государственный реестр ОНВОС, так и ликвидация указанной свалки;
не обоснованы доводы ответчика о том, что для включения ОНВОС в ГРОНВОС, администрациям городских и муниципальных округов Ставропольского края необходимо представить заявление о включении объекта в ГРОНВОС;
не обоснованы доводы ответчика о недопустимости установления органами государственной власти расходных обязательств, исполнение которых не будет обеспечено собственными средствами, поскольку возложение либо невозложение на ответчика указанной обязанности не может быть постановлено в зависимость от наличия либо отсутствия у Минприроды СК финансовых средств для её выполнения.
Суд разъяснил, что ответчик не лишён возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке, рассрочке исполнения решения суда при наличии оснований, предусмотренных ГПК РФ и Федеральным законом «Об исполнительном производстве», и постановил вышеуказанное решение
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с вышеуказанными выводами, поскольку суд первой инстанции не учёл следующее.
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (ст. 2 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1).
Возражая против требований прокурора, ответчиком – Минприроды СК приводились доводы, аналогичные изложенным в настоящей апелляционной жалобе.
Однако в нарушение требований ч. 4 ст. 198 ГПК РФ суд первой инстанции указанным доводам ответчиков оценки не дал и возложил на ответчика обязанность выполнить действия во исполнение требований природоохранного законодательства.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними в соответствии с п. 3 ст. 3 ЗК РФ регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п. 1).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2).
Из п. 1 ст. 260 ГК РФ следует, что лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом.
В силу пунктов 1, 2 ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником участка.
Исходя из положений п. 1 ст. 1064 ГК РФ, п. 1 ст. 77 Закона № 7-ФЗ обязанность по возмещению вреда возлагается на лиц, в результате хозяйственной деятельности которых произошло соответствующее загрязнение, в том числе вследствие несоблюдения лицом обязательных требований, направленных на предотвращение и ликвидацию загрязнения.
При обращении в суд с иском о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, заинтересованное лицо должно установить круг хозяйствующих субъектов и иных лиц, осуществляющих эксплуатацию производственных объектов и (или) выступающих источником образования загрязняющих веществ, попадающих в почвы на соответствующем земельном участке.
В случае, если на земельном участке размещена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов и лицо, разместившее эту свалку, являющуюся источником образования загрязняющих почву веществ, не установлено, необходимо учитывать следующее.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 1 ст. 1 ЗК РФ установлен, в частности, приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды. Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Статьёй 42 ЗК РФ на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, возложены обязанности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Подпунктами 1 и 2 п. 2 ст. 13 ЗК РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
При этом в силу п. 5 указанной статьи лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Пунктом 1 ст. 34 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с п. 2 ст. 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, в числе прочего проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (абз. 2 ст. 1 Закона № 89-ФЗ)
В силу положений ст. 8 Закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п. 2).
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п. 3).
В силу п. 1 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В силу ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденными в установленном порядке субъектом Российской Федерации.
Как указано в п. 18 Правил N 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
При этом под несанкционированными свалками отходов понимаются территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов (п. 4.13 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст).
Таким образом, если будет установлено лицо, виновное в несанкционированном размещении отходов на земельном участке, то данное лицо будет обязано возместить вред, причиненный почве в результате ее загрязнения.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался правовой позицией, отражённой в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.05.2023 N 27-П, в котором дана оценка конституционности положений ст. 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", п. 18 ч. 1, частей 3 и 4 ст. 14 и п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", п. 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 1 и 2 ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами.
Указанные законоположения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой они, действуя в нормативной связи, служат основанием для решения вопроса о возложении на орган местного самоуправления муниципального образования (в частности, городского поселения или муниципального района) обязанности по самостоятельной (за счет средств местного бюджета) ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или о взыскании с данного муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией указанных мест в случае, когда этот орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно либо не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если указанные места расположены в границах данного муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, либо на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Оспоренные положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, применяемые совокупно или обособленно, являются правовым основанием для возложения на орган местного самоуправления муниципального образования соответствующей обязанности или для взыскания таких расходов в указанном случае, если места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов расположены в границах муниципального образования:
на земельных участках, находящихся в государственной собственности, поскольку не обеспечено финансирование (либо - если доказано, что твердые коммунальные отходы размещены преимущественно населением муниципального образования, - справедливое гарантированное софинансирование) Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации исполнения органами местного самоуправления указанной обязанности;
на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, при этом отсутствуют как прямое указание в федеральном законодательстве на полномочия органов местного самоуправления по ликвидации таких мест на указанных землях и земельных участках, сопровождаемое одновременным закреплением форм участия Российской Федерации или субъектов Российской Федерации в финансовом обеспечении осуществления этих полномочий, так и закон субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с передачей им финансовых ресурсов;
притом что не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований соответствующую обязанность либо предусматривающих взыскание с муниципального образования таких расходов в указанном случае. В таком судебном решении должно быть указано на условия финансового обеспечения в соответствии с пунктом 1 резолютивной части данного Постановления, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование. Неисполнение такого судебного решения до получения из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации соответствующего финансирования или справедливого (в объеме, не менее установленного в судебном решении) софинансирования и до истечения разумного срока на использование соответствующих средств по целевому назначению не должно быть основанием для взыскания с муниципального образования или органа местного самоуправления исполнительского сбора либо для применения ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований после вынесения данного Постановления соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора):
из федерального бюджета - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в федеральной собственности;
из бюджета субъекта Российской Федерации - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;
из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях) - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Разрешая спор, и возлагая на Минприроды СК обязанность по инвентаризации свалки твердых бытовых отходов на земельном участке в кадастровом квартале <…103>, площадью 33992 кв.м, суд первой инстанции применил новое правовое регулирование, а именно положения Федерального закона от 04.08.2023 № 449-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 449-ФЗ), вступившего в силу с 01.10.2023, которым внесены соответствующие изменения в правовое регулирование во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.05.2023 N 27-П.
В обоснование решения об удовлетворении иска прокурора суд применил положения ст. 5 Закона № 449-ФЗ и и ст.ст. 80.1, 80.3 Закона № 7-ФЗ (в редакции Закона № 449-ФЗ):
выявление объектов накопленного вреда окружающей среде применительно к территориям, расположенным в границах земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, осуществляется органами местного самоуправления таких муниципальных образований, применительно к иным территориям – органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абз. 3 п. 2 ст. 80.1);
ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется в отношении объектов накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (п. 1 ст. 80.3);
организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде применительно к территории, расположенной в границах земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, осуществляется органами местного самоуправления такого муниципального образования, применительно к иным территориям – органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти или подведомственными ему федеральными государственными бюджетными учреждениями, федеральными государственными казенными учреждениями (п. 2 ст. 80.3).
Вместе с тем, суд первой инстанции не учел, что указанные законоположения не распространяются на спорные правоотношения, связанные с ликвидацией несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, которая закрыта 18.12.2017 постановлением главы администрации Штурмовского сельсовета от № 104.
Кроме того, Администрацией Красногвардейского МО СК заявка о включении несанкционированной свалки, расположенной юго-восточнее п. Штурм, площадью около 3 га в кадастровом квартале <…601>, в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среды (ОНВОС) после вступления в силу Закона № 449-ФЗ (после 01.10.2023), не подавалась.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона № 449-ФЗ, вступившего в силу с 01.10.2023, положения ст. ст. 80.1 и 80.3 Закона № 7-ФЗ (в редакции Закона № 449-ФЫЗ) не применяются в отношении материалов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, поступивших до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.
При таком положении, учитывая, что указанная в иске свалка образовалась, была выявлена и закрыта администрацией села Штурм Красногвардейского района до 01.01.2018, указанная свалка твердых бытовых отходов в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде не включена, материалы о включении ее в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде после введения нового правового регулирования не направлялись, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований к Минприроды СК не имеется.
Как следует из материалов дела, указанная свалка твёрдых бытовых отходов находится на территории МКУ Штурмовского ТУ Красногвардейского МО СК, земельный участок под свалкой находится в границах данного муниципального образования, государственная собственность на который не разграничена.
Исходя из предписаний п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории такого городского округа, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац 3).
Согласно Уставу Красногвардейского муниципального органа в обязанность администрации входит организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального округа; участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов.
Сославшись на указанное выше Постановление Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 № 27-П, суд первой инстанции фактически не учел правовую позицию, изложенную в указанном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, обязательную к применению, преждевременно и необоснованно исключил из числа надлежащих ответчиков Администрацию Красногвардейского МО СК, на территории которого находится земельный участок, расположенный юго-восточнее п. Штурм, площадью около 3 га в кадастровом квартале <…601>, где размещена свалка твердых бутовых отходов, образовавшаяся до 01.01.2018, ответственность за которую должна нести Администрация Красногвардейского МО СК в пределах имеющихся у нее бюджетных средств.
При этом в случае отсутствия денежных средств, необходимых для ликвидации указанной свалки, суд не рассмотрел вопрос о софинансировании за счет средств бюджета Ставропольского края, а при необходимости, с привлечением средств федерального бюджета.
Разрешить данный вопрос в рамках апелляционного рассмотрения настоящего дела суд апелляционной инстанции лишен возможности, поскольку в соответствии с п. 6 ст. 327 ГПК РФ в суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких исковых требований, об изменении предмета или оснований иска, о замене ненадлежащего ответчика.
В то же время, процессуальный истец – прокурор Красногвардейского района Ставропольского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц, не лишен возможности обратиться в суд в общем порядке с исковыми требованиями, заявив их к надлежащему ответчику, с учетом порядка финансирования мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки соответствующими органами.
Учитывая изложенное, принятое по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Красногвардейского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 327-1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красногвардейского районного суда Ставропольского края от 21.12.2023 отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении искового требования прокурора Красногвардейского района Ставропольского края, действующего в интересах неопределённого круга лиц, о возложении на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обязанности произвести инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенного в западной части окраины п. Штурм в кадастровом квартале <…601>, площадью 3 га в течение 3 месяцев после вступления решения в законную силу и произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалки твёрдых бытовых отходов на земельном участке, расположенного в западной части окраины п. Штурм в кадастровом квартале <…601>, площадью 3 га в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу - отказать в полном объёме.
Апелляционную жалобу ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в лице представителя Шкальной Ю.И. удовлетворить.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08.04.2024
Председательствующий:
Судьи: