Дело №
УИД02RS0№-30
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
05 августа 2021 года <адрес>
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего Беспаловой Т.Е.,
при секретаре ФИО5, ФИО6, ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3, ФИО4 к Администрации МО «<адрес>» об установлении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3, ФИО4 в лице представителя по доверенности ФИО12 обратились в суд с исковыми требованиями к администрации МО «<адрес>» об установлении границы земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый №, расположенного по адресу: Россия, <адрес> системе координат МСК-04, определяющей местоположение земельных участков, принадлежащих на праве общей долевой собственности ФИО3, ФИО4 по характерным поворотным точкам, согласно межевому плану, изготовленному ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО2; указать, что решение суда является основанием для постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м при предоставлении межевого плана.
Заявленные требования мотивированы тем, что истцы являются собственниками земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, <адрес>, приобретенного по договору купли-продажи в 2012 году. При приобретении земельного участка истцы не проверяли совпадают ли фактические границы, определенные забором, с границами, установленными в системе МСК-04, определяющей местоположение границ на местности. Земельный участок был огорожен забором, по линии забора, разделяющего границы земельного участка истцов и администрации МО «<адрес>» находился гараж. Фактически существующие границы не пересекают красной линии. Истцы считают, что при проведении кадастровых работ в целях уточнения местоположения границ земельного участка была допущена кадастровая ошибка в связи с несоответствием плановых границ фактическим границам, ибо минимальный размер земельного участка в <адрес> под строительство жилого дома не может составлять менее <данные изъяты> кв.м. Истцам было выдано распоряжение администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № « О предоставлении разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства». Однако ответом администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-Кпр истцам отказано в перераспределении земельного участка, в результате чего гараж расположен частично за пределами установленных границ, но в пределах фактических границ.
В судебном заседании истцы, представитель ответчика, представители третьих лиц МУ «Управление имущества, градостроительства и земельных отношений <адрес>, Управление Росреестра по <адрес>, филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» участия не принимали при надлежащем извещении.
Представитель истцов ФИО12, действующая по доверенности, поддержала заявленные требования по основаниям, изложены в исковом заявлении.
Представитель третьего лица ООО «Газпром газораспределение Томск» ФИО8, действующая по доверенности, возражала относительно удовлетворения исковых требований, мотивируя тем, что установление границ земельного участка, расположенного в <адрес> приведет к пересечению с границами земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> предоставленному Администрацией <адрес> для строительства объекта «Подводящие газопроводы к жилому микрорайону № <адрес>».
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу положений статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.
Согласно положениям статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, а действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению земельных участков в прежних границах, сносу незаконно возведенных сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств и др.).
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности. Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением предусмотренных частью 6 данной статьи случаев.
В силу положений части 3 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ) воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Частью 4 той же статьи предусмотрено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
Статьей 22 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8). При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 10).
В суде из материалов дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ, местоположение: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения и обслуживания жилого дома, для объектов жилой застройки, принадлежит на праве общей совместной собственности ФИО3 и ФИО4, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, согласно выписке из ЕГРН.
В сведениях о результатах проведения государственного земельного надзора, отраженных в выписке из ЕГРН, указано, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по <адрес> выявлено административное правонарушение в области охраны собственности. На площади 84 кв.м допущено использование части земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на землю.
Проект границ земельного участка общей площадью 508 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, образуемого из части А земельного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером <данные изъяты>, для размещения и обслуживания жилого дома был утвержден и сформированный земельный участок предоставлен в собственность за плату ФИО9, согласно распоряжения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании договора купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО3 и ФИО10 приобрели указанный земельный участок в определенных кадастровых границах с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м с расположенным на земельном участке жилым домом общей площадью <данные изъяты> кв.м, согласно договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, доводы истцов о приобретении земельного участка в границах фактического землепользования является несостоятельным.
Частью 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно распоряжения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства», предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в части, касающейся предельной минимальной площади образованного земельного участка, установленной для зоны застройки индивидуальными жилыми домами ( <данные изъяты>
Однако, указанное распоряжение касается градостроительной деятельности, осуществляемой собственниками земельного участка, не свидетельствует о формировании нового земельного участка.
Поскольку границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение: <адрес>, площадью 508 кв.м, находящегося в совместной собственности истцов сформированы при постановке на кадастровый учет, описание местоположения границ земельного участка и сведения о характерных точках границы земельного участка отражены в выписке из ЕГРН, основания для удовлетворения требований истцов об установлении границ земельного участка с тем же кадастровым номером в размере 600 кв. м отсутствуют, в связи с чем исковые требования не подлежат удовлетворению.
Доводы представителя третьего лица ООО «Газпром газораспределение Томск» ФИО8 о пересечении предлагаемыми границами земельного участка по требованию истцов границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, предоставленного обществу на праве аренды, сформированного в целях строительства линейного объекта «Подводящие газопроводы к жилому микрорайону № <адрес> Республики Алтай», нашли подтверждение в судебном заседании из договора аренды, фрагмента из проектной документации, но не влияют на принятие судом решения по заявленным требованиям, поскольку у истцов отсутствуют законные основания для установления границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м.
Судебные расходы истцов при отказе в удовлетворении исковых требований распределению не подлежат согласно п.1 ст.98 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении иска ФИО3, ФИО4 к Администрации МО «<адрес>» об установлении границ земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый №, расположенного по адресу: <данные изъяты>, <адрес> системе координат <данные изъяты>, определяющей местоположение земельных участков, по характерным (поворотным ) точкам согласно межевому плану, изготовленному ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО2.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья Т.Е. Беспалова
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ