Дело № 2а-3419/2018
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
г. Березники 05 декабря 2018 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Уланова В.В.,
при секретаре Плотниковой К.В.,
с участием представителя административных ответчиков ФКУ «Военный комиссариат Пермского края», Военного комиссариата Пермского края по г. Березники и Усольскому району – Мельничук ЛС, действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники Пермского края административное дело по административному иску Лепихина МД к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Пермского края», Военному комиссариату Пермского края по г. Березники и Усольскому району, призывной комиссии г. Березники и Усольского района об отмене решения призывной комиссии,
у с т а н о в и л:
Административный истец Лепихин МД обратился в суд с административными исковыми требованиями к административным ответчикам о признании решения призывной комиссии незаконным. В обоснование иска указал, что ..... в отношении него вынесено решение призывной комиссии о призвании его (Лепихина) на военную службу, решение принято единогласно, выдана повестка для отправки к месту прохождения военной службы. Считает, что указанное решение нарушает его права и законные интересы, поскольку призывная комиссия была не в полном составе как указано в ст.27 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Считает, что указанным решением нарушено его право на получение информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы или показаниях на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья. Также указала, что на решение призывной комиссии от ..... жалоба им не подавалась. Просит признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Военного Комиссариата по г. Березники и Усольскому району Пермского края от ..... о призыве его на военную службу.
Административный истец Лепихин МД в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные административными исковые требования поддерживают.
Представитель административного ответчика призывной комиссии г. Березники и Усольского района Пермского края в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не подавали.
Представитель административных ответчиков ФКУ «Военный комиссариат Пермского края», Военного комиссариата Пермского края по г. Березники и Усольскому району – Мельничук ЛС, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, представив письменные возражения, а также указала, что военный комиссариат (г.Березники и Усольского района Пермского края) не согласен с административным исковым заявлением Лепихина МД, поскольку Лепихин МД, ..... года рождения прибыл из ....., поставлен на воинский учет в военный комиссариат (г.Березники и Усольского района Пермского края) ...... Медицинское освидетельствование в отношении административного истца проведено в соответствии с положениями Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663. 30.11.2018 на заседании призывной комиссии, где присутствовали все члены призывной комиссии, вынесено единогласное решение о призыве Лепихина МД на военную службу, решение о категории годности – А-4. Согласно ответам из медицинских учреждений Лепихин МД за медицинской помощью не обращался. ..... призывник получил под расписку повестки для явки в целях уточнения документов воинского учета (инструктаж) на ....., для отправки к месту прохождения военной службы на ...... ..... Лепихин МД, не явился на инструктаж, ..... он не явился на отправку к месту прохождения военной службы. Административный истец уклонился от явки в военный комиссариат для дальнейшей отправки на Сборный пункт ...... Считает, что Лепихин МД злоупотребляет правом, поскольку бездоказательно обращается в суд с целью избежать исполнения возложенной на него обязанности по несению военной службы.
Заслушав представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, обозрев личное дело призывника Лепихина МД, суд приходит к следующему.
В силу статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 указанной статьи (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 (соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) и в части 10 указанной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено, что ..... врачами-специалистами было проведено медицинское освидетельствование Лепихина МД По его результатам врачом-терапевтом Лепихину МД выдано направление на дополнительное обследование в ГБУЗ ПК « ......»
..... решением призывной комиссии Лепихин МД был направлен на медицинское обследование в ГБУЗ ПК « ......»
..... по результатам дополнительного обследования с учетом исследования акта состояния здоровья ГБУЗ ПК «.....» № от ....., выписки из медицинской карты отделения ..... ГБУЗ ПК «......» и в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 №565 в врачом-..... в отношении Лепихина МД принято решение о категории годности «А-1» (годен к военной службе).
..... призывной комиссией вынесено решение о призыве Лепихина МД на военную службу.
..... Лепихин МД получил под расписку повестки для явки в целях уточнения документов воинского учета (инструктаж) на ....., для отправки к месту прохождения военной службы на ......
..... Лепихин МД не явился на инструктаж.
..... Лепихин МД на отправку к месту прохождения военной службы не явился.
Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями, содержащимися в личном деле призывника.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон № 53-ФЗ) призыву на военную службу подлежат: а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с названным Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Частью 4 статьи 26 указанного Федерального закона установлено, что порядок призыва граждан на военную службу определяется данным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 26 Федерального закона № 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
На основании ст. 28 Федерального закона № 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно п. 5 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
Согласно пункту 1 статьи 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане при постановке на воинский учет, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 2 статьи 5.1 Федерального закона).
По результатам медицинского освидетельствования призывная комиссия принимает в отношении указанных граждан одно из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас (пункт 1 статьи 28 Федерального закона).
Исходя из данных законоположений, вопросы годности гражданина к определенным категориям военной службы по медицинским критериям, отнесены к компетенции врачей, руководящих работой по медицинскому освидетельствованию граждан.
В силу п. 13 Положения призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами. Это решение также заносится в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника (п. 15 Положения).
Медицинское освидетельствование призывников осуществляется в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе (п. 5 Положения).
Положение «О военно-врачебной экспертизе» утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 565 от 4 июля 2013 года (далее – Положение о военно-врачебной экспертизе).
Пунктом 4 Положения о военно-врачебной экспертизе предусмотрено, что военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 данного Положения. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения. Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе (приравненной службе) и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению категории годности к военной службе (приравненной службе).
Согласно п. 6 вышеуказанного Положения о военно-врачебной экспертизе, годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению.
В соответствии с п. 15 Положения о военно-врачебной экспертизе освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей.
Персональный состав врачей-специалистов, включаемых в комиссию по постановке граждан на воинский учет, согласовывается с руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара. Указанным решением также назначаются врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан при первоначальной постановке на воинский учет (п. 16 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Постановлением администрации ..... № от ..... организована работы призывной комиссии муниципального образования «.....» на период с ..... по ....., утвержден перечень государственных учреждений здравоохранения, в которых будет осуществляться медицинское обследование (лечение) граждан, подлежащих призыву на военную службу в .....-....., а также утверждены основной и дублирующий составы комиссии по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу.
В силу п. 18 Положения о военно-врачебной экспертизе по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
Гражданам, признанным годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу в целях распределения по видам и родам войск Вооруженных Сил, другим войскам, воинским формированиям и органам в соответствии с графой I раздела II «Расписание болезней» приложения к данному Положению (далее – расписание болезней) и таблицей 1 приложения к указанному Положению определяются показатели предназначения для прохождения военной службы.
Согласно п.20 Положения о военно-врачебной экспертизе, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина. В случае если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе
В соответствии с п. п. 22 – 32 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 240, Минздрава РФ N 168 от 23.05.2001 года «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе» призывник, не согласный с решением комиссии, в письменном виде подает заявление на имя председателя призывной комиссии.
Военный комиссар обязан обеспечить явку указанных призывников на контрольное медицинское освидетельствование.
Контрольное медицинское освидетельствование призывников, не согласных с решением комиссии, проводится по плану работы призывной комиссией субъекта Российской Федерации. Контрольное медицинское освидетельствование призывников, получивших отсрочку, освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, а также заявивших о несогласии с заключениями о категории их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования осуществляется врачами - членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации из состава военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что результаты медицинского освидетельствования Лепихина МД врачом-терапевтом при медицинском обследовании ..... были основаны на объективных данных, с учетом документов представленных призывником, акта состояния здоровья ГБУЗ ПК «......» № от ....., выписки из медицинской карты отделения ..... ГБУЗ ПК «......», с учетом ответов из медицинских учреждений о гражданах, подлежащих призыву, согласно которых Лепихин МД, за медицинской помощью не обращался, в сигнальных списках граждан, состоящих на диспансерном учете с заболеваниями, препятствующими прохождению военной службы, поступивших из лечебных учреждений в военный комиссариат, Лепихин МД не значится.
Лепихиным МД установленная ему категория годности к военной службе не оспаривается.
Довод административного истца о том, что созданная ..... комиссия работала не в полном составе не нашел своего подтверждения в судебном заседании
Согласно ст. 27 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлен состав призывной комиссии, куда включаются: глава муниципального образования или его заместитель - председатель призывной комиссии; должностное лицо военного комиссариата - заместитель председателя комиссии; секретарь комиссии; врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу; представитель соответствующего органа внутренних дел; представитель соответствующего органа, осуществляющего управление в сфере образования; представитель соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы). В состав призывной комиссии могут включаться представители других органов и организаций.
Как следует из материалов личного дела призывника Лепихина МД, призывная комиссия ..... была создана в надлежащем составе. Доводы Лепихина МД ничем не подтверждены.
Суд не усматривает оснований для удовлетворения административных исковых требований, поскольку ..... на заседании призывной комиссии, присутствовали все члены комиссии, решение вынесено единогласно, врачом-терапевтом состояние здоровья Лепихина МД установлено объективно, с учетом всех выявленных у него заболеваний, категория его годности к военной службе определена врачом-терапевтом правильно.
На основании изложенного, административные исковые требования Лепихина МД о признании решения призывной комиссии незаконным, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск Лепихина МД к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Пермского края», Военному комиссариату Пермского края по г. Березники и Усольскому району, призывной комиссии г. Березники и Усольского района об отмене решения призывной комиссии оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ......
Судья (подпись) В.В. Уланов
Копия верна. Судья -