Дело №2-1969/2024
УИД 16MS0001-01-2024-000680-39
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июля 2024г. город Казань
мотивированно решение принято
в окончательной форме 18 июля 2024 года.
Авиастроительный районный суд г. Казани в составе:
председательствующего судьи Сафиной Л.Б.,
при секретаре Захаровой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан к ФИО о возмещении ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экологии и природных ресурсов РТ (Центральное территориальное управление) обратилось в суд с иском к ФИО о возмещении ущерба, обязании в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства путем ликвидации свалки отходов, а именно, мусора от сноса и разборки зданий несортированного ( ФККО №, перемещенного с территории земельного участка с кадастровым номером № на земельный участок с кадастровым номером № (географические координаты №) по <адрес> за <адрес> по общей площади 76 м2, в объеме 114 м3.
В обоснование искового заявления указано, что в адрес Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Управление) через Управление административно-технической инспекции Исполнительного комитета <адрес> поступила информация о складировании строительного мусора по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ старшим специалистом 3 разряда Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Управление) ФИО совместно с экспертом 1 категории отдела муниципального земельного контроля МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета <адрес>» (далее - Комитет земельных и имущественных отношений) ФИО в рамках выездного задания осуществлен выезд на вышеуказанную территорию, факт несанкционированного складирования отходов производства и потребления подтвердился, а именно сброс (перемещение) мусора от сноса и разборки зданий несортированный (№) с территории земельного участка с кадастровым номером № на земельный участок с кадастровым номером № (географические координаты №) по <адрес> позади <адрес> на общей площади 76 м2, в объеме 114 м3, чем нарушены требования ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ На месте произведена фотосъемка фотоаппаратом Fujifilm АХ 200, замеры произведены сотрудником Комитетом земельных и имущественных отношений геодезическим спутниковым оборудованием Spectra Precision SP80 (свидетельство о поверке №С-№).
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности гр. ФИО (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) (далее - Ответчик), категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальный жилой дом (выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию «<адрес> Республики Татарстан», категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использование - природный ландшафт (выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ).
Доступ (проезд) к земельному участку с кадастровым номером № возможен только через ворота, находящихся на земле неразграниченной государственной собственности и являющихся частью забора, находящегося на земельном участке, принадлежащем Ответчику.
По вышеуказанному факту в отношении гр.ФИО было выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований № от ДД.ММ.ГГГГ Предостережение не получено, конверт вернулся.
ДД.ММ.ГГГГ инспектором осуществлен повторный выезд на вышеуказанный земельный участок. Ранее выявленные нарушения не устранены.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Ответчика направлена претензия о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и на устранение нарушений природоохранного законодательства путем ликвидации свалки отходов в добровольном порядке. Претензия не получена, конверт вернулся.
Истец указывает, что ФИО вышеуказанные требования не исполнены, в результате чего на указанной территории образовано захламление отходами.
Ненадлежащее выполнение Ответчиком установленных законом обязанностей по очистке земель от захламления ставит под угрозу санитарно- эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Кроме того, нахождение свалок на необорудованном для данных целей мест способствует оказанию негативного воздействия на почву путем попадания вредных веществ с грунтовыми и талыми водами в почвенный слой, что в свою очередь создает угрозу нарушения здоровья населения, развитию массовых инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний.
Данное нарушение причинило вред окружающей среде на сумму 45 625, 84 рублей.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Ответчик в судебное заседание не явился, причину своей неявки суду не сообщил.
В соответствии со статье 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
Согласно части 1 статьи 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу части 1 статьи 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Учитывая изложенное, с согласия стороны истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.
В силу специфики природных объектов, которым причиняется вред, и необходимости прекращения негативного воздействия на окружающую среду особое значение имеют оперативное устранение причин такого нарушения и ограничение его последствий.
Факт нахождения на почвах отходов производства предполагает причинение вреда почве как сложному объекту окружающей среды, включающему множество взаимодействующих между собой компонентов, в том числе воздуха, воды, живых организмов, бактерий, а значит, в любом случае нарушает естественные плодородные и иные свойства почвы. Освобождение почвы от отходов производства в силу природных особенностей само по себе не означает восстановление нарушенного состояния окружающей среды (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»).
В силу части 1 и части 6 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
В соответствии с положениями статьи 42 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Пунктом 2 части 2 статьи 13 ЗК РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) накопления таких отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами и иными требованиями в области обращения с отходами.
Единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, в том числе в отношении выбора мест размещения таких объектов, используемых материалов и технологических решений, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ старшим специалистом 3 разряда Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан ФИО совместно с экспертом 1 категории отдела муниципального земельного контроля МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета <адрес>» ФИО в рамках выездного задания осуществлен выезд на вышеуказанную территорию, факт несанкционированного складирования отходов производства и потребления подтвердился, а именно сброс (перемещение) мусора от сноса и разборки зданий несортированный (№) с территории земельного участка с кадастровым номером № на земельный участок с кадастровым номером № (географические координаты №) по <адрес> позади <адрес> на общей площади 76 м2, в объеме 114 м3, чем нарушены требования ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ На месте произведена фотосъемка фотоаппаратом Fujifilm АХ 200, замеры произведены сотрудником Комитетом земельных и имущественных отношений геодезическим спутниковым оборудованием Spectra Precision SP80 (свидетельство о поверке №).
Согласно заключению №А от 24.08.2023г., составленному старшим специалистом 3-го разряда ЦТУ МЭПР РТ ФИО, помощником прокурора <адрес> ФИО, Экспертом 1 категории МКЗК МКУ «КЗИО» ФИО по результатам контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия установлено, что в ходе выездного обследования территории <адрес> по поступившей информации через МКУ Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО <адрес>» (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ (Акт выездного обследования земельного участка органа муниципального земельного контроля № из ДД.ММ.ГГГГ)) совместно с помощником прокурора <адрес> ФИО выявлено несанкционированное складирование отходов, а именно: сброс отходов 4 класса опасности - мусор от сноса и разборки зданий несортированный код по ФККО 81290101724 на общей площади 76 м2, в объеме 114 м3., территории з/у с кадастровым номером № на з/у с кадастровым номером № (географические координаты №) (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ и вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ: (акт выездного обследования земельною у чистка органа муниципального земельного контроля № от ДД.ММ.ГГГГ)) и сбросу отходов 4 класса опасности - мусор от сноса и разборки зданий несортированный код по № па обшей площади 103 кв.м. в объёме 154.5 кв.м., на з/у с кадастровым номером. №.(географические координаты № <адрес>. На месте произведена фотосъемка фотоаппаратом Fujifilm АХ 200, замеры произведены сотрудником Комитетом земельных и имущественных отношений геодезическим спутниковым оборудованием Spectra Precision SP80 (свидетельство о поверке №
Данные обстоятельства подтверждаются представленными суду фотоматериалами.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности гр. ФИО (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) (далее - Ответчик), категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальный жилой дом (выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию «<адрес> Республики Татарстан», категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использование - природный ландшафт (выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ).
Доступ (проезд) к земельному участку с кадастровым номером № возможен только через ворота, находящихся на земле неразграниченной государственной собственности и являющихся частью забора, находящегося на земельном участке, принадлежащем Ответчику.
Управлением в адрес ФИО было направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 16.10.2023г. № с предложением устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства.
По вышеуказанному факту в отношении гр.ФИО было выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований № от ДД.ММ.ГГГГ Предостережение не получено, конверт вернулся.
ДД.ММ.ГГГГ инспектором осуществлен повторный выезд на вышеуказанный земельный участок. Ранее выявленные нарушения не устранены.
22.12.2023г. Управлением в адрес ответчика была направлена претензия с предложением добровольно ликвидировать несанкционированное складирование отходов.
Ненадлежащее выполнение Ответчиком установленных законом обязанностей по очистке земель от захламления ставит под угрозу санитарно- эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Кроме того, нахождение свалок на необорудованном для данных целей мест способствует оказанию негативного воздействия на почву путем попадания вредных веществ с грунтовыми и талыми водами в почвенный слой, что в свою очередь создает угрозу нарушения здоровья населения, развитию массовых инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний.
Согласно расчету истца, данное нарушение причинило вред окружающей среде на сумму 45 625, 84 рублей.
Расчет суммы вреда произведен на основании: 1) заключения выездного обследования №А от ДД.ММ.ГГГГ 2) акта МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ), 3) Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей.
Частью 1 статьи 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчик в судебное заседание не явилась, доводы стороны истца не оспорила, контррасчет не представила.
При имеющихся обстоятельствах, суд приходит к выводу, что на исковые требования о возмещении ущерба подлежат удовлетворению. С ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма ущерба в размере 45 625,84 рублей.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено и представленными в материалы дела доказательствами подтверждается ненадлежащее соблюдение ответчиком вышеприведенных требований природоохранного законодательства, что негативно влияет на состояние окружающей среды и экологическую безопасность района.
Таким образом, обязанность по устранению выявленных нарушений лежит на ответчике.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Определяя сроки выполнения указанных работ, суд в соответствие со статьей 206 ГПК РФ, обязывает ответчика в 3-х месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить указанные нарушения.
Принимая во внимание важность защиты охраняемых законом прав неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился истец, руководствуясь, статьей 206 ГПК РФ, суд приходит к выводу об обязании ответчика произвести работы в 3-х месячный срок с момента вступления решения в законную силу, поскольку установленный срок является разумным.
Ответчик в судебное заседание не явилась, каких-либо доказательств отсутствия возможности исполнения ответчиком возложенной на нее обязанности в установленный законом срок не представлено.
В связи с тем, что в соответствии со статьей 333.36 НК РФ, истец освобожден от уплаты государственной пошлины, пошлина на основании части 1 статьи 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика размере 1 869 рублей.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 233 - 235 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с ФИО (№ в <адрес>) в пользу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (№) в счет возмещения ущерба 45 625 рублей 84 копейки.
Обязать ФИО в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства путем ликвидации свалки отходов, а именно, мусора от сноса и разборки зданий несортированного (№ перемещенного с территории земельного участка с кадастровым номером 16:50:221043:9 на земельный участок с кадастровым номером № (географические координаты №) по <адрес> за <адрес> по общей площади 76 м2, в объеме 114 м3.
Взыскать с ФИО в доход бюджета муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере 1 869 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Сафина Л.Б.