Решение по делу № 2-1969/2024 от 07.05.2024

Дело №2-1969/2024

УИД 16MS0001-01-2024-000680-39

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июля 2024г.                                                              город Казань

мотивированно решение принято

в окончательной форме 18 июля 2024 года.

Авиастроительный районный суд г. Казани в составе:

председательствующего судьи Сафиной Л.Б.,

при секретаре Захаровой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан к ФИО о возмещении ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Министерство экологии и природных ресурсов РТ (Центральное территориальное управление) обратилось в суд с иском к ФИО о возмещении ущерба, обязании в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства путем ликвидации свалки отходов, а именно, мусора от сноса и разборки зданий несортированного ( ФККО , перемещенного с территории земельного участка с кадастровым номером на земельный участок с кадастровым номером (географические координаты ) по <адрес> за <адрес> по общей площади 76 м2, в объеме 114 м3.

В обоснование искового заявления указано, что в адрес Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Управление) через Управление административно-технической инспекции Исполнительного комитета <адрес> поступила информация о складировании строительного мусора по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ старшим специалистом 3 разряда Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Управление) ФИО совместно с экспертом 1 категории отдела муниципального земельного контроля МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета <адрес>» (далее - Комитет земельных и имущественных отношений) ФИО в рамках выездного задания осуществлен выезд на вышеуказанную территорию, факт несанкционированного складирования отходов производства и потребления подтвердился, а именно сброс (перемещение) мусора от сноса и разборки зданий несортированный () с территории земельного участка с кадастровым номером на земельный участок с кадастровым номером (географические координаты ) по <адрес> позади <адрес> на общей площади 76 м2, в объеме 114 м3, чем нарушены требования ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ На месте произведена фотосъемка фотоаппаратом Fujifilm АХ 200, замеры произведены сотрудником Комитетом земельных и имущественных отношений геодезическим спутниковым оборудованием Spectra Precision SP80 (свидетельство о поверке №С-).

Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве собственности гр. ФИО (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) (далее - Ответчик), категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальный жилой дом (выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию «<адрес> Республики Татарстан», категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использование - природный ландшафт (выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ).

Доступ (проезд) к земельному участку с кадастровым номером возможен только через ворота, находящихся на земле неразграниченной государственной собственности и являющихся частью забора, находящегося на земельном участке, принадлежащем Ответчику.

По вышеуказанному факту в отношении гр.ФИО было выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ Предостережение не получено, конверт вернулся.

ДД.ММ.ГГГГ инспектором осуществлен повторный выезд на вышеуказанный земельный участок. Ранее выявленные нарушения не устранены.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Ответчика направлена претензия о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и на устранение нарушений природоохранного законодательства путем ликвидации свалки отходов в добровольном порядке. Претензия не получена, конверт вернулся.

Истец указывает, что ФИО вышеуказанные требования не исполнены, в результате чего на указанной территории образовано захламление отходами.

Ненадлежащее выполнение Ответчиком установленных законом обязанностей по очистке земель от захламления ставит под угрозу санитарно- эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Кроме того, нахождение свалок на необорудованном для данных целей мест способствует оказанию негативного воздействия на почву путем попадания вредных веществ с грунтовыми и талыми водами в почвенный слой, что в свою очередь создает угрозу нарушения здоровья населения, развитию массовых инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний.

Данное нарушение причинило вред окружающей среде на сумму 45 625, 84 рублей.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.

Ответчик в судебное заседание не явился, причину своей неявки суду не сообщил.

В соответствии со статье 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.

Согласно части 1 статьи 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

В силу части 1 статьи 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Учитывая изложенное, с согласия стороны истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей    1064 ГК РФ и статьей 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.

В силу специфики природных объектов, которым причиняется вред, и необходимости прекращения негативного воздействия на окружающую среду особое значение имеют оперативное устранение причин такого нарушения и ограничение его последствий.

Факт нахождения на почвах отходов производства предполагает причинение вреда почве как сложному объекту окружающей среды, включающему множество взаимодействующих между собой компонентов, в том числе воздуха, воды, живых организмов, бактерий, а значит, в любом случае нарушает естественные плодородные и иные свойства почвы. Освобождение почвы от отходов производства в силу природных особенностей само по себе не означает восстановление нарушенного состояния окружающей среды (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»).

В силу части 1 и части 6 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

В соответствии с положениями статьи 42 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Пунктом 2 части 2 статьи 13 ЗК РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.

Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) накопления таких отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами и иными требованиями в области обращения с отходами.

Единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, в том числе в отношении выбора мест размещения таких объектов, используемых материалов и технологических решений, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ старшим специалистом 3 разряда Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан ФИО совместно с экспертом 1 категории отдела муниципального земельного контроля МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета <адрес>» ФИО в рамках выездного задания осуществлен выезд на вышеуказанную территорию, факт несанкционированного складирования отходов производства и потребления подтвердился, а именно сброс (перемещение) мусора от сноса и разборки зданий несортированный () с территории земельного участка с кадастровым номером на земельный участок с кадастровым номером (географические координаты ) по <адрес> позади <адрес> на общей площади 76 м2, в объеме 114 м3, чем нарушены требования ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ На месте произведена фотосъемка фотоаппаратом Fujifilm АХ 200, замеры произведены сотрудником Комитетом земельных и имущественных отношений геодезическим спутниковым оборудованием Spectra Precision SP80 (свидетельство о поверке ).

Согласно заключению А от 24.08.2023г., составленному старшим специалистом 3-го разряда ЦТУ МЭПР РТ ФИО, помощником прокурора <адрес> ФИО, Экспертом 1 категории МКЗК МКУ «КЗИО» ФИО по результатам контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия установлено, что в ходе выездного обследования территории <адрес> по поступившей информации через МКУ Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО <адрес>» (вх. от ДД.ММ.ГГГГ (Акт выездного обследования земельного участка органа муниципального земельного контроля из ДД.ММ.ГГГГ)) совместно с помощником прокурора <адрес> ФИО выявлено несанкционированное складирование отходов, а именно: сброс отходов 4 класса опасности - мусор от сноса и разборки зданий несортированный код по ФККО 81290101724 на общей площади 76 м2, в объеме 114 м3., территории з/у с кадастровым номером на з/у с кадастровым номером (географические координаты ) (вх. от ДД.ММ.ГГГГ и вх. от ДД.ММ.ГГГГ: (акт выездного обследования земельною у чистка органа муниципального земельного контроля от ДД.ММ.ГГГГ)) и сбросу отходов 4 класса опасности - мусор от сноса и разборки зданий несортированный код по па обшей площади 103 кв.м. в объёме 154.5 кв.м., на з/у с кадастровым номером. .(географические координаты     <адрес>. На месте произведена фотосъемка фотоаппаратом Fujifilm АХ 200, замеры произведены сотрудником Комитетом земельных и имущественных отношений геодезическим спутниковым оборудованием Spectra Precision SP80 (свидетельство о поверке

Данные обстоятельства подтверждаются представленными суду фотоматериалами.

Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве собственности гр. ФИО (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) (далее - Ответчик), категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальный жилой дом (выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию «<адрес> Республики Татарстан», категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использование - природный ландшафт (выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ).

Доступ (проезд) к земельному участку с кадастровым номером возможен только через ворота, находящихся на земле неразграниченной государственной собственности и являющихся частью забора, находящегося на земельном участке, принадлежащем Ответчику.

Управлением в адрес ФИО было направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 16.10.2023г. с предложением устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства.

По вышеуказанному факту в отношении гр.ФИО было выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ Предостережение не получено, конверт вернулся.

ДД.ММ.ГГГГ инспектором осуществлен повторный выезд на вышеуказанный земельный участок. Ранее выявленные нарушения не устранены.

22.12.2023г. Управлением в адрес ответчика была направлена претензия с предложением добровольно ликвидировать несанкционированное складирование отходов.

Ненадлежащее выполнение Ответчиком установленных законом обязанностей по очистке земель от захламления ставит под угрозу санитарно- эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Кроме того, нахождение свалок на необорудованном для данных целей мест способствует оказанию негативного воздействия на почву путем попадания вредных веществ с грунтовыми и талыми водами в почвенный слой, что в свою очередь создает угрозу нарушения здоровья населения, развитию массовых инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний.

Согласно расчету истца, данное нарушение причинило вред окружающей среде на сумму 45 625, 84 рублей.

Расчет суммы вреда произведен на основании: 1) заключения выездного обследования А от ДД.ММ.ГГГГ 2) акта МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ), 3) Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей.

Частью 1 статьи 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчик в судебное заседание не явилась, доводы стороны истца не оспорила, контррасчет не представила.

При имеющихся обстоятельствах, суд приходит к выводу, что на исковые требования о возмещении ущерба подлежат удовлетворению. С ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма ущерба в размере 45 625,84 рублей.

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено и представленными в материалы дела доказательствами подтверждается ненадлежащее соблюдение ответчиком вышеприведенных требований природоохранного законодательства, что негативно влияет на состояние окружающей среды и экологическую безопасность района.

Таким образом, обязанность по устранению выявленных нарушений лежит на ответчике.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Определяя сроки выполнения указанных работ, суд в соответствие со статьей 206 ГПК РФ, обязывает ответчика в 3-х месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить указанные нарушения.

Принимая во внимание важность защиты охраняемых законом прав неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился истец, руководствуясь, статьей 206 ГПК РФ, суд приходит к выводу об обязании ответчика произвести работы в 3-х месячный срок с момента вступления решения в законную силу, поскольку установленный срок является разумным.

Ответчик в судебное заседание не явилась, каких-либо доказательств отсутствия возможности исполнения ответчиком возложенной на нее обязанности в установленный законом срок не представлено.

В связи с тем, что в соответствии со статьей 333.36 НК РФ, истец освобожден от уплаты государственной пошлины, пошлина на основании части 1 статьи 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика размере 1 869 рублей.

Руководствуясь статьями 194 - 198, 233 - 235 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с ФИО ( в <адрес>) в пользу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан () в счет возмещения ущерба 45 625 рублей 84 копейки.

Обязать ФИО в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства путем ликвидации свалки отходов, а именно, мусора от сноса и разборки зданий несортированного ( перемещенного с территории земельного участка с кадастровым номером 16:50:221043:9 на земельный участок с кадастровым номером (географические координаты ) по <адрес> за <адрес> по общей площади 76 м2, в объеме 114 м3.

Взыскать с ФИО в доход бюджета муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере 1 869 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий                                                Сафина Л.Б.

2-1969/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан
Ответчики
Муллина Алсу Фаргатовна
Другие
ИКМО гор. Казани
Суд
Авиастроительный районный суд г. Казань Республики Татарстан
Судья
Сафина Лилия Булатовна
Дело на странице суда
aviastroitelny.tat.sudrf.ru
07.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
07.05.2024Передача материалов судье
15.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.06.2024Судебное заседание
15.07.2024Судебное заседание
18.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
29.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.08.2024Копия заочного решения возвратилась невручённой
15.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее