22RS0№-19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 июня 2024 года
<адрес>
Славгородский городской суд ФИО9 края
в составе:
председательствующего судьи И.Н. Шполтаковой,
при секретаре М.<адрес>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Славгородского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к Министерству здравоохранения ФИО9 края, краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Славгородская центральная районная больница», ФИО9 краевому государственному унитарному предприятию «Аптеки Алтая» о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Славгородский межрайонный прокурор, действуя в интересах ФИО10 А.С. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения ФИО9 края, краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Славгородская центральная районная больница» (КГБУЗ «Славгородская ЦРБ»), ФИО9 краевому государственному унитарному предприятию «Аптеки Алтая» (АКГУП «Аптеки Алтая») о компенсации морального вреда, в обоснование заявленных требований указывая, что в прокуратуру поступило обращение ФИО10 Е.А., о том, что ее дочь ФИО1 не обеспечивалась изделиями медицинского назначения в виде тест-полосок для глюкометра ПКГ-03 ФИО7 экспресс №, резервуара для ФИО6ой, инфузионного набора «Mio REF ММТ», устройства для инфузии Minimed Mio ММТ - 943. В ходе рассмотрения обращения установлено, что ФИО10 А.С. состоит на диспансерном учете в КГБУЗ «Славгородская ЦРБ» с 2019 года с диагнозом «сахарный диабет 1 типа», является ребенком-инвалидом и в соответствии с Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на бесплатное обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препараторами для медицинского применения и средствами медицинского назначения по рецептам.
ФИО10 А.С. по жизненным показаниям необходимы тест-полоски для измерения уровня глюкозы в крови, обеспечение которыми должно осуществляться своевременно и бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае ФИО10 А.С. фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
В рамках проведенной проверки установлено нарушение прав ФИО10 А.С. на получение бесплатной медицинской помощи в виде предоставления безвозмездно изделий медицинского назначения – тест - полосок для глюкометра ПКГ-03 ФИО7 экспресс №, резервуара для ФИО6ой, инфузионного набора «Mio REF ММТ», устройства для инфузии Minimed Mio ММТ - 943.
Своим бездействием ответчики нарушили право ФИО10 А.С. на получение бесплатной медицинской помощи в виде предоставления безвозмездно изделий медицинского назначения - тест-полосок для глюкометра ПКГ-03 ФИО7 экспресс №, резервуара для ФИО6ой, инфузионного набора «Mio REF ММТ», устройства для инфузии Minimed Mio ММТ - 943.
В связи с необеспечением ФИО10 А.С. указанными медицинскими изделиями ФИО10 Е.А. испытывала моральные страдания, выразившиеся в переживаниях за жизнь и здоровье дочери, а также за невозможность приобретения необходимых медицинских препаратов за собственный счет. Отсутствие нужной суммы денежных средств побудило ее приобретать необходимые медицинские изделия с рук. Ненадлежащее обеспечение несовершеннолетней ФИО10 А.С., изделиями медицинского назначения в виде тест-полосок для измерения уровня глюкозы в крови, причинило моральный вред ФИО10 Е.А., оцененный ею в 50000, 00 руб.
На основании изложенного, истец просил суд: 1. Признать незаконным бездействие АКГУП «Аптеки Алтая», КГБУЗ «Славгородская ЦРБ», Министерства здравоохранения ФИО9 края по обеспечению несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., изделиями медицинского назначения в виде тест-полосок для глюкометра ПКГ-03 ФИО7 экспресс №, резервуара для ФИО6ой, инфузионного набора «Mio REF ММТ», устройства для инфузии Minimed Mio ММТ - 943. 2. Взыскать в пользу ФИО3 с АКГУП «Аптеки Алтая», КГБУЗ «Славгородская ЦРБ» и Министерства здравоохранения ФИО9 края в солидарном порядке компенсацию морального вреда, причиненного бездействием по обеспечению изделиями медицинского назначения в виде тест-полосок для глюкометра ПКГ-03 ФИО7 экспресс №, резервуара для ФИО6ой, инфузионного набора «Mio REF ММТ», устройства для инфузии Minimed Mio ММТ – 943.
Определением от 14.05.2024г. судом принято изменение исковых требований истцом, с учетом которых истец просит суд:
1. Признать незаконным бездействие АКГУП «Аптеки Алтая», КГБУ3 «Славгородская ЦРБ», Министерства здравоохранения ФИО9 края выразившееся в несвоевременном и не полном обеспечении несовершеннолетней ФИО1, изделиями медицинского назначения в части обеспечения устройствами для инфузии MiniMed Mio ММТ-943 с 10.01.2023г. по 10.03.2023г. и с 14.09.2023г. по 11.12.2023г.; в части датчиков для флеш-мониторинга глюкозы с 25.04.2023г. по 01.06.2023г.; в части обеспечения тест-полосками для глюкометра с 10.01.2024г. по 07.02.2024г.
2. Взыскать в пользу ФИО3 с АКГУП «Аптеки Алтая», КГБУЗ «Славгородская ЦРБ» и Министерства здравоохранения ФИО9 края в солидарном порядке компенсацию морального вреда, причиненного бездействием по обеспечению изделиями медицинского назначения в виде устройств для инфузии MiniMed Mio ММТ- 943, датчиков для флеш-мониторинга тест-полосками для глюкометра, в размере 50000 рублей 00 копеек.
В судебном заседании представитель процессуального истца, помощник Славгородского межрайонного прокурора ФИО13, доводы изложенные в иске поддержал, на удовлетворении требований, с учетом их изменения, настаивал, ссылаясь на бездействие ответчиков по обеспечению ФИО10 А.С. медицинскими средствами.
Не явился в судебное заседание законный представитель материального истца ФИО10 А.С., ФИО10 Е.А., о времени и месте судебного заседания была извещена, обратилась к суду с ходатайством о рассмотрении дела в ее отсутствие. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие законного представителя материального истца.
В судебном заседании представители КГБУЗ «Славгородская ЦРБ», главный врач ФИО14 и действующая на основании доверенности ФИО15, против удовлетворения требований возражали, ссылаясь на то, что ими своевременно выдавались требуемые рецепты ФИО10 А.С., закупкой медицинских средств занимается Министерство здравоохранения, в компетенцию КГБУЗ «Славгородская ЦРБ» это не входит.
В судебное заседание не явились представители ответчиков Министерства здравоохранения ФИО9 края, и ФИО9 краевого государственного унитарного предприятия «Аптеки Алтая», о времени и месте судебного заседания были извещены, обратились с ходатайствами о рассмотрении дела в их отсутствие. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей ответчиков.
Как следует из отзыва ответчика КГБУЗ «Славгородская ЦРБ» (л.д. 48-49), с заявленными прокурором требованиями ответчик не согласен по следующим обстоятельствам. Постановлением правительства РФ от 30.07.1994г. № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень категорий заболеваний, для лечения которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Для категории заболевания «Диабет» все лекарственные средства, иглы к ним, средства диагностики предоставляются бесплатно.
Порядок назначения и выписывания медицинских изделий утвержден приказом Минздрава России от 20.12.2012г. №н. Согласно п. 2 Порядка назначение и выписывание медицинских изделий осуществляется лечащим врачом медицинской организации, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача в установленном порядке.
В соответствии с п.14 ч.1 ст. 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ, медикаменты и расходные материалы для обеспечения льготников закупает Минздрав АК, а выдачей их занимается АКГУП «Аптеки Алтая».
ФИО1 состоит на диспансерном учете в КГБУЗ «Славгородская ЦРБ» с диагнозом: сахарный диабет I типа, установлен в октябре 2019 года. Пациентка с 26.11.2022г. находится на помповой инсулинотерапии (ФИО6 «Медтроник», ФИО5, потребность в ФИО8 44,5 ЕД/сут, в месяц 4,6 картриджа по 3,0 мл; рекомендованные расходные материалы к ФИО6 - инфузионные наборы MiniMed Mio - 10 шт в месяц, резервуар для инсулиновых ФИО6 типа ММТ- 332а- 10 шт в месяц). Данные рекомендации - с момента установки ФИО6.
В соответствии с рекомендациями, КГБУЗ «СЦРБ» разместила ходатайство в Минздрав ФИО9 края об обеспечении пациента расходными материалами к инсулиновой ФИО6 (протокол заседания ВК № от 02.12.2022г., ходатайство на имя министра М3 ФИО9 края от 02.12.2022г.): резервуары для инсулиновых ФИО6 ММТ-332- А 3 мл (в упак.10 шт.) из расчета 12 упаковок в год, устройство для инфузии MiniMed Mio ММТ - 943 бмм/бОсм мяг.канюля (в упак.10 шт.) из расчета 12 упаковок в год.
Ходатайство было удовлетворено. В дальнейшем ФИО8 и расходные материалы своевременно выписывались по месту прикрепления ребенка в КГБУЗ «СЦРБ».
С учетом изложенного данный ответчик полагает, что свои обязанности по выдаче пациентке ФИО10 А.С. льготных рецептов на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, в том числе тест - полоски ПКГ-03 ФИО7 экспресс №, резервуар для инсулиновых ФИО6 типа ММТ-332а, устройство для инфузии MiniMed Mio ММТ -943 (инфузионный набор «Mio REF ММТ»), исполняет своевременно.
Ответчик указывает, что истцом не представлены обстоятельства, при которых следовало бы, что действиями или бездействиями КГБУЗ «Славгородская ЦРБ» материальному истцу причинен моральный вред, выразившийся в переживаниях за жизнь и здоровье своей дочери в связи с несвоевременным обеспечением ее медицинскими изделиями.
Как следует из отзыва ответчика ФИО9 краевого государственного унитарного предприятия «Аптеки Алтая» (л.д. 60-61), с заявленными прокурором требованиями ответчик не согласен по следующим основаниям. Пациент ФИО1 является льготополучателем за счет средств федерального бюджета. За истекший период 2024г. ФИО10 А.С. было получено 9 упаковок медицинских изделий, на общую сумму 42 006, 00 руб. На дату формирования ответа все выписанные рецепты обслужены (рецепт № от 10.01.2024г. на медицинское изделие «МНН: РЕЗЕРВУАР ДЛЯ ФИО6ОЙ» пациенту ФИО10 А.С. был выписан медицинской организацией по региональной льготе, за получением законные представители пациента обратились в аптеку 07.02.2024г. и были обслужены в полном объеме; рецепт № от ДД.ММ.ГГГГ на «Тест-полоски для глюкометра ПКГ-03 ФИО7 ЭКСПРЕСС № (МНН: ТЕСТ-ПОЛОСКИ)» был выписан медицинской организацией по региональной льготе, законные представители пациента с рецептом № обратились в аптеку 07.02.2024г. и были обслужены в полном объеме; рецепт № от 05.02.2024г. на медицинское изделие «Устройство для инфузии MiniMed Mio ММТ-943 № (бмм/бОсм) мяг канюля (МНН: УСТР Д/ИНСУЛ ФИО6 MINIMED PARADIGM С МЯГКОЙ КАНЮЛЕЙ)» был выписан медицинской организацией по региональной льготе, поставка на льготный склад данного медицинского изделия состоялась 15.02.2024г., в аптеку <адрес> были отгружены 20.02.2024г., пациент был обеспечен по данному рецепту 22.02.2024г.).
В связи с изменением в действующем законодательстве на сегодняшний день сроки обслуживания рецептов, стоящих на отсроченном обслуживании, отсутствуют (с 01.09.2022г. п.12 приказа М3 РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н в отношении рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании, не действует).
Согласно п.11 Приказа М3 РФ №н от 24.11.2021г., отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия.
Медикаменты для обеспечения льготников закупаются централизованно Министерством здравоохранения ФИО9 края в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по заявкам, сформированным учреждениями здравоохранения края с учетом потребности на год, в рамках финансирования, выделенного пропорционально количеству населения, имеющего льготы по лекарственному обеспечению, в соответствии с «Перечнем лекарственных препаратов для медицинского применения» распоряжения Правительства РФ от 12.10.2019г. №-р, и «Перечнем медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг» распоряжения Правительства РФ от 31.12.2018г. №-р (п.1, п.2 ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999г. №- ФЗ).
АКГУП «Аптеки Алтая» является фармацевтической организацией, осуществляющей услугу по логистике в части льготного лекарственного обеспечения, согласно Государственного Контракта № от 31.03.2023г., производит получение, хранение и отгрузку медикаментов по распоряжениям, полученным от Министерства здравоохранения ФИО9 края, и имеет доступ к учетной программе данных. При этом на АКГУП «Аптеки Алтая» не возложена обязанность по льготному обеспечению граждан.
Как следует из отзыва ответчика Министерства здравоохранения ФИО9 края (л.д. 66-75), против удовлетворения требований истца ответчик возражает, указывает, что льготное обеспечение медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, осуществляется в соответствии с «Перечнем медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг», утвержденным распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р, который включает в себя: иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручки, инфузионные наборы к инсулиновой ФИО6, резервуары к инсулиновой ФИО6. Медицинские изделия закупаются Министерством здравоохранения централизованно в соответствии с нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ.
В соответствии с Законом ФИО9 края от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС, АКГУП «Аптеки Алтая» наделено полномочиями на поставку лекарственных средств, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, расходных материалов, средств для дезинфекции, а также на оказание услуг по хранению и доставке соответствующих товаров для нужд исполнительного органа власти ФИО9 края в сфере здравоохранения и подведомственных ему краевых государственных учреждений.
Для закупки инфузионного набора MiniMed Mio ММТ-943 (6/60) в целях обеспечения пациентов в 2023 году Министерством здравоохранения ФИО9 края ДД.ММ.ГГГГ организована закупочная процедура за №.
19.01.2023г. состоялась процедура подведения итогов электронного аукциона, определен поставщик. ДД.ММ.ГГГГ был заключен государственный контракт № на поставку вышеуказанного инфузионного набора.
В связи с увеличением в течение 2023г. потребности в данных медицинских изделиях, Министерством здравоохранения во второй половине 2023г. производились дополнительные закупочные процедуры инфузионных наборов ММТ-943А:
-ДД.ММ.ГГГГ по итогам электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт на поставку инфузионного набора ММТ-943А № от ДД.ММ.ГГГГ (количество к поставке 470 штук);
-14.09.2023г. заключен государственный контракт № по итогам закупочной процедуры от ДД.ММ.ГГГГ (количество к поставке 465 штук);
-29.11.2023г. заключен государственный контракт № по итогам закупочной процедуры от ДД.ММ.ГГГГ (количество к поставке 460 штук).
Поставки по указанным государственным контрактам были произведены в полном объеме.
Для обеспечения льготных категорий пациентов инфузионными наборами ММТ-943 в 2024г. ответчиком заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № по итогам закупочной процедуры от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с законом ФИО9 края от ДД.ММ.ГГГГ №-СЗ ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения заключен государственный контракт № на поставку инфузионных наборов ММТ-943 в количестве 1 500 штук для обеспечения текущей потребности пациентов по выписанным рецептам на время проведения конкурентной закупки.
27.02.2024г. ответчиком заключен государственный контракт № на поставку инфузионных наборов ММТ-943 в количестве 3 900 штук по итогам закупочной процедуры, состоявшейся ДД.ММ.ГГГГ.
05.04.2024г. на общедоступной информационной площадке zakupki.gov была размещена очередная закупочная процедура за № на поставку инфузионных наборов ММТ-943 в количестве 3 900 штук. ДД.ММ.ГГГГ состоялась процедура подведения итогов электронного аукциона, был определен поставщик. В настоящий момент государственный контракт на стадии заключения.
Указанными медицинскими изделиями ФИО10 А.С, обеспечивалась 10.03.2023г., ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, 26.01.2023г., ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. В настоящий момент пациентка обеспечена инфузионными наборами ММТ-943 на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Министерством здравоохранения ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт № на поставку инфузионных наборов «MiniMed QuickSet ММТ-399А», ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт № на поставку указанных медицинских изделий для обеспечения льготных категорий пациентов в 2024 году.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком заключен государственный контракт №на поставку инфузионных наборов «MiniMed Sure-T ММТ-864А», ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт № на поставку указанных медицинских изделий для обеспечения льготных категорий граждан в 2024 году.
Согласно сведениям из Государственного реестра медицинских изделий, инфузионные наборы «MiniMed Quick-Set» (включая вариант исполнения ММТ-399), инфузионные наборы «MiniMed Sure-Т» (включая вариант исполнения ММТ-864) и инфузионные наборы «MiniMed Mio» (включая вариант исполнения ММТ-943) являются разновидностями одного медицинского изделия под наименованием «Инфузионный набор к инсулиновой ФИО6 MiniMed», имеющего единое для всех разновидностей регистрационное удостоверение за № ФСЗ 2011/10169.
Для закупки резервуара ММТ-332 в целях обеспечения пациентов в 2023 году Министерством здравоохранения ДД.ММ.ГГГГ организована закупочная процедура за №, ДД.ММ.ГГГГ состоялась процедура подведения итогов электронного аукциона, определен поставщик. ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт № на поставку вышеуказанного медицинского изделия.
Для обеспечения пациентов резервуарами к инсулиновой ФИО6 ММТ-322А в 2024 году Министерством здравоохранения заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №. Поставка по указанному контракту произведена в полном объеме.
Указанными медицинскими изделиями ФИО10 А.С. обеспечивалась ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. В настоящий момент пациентка обеспечена резервуарами к инсулиновой ФИО6 ММТ-322А на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям из Государственной информационной системы льготного лекарственного обеспечения, для осуществления самоконтроля уровня глюкозы ФИО10 А.С. на льготной основе получает тест-полоски для глюкометра «OneTouch Select Plus» и тест-полоски для глюкометра «ФИО7 Экспресс». Указанные позиции также закупаются Министерством здравоохранения.
Так, для обеспечения льготных категорий граждан тест-полосками «OneTouch Select Plus» в 2023 году ответчиком ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт №, также заключен государственный контракт на поставку указанных тест-полосок от ДД.ММ.ГГГГ №.
Для обеспечения льготных категорий граждан тест-полосками «OneTouch Select Plus» в 2024 году Министерством здравоохранения ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт №, также заключен государственный контракт на поставку указанных тест-полосок от ДД.ММ.ГГГГ №.
Для обеспечения льготных категорий граждан тест-полосками «ФИО7 Экспресс» в 2023 году ответчиком ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт №, также заключен государственный контракт на поставку указанных тест-полосок от ДД.ММ.ГГГГ №.
Для обеспечения льготных категорий граждан тест-полосками «ФИО7 Экспресс» в 2024 году Министерством здравоохранения ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт №.
ФИО10 А.С. за период 2023 года и истекший период 2024 года обеспечивалась тест-полосками для самоконтроля уровня глюкозы в крови ДД.ММ.ГГГГ («OneTouch Select Plus»), ДД.ММ.ГГГГ («ФИО7 Экспресс»), ДД.ММ.ГГГГ («ФИО7 Экспресс»), ДД.ММ.ГГГГ («ФИО7 Экспресс»), ДД.ММ.ГГГГ («ФИО7 Экспресс»), ДД.ММ.ГГГГ («ФИО7 Экспресс»), ДД.ММ.ГГГГ («OneTouch Select Plus»), ДД.ММ.ГГГГ («ФИО7 Экспресс») и ДД.ММ.ГГГГ («ФИО7 Экспресс»). В настоящий момент тест-полосками «ФИО7 Экспресс» пациентка ФИО10 А.С. обеспечена на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Также ФИО10 А.С. обеспечивается датчиками для непрерывного мониторирования глюкозы «FreeStyle Libre» (флэш-мониторинг глюкозы) с ДД.ММ.ГГГГ на постоянной основе, в настоящий момент обеспечена указанными медицинскими изделиями на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Данный ответчик указывает, что им предпринимаются меры для обеспечения ФИО10 А.С. медицинскими изделиями. Истцом не указано конкретных фактических обоснований бездействия Министерства здравоохранения выраженного в необеспечении ФИО10 А.С. медицинскими изделиями, не указано, в чем выразилось бездействие.
Также ответчик выражает несогласие с требованиями о компенсации морального вреда, указывает, что в исковом заявлении не содержится доказательств понесенных законным представителем ФИО10 А.С., ФИО10 Е.А., физических и нравственных страданий, которые обосновывали бы требуемую ко взысканию сумму компенсации морального вреда, а также о степени тяжести указанных страданий. Не содержится доводов, доказывающих факт предполагаемых неправомерных действий (бездействия) со стороны Министерства здравоохранения, которые в силу наличия причинно-следственных связей с понесенными страданиями, образовывали бы основания для удовлетворения требований о компенсации морального вреда. Как указывалось выше ответчиком предпринимались и предпринимаются меры для обеспечения ФИО10 А.С. медицинскими изделиями.
Из направленного в суд дополнительного отзыва ответчика Министерства здравоохранения ФИО9 края (л.д. 88-90), ответчик обращает внимание на то, что в тексте искового заявления ответчикам вменяется необеспечение ФИО10 А.С. медицинским изделием инфузионный набор «Mio REF ММТ». При этом в Государственном реестре медицинских изделий сведения о медицинском изделии с указанным наименованием отсутствуют (в отличие от например инфузионного набора «MiniMed Mio» (включая вариант исполнения ММТ- 943) являющегося разновидностью медицинского изделия под наименованием «Инфузионный набор к инсулиновой ФИО6 MiniMed», имеющего регистрационное удостоверение за № ФСЗ 2011/10169), что затрудняет возможность как-то идентифицировать указанное медицинское изделие и также ставит под сомнение обоснованность предъявляемых исковых требований в части признания незаконным бездействия ответчиков, выразившегося в необеспечении ФИО10 А.С. указанным медицинским изделием, и связанного с этим требования о взыскании компенсации морального вреда.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Отношения в сфере охраны здоровья граждан регулируются Федеральным законом от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», одним из принципов которого являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Как следует из материалов дела, 03.12.2014г. родилась ФИО1, родителями являются ФИО2 и ФИО3 (л.д. 20).
Из выписных эпикризов из истории болезни № от 22.06.2022г. и № от 07.03.2023г., следует, что ФИО10 А.С. имеет диагноз: Сахарный диабет I типа с октября месяца 2019г., декомпенсация (л.д. 21-30), рекомендовано применение НМГ: периодически сканируемый/просматриваемый ФМГ (потребность 1 датчик на 14 дней).
Согласно справке МСЭ № от 29.11.2019г., ФИО10 А.С. является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18-19).
13.03.2024г. в Славгородскую межрайонную прокуратуру обратилась ФИО10 Е.А., о том, что ее дочь ФИО1 не обеспечивалась изделиями медицинского назначения, которые ею приобретаются самостоятельно. Ссылаясь на то, что она и ее ребенок испытывали моральные страдания, переживания, моральный вред оценивает в размере 50000, 00 руб. (л.д. 7).
Согласно информации КГБУЗ «Славгородская ЦРБ» от 04.03.2024г. (л.д. 9-10), ФИО10 А.С. состоит на диспансерном учете с диагнозом: Сахарный диабет I типа, установлен в 10.2019г. Ребенок с 26.11.2022г. находится на помповой инсулинотерапии (ФИО6 «Медтроник», ФИО5, потребность в ФИО8 44,5 ЕД/сут, в месяц 4,6 катриджа по 3,0 мл; рекомендованные расходные материалы к ФИО6- инфузионные наборы Минимед Мио - 10 шт. в месяц, резервуар для инсулиновых ФИО6 типа ММТ-332а-10 шт. в месяц).
Согласно информации ФИО9 краевого государственного унитарного предприятия «Аптеки Алтая» от 01.03.2024г. (л.д. 11-12), ФИО10 А.С. является льготополучателем за счет средств федерального бюджета. За истекший период 2024г. пациенткой было получено 11 упаковок лекарственных препаратов и медицинских изделий на общую сумму 42 470, 00 руб. На дату формирования ответа все выписанные рецепты у пациентки обслужены.
Длительно был не обслужен рецепт № от 10.01.2024г. на «МНН: РЕЗЕРВУАР ДЛЯ ФИО6ОЙ». Резервуары были отгружены в аптеку <адрес> АКГУП «Аптеки Алтая» 15.01.2024г., за получением данных медицинских изделий законные представители обратились 07.02.2024г.
Длительно был не обслужен рецепт № от ДД.ММ.ГГГГ на «Тест- полоски для глюкометра ПКГ-03 ФИО7 ЭКСПРЕСС № (МНН: ТЕСТ-ПОЛОСКИ)». На дату выписки в крае сформировался дефицит данного медицинского изделия. Поставка на льготный склад «Тест-полоски для глюкометра ПКГ-03 ФИО7 ЭКСПРЕСС №» была ДД.ММ.ГГГГ. В аптеку <адрес> АКГУП «Аптеки Алтая» тест-полоски были отгружены ДД.ММ.ГГГГ. Пациент по данному рецепту был обслужен ДД.ММ.ГГГГ.
Рецепт № от ДД.ММ.ГГГГ на медицинское изделие «Устройство для инфузии MiniMed Mio ММТ-943 № (бмм/бОсм) мяг канюля (МНН: УСТР Д/ИНСУЛ ФИО6 MINIMED PARADIGM С МЯГКОЙ КАНЮЛЕЙ)» был длительно не обслужен ввиду сложившегося дефицита в крае на данные медицинские изделия. Поставка на льготный склад данного медизделия состоялась ДД.ММ.ГГГГ. В аптеку <адрес> АКГУП «Аптеки Алтая» изделие «Устройство для инфузии MiniMed Mio ММТ-943 № (бмм/бОсм) мяг. канюля» были отгружены ДД.ММ.ГГГГ. Пациент был обеспечен по данному рецепту 22.02.2024г.
Таким образом судом установлено, что 03.12.2014г. родилась ФИО1, родителями являются ФИО2 и ФИО3. Установлено, что ФИО10 А.С. имеет диагноз: Сахарный диабет I типа, рекомендовано применение НМГ: периодически сканируемый/просматриваемый ФМГ (потребность 1 датчик на 14 дней), является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена на срок до 04.12.2032г. Установлено, что 13.03.2024г. в Славгородскую межрайонную прокуратуру обратилась ФИО10 Е.А., о том, что ее дочь ФИО1 не обеспечивалась изделиями медицинского назначения, которые ею приобретаются самостоятельно. Ссылаясь на то, что она и ее ребенок испытывали моральные страдания, переживания.
Установленные судом обстоятельства, лицами участвующими в деле, не оспаривались и не опровергались.
Обратившись в суд прокурор указывает, что своим бездействием ответчики нарушили право ФИО10 А.С. на получение бесплатной медицинской помощи в виде предоставления безвозмездно изделий медицинского назначения - тест-полосок для глюкометра ПКГ-03 ФИО7 экспресс №, резервуара для ФИО6ой, инфузионного набора «Mio REF ММТ», устройства для инфузии Minimed Mio ММТ – 943, в связи с чем, ФИО10 Е.А. (законный представитель ФИО10 А.С.) испытывала моральные страдания, выразившиеся в переживаниях за жизнь и здоровье дочери, а также за невозможность приобретения необходимых медицинских препаратов за собственный счет.
Разрешая требования истца, суд учитывает следующее.
Согласно пункта 1 статьи 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Пунктом 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ, предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ установлено, что организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ, медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболевании, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются (части 1 статьи 11 указанного Федерального закона).
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие, от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона 323-ФЗ).
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона 323-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).
Таким образом, бесплатное предоставление отдельным категориям, граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств, и изделий медицинского назначения по рецептам врача является государственной гарантией Российской Федерации.
ФИО4 края от 05.12.2016г. №, утверждено Положение о Министерстве здравоохранения ФИО9 края, где указано, что Министерство здравоохранения ФИО9 края является органом исполнительной власти, обеспечивающим на территории ФИО9 края реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья граждан и фармацевтической деятельности.
В соответствии с пп. 2.1.1 п. 2.1 Положения, Министерство наделено полномочиями в том числе на: реализацию на территории ФИО9 края единой государственной политики в области охраны здоровья граждан и фармацевтической деятельности, разработку приоритетных направлений развития здравоохранения края; обеспечение оказания населению ФИО9 края первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в подведомственных медицинских организациях; участие в формировании расходов краевого бюджета на здравоохранение, фармацевтическую деятельность, медицинское образование, реализацию программ в области здравоохранения и социальной защиты населения; финансирование подведомственных краевых государственных учреждений в качестве главного распорядителя финансовых средств, имеющего право распределять средства краевого бюджета.
Таким образом, администрация ФИО9 края гарантировала за счет средств обязательного медицинского страхования застрахованным лицам на территории ФИО9 края оказание специализированной медицинской помощи, в том числе в виде предоставления льготного лекарственного обеспечения граждан, обязанность по организации которой, возложена на субъект Российской Федерации, т.е. обязанность по обеспечению финансирования указанными медицинскими средствами с целью оказания специализированной медицинской помощи, надлежит возложить на Министерство здравоохранения ФИО9 края.
Основными задачами Министерства здравоохранения является разработка и реализация мер по развитию здравоохранения, разработка и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, льготное лекарственное обеспечение граждан в соответствии с действующим законодательством.
В ходе судебного разбирательства ответчики выразили несогласие с заявленными требованиями, что отражено в отзывах и информациях ответчиков.
Так, ответчик КГБУЗ «Славгородская ЦРБ» указывает, что КГБУЗ «СЦРБ» разместила ходатайство в МЗ ФИО9 края об обеспечении ребенка расходными материалами к инсулиновой ФИО6 (протокол заседания ВК № от 02.12.2022г., ходатайство на имя министра МЗ ФИО9 края от 02.12.2022г.): резервуары для инсулиновых ФИО6 ММТ-332-А 3 мл. (в упак. 10 шт.) из расчета 12 упаковок в год, устройство для инфузии MiniMed Mio ММТ -943 6мм/ 60см мяг.канюля (в упак.10 шт.) из расчета 12 упаковок в год. Ходатайство было удовлетворено. В дальнейшем ФИО8 и расходные материалы выписывались по месту прикрепления ребенка в КГБУЗ «СЦРБ».
Так же по результатам дообследования в эндокринологическом отделении АККЦОМД в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были даны рекомендации главным внештатным специалистом детским эндокринологом ФИО16 о применении у ребенка непрерывного мониторинга глюкозы они так же подтверждены (выписка из АККЦОМД № от 07.03.2023г).
В соответствии с указанными рекомендациями КГБУЗ «СЦРБ» разместила ходатайство в МЗ ФИО9 края об обеспечении ребенка датчиками для флеш-мониторинга глюкозы для постоянного применения в количестве 24 штук в год из расчета 2 датчика в месяц (протокол заседания ВК № от 13.03.2023г., ходатайство на имя министра МЗ ФИО9 края от 13.03.2023г.). Ходатайство было удовлетворено. Датчики ФМГ выписывались по месту прикрепления ребенка в КГБУЗ «СЦРБ».
В течение 2023 года при обращении пациента в поликлинику были выписаны следующие рецепты на расходные материалы к ФИО6: ДД.ММ.ГГГГ, на резервуары для инсулиновых ФИО6 ММТ-332- А 3 мл. ДД.ММ.ГГГГ - 20 шт. на 2мес (выданы аптекой только ДД.ММ.ГГГГ), 10.03.2023г. -10 шт. на 1мес (выданы аптекой ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ - 20 шт. на 2мес. (в аптеку мать обратилась ДД.ММ.ГГГГ, выданы аптекой ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ - 20 шт. на 2 мес. (в аптеку мать обратилась ДД.ММ.ГГГГ, выданы аптекой ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ - 20 шт. на 2мес. (в аптеку мать обратилась ДД.ММ.ГГГГ, выданы аптекой ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ - 20 шт. на 2мес. (в аптеку мать обратилась ДД.ММ.ГГГГ, выданы аптекой ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ - 20 шт. на 2мес. (в аптеку мать обратилась ДД.ММ.ГГГГ, выданы аптекой ДД.ММ.ГГГГ).
На устройство для инфузий MiniMed Mio ММТ-943 ДД.ММ.ГГГГ - 20 шт. на 2мес (аптекой не выданы в виду отсутствия, рецепт был действителен по ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ - 20 шт. на 2мес. (в аптеку мать обратилась ДД.ММ.ГГГГ, выданы аптекой ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ - 10 шт. на 1 мес. (в аптеку мать обратилась ДД.ММ.ГГГГ, выданы аптекой ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ - 20 шт. на 2мес. (выданы аптекой ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ - 20 шт. на 2мес. (выданы аптекой ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ - 20 шт. на 2мес. (выданы аптекой ДД.ММ.ГГГГ не в полном объеме - 10 шт.), ДД.ММ.ГГГГ - 20 шт. на 2 мес. (в аптеку мать обратилась ДД.ММ.ГГГГ, выданы аптекой ДД.ММ.ГГГГ не в полном объеме - 10 шт.), ДД.ММ.ГГГГ -30 шт. на 3 мес. (в аптеку мать обратилась ДД.ММ.ГГГГ, выданы аптекой ДД.ММ.ГГГГ не в полном объеме - 10 шт.), ДД.ММ.ГГГГ - 20 шт. на 2 мес. (в аптеку мать обратилась ДД.ММ.ГГГГ, выданы аптекой ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме).
В связи с перебоями поставок данных медицинских изделий в аптеку ФИО10 А.С. была обеспечена инфузионными наборами в 2023г. в количестве 90 штук при положенном объеме 120 штук в год, так же наблюдались длительные перерывы в обеспечении в начале и конце 2023г. Так же, в связи с перебоями поставок данных медицинских изделий в аптеку ребенок был обеспечен резервуарами для инсулиновых ФИО6 в 2023г. в количестве 110 штук при положенном объеме 120 штук в год, так же наблюдались длительный перерыв в обеспечении (один месяц) в начале 2023г.
ФИО5 А.С. была обеспечена полностью в течение года: ДД.ММ.ГГГГ был выписан рецепт на 15 катриджей (5 на декабрь 2022, 10 на январь - февраль 2023), выдан ДД.ММ.ГГГГ аптекой в полном объеме, ДД.ММ.ГГГГ - выписано 5 катриджей на 1 месяц, получен ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме, ДД.ММ.ГГГГ - выписано 20 катриджей на 3 месяца, получен ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме, ДД.ММ.ГГГГ - выписано 20 катриджей на 3 месяца, получен ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме, ДД.ММ.ГГГГ - выписано 20 катриджей на 3 месяца, получен ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме, ДД.ММ.ГГГГ - выписано 20 катриджей на 3 месяца, в аптеку мать обратилась ДД.ММ.ГГГГ, выданы аптекой ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме. Таким образом, в течение 2023г. получено 75 катриджей ФИО8 при положенной потребности 56 (4,6 катр. в месяц).
Датчики ФМГ выписывались в 2023г. после одобрения ходатайства Министерством здравоохранения ФИО9 края, ходатайство отправлено в МЗ АК ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ. Рецепты выписывались: ДД.ММ.ГГГГ на 1 мес. - получены ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на 1мес - отпущены аптекой ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, на 1мес - получены ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на 2 мес. - получены ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, на 2 мес. - получены ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на 2 мес. - получены ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, на 2 мес. - получены ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на 2 мес. - получены ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом в течение года (с марта 2023 по февраль 2024) ребенку выданы 26 датчиков, что соответствует годовой потребности, однако наблюдался перерыв в обеспечении в мае 2023г.
В настоящее время все выписанные рецепты обеспечены.
Доводы изложенные КГБУЗ «Славгородская ЦРБ» в вышеуказанной информации, подтверждаются представленными суду карточками льготного отпуска пациента за 2022-2023г.г. (л.д. 50-51).
Ответчик АКГУП «Аптеки Алтая» ссылается на то, что является фармацевтической организацией, осуществляющей услугу по логистике в части льготного лекарственного обеспечения, согласно Государственного контракта № от 29.12.2023г., производит получение, хранение и отгрузку медикаментов по распоряжениям, полученным от Министерства здравоохранения ФИО9 края. Медикаменты для обеспечения льготников закупаются централизованно Министерством здравоохранения ФИО9 края. Представлена информация об исполненных рецептах, выданных ФИО10 А.С. в 2024г., все рецепты исполнены (л.д. 62-64).
Ответчик Министерство здравоохранения по ФИО9 краю ссылается на то, что в его действиях отсутствует бездействие. Так, для закупки инфузионного набора MiniMed Mio ММТ-943 (6/60) в целях обеспечения пациентов в 2023г. - ДД.ММ.ГГГГ организована закупочная процедура за №. 19.01.2023г. состоялась процедура подведения итогов электронного аукциона, определен поставщик. ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт № на поставку вышеуказанного инфузионного набора. Во второй половине 2023г. производились дополнительные закупочные процедуры инфузионных наборов ММТ-943А: ДД.ММ.ГГГГ по итогам электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт на поставку инфузионного набора ММТ-943А № от ДД.ММ.ГГГГ (количество к поставке 470 штук); 14.09.2023г. заключен государственный контракт № по итогам закупочной процедуры от ДД.ММ.ГГГГ (количество к поставке 465 штук); 29.11.2023г. заключен государственный контракт № по итогам закупочной процедуры от ДД.ММ.ГГГГ (количество к поставке 460 штук). Для обеспечения льготных категорий пациентов инфузионными наборами ММТ-943 в 2024г. заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № по итогам закупочной процедуры от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт № на поставку инфузионных наборов ММТ-943 в количестве 1 500 штук. 27.02.2024г. заключен государственный контракт № на поставку инфузионных наборов ММТ-943 в количестве 3 900 штук. 05.04.2024г. на общедоступной информационной площадке zakupki.gov размещена очередная закупочная процедура за № на поставку инфузионных наборов ММТ-943 в количестве 3 900 штук, ДД.ММ.ГГГГ состоялась процедура подведения итогов электронного аукциона, был определен поставщик, в настоящий момент государственный контракт на стадии заключения. Указанными медицинскими изделиями ФИО10 А.С, обеспечивалась 10.03.2023г., ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, 26.01.2023г., ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, в настоящий момент обеспечена инфузионными наборами ММТ-943 на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт № на поставку инфузионных наборов «MiniMed QuickSet ММТ-399А», ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт № на поставку указанных медицинских изделий для обеспечения льготных категорий пациентов в 2024г. ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт № на поставку инфузионных наборов «MiniMed Sure-T ММТ-864А», ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт № на поставку указанных медицинских изделий.
Для закупки резервуара ММТ-332 - ДД.ММ.ГГГГ организована закупочная процедура за №, ДД.ММ.ГГГГ состоялась процедура подведения итогов электронного аукциона, определен поставщик, ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт № на поставку вышеуказанного медицинского изделия. 18.12.2023г. заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №. Поставка по указанному контракту произведена в полном объеме. Указанными медицинскими изделиями ФИО10 А.С. обеспечивалась ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, в настоящий момент обеспечена резервуарами к инсулиновой ФИО6 ММТ-322А на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Для обеспечения льготных категорий граждан тест-полосками «OneTouch Select Plus» в 2023г. - ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт №, также заключен государственный контракт на поставку указанных тест-полосок от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт №, также заключен государственный контракт на поставку указанных тест-полосок от ДД.ММ.ГГГГ №. Для обеспечения тест-полосками «ФИО7 Экспресс» в 2023г. ответчиком ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт №, также заключен государственный контракт на поставку указанных тест-полосок от ДД.ММ.ГГГГ №, также 09.01.2024г. заключен государственный контракт №. ФИО10 А.С. за период 2023г. и истекший период 2024г. обеспечивалась тест-полосками для самоконтроля уровня глюкозы в крови ДД.ММ.ГГГГ («OneTouch Select Plus»), ДД.ММ.ГГГГ («ФИО7 Экспресс»), ДД.ММ.ГГГГ («ФИО7 Экспресс»), ДД.ММ.ГГГГ («ФИО7 Экспресс»), ДД.ММ.ГГГГ («ФИО7 Экспресс»), ДД.ММ.ГГГГ («ФИО7 Экспресс»), ДД.ММ.ГГГГ («OneTouch Select Plus»), ДД.ММ.ГГГГ («ФИО7 Экспресс») и ДД.ММ.ГГГГ («ФИО7 Экспресс»), в настоящий момент тест-полосками «ФИО7 Экспресс» ФИО10 А.С. обеспечена на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Также ФИО10 А.С. обеспечивается датчиками для непрерывного мониторирования глюкозы «FreeStyle Libre» (флэш-мониторинг глюкозы) с ДД.ММ.ГГГГ на постоянной основе, в настоящий момент обеспечена указанными медицинскими изделиями на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Также суд учитывает, что медицинские изделия для обеспечения льготных категорий граждан закупаются Министерством здравоохранения ФИО9 края централизованно в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по заявкам, сформированным учреждениями здравоохранения с учетом потребности на год, в рамках финансирования, выделенного пропорционально количеству населения, имеющего льготы по лекарственному обеспечению.
Указанным Федеральным законом определен порядок и сроки осуществления закупок лекарственных средств, медицинских изделий и т.д.
Анализируя представленные суду доказательства, судом не установлено бездействие ответчиков, в том числе Министерства здравоохранения ФИО9 края по обеспечению медицинскими изделиями ФИО10 А.С., напротив, необходимые меры предпринимались Министерством здравоохранения, но поставка медицинских изделий не была осуществлена своевременно не по причине бездействия указанного ответчика, а по иным причинам. Ответчиком КГБУЗ «Славгородская ЦРБ» своевременно выдавались законному представителю ФИО10 А.С. рецепты на требуемые медицинские изделия, установлены факты обращения к Министерству здравоохранения с ходатайствами о приобретении медицинских изделий для ФИО10 А.С. Ответчиком АКГУП «Аптеки Алтая» все выписанные рецепты ФИО10 А.С. были обслужены.
Таким образом, в удовлетворении требований истца о признании незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в несвоевременном и не полном обеспечении ФИО10 А.С. изделиями медицинского назначения, надлежит отказать, поскольку как установлено судом, ответчиками предпринимались и предпринимаются необходимые действия для обеспечения ФИО10 А.С. медицинскими изделиями, несвоевременная поставка медицинских изделий осуществлена не по причине бездействия ответчиков, а по иным причинам, не зависящим от ответчиков.
При разрешении требований истца о компенсации морального вреда, суд учитывает следующее.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с ГК РФ и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
В соответствии с п. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании ч. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе удовлетворить требование о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина, либо посягающие на принадлежащие ему нематериальные блага.
Следует определять правовую природу спорных отношений по реализации гражданами имущественных прав и учитывать, что нарушение личных неимущественных прав и нематериальных благ гражданина может являться неотъемлемым последствием нарушения его имущественных прав, в частности, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, что порождает право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Вместе с тем, как установлено судом хоть медицинские изделия ФИО10 А.С. периодически предоставлялись несвоевременно и/или не в полном объеме, что в ходе судебного разбирательства ответчиками не опровергнуто, однако судом установлено и отсутствие бездействия у ответчиков, так, КГБУЗ «Славгородская ЦРБ» своевременно выдавало требуемые рецепты материальному истцу и обращался с соответствующими ходатайствами об обеспечении ФИО10 А.С. к Министерству здравоохранения, АКГУП «Аптеки Алтая» производило выдачу медицинских изделий, при их поступлении, гражданам, а Министерство здравоохранения ФИО9 края заключало государственные контракты для приобретения медицинских изделий и в спорный период времени и в настоящее время, в установленном законом порядке, а несвоевременная поставка медицинских изделий осуществлялась, как установлено судом, не по причине бездействия ответчиков, а по иным причинам, не зависящим от ответчиков, в том числе Министерства здравоохранения ФИО9 края.
Кроме того, если гражданин, имеющий право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами, не был ими обеспечен своевременно и в полном объеме и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином либо членом его семьи стоимости этих лекарственных препаратов за счет собственных средств или средств его семьи, то потраченные средства, подтвержденные документально, могут быть возмещены за счет государственного органа, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.
С учетом изложенного, исковые требования истца о компенсации морального вреда, подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Славгородского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к Министерству здравоохранения ФИО9 края, краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Славгородская центральная районная больница», ФИО9 краевому государственному унитарному предприятию «Аптеки Алтая» о компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Славгородский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий И.Н. Шполтакова