№ 12-733/2021
Р Е Ш Е Н И Е
3 июня 2021 года г. Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Жихарева А.А.,
с участием представителя ФКУ «Упрдор «Прикамье» К.В.П.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу представителя ФКУ «Упрдор «Прикамье» К.В.П. на постановление мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ в отношении федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Прикамье» Федерального дорожного агентства (ФКУ «Упрдор «Прикамье»), юридический адрес: <Адрес>, ОГРН 1022101144306, ИНН 2126000323,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи № Ленинского судебного района <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ Упрдор «Прикамье» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе представитель ФКУ «Упрдор «Прикамье» К.В.П. просит отменить постановление, ссылаясь на то, ФКУ Упрдор «Прикамье» непосредственно не осуществляет деятельность по ремонту и содержанию автомобильных дорог. Для достижения целей и реализации предмета деятельности, предусмотренных уставом, «ФКУ «Упрдор «Прикамье» заключает государственные контракты, в том числе на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Между ФКУ «Упрдор «Прикамье» и АО «<данные изъяты>» заключен государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно п. 1.1 Контакта именно Исполнитель принял на себя обязательства оказывать услуги по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения М-7 «Волга» Москва – Владимир - Нижний Новгород – Казань – Уфа подъезд к городам Ижевск и Пермь (далее – М-7 «Волга»)на участке <Адрес>. Указывает на то, что ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения в силу заключенного контракта является АО ДП «Ижевское». В соответствии с журналом оказания услуг по содержанию федеральной автомобильной дороги М-7 «Волга» Подъезд к г. Ижевск и г. Пермь <Адрес> на данном участке ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ производился весь комплекс работ по снегоочистке (работы по очистке покрытия проезжей части от снега, вывоз снега с примыканий, уширений и зон пешеходных переходов). Правонарушение выявлено административным органом ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано в процессе производства работ по снегоочистке, что исключает наличие административного правонарушения
Представитель юридического лица просила жалобу удовлетворить, постановление мирового судьи отменить.
Административный орган представителя в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении судебного заседания не направляли, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Часть 1 статьи 12.34 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог… либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 200 тысяч рублей до 300 тысяч рублей.
В соответствии со ст. 3 Федерального Закона от 10 декабря 1995 года №196- ФЗ "О безопасности дорожного движения" одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 12 Закона №196-ФЗ - ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Статья 2 Закона № 196-ФЗ определяет, что безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (часть 3 статьи 6 Закона № 196-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 №257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществлении дорожной деятельности.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 15 Закона № 257-ФЗ)
В силу статьи 3 Закона № 257-ФЗ под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержанием автомобильной дороги является комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального Закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения установлены ГОСТ Р 50597-2017. Требования данного стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Данный стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения, в том числе установок наружного освещения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Выполнение установленных ГОСТ Р 50597-2017 требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог (пункт 4.1).
В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям ГОСТа Р 50597-2017, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов, а также введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования. Владельцы дорог и улиц должны информировать пользователей дорог и улиц об изменении организации движения с помощью средств массовой информации.
Пунктом 8.7 "ГОСТ Р 50597-2017" определено, формирование снежных валов на дорогах не допускается: на обочинах дорог категорий IА, IБ и IВ; перед железнодорожным переездом в зоне треугольника видимости с размерами сторон по 7.2 вне обочины высотой более 0,5 м; перед пересечениями в одном уровне в зоне треугольника видимости с размерами сторон по 7.1 вне обочины высотой более 0,5 м; перед пересечениями в одном уровне, железнодорожными переездами, пешеходными переходами и остановочными пунктами маршрутных транспортных средств по условиям таблицы 8.5 - высотой более 0,5 м; на разделительной полосе шириной менее 5 м; на разделительной полосе шириной 5 м и более при отсутствии ограждений - высотой более 1 м; на тротуарах.
В соответствии с пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090 (далее Положение №1090) должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:
содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;
информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации;
принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из представленных материалов следует, что в соответствии с Уставом юридического лица, утвержденным Приказом Федерального дорожного агентства № от ДД.ММ.ГГГГ, Учреждение является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
ДД.ММ.ГГГГ в нарушении требований п. 8.7 ГОСТ Р 50597-2017 на автомобильной дороге М-7 «Волга» Москва-Владимир-Нижний Новгород-Казань-Уфа подъезд к городам Ижевск и Пермь в <Адрес> сформированы снежные валы в 15-метровой зоне от пешеходного перехода, а также а также на самих пешеходных переходах, обозначенных дорожными знаками 5.19.1(2) на участке <Адрес> высотой 0,73 м и км 216-833 высотой 0,68 м.
В связи с чем ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором безопасности дорожного движения отделения ГИБДД ОМВД России по Якшур-Бодьинскому району в отношении ФКУ Упрдор «Прикамье» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Обстоятельства по делу подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: определением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16); протоколом об административном правонарушении (л.д.7); актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21); предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ; Уставом (л.д. 62-77); копией государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 119); фотоматериалом и другими доказательствами.
Действия ФКУ Упрдор «Прикамье» выразившиеся в непринятии своевременных мер при осуществлении деятельности связанной с ремонтом и содержанием автомобильных дорог на участках <Адрес> автомобильной дороги М-7 «Волга» Москва-Владимир-Нижний Новгород-Казань-Уфа подъезд к городам Ижевск и Пермь <Адрес> Удмуртской Республики, нарушает права граждан на безопасное передвижение, свидетельствует о нарушений указанных ГОСТов и образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ. Вина ФКУ Упрдор «Прикамье» нашла свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
В жалобе заявитель приводит доводы, аналогичные правовой позиции по делу: указывает, что ФКУ Упрдор «Прикамье» не является субъектом данного правонарушения, лицом, ответственным за содержание автомобильной дороги, является АО «<данные изъяты>»; ФКУ Упрдор «Прикамье» приняты все зависящие от него меры к соблюдению закона.
Приведенные доводы отмену или изменение постановление мирового судьи не влекут.
Довод жалобы о том, что ФКУ Упрдор «Прикамье» не является субъектом данного правонарушения, является несостоятельным.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее ФЗ "О безопасности дорожного движения") обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно части 1 статьи 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения" содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
На основании п. 6 ст. 3 Федерального закона от 8.11.2007 № 257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» (далее – Федеральный закон №257) дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12 ст. 3 Федеральный закон №257). Автомобильная дорога является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения транспортных средств и включающим в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п.1 ст. 3 Федеральный закон №257).
Исходя из основных положений приведенных норм и п. 13 Основных положений, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
В соответствии с п. 1.2 Устава юридического лица, утвержденного Приказом Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ № №, Учреждение является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
В связи с изложенным ФКУ Упрдор «Прикамье» обязано в соответствии с Уставом выполнять функции по осуществлению контроля за надлежащим исполнением подрядными организациями обязательств по заключенным государственным контрактам; организации принятия мер по обеспечению соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.
Признавая ФКУ Упрдор «Прикамье» виновным в совершении инкриминируемого административного правонарушения, мировой судья правильно пришел к выводу, что поскольку в силу принятых обязательств общество является лицом, ответственным за содержание указанных участков дороги в безопасном для дорожного движения состоянии, юридическое лицо не выполнило требования к эксплуатационному состоянию дороги для безопасного дорожного движения, таким образом, именно ФКУ Упрдор «Прикамье» является лицом, обязанным обеспечить безопасность дорожного движения на указанных участках автомобильной дороги М-7 «Волга» Москва-Владимир-Нижний Новгород-Казань-Уфа подъезд к городам Ижевск и Пермь.
Кроме того в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что ФКУ Упрдор «Прикамье» предприняты все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства, обязательств в силу устава и недопущению совершения административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности не установлено, в связи с чем вину заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения следует считать доказанной.
Таким образом, установленный факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии при отсутствии доказательств принятия ФКУ Упрдор «Прикамье» всех зависящих от него мер к соблюдению действующего законодательства с учетом положений Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ свидетельствует о том, что указанное учреждение, будучи лицом, ответственным за состояние на указанных участках автомобильной дороги М-7 «Волга» Москва-Владимир-Нижний Новгород-Казань-Уфа подъезд к городам Ижевск и Пермь, является субъектом вмененного ему административного правонарушения и подлежит административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
При этом заключение государственного контракта с подрядной организацией не свидетельствует об отсутствии вины ФКУ Упрдор «Прикамье», данное обстоятельство не освобождало ФКУ Упрдор «Прикамье» от обязанности по содержанию названной автомобильной дороги, в том числе путем осуществления необходимого контроля за надлежащим исполнением подрядной организацией взятых на себя обязательств и применения мер ответственности в силу пункта 7.1.2 контракта. Ссылка в жалобе на то, что в адрес подрядчика выдавались предписания, не опровергает того факта, что учреждение не обеспечило должный контроль за исполнением контракта подрядчиком.
При таких обстоятельствах действия ФКУ Упрдор «Прикамье» квалифицированы правильно, административное наказание назначено юридическому лицу в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, с учетом ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
р е ш и л:
Постановление мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ в отношении федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Прикамье» Федерального дорожного агентства – оставить без изменения, жалобу представителя ФКУ «Упрдор «Прикамье» К.В.П. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в порядке ст.ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья. подпись
Копия верна. Судья А.А. Жихарева