Именем Российской Федерации
06 июля 2022 года город Саратов
Заводской районный суд города Саратова в составе председательствующего Февралевой А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Агапитовой Ю.И.,
с участием представителя истца Нарывского Д.В., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Черабаевой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пичугиной Е. А. к комитету по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» о сохранении жилого помещения в переустроенном состоянии,
установил:
Пичугина Е.А. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просил сохранить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в переустроенном состоянии с установленным в квартире индивидуальным отоплением в виде бытового отопительного котла с принудительным дымоотведением и вентиляцией, горизонтальной разводкой системы отопления (трубами отопления) от бытового отопительного котла.
Требования мотивированы тем, что Пичугина Е.А. является собственником вышеуказанной квартиры, в которой в 2003 году произведено переустройство системы отопления с установленной газового котла.
Работы по установке газового котла выполнены с разрешения ЗАО «Саратовгаз» на основании проекта реконструкции газоснабжения квартиры.
Работы приняты по акту приема приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 02 октября 2003 года.
Письмом комитета по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» от 14 января 2022 года Пичугиной Е.А. отказано в согласовании переустройства по причине фактического выполнения работ.
Ссылаясь на положения статьи 29 ЖК РФ, полагала, что действующим законодательством предусмотрена возможность сохранения самовольно переустроенного жилого помещения с установкой индивидуального отопления.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования по изложенным доводам.
Представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ПАО «Т Плюс» возражал против удовлетворения исковых требований.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи квартиры от 30 декбаря 2013 года Пичугина Е.А. является собственником <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15 января 2014 года.
В 2003 году в квартире произведено переоборудование системы отопления с установленной газового котла, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 02 октября 2003 года.
Переустройство согласовано с ТСЖ «Энергия», произведено с разрешения ОАО «Саратовгаз» на основании заказа-наряда от 28 октября 2003 года.
Письмом от 14 января 2022 года комитета по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» Пичугиной Е.А. отказано в согласовании переустройства по причине фактического выполнения работ.
По ходатайству представителя истца была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ООО «СтройЭкспертРегион-С».
В соответствии с заключением № 64/100/22 от 2022 года устройство автономной системы отопления в квартире не соответствует существующему СП 402.1325800.2018 в части применения системы поквартирного теплоснабжения в здании высотой выше 28 метров, отсутствует согласование с органами санэпиднадзора. Угроза жизни и здоровью граждан, их имуществу от автономной системы поквартирного отопления с учетом отключения от централизованной системы теплоснабжения сведена к минимуму. Для сохранения помещения в переустроенном виде необходимо внесение изменения в технический паспорт жилого помещения. Применение системы поквартирного теплоснабжения в здании высотой выше 28 метров является неустранимым. Условие согласования установки котла с органами санэпиднадзора было прописано в технических условиях ОАО «Саратовгаз». Вместе с тем в состав комиссии по приемки законченного строительством объекта представители такого органа не вошли. Отключение радиаторов отопления от центральной системы отопления какие-либо неблагоприятные последствия для функционирования общедомовой системы отопления в связи с устройством автономного отопления в квартире не повлекло. Неблагоприятные последствия для функционирования общедомовой системы центрального отопления многоквартирного жилого дома отсутствуют. Все этапы переоборудования произведены с привлечением специализированных организаций. Изменения в общедомовой системе отопления не производились. Устройство автономного отопления квартиры не способствует образованию вредных факторов среды обитания человека, которые бы не позволяли обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан. Квартира пригодная для эксплуатации. В результате переустройства осуществлено изменение общего имущества (внутридомового газопровода и ограждающей конструкции) собственников многоквартирного дома.
Поскольку Пичугина Е.А. обратилась в комитет по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» по вопросу о согласовании переустройства, в согласовании отказано в 2022 году, к спорным правоотношениям подлежат применению нормы действующей жилищного и градостроительного законодательства.
Согласно статье 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Поскольку переход на автономное отопление жилого помещения в многоквартирном жилом доме требует переустройства жилого помещения, оно должно производиться в соответствии с нормами главы 4 ЖК РФ и положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения (часть 1).
При этом решение о согласовании является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (части 5, 6).
На основании пункта 3 части 1 статьи 27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
В силу части 4 статьи 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, определено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июля 2018 года № 787 «О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», а требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 154.
Для принятия решения о переустройстве жилых помещений путем отключения от централизованной системы отопления и установления индивидуальных источников тепловой энергии, должны учитываться и иные требования законодательства.
Отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 51 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2018 года № 787, в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: а) наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; б) наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; в) температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; г) давление теплоносителя - до 1 МПа.
Схема теплоснабжения представляет собой документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органа местного самоуправления (пункт 20 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).
Схема теплоснабжения разрабатывается на основе документов территориального планирования поселения, городского округа, утвержденных в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, и в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 154.
Согласно Требованиям к схемам теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 154, в схему теплоснабжения включаются условия применения отопления жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, определение условий организации централизованного и индивидуального отопления.
Таким образом, в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается лишь при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации № 1203 от 29 декабря 2020 года утверждена схема теплоснабжения муниципального образования «Город Саратов» до 2030 года.
С учетом изложенного, по данному делу юридически значимым и подлежащим доказыванию является выяснение вопроса: предусмотрено ли схемой теплоснабжения города Саратов использование индивидуальных источников теплоснабжения в помещениях многоквартирного дома, подключенного к централизованной системе отопления; предусмотрен ли указанной схемой теплоснабжения города Саратов перевод жилых помещений, расположенных в спорном доме с центральным отоплением, на отопление от индивидуальных источников тепловой энергии.
Схема теплоснабжения муниципального образования «Город Саратов» размещена на сайте администрации в размере «сфера ЖКХ» во вкладке «Теплоснабжение» и использование квартирных источников тепловой энергии в <адрес> в городе Саратове, а также перевод жилых помещений в указанном доме на индивидуальное отопление действующей схемой теплоснабжения муниципального образования «Город Саратов» не предусмотрено.
Доказательства согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме на изменение общедомовой инженерной системы отопления не представлено.
Более того, переустройство осуществлено с нарушением требований правил проектирования систем газоснабжения, в отсутствие согласования переустройства жилого помещения с органом местного самоуправления, а потому суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
При этом суд учитывает, что в соответствии с законодательством, действовавшим как в период проведения переустройства (статья 84 ЖК РСФСР), так и в настоящее время, требуется согласование переустройства жилого помещения с органами местного самоуправления, чего сделано не было.
В силу статей 25, 26 ЖК РФ установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требуют внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
Доказательства внесения в установленном порядке изменений в технический паспорт жилого помещения также не представлено.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении исковых требований Пичугиной Е. А. к комитету по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» о сохранении жилого помещения в переустроенном состоянии в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд города Саратова в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения – 13 июля 2022 года.
Судья А.И. Февралева