Решение по делу № 2-1196/2024 от 27.06.2024

Дело

25RS0-08

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Большой Камень                                               24 сентября 2024 года

Шкотовский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Качан С.В.,

при ведении секретаре судебного заседания Коваленко О.Ю.,

с участием помощника Большекаменского межрайонного прокурора Зырьянова А.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Большекаменского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ № 1        п. Шкотово Шкотовского муниципального района о возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Большекаменский межрайонный прокурор обратился с иском в Шкотовский районный суд Приморского края в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ № 1 п. Шкотово Шкотовского муниципального района о возложении обязанностей. В обоснование указав, что Большекаменской межрайонной прокуратурой проведена оценка соблюдения законодательства о социальной защите прав несовершеннолетних, инвалидов при предоставлении образовательных услуг. Установлено, что в образовательной организации помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой) не оборудовано. Полагает, что организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, в том числе, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации; руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры. В нарушение перечисленных требований законодательства образовательной организацией не обеспечена установка индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры (индукционной системы).Отсутствие специального оборудования, а именно - индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры (индукционной системы) нарушает право граждан на беспрепятственный доступ к получению информации. Поскольку выявленные нарушения затрагивают права и законные интересы воспитанников образовательной организации и иных граждан, индивидуализировать круг, которых не представляется возможным в связи с постоянным изменением контингента лиц, настоящее исковое заявление предъявляется в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. В данном случае может быть применен способ защиты права, установленный статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно - присуждение к исполнению обязанности в натуре. На основании изложенного, просят обязать МБОУ СОШ № 1 п. Шкотово Шкотовского муниципального района оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца помощник Большекаменского межрайонного прокурора Зырьянова А.А. на требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом по юридическому адресу.

Представитель третьего лица администрации Шкотовского муниципального округа в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом по юридическому адресу, направил в суд возражения согласно которых полагает, что ответчик по настоящему делу - МБОУ СОШ № 1 п. Шкотово Шкотовского муниципального района является некоммерческой бюджетной организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в сфере образования. Функции и полномочия учредителя детского сада осуществляет Администрация Шкотовского муниципального округа. В связи с чем администрацией Шкотовского муниципального округа ставятся вопросы о рассмотрении дела в порядке административного судопроизводства, привлечении Администрации округа в качестве административного соответчика и об объединении дел № в одно производство, поскольку они являются однородными, в них участвуют один и тот же истец и Администрация округа, осуществляет функции и полномочия учредителя для всех образовательных учреждений округа.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из представленных суду материалов следует, что Большекаменской межрайонной прокуратурой проведена оценка соблюдения законодательства о социальной защите прав несовершеннолетних, инвалидов при предоставлении образовательных услуг.

Установлено, в образовательной организации помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой) не оборудовано

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

    В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, социальное обеспечение относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

На основании п.2 и 15 ч.3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

В соответствии с подп. «г» пункта 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.

В соответствии с пунктами 1, 5, 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" определено, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе, на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Согласно пунктам 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно статье 14 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона N 181 Приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 года N 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее - Порядок).

Защита гражданских прав осуществляется судом путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом (ст. ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

В соответствии со ст. 136 КАС РФ судья, установив, что в производстве данного суда имеется несколько однородных административных дел, в которых участвуют одни и те же стороны, либо несколько находящихся в производстве суда административных дел по искам одного административного истца к различным административным ответчикам, с учетом мнения сторон вправе объединить эти дела в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения, если признает, что такое объединение будет способствовать правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела.

В соответствии со ст.1 Кодекса административного судопроизводства РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела, в том числе, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из части 6 данной статьи, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.

Из искового заявления усматривается спор о том, имеется ли у учебного заведения помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, который рассматривается в порядке гражданского судопроизводства.

Таким образом, в данном случае имеет место спор о праве, и дело подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, в связи с чем суд не полномочен по правилам административного судопроизводства принимать по такому вопросу решение, а соответственно привлекать Администрацию округа в качестве административного соответчика и производить объединение дел.

Вопреки императивным требованиям закона ответчиком не установлено специальное оборудование, а именно - индукционные петли и звукоусиливающая аппаратура (индукционной системы).

Обращаясь в суд с заявленными требованиями, прокурором указано, что в нарушение вышеназванных требований закона у ответчика отсутствует специальное оборудование, а именно - индукционные петли и звукоусиливающая аппаратура (индукционной системы), нарушает право граждан на беспрепятственный доступ к получению информации. В данном случае может быть применен способ защиты права, установленный статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно - присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Суд соглашается с доводами истца, что неисполнение ответчиком обязанности по обеспечению наличия специального оборудования, а именно - индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры (индукционной системы) нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе    учащихся (воспитанников) и их родителей (законных представителей), нарушает право граждан на беспрепятственный доступ к получению информации.

Принимая во внимание вышеприведенные положения закона, установленные по делу обстоятельства, суд полагает, что имеются основания для удовлетворения заявленных требований и возложении на ответчика обязанности оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Большекаменского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ № 1 п. Шкотово Шкотовского муниципального района о возложении обязанности, - удовлетворить.

Возложить на МБОУ СОШ № 1 п. Шкотово Шкотовского муниципального района обязанность оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Шкотовский районный суд Приморского края.

Судья                            С.В. Качан

2-1196/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Большекаменский межрайонный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
МБОУ СОШ № 1 п. Шкотово Шкотовского муниципального района
Другие
Администрация Шкотовского муниципального округа
Суд
Шкотовский районный суд Приморского края
Судья
Качан Сергей Викторович
Дело на странице суда
shkotovsky.prm.sudrf.ru
27.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.06.2024Передача материалов судье
28.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2024Подготовка дела (собеседование)
05.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.07.2024Судебное заседание
25.08.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
24.09.2024Судебное заседание
24.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее