Решение по делу № 2-187/2023 от 31.07.2023

Дело № 2-187/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2023 года с. Самагалтай

Тес-Хемский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Шавыраа Б.К., при секретаре Соян А.С., с участием прокурора Тес-Хемского района Республики Тыва Даржаа А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тес-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ <данные изъяты> муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности оборудовать системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», обязании администрацию Тес-Хемского района Республики Тыва выделить финансирование на выполнение вышеуказанных мероприятий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тес-Хемского района Республики Тыва обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ <данные изъяты> муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» (далее МБОУ <данные изъяты>) о признании незаконным бездействия и возложении оборудовать в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», обязании администрацию Тес-Хемского района Республики Тыва выделить финансовые средства на выполнение вышеуказанных мероприятий. В обоснование иска указано, что прокуратурой Тес-Хемского района в 2022 году проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных учреждениях муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва», установлено, что в нарушение требований законодательства, Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственных ему организаций, объектов установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства МБОУ <данные изъяты> муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» не обеспечено состояние антитеррористической защищенности. По выявленным нарушениям прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ директору МБОУ <данные изъяты> внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства. По результатам рассмотрения представления об устранении нарушений требований законодательства был дан ответ о том, что принимаются меры к устранению выявленных нарушений. В ходе проведения проверки антитеррористического законодательства в детских оздоровительных лагерях муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» установлено, что МБОУ <данные изъяты> не оснащена системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Указанное свидетельствует о ненадлежащем состоянии антитеррористической защищенности, угрожает безопасности жизни и здоровья детей обучающихся указанного Учреждения. На основании изложенного просит признать незаконным бездействие МБОУ <данные изъяты> по непринятию мер по оснащению учреждения системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», возложить на МБОУ <данные изъяты> обязанность оборудовать в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», обязать администрацию Тес-Хемского района Республики Тыва выделить финансовые средства на выполнение вышеуказанных мероприятий.

В судебном заседании прокурор Тес-Хемского района Тес-Хемского района Республики Тыва Даржаа А.А. просил удовлетворить иск по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика МБОУ <данные изъяты> муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва», извещенный надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимал, о причинах неявки суду не сообщил, с исковыми требованиями согласны, о чем представили письменное заявление.

Представитель администрации Тес-Хемского района Республики Тыва на судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен, представил суду письменное ходатайство об установлении реального срока исполнения решения суда, в течение 6 месяцев.

Суд, с учетом мнения участников процесса, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Положения Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), которым определены правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации и общие правила осуществления образовательной деятельности, относят к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся, что закреплено в п. 15 ч. 3 ст. 28 названного Федерального закона.

Пунктом 2 ч. 6 указанной статьи установлено, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.

Статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» установлены основные принципы противодействия терроризму в Российской Федерации, к числу которых относятся обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма и соразмерности степени террористической опасности.

Президентом Российской Федерации 05.10.2009 утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (далее - Концепция), которая определила основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму.

Согласно пункту 11 Концепции основными задачами противодействия терроризму, являются: поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

На основании пункта 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В соответствии с пунктами 1, 3, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритета мер предупреждения терроризма.

Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 г. № 272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (далее - Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей).

Согласно п.п. 16, 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, паспорт безопасности является информационно - справочным документом, который отражает состояние антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей. Все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: системой видеонаблюдения; системой оповещения и управления эвакуацией; системой освещения.

Исходя из смысла п. 10 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, либо место общего пользования в здании, сооружении, на которых при определенных условиях может одновременно находиться от 50 человек и более.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 г. № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).

Согласно подпунктам «а, в» пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

В силу п. 20 Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством: а) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях); б) своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории); в) организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств; г) поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях); д) исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них; е) организации круглосуточных охранных мероприятий, обеспечения ежедневного обхода и осмотра уязвимых мест и участков объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (строений, сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями; ж) осуществления контроля за состоянием помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей; з) организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.

В соответствии с пп. «б, в, г, д» п. 25 Требований предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны), оснащения объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.

Из материалов дела установлено, что МБОУ <данные изъяты> муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» относится к объектам (территориям) третьей категории опасности.

В ходе надзорных мероприятий прокуратурой Тес-Хемского района Республики Тыва проведена проверка исполнения федерального законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных учреждениях муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва», в том числе в сфере обеспечения антитеррористической безопасности образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Тес-Хемского муниципального района, в ходе которой выявлено, что МБОУ <данные изъяты> муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» в нарушение требования подпункта "д" пункта 28 постановления Правительства Российской Федерации от 07.11.2019 N 1421 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), не оснащена системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ прокурором Тес-Хемского района Республики Тыва в отношении директора МБОУ <данные изъяты> вынесено представление об устранении выявленных нарушений.

Так, ответчиками суду не представлены доказательства, которые могли бы опровергнуть доводы истца, поэтому, у суда нет оснований не доверять представленным суду письменным доказательствам истца, так как они составлены в соответствии с требованиями гражданского законодательства, и признаны судом относимыми и допустимыми.

Пунктом 32 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006 предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях:

а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий);

б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);

в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.

Из чего следует, что Требованиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006, прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Согласно п. 3 ст. 5 названного Закона, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.

Как следует из пункта 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальный округ наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению и антитеррористической и противопожарной защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Лицензия от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление образовательной деятельности представлена МБОУ <данные изъяты> муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва».

В соответствии с Уставом, МБОУ <данные изъяты> является некоммерческой организацией, по типу учреждения - общеобразовательная, по организационно-правовой форме - бюджетное учреждение.

В соответствии с Уставом учредителем МБОУ <данные изъяты> и собственником его имущества является Тес-Хемский муниципальный округ Республики Тыва. Функции и полномочия учредителя и собственника имущества осуществляет Администрация Тес-Хемского муниципального района Республики Тыва.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).

В соответствии с п. 2.4 Устава финансовое обеспечение МБОУ <данные изъяты> осуществляется за счет средств бюджета на основании бюджетной сметы Тес-Хемского муниципального района Республики Тыва.

Из системного толкования положений пункта 4 статьи 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, следует, что орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.

Подпунктом «е» пункта 14 Требований определены необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования.

При указанных обстоятельствах, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и признании бездействия МБОУ <данные изъяты> муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» по не принятию мер по оснащению МБОУ <данные изъяты> муниципального района Тес-Хемский кожуун Республики Тыва системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» незаконным, возложении оборудовать системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», обязании администрации Тес-Хемского района Республики Тыва выделить финансовые средства на выполнение вышеуказанных мероприятий.

В соответствии со статьей 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

При этом суд полагает, что необходимо увеличить срок исполнения решения суда с 3-х месяцев до 6-ти месяцев с целью необходимости соблюдения ответчиком положений бюджетного законодательства и реального исполнения решения суда, для чего трех месяцев явно не достаточно.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Тес-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ <данные изъяты> муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва», Администрации Тес-Хемского района Республики Тыва удовлетворить.

Признать бездействие МБОУ <данные изъяты> муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» по не принятию мер по оснащению МБОУ <данные изъяты> муниципального района Тес-Хемский кожуун Республики Тыва системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» незаконным, возложить на МБОУ <данные изъяты> муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать МБОУ <данные изъяты> муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

Обязать администрацию муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» выделить финансовые средства на выполнение вышеуказанных мероприятий.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тес-Хемский районный суд Республики Тыва.

Мотивированное решение изготовлено 5 октября 2023 года (30 сентября, 1 октября 2023 года – выходные дни).

Председательствующий Б.К. Шавыраа


Дело № 2-187/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2023 года с. Самагалтай

Тес-Хемский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Шавыраа Б.К., при секретаре Соян А.С., с участием прокурора Тес-Хемского района Республики Тыва Даржаа А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тес-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ <данные изъяты> муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности оборудовать системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», обязании администрацию Тес-Хемского района Республики Тыва выделить финансирование на выполнение вышеуказанных мероприятий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тес-Хемского района Республики Тыва обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ <данные изъяты> муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» (далее МБОУ <данные изъяты>) о признании незаконным бездействия и возложении оборудовать в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», обязании администрацию Тес-Хемского района Республики Тыва выделить финансовые средства на выполнение вышеуказанных мероприятий. В обоснование иска указано, что прокуратурой Тес-Хемского района в 2022 году проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных учреждениях муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва», установлено, что в нарушение требований законодательства, Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственных ему организаций, объектов установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства МБОУ <данные изъяты> муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» не обеспечено состояние антитеррористической защищенности. По выявленным нарушениям прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ директору МБОУ <данные изъяты> внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства. По результатам рассмотрения представления об устранении нарушений требований законодательства был дан ответ о том, что принимаются меры к устранению выявленных нарушений. В ходе проведения проверки антитеррористического законодательства в детских оздоровительных лагерях муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» установлено, что МБОУ <данные изъяты> не оснащена системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Указанное свидетельствует о ненадлежащем состоянии антитеррористической защищенности, угрожает безопасности жизни и здоровья детей обучающихся указанного Учреждения. На основании изложенного просит признать незаконным бездействие МБОУ <данные изъяты> по непринятию мер по оснащению учреждения системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», возложить на МБОУ <данные изъяты> обязанность оборудовать в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», обязать администрацию Тес-Хемского района Республики Тыва выделить финансовые средства на выполнение вышеуказанных мероприятий.

В судебном заседании прокурор Тес-Хемского района Тес-Хемского района Республики Тыва Даржаа А.А. просил удовлетворить иск по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика МБОУ <данные изъяты> муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва», извещенный надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимал, о причинах неявки суду не сообщил, с исковыми требованиями согласны, о чем представили письменное заявление.

Представитель администрации Тес-Хемского района Республики Тыва на судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен, представил суду письменное ходатайство об установлении реального срока исполнения решения суда, в течение 6 месяцев.

Суд, с учетом мнения участников процесса, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Положения Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), которым определены правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации и общие правила осуществления образовательной деятельности, относят к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся, что закреплено в п. 15 ч. 3 ст. 28 названного Федерального закона.

Пунктом 2 ч. 6 указанной статьи установлено, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.

Статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» установлены основные принципы противодействия терроризму в Российской Федерации, к числу которых относятся обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма и соразмерности степени террористической опасности.

Президентом Российской Федерации 05.10.2009 утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (далее - Концепция), которая определила основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму.

Согласно пункту 11 Концепции основными задачами противодействия терроризму, являются: поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

На основании пункта 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В соответствии с пунктами 1, 3, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритета мер предупреждения терроризма.

Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 г. № 272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (далее - Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей).

Согласно п.п. 16, 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, паспорт безопасности является информационно - справочным документом, который отражает состояние антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей. Все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: системой видеонаблюдения; системой оповещения и управления эвакуацией; системой освещения.

Исходя из смысла п. 10 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, либо место общего пользования в здании, сооружении, на которых при определенных условиях может одновременно находиться от 50 человек и более.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 г. № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).

Согласно подпунктам «а, в» пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

В силу п. 20 Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством: а) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях); б) своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории); в) организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств; г) поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях); д) исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них; е) организации круглосуточных охранных мероприятий, обеспечения ежедневного обхода и осмотра уязвимых мест и участков объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (строений, сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями; ж) осуществления контроля за состоянием помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей; з) организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.

В соответствии с пп. «б, в, г, д» п. 25 Требований предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны), оснащения объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.

Из материалов дела установлено, что МБОУ <данные изъяты> муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» относится к объектам (территориям) третьей категории опасности.

В ходе надзорных мероприятий прокуратурой Тес-Хемского района Республики Тыва проведена проверка исполнения федерального законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных учреждениях муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва», в том числе в сфере обеспечения антитеррористической безопасности образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Тес-Хемского муниципального района, в ходе которой выявлено, что МБОУ <данные изъяты> муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» в нарушение требования подпункта "д" пункта 28 постановления Правительства Российской Федерации от 07.11.2019 N 1421 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), не оснащена системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ прокурором Тес-Хемского района Республики Тыва в отношении директора МБОУ <данные изъяты> вынесено представление об устранении выявленных нарушений.

Так, ответчиками суду не представлены доказательства, которые могли бы опровергнуть доводы истца, поэтому, у суда нет оснований не доверять представленным суду письменным доказательствам истца, так как они составлены в соответствии с требованиями гражданского законодательства, и признаны судом относимыми и допустимыми.

Пунктом 32 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006 предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях:

а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий);

б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);

в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.

Из чего следует, что Требованиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006, прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Согласно п. 3 ст. 5 названного Закона, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.

Как следует из пункта 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальный округ наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению и антитеррористической и противопожарной защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Лицензия от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление образовательной деятельности представлена МБОУ <данные изъяты> муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва».

В соответствии с Уставом, МБОУ <данные изъяты> является некоммерческой организацией, по типу учреждения - общеобразовательная, по организационно-правовой форме - бюджетное учреждение.

В соответствии с Уставом учредителем МБОУ <данные изъяты> и собственником его имущества является Тес-Хемский муниципальный округ Республики Тыва. Функции и полномочия учредителя и собственника имущества осуществляет Администрация Тес-Хемского муниципального района Республики Тыва.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).

В соответствии с п. 2.4 Устава финансовое обеспечение МБОУ <данные изъяты> осуществляется за счет средств бюджета на основании бюджетной сметы Тес-Хемского муниципального района Республики Тыва.

Из системного толкования положений пункта 4 статьи 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, следует, что орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.

Подпунктом «е» пункта 14 Требований определены необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования.

При указанных обстоятельствах, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и признании бездействия МБОУ <данные изъяты> муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» по не принятию мер по оснащению МБОУ <данные изъяты> муниципального района Тес-Хемский кожуун Республики Тыва системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» незаконным, возложении оборудовать системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», обязании администрации Тес-Хемского района Республики Тыва выделить финансовые средства на выполнение вышеуказанных мероприятий.

В соответствии со статьей 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

При этом суд полагает, что необходимо увеличить срок исполнения решения суда с 3-х месяцев до 6-ти месяцев с целью необходимости соблюдения ответчиком положений бюджетного законодательства и реального исполнения решения суда, для чего трех месяцев явно не достаточно.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Тес-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ <данные изъяты> муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва», Администрации Тес-Хемского района Республики Тыва удовлетворить.

Признать бездействие МБОУ <данные изъяты> муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» по не принятию мер по оснащению МБОУ <данные изъяты> муниципального района Тес-Хемский кожуун Республики Тыва системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» незаконным, возложить на МБОУ <данные изъяты> муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать МБОУ <данные изъяты> муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

Обязать администрацию муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» выделить финансовые средства на выполнение вышеуказанных мероприятий.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тес-Хемский районный суд Республики Тыва.

Мотивированное решение изготовлено 5 октября 2023 года (30 сентября, 1 октября 2023 года – выходные дни).

Председательствующий Б.К. Шавыраа


2-187/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Тес-Хемского района Даржаа А.А.
Ответчики
Администрация МР Тес-Хемский кожуун РТ
МБОУ Берт-Дагская СОШ МР Тес-Хемский кожуун РТ
Суд
Тес-Хемский районный суд Республики Тыва
Судья
Шавыраа Борбаанай Кан-ооловна
Дело на странице суда
tes-hemskiy.tva.sudrf.ru
31.07.2023Регистрация административного искового заявления
31.07.2023Передача материалов судье
02.08.2023Решение вопроса о принятии к производству
02.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.09.2023Судебное заседание
29.09.2023Судебное заседание
05.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее