Дело № 2а-598/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 марта 2018 года п. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Кудряшовой Р.Г.,
при секретаре судебного заседания Семеновой А.А.,
с участием:
помощника Чебоксарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики Алексеева Д.А.,
представителя административного истца ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии Турханова С.Н.,
административного ответчика – осужденного Майорова А.И., участвовавшего в рассмотрении дела путем использования систем видеоконференц-связи,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии к Майорову А.И., освобождаемому из мест лишения свободы, об установлении административного надзора,
у с т а н о в и л :
Начальник ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии обратился в суд с административным исковым заявлением к Майорову А.И. об установлении административного надзора. В обоснование требований указывает, что Майоров А.И. осужден 12 декабря 2017 года Козловским районным судом Чувашской Республики по ч. 2 ст. 314.1 УК РФ к 4 месяцам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
С учетом личности осужденного и принимая во внимание, что Майоров А.И. совершил преступление в период нахождения под административным надзором, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, администрация исправительного учреждения в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» просит установить осужденному Майорову А.И. после освобождения из мест лишения свободы административный надзор на срок 6 лет со следующими административными ограничениями: обязательная явка четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещение пребывания в местах розлива спиртных напитков; запрещение пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов до 06 часов следующего дня; запрещение выезда за установленные судом территории.
В судебном заседании представитель административного истца Турханов С.Н. административный иск об установлении административного надзора в отношении Майорова А.И. поддержал и просил удовлетворить.
Административный ответчик Майоров А.И. просил отказать в удовлетворении иска, поскольку по его мнению, установление административного надзора следует расценивать как повторное наказание за преступление, за которое он уже был осужден приговором суда.
Участвующий в деле прокурор Алексеев Д.А. в заключении по делу указал, что иск подлежит удовлетворению.
Выслушав стороны, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
В статье 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ определено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушении, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Как следует из материалов дела, Майоров А.И. осужден приговором Козловского районного суда Чувашской Республики от 12 декабря 2017 года по ч. 2 ст. 314.1 УК РФ к 4 месяцам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Начало срока – 12 декабря 2017 года. Конец срока – 11 апреля 2018 года.
Ранее Майоров А.И. судим приговором Козловского районного суда Чувашской Республики от 08 февраля 2013 года по ч. 2 ст. 162 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Освобожден по отбытию наказания 04 июля 2016 года.
На основании решения Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 14 марта 2016 года в отношении Майорова А.И. был установлен административный надзор на срок 6 лет со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному им месту жительства или пребывания, с административным ограничениями в виде: обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания на периодическую регистрацию в дни, установленные указанным органом; запрета пребывания в заведениях, где реализуются спиртные напитки в розлив; запрета пребывания вне жилого дома или иного помещения, являющегося местом жительства с 22 часов до 6 часов утра, кроме работы в ночное время.
05 июля 2016 года Майоров А.И. был постановлен на профилактический учет в ОМВД России по Козловскому району.
Решением Козловского районного суда Чувашской Республики от 01 декабря 2016 года Майорову А.И. установлены дополнительное административное ограничение в виде обязательной явки три раза в месяц на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства.
В декабре 2017 года административный надзор в отношении Майорова А.И. прекращен в связи с осуждением приговором Козловского районного суда Чувашской Республики от 12 декабря 2017 года.
Таким образом, Майоров А.И. является совершеннолетним лицом, отбывшим уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющим непогашенную либо неснятую судимость, совершившим в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, то есть относится к числу тех, в отношении которых устанавливается административный надзор в силу пункта 4 части 2 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64- ФЗ.
Исключений относительно совершения в период административного надзора преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 314 УК РФ, пункт 4 часть 2 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ не содержит.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Предусмотренное ч. 2 ст. 314.1 УК РФ преступление относится к категории небольшой тяжести, судимость за которое погашается в соответствии с пунктом "в" части 3 статьи 86 УК РФ по истечении трех лет после отбытия наказания.
Согласно представленной администрацией ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике характеристике, осужденный Майоров А.И. в исправительном учреждении трудоустроен швеей 2 разряда, к труду относится неудовлетворительно, имеет нарекания со стороны мастерского состава, норму выработки не выполняет. С положительной стороны себя не проявил, поощрений не имеет. За время отбывания наказания имеет 1 взыскание, которое в установленном законом порядке не снято и не погашено. Содержится в обычных условиях отбывания наказания. На профилактическом учете не состоит. По характеру спокойный, общительный. Дружеские отношения поддерживает с осужденными, характеризующимися как положительно, так и отрицательно. В коллективе осужденных уживчив. Мероприятия воспитательного характера посещает, но из индивидуально-профилактических бесед должных выводов не делает. В общении с представителями администрации учреждения ведет себя вежливо и тактично. Санитарно-гигиенические требования соблюдает. В употреблении спиртных напитков, наркотических веществ и сильнодействующих медицинских препаратов замечен не был. Склонности к азартным играм с извлечением материальной выгоды не имеет. Связь с родными и близкими поддерживает. Вину в совершенном преступлении на суде признал полностью.
В силу ч. 8 ст. 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Согласно разъяснениям, данным в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», выбор вида административных ограничений должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1)запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным.
Руководствуясь приведенными выше нормами права, принимая во внимание данные о личности Майорова А.И., освобождаемого из мест лишения свободы, отрицательно характеризующегося администрацией учреждения по месту отбывания наказания, характер и степень тяжести совершенного преступления (в нарушение установленных ограничений в ночное время суток не находился по месту жительства), суд считает необходимым установить административный надзор Майорову А.И. на срок три года (для погашения судимости) за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, поскольку срок административного надзора в настоящем случае, согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ, исчисляется со дня постановки поднадзорного лица на учет в органе внутренних дел по избранному им месту жительства, с возложением ограничений в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрещение пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов до 06 часов следующего дня.
Указанные меры соответствуют целям и задачам административного надзора – недопущения совершения Майоровым А.И. новых правонарушений и оказания помощи в возвращении и приобретении необходимых возможностей и способностей к жизни в обществе с соблюдением норм права и соответствуют перечню ограничений и прав и свобод, применяемых при установлении и осуществлении административного надзора, установленного статьей 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ.
Следовательно, установление административного надзора не может расцениваться как повторное наказание за ранее совершенное преступление и не влечет за собой ухудшение положения осужденного.
При этом суд считает необходимым отказать заявителю в удовлетворении требования об установлении в отношении Майорова А.И. административных ограничений: запрета пребывания в местах розлива спиртных напитков; запрета выезда за установленные судом территории, поскольку необходимости установления поднадзорному данных видов ограничений из представленных заявителем материалов не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии к Майорову А.И., освобождаемому из мест лишения свободы, об установлении административного надзора удовлетворить.
Установить в отношении Майорова А.И. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, административный надзор на срок 3 (три) года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Козловского районного суда Чувашской Республики от 12 декабря 2017 года.
В период административного надзора установить Майорову А.И. административные ограничения:
- обязать являться 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запретить пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов до 06 часов следующего дня.
В удовлетворении административного искового заявления в части установления Майорову А.И. административных ограничений: запрета пребывания в местах розлива спиртных напитков; запрета выезда за установленные судом территории, отказать.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Разъяснить Майорову А.И., что несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, и невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по ст. 19.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Предупредить Майорова А.И., в случае неприбытия без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства, пребывания или фактического нахождения, совершенные в целях уклонения от административного надзора влечет уголовную ответственность по ст. 314.1 УК РФ.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия судом решения через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Мотивированное решение составлено 29 марта 2018 года.
Председательствующий: судья Кудряшова Р.Г.