Решение по делу № 33-942/2019 от 24.04.2019

Судья: Юрченко Н.И.     Дело № 33-942 2019 год

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

17 мая 2019 года                     город Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего – Хапачевой Р.А.,

судей - Аутлева Ш.В. и Козырь Е.Н.,

при секретаре судебного заседания – Цеевой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» (далее ФКУ Упрдор «Черноморье») на решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 16 ноября 2018 года, которым постановлено:

удовлетворить исковые требования Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» федерального дорожного агентства».

Изъять для государственных нужд у Кавкази Абдуллаха земельный участок, площадью 777 кв.м, с кадастровым номером , образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером площадью 31 037 кв.м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения крестьянского хозяйства, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, аул Мафэхабль, КСХП им. Энгельса, земельный участок № 19, прекратив право собственности Кавкази Абдуллаха на земельный участок с кадастровым номером 01:04:5402001:1568, с предоставлением возмещения в размере 200 350 (двухсот тысяч трехсот пятидесяти тысяч) рублей, в том числе рыночная стоимость земельного участка – 200 000 рублей посредством перечисления Федеральным казенным учреждением «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» федерального дорожного агентства на банковский счет Кавкази Абдуллаха.

Заслушав доклад председательствующего - судьи Хапачевой Р.А., объяснение истца ФКУ Упрдор «Черноморье» по доверенности Свиридкиной Е.А., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФКУ Упрдор «Черноморье» обратилось в суд с иском к Кавкази А. об изъятии земельного участка для государственных нужд.

В обоснование заявленных требований истец указал, что распоряжением Федерального дорожного агентства от 12.10.2015 № 1892-р «Об утверждении документации по планировке территории объекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 «Кавказ» - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку). Реконструкция автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Подъезд к городу Майкоп на участке км 92+000 - км 103+451, Республика Адыгея» (I очередь, км 92+000 - км 102+288)» принято решение об изъятии в установленном порядке для нужд Российской Федерации путем образования и дальнейшего выкупа земельного участка с кадастровым номером , образованного из земельного участка, с кадастровым номером , общей площадью 31 037 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> земельный участок № 19 принадлежащий на праве собственности Кавкази А.

Во исполнение вышеуказанного распоряжения был образован земельный участок с кадастровым номером 01:04:5402001:1568 общей площадью 777 кв.м.

31.05.2017 за исх. № 5519/10 в адрес Кавкази А. было направлено письмо, согласно которому истец уведомил ответчика о том, что вышеназванный земельный участок подлежит изъятию в целях обеспечения реализации проекта «Строительство и реконструкции автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них».

На основании государственного контракта № 548 от 10.11.2017, заключенного между ФКУ Упрдор «Черноморье» и ООО «А-КОСТА», последним произведена оценка рыночной стоимости спорного земельного участка, на основании которой составлен отчет № 201117.12-01-ЗУ от 15.11.2017, в соответствии с которым, размер компенсации за изъятие земельного участка составляет 17 150 рублей.

Проект соглашения выкупа земельного участка для ознакомления вручен ответчику 15.12.2017, но не подписан.

На основании изложенного, истец просил суд изъять для федеральных нужд путем прекращения права собственности Кавкази А. на земельный участок общей площадью 777 кв.м, с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>, <адрес> земельный участок № 19, посредством перечисления ФКУ Упрдор «Черноморье» денежных средств в размере 16 800 рублей за прекращение права собственности на данный земельный участок и убытков в размере 350 рублей на банковский счет Кавкази А.; зарегистрировать право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок; взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 6 000 рублей; обратить решение к немедленному исполнению.

Суд постановил изложенное выше решение.

Не согласившись с принятым по делу решением, истцом ФКУ Упрдор «Черноморье» подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения Майкопского районного суда Республики Адыгея от 16.11.2018 в части размера выкупной стоимости земельного участка, полагая его завышенной. В обоснование жалобы истец ссылается на то, что заключение судебной экспертизы не соответствует действующему законодательству, расчет стоимости земельного участка произведен с многочисленными нарушениями, повлекшими искажение результатов оценки.

Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно п. 1 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Пунктом 2 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным, в частности, со строительством, реконструкцией таких объектов государственного или местного значения, как автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции указанных объектов допускается, если такие объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (п. 1 ст. 56.3 ЗК РФ).

Пунктом 2 ст. 281 ГК РФ предусмотрено, что при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно ст. 282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, выкуп участка (принудительное изъятие) для государственных нужд может быть осуществлен по решению суда.

Рыночная стоимость земельных участков, согласно ст. 66 ЗК РФ, устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Согласно ст. 8 указанного Закона, проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при изъятии имущества для государственных или муниципальных нужд.

По смыслу ст. 282 ГК РФ, п. 3 ст. 55, п. 1 ст. 62 ЗК РФ в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.

Из материалов дела следует, что Кавкази А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 01:04:5402001:19, общей площадью 31 037 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, а. Мафэхабль, КСХП им. «Энегельса», земельный участок , который попадает в зону строительства объекта «Строительство и реконструкция автомобилей дороги М-29 «Кавказ» - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку). Реконструкция автомобильной дороги Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ – Грозный – Махачкала – граница с Азербайджанской Республикой. Подъезд к городу Майкоп на участке км 92+000 – км 103+451, Республика Адыгея» (I очередь км 92+000 – км 102+288) (т. 1 л.д. 182).

Во исполнение распоряжения Федерального дорожного агентства № 1009-р от 22.05.2017 принято решение об изъятии земельного участка путем его образования из земельного участка, с кадастровым номером , общей площадью 31 037 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок № 19 и его дальнейшего выкупа (т. 1 л.д. 21-26).

Во исполнение вышеуказанного распоряжения был образован земельный участок с кадастровым номером общей площадью 777 кв.м. (т. 1 л.д. 29-33).

31.05.2017 за исх. № 5519/10 в адрес Кавкази А. было направлено письмо, согласно которому истец уведомил ответчика о том, что вышеназванный земельный участок подлежит изъятию в целях обеспечения реализации проекта «Строительство и реконструкции автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них» (т. 1 л.д. 12).

На основании государственного контракта № 548 от 10.11.2017, заключенного между ФКУ Упрдор «Черноморье» и ООО «А-КОСТА», последним произведена оценка рыночной стоимости спорного земельного участка, на основании которой составлен отчет № 201117.12-01-ЗУ от 15.11.2017, в соответствии с которым, размер компенсации за изъятие земельного участка составляет 17 150 рублей (т. 1 л.д. 55-145).

Проект соглашения выкупа земельного участка вручен ответчику 15.12.2017, однако данный проект ответчик не подписал, и соглашение о выкупной стоимости земельного участка между сторонами достигнуто не было (т. 1 л.д. 13-19).

В силу положений ст. 56.8 ЗК РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).

При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности, на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.

По ходатайству ответчика Кавкази А., с целью установления рыночной стоимости спорного земельного участка, судом первой инстанции была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту ООО «Агентство независимой оценки недвижимости» Шорову Ю.С. (т. 1 л.д. 199-201).

Согласно экспертному заключению от 15.10.2018, выполненному экспертом ООО «Агентство независимой оценки недвижимости» Шоровым Ю.С., рыночная стоимости земельного участка с кадастровым номером 01:04:5402001:1568, общей площадью 777 кв.м составляет 200 000 рублей (т. 2 л.д. 4-34).

Установив, что соглашение о выкупе недвижимости в досудебном порядке между сторонами не достигнуто, процедура изъятия истцом соблюдена, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о принудительном изъятии у собственника Кавкази А. земельного участка для государственных нужд, по выкупной цене.

Определяя стоимость изымаемого недвижимого имущества, суд, положив в основу решения вышеназванное заключение, правомерно взыскал в пользу Кавкази А. возмещение в сумме 200 350 рублей.

Заключение судебной экспертизы выполнено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость вышеназванного земельного участка, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.

У судебной коллегии не имеется оснований не доверять выводам эксперта, изложенным в его заключении, поскольку доказательств, указывающих на недостоверность проведенного исследования, либо ставящих под сомнение выводы эксперта, истцом не представлено.

При этом апелляционная инстанция исходит из того, что в указанном заключении эксперта дана полная характеристика объекта, имеется ряд таблиц. При проведении данной оценки земельного участка использовался сравнительный подход, а именно метод сравнения продаж (способы оценки типичного участка и единицы сравнения). В заключении содержится вся необходимая информация и приведена мотивация расчетов, при которых учитывались сведения по рынку продаж аналогичных объектов с учетом местоположения, физических характеристик. Отчет составлен экспертом, прошедшим профессиональную переподготовку по программе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)», курсы повышения квалификации в области оценочной деятельности, являющимся членом «Саморегулируемая организации оценщиков». Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия не усматривает противоречий и существенных нарушений законодательства об оценочной деятельности в указанном заключении при определении рыночной стоимости выкупаемого имущества, поскольку заключение составлено в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки и Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Доводы апелляционной жалобы о том, что заключение ООО «Агентство независимой оценки недвижимости» является недопустимым доказательством судебная коллегия признает неубедительными, поскольку выводов эксперта они не опровергают и не содержат ссылок на доказательства, которые указывали бы на недостоверность проведенного экспертом исследования.

Таким образом, разрешая данное дело, суд первой инстанции правильно применил нормы права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения обоснование своим выводам. Доказательства, положенные в основу принятого судом решения, сомнений в их достоверности не вызывают.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 16 ноября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» – без удовлетворения.

Председательствующий:                          Р.А. Хапачева

Судьи: Ш.В. Аутлев

Е.Н. Козырь

33-942/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Истец ФКУ "Управление федеральных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства"
Ответчики
Ответчик Кавкази Абдуллах
Другие
Третье лицо ООО "А-КОСТА"
Представитель ответчика Бабкин С.В.
Третье лицо Управление Росреестра по Республике Адыгея
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Дело на странице суда
vs.adg.sudrf.ru
21.08.2020Судебное заседание
21.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2020Передано в экспедицию
17.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее