РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 декабря 2019 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Алферьевской С.А.,
при секретаре Головковой С.В.,
с участием представителя истца Логиновой Ш.Ф. – Черешковой О.И., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Логиновой Ш.Ф. к Министерству социального развития, опеки и попечительства <адрес> о признании права на внеочередное получение жилищной субсидии для приобретения жилья,
УСТАНОВИЛ:
Логинова Ш.Ф. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития опеки и попечительства <адрес>, требуя признать за ней внеочередное право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья. В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ подарила Администрации <адрес> квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, состоящую из двух комнат, на основании договора дарения. С ДД.ММ.ГГГГ год проживала в <адрес>, осуществляла трудовую деятельность. В ДД.ММ.ГГГГ году переехала в <адрес>. Распоряжением председателя комитета по управлению <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, очередь №, и на льготных основаниях включена в списки СевераДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ– №, а в ДД.ММ.ГГГГ состоит в очереди под №. На свое обращение в <адрес> получила ответ № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что списки формируются по категориям, предусмотренным ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами 1 и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей; во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; в третью очередь - гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в четвертую очередь - работающим гражданам. До 2005 года постановка на учет граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретем жилья, осуществлялась органами местного самоуправления по месту жительства граждан В каждом муниципальном образовании была своя очередность по району. Единая очередь формировалась Департаментом по Северу. На основании распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ра «О передаче документов» списки и учетные дела граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, состоящих в муниципальных образованиях на учете по предоставлению безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета, в ДД.ММ.ГГГГ года переданы в территориальные подразделения (учреждения) министерства по месту жительства граждан. На основании переданных списков министерством сформирован единый список по <адрес>, в соответствии с которым ее очередь по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ стала №. Кроме того, она также включена в сводный список, в ДД.ММ.ГГГГ году № ее очереди был 1313, в ДД.ММ.ГГГГ году - №. Согласно п. 5 Указа Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки граждан, выезжающих из районов Крайнего Сервера и приравненных к ним местностей» (с изменениями на ДД.ММ.ГГГГ) пенсионеры, проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет и потерявшие работу в связи с прекращением деятельности предприятий и ликвидацией поселков, расположенных в этих регионах, пользуются правом первоочередного получения жилья на территории РФ независимо от места их проживания на дату издания настоящего Указа. Поскольку ДД.ММ.ГГГГ на основании договора она подарила Администрации <адрес> принадлежащую ей квартиру, и ее переезд был связан непосредственно с ликвидацией предприятия, то она имеет первоочередное право на получение субсидии на предоставление жилья. При включении в общую очередь она не сможет реализовать свои права при жизни, поскольку за 20 лет очередь не сдвинулась, а увеличилась.
Истец Логинова Ш.Ф., извещенная о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в суд не явилась, реализовала право на участие в судебном заседании путем направления представителя Черешковой О.И.
В судебном заседании представитель истца Черешкова О.И. заявленные Логиновой Ш.Ф. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.
Ответчик Министерство социального развития опеки и попечительства <адрес>, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в суд своих представителей не направил. Представитель ответчика Манлаева К.С. представила отзыв на исковое заявление, согласно которому в удовлетворении исковых требований Логиновой Ш.Ф. просила отказать, при этом обратилась с ходатайством о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя министерства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2012 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:
инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;
инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
В силу ст. 2 Федерального закона от 25.10.2012 № 125-ФЗ если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:
в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;
в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очередности для этой категории.
Граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.
Статьей 3 Федерального закона № 125-ФЗ регламентировано, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления. Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.
Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом (статья 4 Закона).
Пунктом 1 Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г.№ 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Названным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
В соответствии с п. 2 Правил сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.
Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.
Участие граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил, в ведомственной целевой программе добровольное.
Сертификаты выпускаются ответственным исполнителем государственной программы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Форма сертификата и требования к его заполнению утверждаются ответственным исполнителем государственной программы (п. 3 Правил).
Пунктом 5 Правил регламентировано, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют в том числе следующие граждане Российской Федерации:
- граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (пп. «з» п. 5 Правил);
- граждане, выезжающие из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (пп. «и» п. 5 Правил).
В соответствии с п. 19 Правил для участия в ведомственной целевой программе граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов (далее - подразделения), органы местного самоуправления (граждане, указанные в подпунктах "з" и "и" пункта 5 настоящих Правил, - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если законом субъекта Российской Федерации государственные полномочия субъекта Российской Федерации по постановке на учет граждан указанных категорий в качестве имеющих право на получение социальной выплаты и их учету не переданы органам местного самоуправления) (далее - орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан) или администрацию <адрес>, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в ведомственной целевой программе и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по форме согласно приложению N 1 с приложением необходимых документов.
В силу п. 21 Правил подразделения, органы местного самоуправления (органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющие учет граждан, и администрация г. Байконура осуществляют проверку документов, представленных гражданами в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, а также полученных указанными подразделениями, органами и администрацией в соответствии с пунктом 20(1) настоящих Правил.
По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником ведомственной целевой программы.
В случае признания гражданина участником ведомственной целевой программы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 24 Правил в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин - участник ведомственной целевой программы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, или в администрацию г. Байконура, в которых находится его учетное дело, заявление об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году (в произвольной форме).
Орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, и администрация г. Байконура до 1 августа года, предшествующего планируемому году, формируют списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, по форме, установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (для граждан - участников ведомственной целевой программы, указанных в подпунктах "е" - "и" пункта 5 настоящих Правил), органом местного самоуправления закрытого административно-территориального образования (для граждан - участников ведомственной целевой программы, указанных в подпункте "к" пункта 5 настоящих Правил) или администрацией г. Байконура (для граждан - участников ведомственной целевой программы, указанных в подпункте "л" пункта 5 настоящих Правил), отдельно по каждой из категорий граждан, указанных в подпунктах "е" - "л" настоящих Правил, и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (за исключением списков граждан, указанных в подпунктах "к" и "л" пункта 5 настоящих Правил).
В соответствии с п. 36 Правил оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам ведомственной целевой программы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований и администрацией г. Байконура осуществляется:
- в отношении граждан - участников ведомственной целевой программы, указанных в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, - в соответствии с очередностью, установленной статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей";
- в отношении граждан - участников ведомственной целевой программы, указанных в подпункте "и" пункта 5 настоящих Правил, - в порядке очередности, установленной исходя из времени принятия решения о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Судом установлено, что Логинова Ш.Ф. состоит на учете граждан, выехавших (выезжающих) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с ДД.ММ.ГГГГ, категория – пенсионеры.
Согласно ответу ОГКУ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № в сводном списке граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы номер очереди Логиновой Ш.Ф. на ДД.ММ.ГГГГ год по <адрес> среди пенсионеров – <данные изъяты>
Из ответа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Логинова Ш.Ф. зарегистрирована в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по Федеральному закону № 125-ФЗ, в качестве заявителя под номером <данные изъяты> 688 во второй очереди «пенсионеры», дата постановки на учет – ДД.ММ.ГГГГ. Номер очереди по <адрес>: на ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, на ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> <данные изъяты>
В ответе также указано, что по <адрес> сформирован сводный список на 2017 год в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". В данном списке Логинова Ш.Ф. зарегистрирована под номером <данные изъяты> во второй очереди «пенсионеры», дата постановки на учет – ДД.ММ.ГГГГ. Номер очереди в сводном списке по <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, на ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>.
Аналогичный ответ дан Логиновой Ш.Ф. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, в ответе дополнительно указано, что номер очереди Логиновой Ш.Ф. в сводном списке на <данные изъяты> в очереди «пенсионеры».
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований Логиновой Ш.Ф. к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на внеочередное получение жилищной субсидии для приобретения жилья.
В силу положений Федерального закона № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предоставление жилищных субсидий осуществляется в порядке очередности, определяемой по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий.
Возможность внеочередного обеспечения жилищной субсидией в целях приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, как того просит истец Логинова Ш.Ф., нормами Федерального закона № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» не предусмотрена.
Доводы стороны истца о наличии у Логиновой Ш.Ф. права на внеочередное обеспечение жилищной субсидией в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 757 «О дополнительных мерах государственной поддержки граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» суд также находит несостоятельными.
В силу п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 757 пенсионеры и другие граждане, проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет и потерявшие работу в связи с прекращением деятельности предприятий и ликвидацией поселков, расположенных в этих регионах, пользуются правом первоочередного получения жилья на территории Российской Федерации независимо от места их проживания на дату издания настоящего Указа.
То есть право поименованной в п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 757 категории граждан на первоочередное получение жилищных субсидий обусловлено выездом из населенных пунктов районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в связи с прекращением деятельности градообразующих предприятий и закрытием населенных пунктов (поселков) по решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации.
Однако Логинова Ш.Ф. к такой категории граждан не относится, ее выезд из <адрес> не был связан с потерей работы в связи с прекращением деятельности предприятия и ликвидацией населенного пункта.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 17.12.2019.