Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Катайский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Бутаковой О. А.
при секретаре Таланкиной А. С.
с участием истцов Коренева В. А., Коренева В. В.,
представителя истца Коренева В. В. Кореневой Т. П.,
истца (законного представителя истца Кореневой А. А.) Кореневой Я. В.
рассмотрел в открытом судебном заседании 26 сентября 2019 года в г. Катайске Курганской области гражданское дело№ 2-200/2019 по исковому заявлению Коренева Вячеслава Александровича, Коренева Виктора Вячеславовича, Кореневой Ярославны Вячеславовны, Кореневой Анастасии Алексеевны к администрации города Катайска об обязании восстановить в очереди на улучшение жилищных условий и обязании направить ходатайство о включении в реестр на улучшение жилищных условий,
установил:
Коренев В. А., Коренев В. В., Коренева Я. В., действующая за себя и в интересах своей несовершеннолетней дочери Кореневой А. А., обратились в суд с иском к администрации города Катайска, согласно которому просят обязать ответчика восстановить в очереди на улучшение жилищных условий Коренева В. А. и Коренева В. В. – с 13.07.1988, Кореневу Я. В. – с 02.08.1989; включить в очередь на улучшение жилищных условий Кореневу А. А. с 08.10.2013; направить ходатайства в Главное управление социальной защиты населения Курганской области о включении Коренева В. А., Коренева В. В., Кореневой Я. В. и Кореневой А. А. в областной реестр на улучшение жилищных условий.
Свои требования истцы мотивировали тем, что с 13.07.1988 Коренев В. А. состоял в очереди на улучшение жилищных условий вместе с Кореневой Т. П. и ребенком-инвалидом Кореневым В. В., ... года рождения. ... у Коренева В. А. и Кореневой Т. П. родилась дочь Коренева Я. В. Семья состояла из четырех человек, что подтверждается справкой о составе семьи 1993 г. из учетного дела Кореневой Т. П. и установлено Катайским районным судом при разрешении гражданского дела № 2-131/2018. Решением суда от 24.04.2018 по этому делу Коренева Т. П. восстановлена в очереди, согласно постановлению администрации города Катайска от 06.06.2018 состав семьи три человека. Вместе с Кореневой Т. П. в очереди с 13.07.1988 восстановлены Коренев В. В. и Коренева Я. В., хотя последняя родилась только в 1989 г., поэтому ее следует восстановить в очереди с момента рождения. Коренев В. А. в очереди не был восстановлен, однако и решения об исключении его из очереди не было. Ответчик ссылается на то, что в связи с расторжением брака между Кореневой Т. П. и Кореневым В. А. 11.09.2007 последний утратил право стоять в очереди. Однако Коренев В. А. не перестал нуждаться в улучшении жилищных условий, он воспитал ребенка-инвалида до совершеннолетия, на момент расторжения брака которому исполнилось 26 лет. В настоящее время Коренев В. А. проживает один по адресу: Адрес 1, получает пенсию в связи с тем, что сын является инвалидом детства. В соответствии со ст. ст. 17, 23.2 Федерального закона № 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01.01.2005, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета. Полномочия по предоставлению таких мер социальной поддержки государством переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 10.04.2006 № 120 «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов» истцы имеют право на предоставление субсидий из федерального бюджета на приобретение жилья. На момент принятия этого постановления они являлись одной семьей, имеющей в составе инвалида детства, однако жилье не получили, а администрация города Катайска исключила их из очереди на жилье. Коренев В. В. имеет ... заболевание, в связи с чем имеет право на первоочередное улучшение жилищных условий. Коренев В. А. обращался к ответчику с заявлением о восстановлении в очереди, но вместо этого был поставлен в очередь заново с 2019 г. Коренева Т. П. по установленному ей диагнозу имеет право проживать отдельно в изолированном помещении с 30.07.1996, в настоящее время получила субсидию и приобрела себе отдельное жилое помещение. Кореневой Я. В. и Кореневу В. В. администрация города Катайска документы на субсидию не оформляет, ссылаясь на улучшение их матерью Кореневой Т. П. жилищных условий и исключение семьи из очереди. С 28.05.2019 Коренева Т. П. зарегистрирована одна в квартире по адресу: Адрес 2. 31.05.2019 она снята ответчиком с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по ее заявлению. Сведений о снятии с учета вместе с ней членов ее семьи в документах не указано. В извещении от 03.06.2019 администрация города Катайска известило Кореневу Т. П. о снятии семьи с очереди решением жилищно-бытовой комиссии от 31.05.2019 в связи с приобретением Кореневой Т. П. жилья на предоставленную ей для этого субсидию. О каких членах семьи идет речь, в извещении не указано, хотя на тот момент Коренева Т. П. проживала одна и членов семьи не имела, что подтверждается также справкой о составе семьи Коренева В. В. от 30.05.2019. Субсидия выделена именно для приобретения отдельного жилья Кореневой Т. П., а не семье. Истцы полагают, что снятие Кореневой Т. П. с учета не должно повлечь для них таких же последствий, то есть они сохраняют право состоять в очереди на первоочередное обеспечение жильем за счет субсидий как члены семьи инвалида детства. Кроме того, Коренева Я. В. является матерью-одиночкой, в связи с чем не может быть исключена из очереди на улучшение жилищных условий. Ответчик на основании решения суда от 24.04.2019 по делу № 2-131/2019 должен был оформить документы на получение субсидий Кореневым В. В. и Кореневым В. А., так как это был состав семьи при первоначальной постановке на учет. В администрации города Катайска говорили, что включили в список получателей субсидий Коренева В. В. и Коренева В. А., беспокоились, что нет возможности включить в список Кореневу Я. В. и Кореневу А. А., учли их лишь в качестве членов семьи Коренева В. В., однако субсидию в результате получила только Коренева Т. П. Наличие у Коренева В. В. права на субсидию для получения жилья подтверждается ходатайством администрации города Катайска в Главное управление социальной защиты населений Курганской области на основании решения суда от 24.04.2019, однако его в областной реестр не включили. В соответствии со ст. 10 Закона Курганской области от 07.09.2005 № 66 право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений или до выявления предусмотренных законом оснований для снятия с учета. Решение о снятии с учета принимается не позднее чем в течение 30 дней с момента выявления обстоятельств, являющихся основанием для таких решений, и должны содержать основания снятия с учета со ссылкой на установленные обстоятельства, и выдаются гражданам не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия. Такого решения ответчиком в отношении Коренева В. А. не принималось. При наличии в семье нескольких-инвалидов субсидии выделяются на каждого из них. Коренева Т. П. получила субсидию как инвалид второй группы. Коренев В. В. должен получить субсидию как инвалид детства. Коренева В. А. и Коренева Я. В. должны получить субсидии как члены семьи инвалида детства. Истцы собственного жилья не имеют, не являются нанимателями жилых помещений. Решением Катайского районного суда постановлено выселить Коренева В. А. из общежития по Адрес 1 без предоставления другого жилого помещения. Он обращался в областной суд с апелляционной жалобой на указанное решение. Согласно информации, полученной по телефону из областного суда, указанное решение отменено (л. д. 5-11, 166-169 т. 1).
Согласно отзыву ответчика от 03.07.2019 администрация города Катайска не признает исковые требования в полном объеме (л. д. 108 т. 1).
В уточненном отзыве от 06.08.2019 указано, что администрация города Катайска признает исковые требования частично, 30.07.2019 проведено заседание жилищно-бытовой комиссии, и восстановлены в очереди Коренев В. В. (с 1988 г.) и Коренева Я. В. (с 1993 г., когда были представлены сведения о ее рождении). Коренева В. А. ответчик поставил на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2019 г. Для направления в учреждение социальной защиты населения ходатайства о включении в реестр Коренева В. В. не имеется оснований, поскольку в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР, действовавшем в 1988 году, дети-инвалиды не были включены в льготную категорию граждан для первоочередного получения жилья (ст. 36 ЖК РСФСР, утв. 24.06.1983). Льготное предоставление жилья инвалидам второй группы и семьям, имеющим детей инвалидов, предусмотрено с момента вступления в силу Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а документы об инвалидности Коренева В. В. были представлены в администрацию города Катайска только в 2014 году при перерегистрации (л. д. 184 т. 1).
Определением суда от 19.07.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Главное управление социальной защиты населения Курганской области (далее по тексту ГУСЗН Курганской области) (л. д. 153-155 т. 1).
Согласно представленному третьим лицом возражению на исковое заявление в целях осуществления федерального полномочия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан принято постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 10.04.2006 № 120 «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», в соответствии с которым уполномоченным органом по предоставлению гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем определено ГУСЗН Курганской области, а также определен Порядок предоставления указанных мер социальной поддержки. В соответствии с указанным Порядком семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется единовременно субсидия на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из областного бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16, 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и ст. 17 Федерального закона ото 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. Заявка на предоставление субвенций из федерального бюджета в соответствии с приказом Минстроя РФ от 29.03.2014 № 138/пр ежегодно предоставляется ГУСЗН в Минстрой РФ до 20 января и 20 июля текущего года. Размер субсидии определяется исходя из общей площади жилья 18 кв. м. и средней рыночной стоимости одного квадратного метра, установленной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ для Курганской области на дату вынесения решения о предоставлении субсидии. Согласно п. 3 Порядка органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области ежемесячно предоставляют ГУСЗН Курганской области информацию о гражданах, состоящих у них на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. ГУСЗН на основании представленной информации формирует общий реестр граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с п. 5 Порядка право на первоочередное получение субсидии имеют семьи, имеющие детей-инвалидов, воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей. Исходя из исковых требований и материалов дела, истцы просят восстановить их в очереди на улучшение жилищных условий как семью, имеющую ребенка инвалида, при этом, по смыслу заявленных требований, восстановление в очереди предполагается для каждого члена семьи в отдельности. При этом истцы ссылаются на решение Катайского районного суда от 24.04.2018, на основании которого в очереди на улучшение жилищных условий восстановлены Коренев В. В. и Коренева Я. В., Кореневу В. А. отказано в восстановлении в очереди ввиду расторжения брака с Кореневой Т. П. Данные выводы основаны на неверном толковании норм права и судебного решения. Так, в соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на таком учете имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, к которым в частности относятся инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий (ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов РФ»). Таким образом, законодателем выделены в отдельные группы субъекты, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями: инвалиды (без учета членов семьи) и семьи, имеющие детей-инвалидов. Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» под семьей понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство. В соответствии со ст. 69 ЖК РФ под членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма также понимаются проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Из анализа указанных норм следует, что семья (независимо от количества ее членов) понимается как единый субъект. Таким образом, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий может быть поставлена только семья, имеющая ребенка-инвалида, а не каждый член семьи по отдельности. При этом в случае утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях (ст. 56 ЖК РФ). Восстановление в очереди на улучшение жилищных условий с 13.07.1988 возможно только для Коренева В. В., являющегося ребенком-инвалидом на указанную дату и в настоящее время имеющего инвалидность бессрочно. Иные члены семьи (Коренев В. А., Коренева Я. В., Коренева А. А.) вправе самостоятельно обратиться для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении их жилищных условий в соответствии с действующим законодательством. В качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий может быть поставлена на учет только семья ребенка-инвалида, а не каждый член семьи по отдельности. В соответствии с решением Катайского районного суда от 24.04.2018 восстановлена в очереди на улучшение жилищных условий Коренева Т. П. в связи с наличием у нее самостоятельного статуса «инвалид», а не как семья, имеющая ребенка-инвалида. 21.03.2019 ей предоставлена субсидия на приобретение жилого помещения (л. д. 223-224 т. 1).
В судебном заседании истцы Коренев В. А., Коренев В. В., Коренева Я. В. и представитель истца Коренева В. В. – Коренева Т. П., действующая на основании доверенности от 18.06.2019 (л. д. 70 т. 1), поддержали заявленные исковые требования, настаивают на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнительном письменном обосновании заявленных исковых требований.
Представитель истца Коренева В. В. – Коренева Т. П. в судебном заседании также поддержала письменное заявление о подложности доказательств: учетного дела Кореневой Т. П., учетного дела Коренева В. А., протокола № 4 от 29.03.2019, протокола № 9 от 30.07.2019, протокола № 5 от 17.04.2019, протокола № 154 от 26.06.2014, постановления от 29.03.2019 № 54, письма Кореневой Т. П. от 03.06.2019, письма Кореневу В. А. от 29.03.2019, постановления администрации города Катайска от 31.05.2019, постановления от 06.06.2018 № 79, ходатайства о включении Кореневой Т. П. и Коренева В. В. в областной реестр на улучшение жилищных условий, справки от 18.01.2019, единого списка очередности граждан (л. д. 45-46 т. 2), поскольку учетные дела не были сформированы надлежащим образом, а остальные документы не соответствуют действительности, хотя она не оспаривает, что эти документы оформлялись именно теми органами, которые принимали данные решения.
Представитель ответчика администрации города Катайска в судебное заседание не явился, представлено письменное ходатайство о проведении судебного заседания 26.09.2019 в отсутствие представителя (л. д. 89 т. 2). Ранее в судебном заседании 20.09.2019 представитель ответчика Кокорина Н. А., действующая на основании доверенности от 19.06.2019 (л. д. 78 т. 1), исковые требования признала в части направления ходатайства о включении Коренева В. В. в областной реестр на улучшение жилищных условий, в остальной части исковые требования не признала, пояснив, что Коренев В. В. восстановлен в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий за № 4 с момента первоначальной постановки на учет семьи Кореневой Т. П., то есть 13.07.1988, Коренева Я. В. – за № 8 с момента представления в учетное дело Кореневой Т. П. документов о рождении Кореневой Я. В., то есть с 1993 г., Коренев В. А. принят на учет в 2019 г.
Представитель третьего лица ГУСЗН Курганской области в судебное заседание не явился, согласно представленному отзыву просят рассмотреть дело без участия представителя (л. д. 223-224 т. 1).
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы данного гражданского дела, суд пришел к выводу, что исковые требования Коренева В. А., Кореневой Я. В., Кореневой А. А. - не обоснованны и подлежат отказу в удовлетворении в полном объеме, исковые требования Коренева В. В. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом на основании пояснений сторон и представленных доказательств установлено, что 08.07.1988 Коренева Т. П. обратилась к председателю исполкома Катайского городского Совета народных депутатов с заявлением о принятии её и членов её семьи на учет для получения жилой площади в связи с отсутствием жилья. В заявлении указала, что работает учителем СПТУ № 13 с 18.08.1982, её семья состоит из трех человек, из них сын 7 лет и муж 27 лет (л. д. 135 т. 1).
Супругом Кореневой Т. П. на момент постановки её на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в 1988 г. являлся Коренев В. А., брак прекращен 11.09.2007, что подтверждается справкой Катайского СПТУ № 13 о составе семьи, содержащимися в паспортах Кореневой Т. П. и Коренева В. А. сведениями о семейном положении и свидетельством о расторжении брака (л. д. 24, 21-23, 12-13, 17 т. 1).
Сыном Кореневой Т. П. и Коренева В. А. является Коренев В. В., ... года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении (л. д. 14 т. 1), а также справкой Катайского СПТУ № 13 о составе семьи.
В указанной справке о составе семьи содержится также запись о дочери Кореневой Т. П. и Коренева В. А. – Кореневой Я. В., ... года рождения, (л. д. 79 т. 1). Согласно записи администрации г. Катайска, выполненной на справке, она была представлена Кореневой Т. П. в декабре 1993 г. (число нечитаемо).
Решением исполнительного комитета Катайского городского Совета народных депутатов Курганской области от 13.07.1988 № 170 на основании ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР и п. 7 «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных помещений на территории Курганской области» (утв. решением Курганского областного Совета народных депутатов 17.12.1984 № 992) Коренева Т. П. как преподаватель СПТУ-13 была поставлена в очередь № 584 «по единому списку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий», а в соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РСФСР и п. 15 «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Курганской области» включена в отдельный список граждан, имеющих право на первоочередное получение жилых помещений», очередь № 227 (л. д. 173 т. 1).
Из пояснений сторон и справки ГБУ «Катайская центральная районная больница» от 16.02.2018 следует, что Коренева Т. П. с 1994 г. состоит на диспансерном учете с диагнозом ... (л. д. 119 т. 2).
Коренев В. В. с 1983 г. состоит на учете ... с диагнозом ... что подтверждается справкой от 12.08.2019 (л. д. 236а т. 1). Из «Медицинских заключений на ребенка-инвалида с детства в возрасте до 16 лет, предоставляемых медицинским учреждением в органы социального обеспечения по месту жительства родителей или опекуна» следует, что по мере взросления Коренева В. В. первоначально установленный диагноз изменялся, уточнялся либо дополнялся, однако среди всех диагнозов с ноября 1987 г. сохранялся диагноз ... (л. д. 237-242 т. 1). По достижении трудоспособного возраста ему установлена вторая группа инвалидности (нетрудоспособен, инвалид с детства), диагноз «...», с 2000 г. дополнительный диагноз – «...», с 2004 г. установлен диагноз «...» (л. д. 243-254 т. 1).
В учетном деле Кореневой Т. П. самым ранним документом, содержащим сведения о заболевании Коренева В. В. и его инвалидности, является справка сер МСЭ-2001 № 2158659 от 08.04.2003 (л. д. 130 на оброте-131 т. 2). Каких-либосведений о дате представления указанного документа в учетное дело не имеется.
Доводы представителя ответчика о том, что данная справка была предоставлена в 2014 году, судом признаются необоснованными, поскольку не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Решением Катайского районного суда от 24.04.2018 по делу № 2-131/2018 удовлетворены исковые требования Кореневой Т. П. к администрации города Катайска, постановлено обязать администрацию города восстановить Кореневу Т. П. в очереди на улучшение жилищных условий в порядке очередности, соответствующей её постановке в указанной очереди на первоначальный учет 13.07.1988. Решение суда вступило в законную силу 25.05.2018 (л. д. 80-85 т. 1).
Данным решением установлено, что Коренева Т. П. была незаконно снята администрацией города Катайска с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий как непрошедшая ежегодную перерегистрацию.
На сновании указанного решения суда Коренева Т. П. решением жилищно-бытовой комиссии от 08.06.2018 № 212 и постановлением администрации города Катайска от 06.06.2018 № 79 восстановлена в очереди на улучшение жилищных условий в порядке очередности, соответствующей постановке в указанной очереди на первоначальный учет 13.07.1988, под номером 4. При этом на основании представленных ею документов указаны новые сведения о составе её семьи и жилищных условиях (состав семьи 3 человека, в собственности жилье площадью 37,6 кв.м.) (л. д. 146 т. 1, л. д. 65 т. 2).
Согласно Единому списку очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации города Катайск на 17.04.2018, Коренева Т. П. по состоянию на указанную дату в указанном списке числилась по двум основаниям – как инвалид и как семья, воспитывающая ребенка-инвалида (л. д. 28-35 т. 2).
Согласно заявлению Кореневой Т. П. от 21.12.2018 в ГУСЗН Курганской области о предоставлении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, на дату подписания указанного заявления она и члены ее семьи в количестве трех человек состоят на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации города Катайска (номер очереди 4) (л. д. 228 т. 1).
На основании указанного заявления распоряжением ГУСЗН Курганской области от 21.03.2019 № 13 Кореневой Т. П. предоставлена единовременная субсидия в размере 583416,00 рублей на приобретение жилого помещения (л. д. 229-230 т. 1). Указанная субсидия реализована ею 16.05.2019 на приобретение двухкомнатной квартиры, общей площадью 43,8 кв. м., по адресу: Адрес 2, в которой Коренева Т. П. зарегистрирована одна (л. д. 54-56, 57-58 т. 1).
В связи с этим постановлением администрации города Катайска от 31.05.2019 № 78 Коренева Т. П. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку площадь принадлежащего ей жилья на одного члена семьи выше учетной нормы (л. д. 66-67 т. 2).
Из пояснений сторон, справок о составе семьи (л. д. 60, 117 на обороте, 252 т. 1) следует, что семья Кореневой Т. П. до 2004 г. проживала в общежитии Катайского СПТУ № 13 по адресу: Адрес 1. В 2004 г. Коренева Т. П. с двумя детьми переселилась в квартиру, подаренную ей матерью (л. д. 59 т. 1), по адресу: Адрес 3, общей площадью 37,6 кв. м., где до настоящего времени проживают Коренев В. В., Коренева Я. В. с малолетней дочерью Кореневой А. А., ... года рождения. Коренев В. А. до настоящего времени проживает один в общежитии (л. д. 34 т. 1).
Решением жилищно-бытовой комиссии администрации города Катайска от 17.04.2019 Кореневой Т. П. отказано в разделении ее учетного дела на два дела (одно в отношении неё, второе – в отношении её бывшего супруга), а также отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий малолетней Кореневой А. А. (л. д. 191-194 т. 1).
30.05.2019 Коренева Т. П. обратилась в администрацию города Катайска с заявлением, согласно которому просила снять её с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, а сына и дочь (Коренева В. В. и Кореневу Я. В.) оставить в очереди на первоначальную дату постановки на учет. Согласно ответу администрации города Катайска от 03.06.2019 решением жилищно-бытовой комиссии от 31.05.2019 Коренева Т. П. с членами семьи снята с очереди на улучшение жилищных условий, поскольку площадь приобретенного жилья на 1 человека составляет 14,6 кв. м., что выше учетной нормы. Члены семьи Кореневой Т. П. не могут оставаться в общей очереди на улучшение жилищных условий с даты первоначальной постановки Кореневой Т. П. на учете, поскольку Жилищным кодексом РФ не предусмотрено разделение семей граждан, состоящих на таком учете, перевод очереди на другого члена семьи, замена очередника на члена его семьи с сохранением за новым субъектом очереди первоначальной даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилых помещениях без наличия оснований для принятия таких решений в законодательстве субъекта РФ (л. д. 38 т. 1).
Коренева Я. В. и Коренев В. В. 06.06.2019 обратились в администрацию города Катайска с заявлениями о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий с 02.08.1989 и с 13.07.1988 соответственно (л. д. 41, 42 т. 1).
Постановлением администрации города Катайска от 01.08.2019 № 115 указанные заявления удовлетворены, Коренева Я. В. и Коренев В. В. восстановлены в очереди как нуждающиеся в улучшении жилищных условий под номерами 8 и 4 соответственно. Согласно решению жилищно-бытовой комиссии от 30.07.2019 № 9 Коренева Я. В. восстановлена в очереди за 1993 год, Коренев В. В. – за 1988 год (л. д. 69 т. 2, л. д. 195-197 т. 1).
После принятия судом решения по делу № 2-131/2018 Администрация города Катайска направляла в ГУСЗН Курганской области ходатайство о включении Кореневой Т. П. (как инвалида 2 группы) и её сына Коренева В. В. (инвалида детства 2 группы) в областной реестр на улучшение жилищных условий, с указанием основания учета: Постановление администрации города Катайска от 06.06.2018 № 79 «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для получения субсидии по программе «Молодая семья», рассмотрение решения Катайского районного суда от 24.04.2018 (л. д. 39 т. 1).
Однако из письма ГУСЗН Курганской области от 08.08.2019 Кореневу В. В. следует, что он в общем реестре ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, формируемом на основании представленных органами местного самоуправления сведений о гражданах, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, не состоит (л. д. 39-40 т. 2).
Коренев В. А. 15.03.2019 обратился в администрацию города Катайска с заявлением о постановке его на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении как малообеспеченная семья (л. д. 136 т. 1), 25.03.2019 - с заявлением о разделении учетного дела Кореневой Т. П., выделении его в отдельную очередь под номером 5 (л. д. 138 т. 1).
Согласно протоколу № 4 от 29.03.2019 жилищно-бытовой комиссией рассмотрено заявление Коренева В. В. от 25.03.2019, принято решение восстановить его в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке очередности (л. д. 188-190 т. 1).
На основании указанного решения и ч. 1 п. 1 ст. 51, ст. 52 Жилищного кодекса РФ администрация города Катайска 29.03.2019 вынесла постановление № 54, согласно которому Коренев В. А. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен в общую очередь на получение жилых помещений (л. д. 185-187 т. 1).
Кореневу В. А. в этот же день ответчиком направлено уведомление о том, что на основании решения жилищно-бытовой комиссии № 4 от 29.03.2019 он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен в общую очередь для получения жилого помещения (в порядке очередности) (л. д. 68 т. 2).
24 июня 1981 г. Верховным Советом СССР были приняты Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, в соответствии со ст. 20 которых предусматривалось первоочередное предоставление жилых помещений нуждающимся в улучшении жилищных условий семьям, воспитывающим детей-инвалидов.
Жилищным кодексом РСФСР (утв. Верховным Советом РСФСР 24.06.1983), действовавшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, то есть до 01.03.2005, предусматривалось право граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда, как правило, в виде отдельной квартиры на семью, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. При этом граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включались в отдельные списки. Первоочередное предоставление жилых помещений предусматривалось, в том числе, нуждающимся в улучшении жилищных условий:
лицам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утверждаемом в установленном законодательством Союза ССР порядке;
учителям и другим педагогическим работникам общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений (ст. ст. 28, 33, 36 ЖК РСФСР).
Приказом Минздрава СССР от 28.03.1983 № 330 (ред. от 06.06.1991) утвержден «Список заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади», в который включены, в том числе, психические заболевания с хроническим течением, стойкой психотической симптоматикой и выраженными изменениями личности (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилептическая болезнь, пресенильные и сенильные психозы), а также органические поражения центральной нервной системы со стойкими тяжелыми нарушениями функции конечностей и функции тазовых органов (последствия перенесенных тяжелых черепно-мозговых травм, травм позвоночника и спинного мозга, рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз, сирингомиелия, детский церебральный паралич).
В соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов по заявлению гражданина.
Аналогичные положения предусмотрены действующим с 01.03.2005 Жилищным кодексом Российской Федерации, ч. ч. 3, 4 ст. 52 которого установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма (ч. 1).
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
При этом, согласно ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев: вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Действующий с 26.06.2006 Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378, так же как и Перечень, утвержденный Приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н, действующий с 01.01.2018, содержит указание на хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями» с кодами заболеваний по МКБ-10, в том числе F20 (шизофрения).
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в первоначальной редакции (вступила в силу с 01.01.1996) предусматривалось, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Указанное право учитывается при постановке на учет для улучшения жилищных условий и предоставлении жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда. Дополнительная жилая площадь, занимаемая инвалидом (независимо от того, в виде отдельной комнаты или нет), не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.
Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать инвалидам дополнительные льготы.
Действующей с 01.01.2005 этой же ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Обеспечение жильем осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется: по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 10.04.2006 № 120 (ред. от 26.11.2018) «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» уполномоченным органом по предоставлению гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем определено Главное управление социальной защиты населения Курганской области, и утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005.
В соответствии с подп. 4 п. 1 и п. 2 указанного Порядка меры социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляются путем предоставления им единовременной субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем в соответствии со статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Пунктами 3, 4 Порядка определено, что ГУСЗН Курганской области запрашивает в органах местного самоуправления муниципальных образований Курганской области информацию о гражданах, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании которой формирует общий реестр граждан. Реестр ежемесячно актуализируется, и формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в реестре в алфавитном порядке.
Предоставление субсидий гражданам осуществляется в порядке очередности, установленной реестром, исходя из объема субвенций, поступивших в областной бюджет.
В силу п. 5 Порядка право на первоочередное получение субсидии имеют:
1) семьи, имеющие детей-инвалидов, воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей;
2) граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания;
3) граждане, страдающие одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 № 987н.
Пунктами 6, 7, 12, 14 Порядка установлено, что для предоставления субсидии гражданин представляет в уполномоченный орган следующие документы: заявление на предоставление субсидии; копию паспорта, для детей-инвалидов - копию свидетельства о рождении; копии документов, подтверждающих право гражданина на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем (удостоверение единого образца, справка медико-социальной экспертизы, подтверждающая инвалидность).
Рассмотрение документов граждан осуществляет комиссия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - комиссия), в течение двадцати дней со дня регистрации заявления гражданина.
Уполномоченный орган в трехдневный срок со дня принятия решения направляет гражданину уведомление о принятом решении о предоставлении либо об отказе в предоставлении ему субсидии с указанием причин и оснований отказа.
Субсидия предоставляется гражданину в безналичной форме путем перечисления денежных средств на лицевой счет собственника жилого помещения в течение пятнадцати календарных дней со дня поступления в уполномоченный орган договора.
Судом установлено, что Коренев В. В. в связи с наличием заболевания, диагностируемого в детском возрасте как «...», и до настоящего времени являющегося инвалидом, правом на первоочередное обеспечение жильем обладал как до введения в действие Федерального закона об инвалидах, так и после, при условии нуждаемости в улучшении жилищных условий и постановке на соответствующий учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Однако все истцы до 01.01.2005 на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, самостоятельно не состояли, но были учтены в качестве членов семьи Кореневой Т. П., состоящей на таком учете, в связи с чем ответчиком не могло быть принято решение в отношении каждого из истцов о снятии их с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и о восстановлении на учете. Такое решение могло быть принято лишь в отношении гражданина, состоящего на учете, в данном случае Кореневой Т. П.
При снятии гражданина с учета члены его семьи, не состоящие самостоятельно на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, следуют его судьбе.
Коренев В. А. выбыл из состава семьи Кореневой Т. П. в августе 2007 г., с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий впервые обратился в администрацию города Катайска лишь в марте 2019 г., его заявление удовлетворено.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований о восстановлении Коренева В. А. в очереди с момента постановки на учет Кореневой Т. П., то есть с 13.07.1988, а в отношении Кореневой Я. В. – с момента ее рождения, то есть с ..., - не имеется.
Однако ответчик частично признал исковые требования Коренева В. В. о восстановлении его на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и до принятия судебного решения по спору указанное требование исполнил, восстановив Коренева В. В. в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с момента постановки на учет его матери Кореневой Т. П., то есть с 13.07.1988.
Также ответчик до принятия судебного решения восстановил Кореневу Я. В. в указанной очереди с 1993 г. - с момента представления в учетное дело Кореневой Т. П. сведений о наличии нового члена семьи – Кореневой Я. В. (справки о составе семьи от декабря 1993 (л. д. 79, 134 т. 1), однако Коренева Я. В. настаивает на восстановлении в очереди с момента ее рождения, то есть с ....
Администрация города Катайска включила в Единый список очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации города Катайска на 01.09.2019, являющийся Приложением № 3 к Постановлению администрации города Катайска № 85 от 03.07.2018, Коренева В. В. – порядковый номер 4, Кореневу Я. В. с составом семьи 2 человека - порядковый номер 8 (л. д. 97-100 т. 2).
Таким образом, требования Коренева В. А., Кореневой Я. В. о восстановлении в очереди суд признает необоснованными в связи с тем, что они не состояли на указанном учете, и отказывает в их удовлетворении, в том числе и по требованию Коренева В. В. о восстановлении в очереди в связи с добровольным исполнением его требования ответчиком до принятия судебного решения.
Поскольку Коренев В. В. является инвалидом, и восстановлен в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, как вставший на соответствующий учет до 01.01.2005, он подлежит включению в областной реестр инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. В соответствии с этим требование Коренева В. В. к администрации города Катайска о направлении в ГУСЗН Курганской области соответствующего ходатайства является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Исковые требования Кореневой А. А. о включении её в очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 08.10.2013, необоснованны и подлежат отказу в удовлетворении, поскольку постановка граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий носит заявительный характер, однако законный представитель несовершеннолетней Кореневой А. А. (ее мать Коренева Я. В.) не обращалась в администрацию города Катайска с заявлением о постановке дочери на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе в 2013 году, и соответственно, органом местного самоуправления решение о постановке Кореневой А. А. на учет не принималось.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» под семьей понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.
В силу положений ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Согласно справке о составе семьи Коренева В. В. от 05.06.2019 Коренева Я. В. и Коренева А. А. являются членами его семьи (л. д. 40 т. 1), однако судебных решений о признании их членами семьи Коренева В. В. не принималось в соответствии с положениями действующего законодательства.
Кроме того, оснований для включения в областной реестр Кореневой Я. В. и её дочери Кореневой А. А. как членов семьи инвалида не имеется. Законом не предусмотрено предоставление государством мер социальной поддержки по обеспечению жильем и инвалидов, и членов их семей. В соответствии с указанными выше нормами единовременная субсидия на приобретение жилого помещения предоставляется инвалиду или его семье, и количество членов семьи инвалида не учитывается при определении размера субсидии. Субсидия предоставляется единовременно и в размере, определяемом на одного инвалида.
Также не подлежит удовлетворению требование Коренева В. А. об обязании ответчика направить ходатайство в ГУСЗН Курганской области о включении его в областной реестр инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, поскольку он не относится к указанной категории граждан, на момент постановки его на учет не является членом семьи инвалида.
Заявление представителя истца Коренева В. В. – Кореневой Т. П. о подложности доказательств, а именно: учетного дела Кореневой Т. П., учетного дела Коренева В. А., протокола № 4 от 29.03.2019, протокола № 9 от 30.07.2019, протокола № 5 от 17.04.2019, протокола № 154 от 26.06.2014, постановления от 29.03.2019 № 54, письма Кореневой Т. П. от 03.06.2019, письма Кореневу В. А. от 29.03.2019, постановления администрации города Катайска от 31.05.2019, постановления от 06.06.2018 № 79, ходатайства о включении Кореневой Т. П. и Коренева В. В. в областной реестр на улучшение жилищных условий, справки от 18.01.2019, единого списка очередности граждан (л. д. 45-46 т. 2), судом признается не обоснованным.
В силу статьи 186 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае заявления о том, что имеющееся в деле доказательство является подложным, суд может для проверки этого заявления назначить экспертизу или предложить сторонам представить иные доказательства.
Под подложностью доказательства понимается фиктивность представленного стороной документа, изготовленного по образцу подлинного документа (включая форму, реквизиты, материалы изготовления и т.п.), но содержащего ложные сведения и не внесенного в учеты юридического лица, которым он выдается.
Само по себе заявление стороны о подложности документов в силу статьи 186 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не влечет автоматического исключения такого доказательства из числа доказательств, собранных по делу, поскольку именно на стороне, заявившей о подложности, лежит обязанность доказать наличие фиктивности конкретного доказательства.
В нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено в судебном заседании доказательств фальсификации представленных ответчиком вышеуказанных документов. Ходатайств о назначении судебной экспертизы (почерковедческой или по давности изготовления) на предмет проверки достоверности представленных доказательств не заявлялось.
Представитель истца Коренева В. В. – Коренева Т. П., ссылаясь на подложность доказательств, фактически выразила не согласие с тем, как оформлены учетные дела, и была не согласна с принятыми решениями жилищно-бытовой комиссии и постановлениями администрации города Катайска. Факты формирования учетных дел и составления вышеуказанных документов представителем истца не оспаривались.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил: Исковые требования Коренева Вячеслава Александровича, Коренева Виктора Вячеславовича, Кореневой Ярославны Вячеславовны, Кореневой Анастасии Алексеевны к администрации города Катайска об обязании восстановить в очереди на улучшение жилищных условий и обязании направить ходатайство о включении в реестр на улучшение жилищных условий удовлетворить частично.Обязать администрацию города Катайска направить в Главное управление социальной защиты населения Курганской области ходатайство о включении Коренева Виктора Вячеславовича в областной реестр инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005.
В удовлетворении остальных исковых требований Коренева Вячеслава Александровича, Коренева Виктора Вячеславовича, Кореневой Ярославны Вячеславовны, Кореневой Анастасии Алексеевны отказать ввиду необоснованности.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Катайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья: О. А. Бутакова
Мотивированное решение изготовлено 1 октября 2019 года.