Решение по делу № 12-113/2024 от 06.03.2024

Дело № 12-113/2024

59RS0044-01-2024-000930-32

РЕШЕНИЕ

06 мая 2024 года                                                                 г. Пермь

Судья Дзержинского районного суда г. Перми Богомолова Л.А.

при секретаре судебного заседания Зайцевой А.В.,

с участием защитника МУП «Полигон твердых бытовых отходов» ФИО1, действующего на основании доверенности,

помощника Пермского межрайонного природоохранного прокурора ФИО6,

рассмотрев жалобу МУП «Полигон твердых бытовых отходов» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО4 от Дата -Ю, которым МУП «Полигон твердых бытовых отходов» (далее – МУП «Полигон ТБО») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО4 от Дата -Ю МУП «Полигон ТБО» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде предупреждения.

МУП «Полигон твердых бытовых отходов» обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, в котором просит его отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы приводит доводы о том, что в постановлении неверно сделаны выводы о нарушении законодательства. Сбор фильтрационных вод допускается, в том числе в пруды и пруды-испарители, которые в свою очередь и являются естественно или искусственно сформированными углублениями в земле. Поэтому вывод о том, что сбор фильтрационных вод в естественно сформировавшееся земляное углубление, является нарушением несостоятелен.

Очистка фильтрационных вод, дождевых и талых вод не осуществляется на полигоне ТБО, поскольку сброс указанных вод в водные объекты и системы МУП «Полигон ТБО» не осуществляет; фильтрационные воды, дождевые и талые воды используются МУП «Полигон ТБО» для предотвращения возгораний полигона (осуществляется проливка данными водами карт полигона), согласно Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов.

Наличие мусора на поверхности пруда-испарителя не нарушает пункт 7.7. СП 320.1325800.2017, поскольку указанная норма не запрещает наличие мусора на поверхности пруда-испарителя, а устанавливает необходимость периодически осуществлять уборку этого мусора, что МУП «Полигон ТБО» осуществляется согласно установленным на предприятии регламентом (уборка осуществляется каждые 10 дней).

В постановлении неверно сделан вывод, что «на полигоне ТБО не предусмотрена система сбора и отвода биогаза, что противоречит п. 252 СанПин 2.1.3684-21». Согласно пункту 264 СанПин 2.1.3684-21 строительство газоотвода осуществляется лицом осуществляющим рекультивацию полигона, однако МУП «Полигон ТБО» не осуществляет рекультивацию полигона. Кроме того пунктом 3.7. «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов» не предусматривает наличие системы сбора и отвода биогаза на действующих полигонах, а устанавливает необходимость дегазации полигона лишь на стадии рекультивации. Однако рекультивация полигона ТБО еще не наступила.

В постановлении указано, что в нарушение п. 254 СанПин 2.1.3684-21 МУП «Полигон ТБО» установило одну контрольную скважину вместо двух ниже полигона», однако абзац второй пункта 1.32. «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов» допускает закладывать одну скважину.

В постановлении неверно сделан вывод о том, что в нарушение пункта 266 СанПин Дата-21, МУП «Полигон ТБО» не принимались меры по ограничению поступления загрязняющих веществ в водные объекты, в том числе в грунтовые воды до уровня предельно допустимых концентраций. Указанные в деле протоколы испытаний .23 от Дата и .23 от Дата, не являются пробами из наблюдательных скважин МУП «Полигон ТБО», поэтому показатели в них не применимы к пункту 266 СанПин Дата-21. Указанные источники воды (Адрес и родник Адрес) не наблюдательные скважины полигона. Так Адрес, находится на расстоянии 800 метров от Полигона ТБО. Материалы административного дела не содержат письменных доказательств превышение концентрации веществ в наблюдательной скважине расположенной ниже по течению грунтовых вод полигона по сравнению с наблюдательной скважиной расположенной выше по току подземных (грунтовых) вод.

Из постановления следует, что МУП «Полигон ТБО» нарушило п.262 СанПин Дата-21, согласно которому «для защиты от выветривания или смыва грунта с откосов полигона после укладки наружного изолирующего слоя хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, должно осуществляться его озеленение. Выбор видов деревьев и кустарников определяется местными условиями». На момент проверки укладка наружного изолирующего слоя на полигоне ТБО не осуществлялась. В тоже время согласно пункту 2.20 «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов», устройство изолирующего слоя полигона определяется заданием по его рекультивации. Однако полигон не находится в стадии рекультивации.

Защитник МУП «Полигон ТБО» ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержал, дополнительно пояснив, что скопление мусора на полигонах законом допускается, скопившийся мусор в границах и обводных канавах полигона подвергается очистке раз в 10 дней, очередная очистка была проведена за 8 дней до проверки, обнаруженный мусор образовался вновь за счет ветра.

Представитель Западно-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю ФИО4 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, ранее в ходе судебного заседания пояснил, что в постановлении речь идет об озеленении откосов, а не тела полигона, в целях задержки ТБО и исключения осыпания слоев тела полигона, исследование проб воды осуществлено специалистами Роспотребнадзора из точек, определенных самим предприятием. Для вывода биогаза, скопившегося в результате гниения, должны быть организованы специальные колодцы, не только при рекультивации, но и в ходе обычной хозяйственной деятельности.

От представителя Западно-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю ФИО5 представлены письменные возражения относительно доводов жалобы.

Помощник Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО6 в судебном заседании полагает постановление должностного лица законным и обоснованным, нарушения были выявлены в ходе совместной проверки со специалистами Росприроднадзора и Роспотребнадзора.

Представитель Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, врач по коммунальной гигиене Восточного филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды ФИО7, допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля, пояснила, что принимала участие в совместной с прокуратурой и Роспотребнадзором проверкой, в результате которой ими были выявлены ряд нарушений, в том числе отсутствует специальное сооружение для скопления фильтрационных вод, естественно образовавшийся водоем таковым не является, кроме того, данный водоем, обводной канал для сбора и отвода фильтрационных вод с тела полигона загрязнены большим количеством отходов, с очевидностью скопившихся за длительный период времени. Факт проведенной очистки от мусора в ходе проверки не был подтвержден.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив жалобу, материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Часть 4 статьи 8.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях (бездействии) по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при размещении отходов производства и потребления.

Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно п.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно п.1 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Согласно п.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п.п.6.4, 6.7, 7.14, 7.7 «Свода правил. Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация СП 320.1325800.2017» (далее - СП 320.1325800.2017) участок размещения отходов включает карту (карты) захоронения ТКО и резервуары (пруды) для сбора фильтрационных вод. Рекомендуется проектировать карты захоронения ТКО с учетом обеспечения приема отходов в течение 3 - 5 лет на каждую карту (п.6.4).

На полигоне захоронения ТКО должны быть предусмотрены мероприятия по непрерывному сбору, отводу и очистке сточных вод, в том числе фильтрационных вод и дождевых и талых вод с территории полигона. Устройство системы сбора и отвода сточных вод выполняется в соответствии с СП 32.13330.

Для каждого вида сточных вод полигона ТКО должны быть организованы раздельные дренажные системы сбора и отвода стоков.

Дренажные системы для сбора и отвода фильтрационных вод из массива отходов должны быть выполнены:

- из комбинации дренажного слоя и дренажных труб, укладываемых в основании карт;

- из комбинации дренажного слоя и водоотводных канав по внутреннему периметру карт.

Дренажные системы устраиваются из системы рядовых дрен (дренажных труб), уложенных в траншеях, устраиваемых по дну карт с уклоном в сторону магистральных дрен, откуда фильтрационные воды самотеком поступают в дренажные колодцы и направляются самотеком или с помощью канализационной насосной станции (КНС) в контрольно-регулирующие резервуары (пруды).

Дренажные системы в виде водоотводных канав по внутреннему периметру карт, представляющие собой траншеи переменной глубины, располагаются ниже основания карт и защищаются от размывания искусственными материалами. Дно карт планируется таким образом, чтобы сток фильтрационных вод был направлен в водоотводные канавы, по которым фильтрационные воды самотеком или с помощью КНС отводятся в контрольно-регулирующие резервуары или пруды.

Контрольно-регулирующие резервуары (пруды), колодцы должны быть полностью герметичными.

На существующих полигонах, не оборудованных дренажной системой для сбора и отвода фильтрационных вод, должны быть разработаны и реализованы (в достаточном объеме) соответствующие инженерно-технические мероприятия: дренажные системы, заградительные дамбы и конструкции для сбора фильтрационных вод, сорбирующие экраны. На полигонах, не оборудованных противофильтрационным экраном или оборудованных экранами, не обеспечивающими защиту грунтовых вод, должна быть организована принудительная откачка фильтрационных вод через сеть пробуренных скважин. Технические решения при этом должны быть обоснованы материалами инженерных изысканий и обеспечивать локализацию негативного влияния фильтрационных вод на окружающую среду.

Конструкция дренажной системы сбора фильтрационных вод должна обеспечивать возможность ее промывки (прочистки) в период эксплуатации (п.6.7).

Отводимые с полигона фильтрационные воды должны собираться в контрольно-регулирующих емкостях или прудах-испарителях и затем подвергаться очистке. Объем накопительных емкостей фильтрационных вод должен соответствовать возможным максимальным объемам образования фильтрационных вод (в периоды максимального расчетного дождя, снеготаяния, паводка и т.д.).

Максимальный объем водопритока дренажных вод системы определяется как максимальное значение объема дождевого стока от расчетного дождя или максимального суточного объема талых вод с 10%-ным запасом по емкости (п.7.14).

Регулярно подлежат очистке от отходов перехватывающие обводные каналы, а также прилегающая к картам территория как в границах ограждения полигона, так и за их пределами (п.7.7).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 утверждены Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21).

Согласно п.п.251, 252, 254, 262, 266 СанПиН 2.1.3684-21 с учетом объема годовых атмосферных осадков, испарительной способности почв и влажности складируемых ТКО хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, обеспечивается сбор образующейся в их толще жидкой фазы - фильтрата.

Сбор фильтрата должен осуществляться в отдельные устройства с его последующей очисткой и удалением в систему канализации или сбросом фильтрата после очистки в водные объекты при соблюдении гигиенических нормативов (п.251).

На полигонах ТКО хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, должна быть предусмотрена система сбора и отвода биогаза, обеспечивающая сбор и отвод биогаза (п.252).

С целью подтверждения эффективности осуществляемых мероприятий по защите водных объектов от загрязнения и отсутствия негативного влияния полигона на водные объекты хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, устраиваются контрольные скважины. Одна контрольная скважина закладывается хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, выше полигона по потоку грунтовых вод и не менее 2-х скважин ниже полигона (п.254).

Для защиты от выветривания или смыва грунта с откосов полигона после укладки наружного изолирующего слоя хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, должно осуществляться его озеленение. Выбор видов деревьев и кустарников определяется местными условиями (п.262).

Если в пробах, отобранных при осуществлении производственного контроля из наблюдательной скважины, расположенной ниже по току подземных (грунтовых) вод, выявляется увеличение концентраций веществ по сравнению с контрольными пробами, отобранными из наблюдательной скважины, расположенной выше по току подземных (грунтовых) вод, должны приниматься меры по ограничению поступления загрязняющих веществ в водные объекты, в том числе в грунтовые воды, до уровня ПДК (п.266).

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Пермским межрайонным природоохранным прокурором принято решение от Дата о проведении в период с Дата по Дата проверки в отношении МУП «Полигон твердых бытовых отходов» на предмет исполнения законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, о лицензировании, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, земельного законодательства совместно с привлечением специалистов Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, Управления Росреестра по Пермскому краю.

Согласно Протоколу (акту) санитарно-эпидемиологического обследования Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 29.09.2023 №1373 в ходе проведения санитарно-эпидемиологического обследования территории полигона установлено, что сбор фильтрата не осуществляется в отдельные устройства с его последующей очисткой; не предусмотрена система сбора и отвода биогаза; пробы воды из скважин, определенных предприятием, не соответствуют гигиеническим нормативам; для защиты от выветривания или смыва грунта с откосов полигона не осуществляется его озеленение.

Согласно справке Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 03.10.2023 по результатам участия в проверке по требованию прокуратуры Пермского края от 12.09.2023 при визуальном осмотре территории полигона установлено, что сбор фильтрационных вод с тела полигона осуществляется в естественно сформировавшееся земляное углубление, поверхность которого загрязнена отходами; в организованном обводном канале, предназначенном для сбора и отвода фильтрационных вод с тела полигона, и на прилегающей к участку захоронения отходов территории имеются повсеместные скопления различных отходов (пленка, полиэтиленовая тара, шины и иные отходы). Территория полигона не огорожена. С северо-западной стороны полигона обводной канал не организован.

Дата МУП «Полигон твердых бытовых отходов» внесено представление об устранении выявленных нарушений.

Дата Пермским межрайонным природоохранным прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.2 КоАП РФ.

Согласно представленным Предприятием протоколам испытаний .23 от Дата, .23 от Дата в пробах воды из скважины (Адрес) и родника (Адрес) по определяемым микробиологическим показателям ОКБ обнаружено 6 КОЕ/ 100м3 (скважина) и 10 КОЕ/ЮОм3 (родник) при норме «отсутствие», что противоречит гигиеническим нормативам табл. 3.5, табл. 3.6 СанПиН Дата-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Фактические обстоятельства нарушения подтверждаются материалами дела, в том числе: протоколом (актом) санитарно-эпидемиологического обследования от 29.09.2023 № 1373-ВФ; справкой от 10.10.2023 по результатам участия в проверке по требованию прокуратуры Пермского края от 12.09.2023; представлением Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры от 12.10.2023 № 2-2-2023; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.12.2023; письменными пояснениями от 12.02.2024.

Факт совершения МУП «Полигон ТБО» административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается совокупностью имеющихся доказательств, которым должностным лицом дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Вопреки доводам жалобы п.1.32 "Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов" (утв. Минстроем России 02.11.1996) содержит требования о необходимости закладки одного контрольного сооружения выше полигона по потоку грунтовых вод с целью отбора проб воды, на которую не оказывает влияние фильтрат с полигона. Требования же о необходимом количестве контрольных скважин ниже полигона установлены п.254 СанПин 2.1.3684-21, согласно которому одна контрольная скважина закладывается хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, выше полигона по потоку грунтовых вод и не менее 2-х скважин ниже полигона.

Доводы жалобы о том, что пробы воды взяты не из наблюдательных скважин МУП «Полигон ТБО», а из рядом находящихся источников воды, в связи с чем результаты исследования данных проб не могут является нарушением п.266 СанПин 2.1.3684-21 судом отклоняются.

Из представленной Программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории МУП «Полигон твердых бытовых отходов» в г.Чусовой и в пределах его воздействия на окружающую среду, утвержденной директором, следует, что согласно Приказу Минприроды России от 04.03.2016 N 66 решение о расположении мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений подземных вод принимается с учётом: распространенности и условий залегания водоносных горизонтов и водоупорных горных пород; расположения границ областей питания водоносных горизонтов (в пределах территории объекта размещения отходов) и границ областей их разгрузки (в пределах территории объекта размещения отходов или в пределах его воздействия на подземные воды).

    Наблюдения за состоянием и загрязнением подземных вод в зоне воздействия объектов размещения отходов проводятся на первом от земной поверхности водоносном горизонте. В случае выявления загрязнения первого от земной поверхности водоносного горизонта и высокой вероятности распространения этого загрязнения далее вглубь, наблюдения проводятся и на нижележащем водоносном горизонте. В случае выявления загрязнения второго от земной поверхности водоносного горизонта и высокой вероятности распространения этого загрязнения далее вглубь, наблюдения проводятся на нижележащем водоносном горизонте.

    В рамках проектной документации были проведены геологические изыскания. При бурении скважин в период изысканий до глубины 20 м, подземные воды не обнаружены. Требуется добурить имеющиеся скважины до первого водоносного горизонта.

    До момента вскрытия водоносных горизонтов в скважинах, отбор проб грунтовых вод проводить из скважины по адресу Ударника, 31 (СШОР «Огонёк» им. Постникова Л.Д.) и из родника на ул. Нагорная.

    Таким образом, в виду отсутствия воды в наблюдательных скважинах, отбор проб грунтовых вод для осуществления контроля за состоянием воздействия полигона на подземные воды в вышеназванных точках определен непосредственно МУП «Полигон ТБО» программой мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.

    Доводы защитника о возможности использования для отводимых с полигона фильтрационных вод естественных сформированных углублений в земле (природные пруды) являются несостоятельными.

    Согласно пунктам 7.14, 7.15, 7.16 СП 320.1325800.2017 Отводимые с полигона фильтрационные воды должны собираться в контрольно-регулирующих емкостях или прудах-испарителях и затем подвергаться очистке. Объем накопительных емкостей фильтрационных вод должен соответствовать возможным максимальным объемам образования фильтрационных вод (в периоды максимального расчетного дождя, снеготаяния, паводка и т. д.).

Хранение фильтрационных вод на картах в массиве захоронения отходов не допускается.

Степень очистки фильтрационных вод должна определяться исходя из норм содержания загрязняющих веществ, устанавливаемых для водных объектов или систем, в которые предусматривается сброс очищенных сточных вод. Очистные сооружения фильтрационных вод могут не предусматриваться, если в районе (регионе) производства работы имеются очистные сооружения, обеспечивающие прием и очистку фильтрационных вод в течение всего жизненного цикла полигона, а также на полигонах, где по климатическим условиям возможно применение прудов-испарителей фильтрационных вод при одновременном условии превышения расчетного слоя испарения с тела полигона над слоем осадков.

В теле полигона образуется фильтрат. В соответствии с пунктом 251 СанПин 2.1.3684-21 сбор, образующейся в толще отходов жидкой фазы - фильтрата, должен осуществляться в отдельные устройства с его последующим падением в систему канализации или сбросом фильтрата после очистки в водные объекты при соблюдении гигиенических нормативов.

    Таким образом, по смыслу названных норм, сбор фильтрата должен осуществляться в отдельные устройства (не в естественные углубления, образовавшиеся в почве на территории полигона) с его последующей очисткой и удалением в систему канализации или сбросом фильтрата после очистки в водные объекты при соблюдении гигиенических нормативов.

Вопреки доводам жалобы, требование об обязательном наличии на полигонах ТКО системы сбора и отвода биогаза, обеспечивающей сбор и отвод биогаза, содержится в пункте 252 СанПиН 2.1.3684-21. Поскольку данное требование сформулировано как безусловное, ссылка на то, что устройство системы сбора и отвода биогаза только при рекультивации полигона, является ошибочной и противоречит требованиям закона.

Доводы защитника о том, что требования законодательства в части регулярной очистки от отходов на полигоне соблюдаются, опровергаются вышеназванными доказательствами, в том числе фототаблицей от 29.09.2023, из которой отчетливо видно наличие на территории полигона скопившегося мусора, частично находящегося в грунте (присыпанного землей), в воде, что свидетельствует о его образовании задолго до проведенной проверки.

    Между тем, заслуживают внимание доводы защитника о необоснованном вменении в вину юридическому лицу нарушение п.262 СанПиН 2.1.3684-21.

Согласно п.262 СанПиН 2.1.3684-2, для защиты от выветривания или смыва грунта с откосов полигона после укладки наружного изолирующего слоя хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, должно осуществляться его озеленение. Выбор видов деревьев и кустарников определяется местными условиями.

    При этом, согласно п.9.3 СП 320.1325800.2017 для защиты поверхности выведенного из эксплуатации полигона ТКО от выветривания или смыва окончательного наружного слоя необходимо осуществлять озеленение (залужение) поверхности откосов. При необходимости следует выполнять мероприятия по террасированию и водоотводу с поверхности откосов в соответствии с СП 116.13330. Посадка деревьев на поверхности полигона возможна только при создании насыпного

слоя растительного грунта, превышающего по толщине длину корневой системы взрослого дерева.

В соответствии с п.2.20 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утв. Минстроем России 02.11.1996, устройство изолирующего слоя полигона определяется заданием по его рекультивации. Укрепление наружных откосов полигона должно проводиться с начала эксплуатации полигона по мере увеличения высоты складирования. Материалом для засыпки наружных откосов полигона служит предварительно снятый при его строительстве растительный грунт. Для защиты от выветривания или смыва грунта с откосов полигона необходимо производить их озеленение непосредственно после укладки изолирующего слоя. По склонам высаживаются защитные насаждения и устраиваются террасы. Выбор видов деревьев и кустарников определяется местными условиями и приводится в разделе 3 "Рекультивация территорий закрытых полигонов".

    Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм укрепление откосов полигона путем озеленения поверхности откосов проводится в процессе рекультивации полигона (прекращении размещения отходов).

    Учитывая, что МУП «Полигон ТБО» является действующим предприятием, осуществляющим сбор и хранение ТБО, в стадии рекультивации не находится, из объема нарушения следует исключить нарушение п.262 «Свода правил. Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация СП 320.1325800.2017».

    В остальной части действия МУП «Полигон ТБО» правильно квалифицированы по части 2 статьи 8.4 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При рассмотрении данного дела не установлено объективных препятствий для соблюдения МУП «Полигон ТБО» норм законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, а равно принятие указанным юридическим лицом исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства, что свидетельствует о наличии вины юридического лица в совершении правонарушений применительно к части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совокупность установленных по настоящему делу об административном правонарушении фактических и правовых оснований позволяют по результатам рассмотрения жалобы на постановление должностного лица признать, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны с соблюдением требований процессуальных норм.

Оснований не согласиться с указанными выводами не усматривается.

Иные доводы заявителя не ставят под сомнение наличие в действиях МУП «Полигон ТБО» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ, основанием для освобождения от административной ответственности не являются.

Существенных нарушений процессуальных требований законодательства об административных правонарушениях при производстве по делу допущено не было.

Постановление о привлечении МУП «Полигон ТБО» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, вынесено с применением положений ст.4.1.1, 3.4 КоАП РФ, с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Между тем, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Постановление от 12.02.2024 подлежат изменению посредством исключения из него указания на нарушение п.262 «Свода правил. Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация СП 320.1325800.2017», что положение привлекаемого к административной ответственности лица не ухудшает.

Руководствуясь п.2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

                                                 РЕШИЛ:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от Дата -Ю, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении МУП «Полигон твердых бытовых отходов» изменить, исключив из него указание на нарушение п.262 «Свода правил. Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация СП 320.1325800.2017».

В остальной части постановление от государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 12 февраля 2024 года -Ю оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 - без удовлетворения.

Решение в срок 10 суток с момента получения (вручения) его копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.

...

.... Судья                                               Л.А. Богомолова

12-113/2024

Категория:
Административные
Истцы
Пермская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
МУП "Полигон твердых бытовых отходов"
Другие
Симанов Александр Алексеевич
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Судья
Богомолова Л.А.
Статьи

8.2

Дело на сайте суда
dzerjin.perm.sudrf.ru
06.03.2024Материалы переданы в производство судье
07.03.2024Истребованы материалы
15.03.2024Поступили истребованные материалы
10.04.2024Судебное заседание
06.05.2024Судебное заседание
07.05.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
16.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.05.2024Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
09.06.2024Вступило в законную силу
06.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее