Дело № 2-2951/2024
УИД: 78RS0016-01-2024-001807-59 01 октября 2024 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе
председательствующего судьи Ситниковой Т.И.,
при секретаре Антиповой С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № по Санкт-Петербургу, Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга о восстановлении пропущенного срока для принятия наследства,
У С Т А Н О В И Л:
Обратившись в суд с указанными исковыми требованиями, ФИО1 просит восстановить срок принятия наследства ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес>.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его дочь, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживавшая на момент своей смерти в <адрес> Место регистрации дочери: Санкт-Петербург, <адрес>. После смерти дочери открылось наследство в виде общей долевой собственности в размере <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>. Он (истец) является наследником ФИО2 по закону первой степени родства. В установленный законом срок истец не обратился в нотариальные органы за принятием наследства по причине того, что не имел документов о смерти дочери на руках. Хронология событий: ДД.ММ.ГГГГ – смерть дочери, ДД.ММ.ГГГГ – апостилирование документа о смерти дочери, ДД.ММ.ГГГГ – отправка документов в Россию, ДД.ММ.ГГГГ – перевод и нотариальное удостоверение документа о смерти. Таким образом, только в ДД.ММ.ГГГГ у него появились официальные документы о смерти дочери. Другие наследники дочери каких-либо действий по принятию наследства не предпринимали. Фактически он принял наследство и проживает в нем. Долгий срок получения документов о смерти дочери связан с тем, что на момент своей смерти она жила в Европейском союзе. После начала СВО швейцарская сторона перестала оказывать содействие в получении документов, поэтому получение документов из недружественного государства в условиях санкционного и политического противостояния заняло ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.
Истец в судебное заседание не явился, воспользовался правом на ведение дела через представителя.
Представитель истца ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № по Санкт-Петербургу ФИО4 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражал.
Представитель ответчика Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, о времени и месту судебного разбирательства извещен надлежащим образом, возражений по существу иска не представил.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, изучив и оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется государством.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 23).
Истец является отцом ФИО2, что подтверждается справкой о рождении №, выданной Отделом ЗАГС Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Комитета по делам ЗАГС Правительства Санкт-Петербурга (л.д. 16).
После смерти ФИО2 открылось наследство в виде <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес> <адрес>, что следует из свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 17-18).
Также из документов, представленных истцом, усматривается, что наследником ФИО2 по закону первой степени родства является истец (л.д. 33, 41).
На дату смерти ФИО2 проживала в <адрес>.
Наследодатель при жизни своим имуществом не распорядился, завещания не совершил, иных наследников, обратившихся с заявлением о принятии наследства, не установлено, в силу чего, в соответствии с п.1 ст. 1141 ГК РФ к наследованию призываются его наследники по закону в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 ГК РФ.
Наследником первой очереди по закону после смерти наследодателя ФИО2, в соответствии с п. 1 ст. 1142 ГК РФ является ее отец – ФИО1
Согласно п. 1 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Согласно справке о регистрации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 15), то есть фактически принял наследство, оставшееся после смерти дочери.
По общему правилу, установленному ст. 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня его открытия.
Положениями п. 1 ст. 1155 ГК РФ предусмотрено, что по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Из разъяснений, данных в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании», следует, что требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;
б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
В соответствии с правилами статьи 56 ГПК РФ бремя доказывания наличия уважительных причин пропуска срока для принятия наследства после смерти наследодателя, лежит на лице, обратившемся с требованиями о восстановлении данного срока, то есть на истце.
Поскольку наследодатель умер ДД.ММ.ГГГГ, срок для принятия наследства истек ДД.ММ.ГГГГ.
Из искового заявления, а также из пояснений представителя истца следует, что в установленный законом срок истец не обратился к нотариусу за принятием наследства по причине того, что не имел документов о смерти дочери.
В реестре наследственных дел отсутствуют сведения об открытии наследственного дела после смерти ФИО2 (л.д. 54).
Из представленных истцом документов усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ проведено апостилирование документа о смерти ФИО2, скончавшейся в <адрес> (л.д. 23-29).
ДД.ММ.ГГГГ документы отправлены в Российскую Федерацию (л.д. 30-31).
ДД.ММ.ГГГГ истцом осуществлен перевод указанных выше документов (л.д. 26).
Исковое заявление направлено в суд ДД.ММ.ГГГГ, поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-7).
Учитывая то обстоятельство, что на дату смерти наследодатель проживал за пределами Российской Федерации, получение необходимых для вступления в наследство документов вызвано длительным сроком удостоверения и направления соответствующих документов Швейцарской Конфедерацией, данных, свидетельствующих об обратном, не представлено, суд полагает, что указанные обстоятельства объективно исключали возможность обращения ФИО1 с заявлением о принятии наследства после смерти его дочери в установленный законом срок.
При этом обращение в суд истца как наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока.
Оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, с учетом обстоятельств о фактическом принятии наследства, суд полагает возможным восстановить истцу срок для принятия наследства после смерти дочери ФИО2
Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 (░░░░░░░ ░░: ░░░░░ № №) ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░1 (░░░░░░░ ░░: ░░░░░ № №) ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ (░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>).
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.