УИД: 11RS0001-01-2024-007927-77
г. Сыктывкар Дело № 2-6581/2024 (№ 33-7646/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Архаровой Л.В.,
судей Костенко Е.Л., Никитенковой Е.В.,
при секретаре Вахниной Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании 7 ноября 2024 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена>, которым постановлено:
обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» <Номер обезличен> включить Демину ФИО12 паспорт <Номер обезличен> в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемым по договорам найма специализированных жилых помещений на территории МО ГО «Сыктывкар».
Заслушав доклад судьи Никитенковой Е.В., объяснения Деминой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Демина Н.В., действующая как законный представитель в интересах несовершеннолетней подопечной Деминой П.А., <Дата обезличена> г.р., обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности включить Демину П.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемым по договорам найма специализированных жилых помещений.
В обоснование иска указано, что <Дата обезличена> ответчик незаконно отказал во включении Деминой П.А. в указанный список, которая на протяжении длительного периода времени проживает в <Адрес обезличен> Республики Коми, где получает общее образование и медицинскую помощь, закрепленного жилого помещения не имеет, в связи с чем вправе состоять на жилищном учете в <Адрес обезличен> для получения жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В ходе судебного разбирательства представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» заявленные требования не признала.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, Министерство образования и науки Республики Коми, привлеченные судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, своих представителей в суд не направили, и дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО «Сыктывкар» просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права и вынести по делу новое решение об отказе в иске.
В судебном заседании Демина Н.В. против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, просила оставить решение суда без изменения.
Проверив в соответствии со ст. 327 и ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Демина П.А., <Дата обезличена> г.р., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отец Деминой П.А. - Ефремов А.А. умер <Дата обезличена>.
Мать Деминой П.А. - Демина Т.В. решением Усть-Куломского районного суда от <Дата обезличена> была ограничена в родительских правах.
Распоряжением Отдела опеки и попечительства по <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> подопечная Демина П.А. поставлена на учет в Отделе опеки и попечительства Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми по <Адрес обезличен>; местом пребывания несовершеннолетней определено место жительства Деминой Н.В. по адресу: <Адрес обезличен>, со стороны которой была установлена временная опека на основании распоряжения Отдела опеки и попечительства по <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.
Распоряжением Отдела опеки и попечительства по <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Демина П.А. назначена опекуном Деминой Н.В.; местом пребывания несовершеннолетней определено место жительства опекуна, которое не изменилось.
С <Дата обезличена> несовершеннолетняя Демина П.А. зарегистрирована по адресу: Республики Коми, <Адрес обезличен>.
Мать Деминой П.А. – Демина Т.В., также имеет регистрацию по указанному адресу.
По сведениям, представленным администрацией СП «Помоздино» и Управлением опеки и попечительства администрации МО ГО «Сыктывкар», а также по сведениям, внесенным в ЕГРН, <Адрес обезличен> принадлежит Жангуровой П.Я., которая умерла <Дата обезличена>. После смерти Жангуровой П.Я. жилой дом не переоформлен, сведения о его собственниках в ЕГРН отсутствуют, в установленном порядке жилой дом непригодным для проживания не признавался, право пользования жилым домом за несовершеннолетней Деминой П.А. не сохранялось. Какое-либо иное жилое помещение за Деминой П.А. не закреплено. В собственности Деминой П.А. жилых помещений нет.
Решением Усть-Куломского районного суда Республики Коми от <Дата обезличена> по гражданскому делу <Номер обезличен> Демина Т.В. лишена родительских прав в отношении дочери Деминой П.А.
<Дата обезличена> опекун Демина Н.В. в интересах Деминой П.А. обратилась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о включении подопечной в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемым по договорам найма специализированных жилых помещений на территории МО ГО «Сыктывкар» (далее – список).
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Деминой П.А. отказано во включении в список в связи с отсутствием документов, подтверждающих, что <Адрес обезличен> является местом постоянного жительства Деминой П.А.
Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции, оценил собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пришел к обоснованному выводу о том, что Демина П.А. подлежит включению ответчиком в список.
Вывод суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерности указанного вывода отклонятся как несостоятельные.
Положения ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от <Дата обезличена> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от <Дата обезличена> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: 1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; 2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством; 3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Таким образом, для определения права истца на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, правовое значение имеет наличие у истца права пользования жилым помещением на праве социального найма (как нанимателя или члена семьи нанимателя) или на праве собственности, а также возможность проживания в жилых помещениях, ранее занимаемых по договору социального найма или на праве собственности.
Как определено п. 3 ст. 8 Федерального закона от <Дата обезличена> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Согласно Закону Республики Коми от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в <Адрес обезличен> отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в <Адрес обезличен> наделены государственными полномочиями Республики Коми по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со ст.109.1 Жилищного кодекса РФ и ст.8 Федерального закона от <Дата обезличена> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, и установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
Правовые и организационные основы по предоставлению органами местного самоуправления мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан определены Законом Республики Коми от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-РЗ «О некоторых вопросах связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жилье (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан».
На основании п. 1 ст. 3 указанного Закона Республики Коми список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, формируется органом местного самоуправления, на территории которого находится место жительства указанных лиц.
Согласно п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Исходя из положений ст. 2 Закона РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения» место жительства гражданина совпадает с местом его регистрационного учета.
Вместе с тем, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации <Номер обезличен> (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <Дата обезличена>, указано, что в исключительных случаях данная презумпция может быть опровергнута, если заинтересованное лицо докажет, что содержащаяся в документах регистрационного учета информация не отражает сведения о настоящем месте жительства должника.
Оценивая представленные сторонами доказательства, суд верно учел, что истцом подтвержден факт длительного проживания несовершеннолетней Деминой П.А. в <Адрес обезличен>, что следует из распоряжений органа опеки и попечительства о назначении опеки в отношении Деминой П.А., справок образовательного учреждения, где обучается несовершеннолетняя, медицинского учреждения, куда за медицинской помощью обращалась Демина П.А., и подтверждено показаниями свидетеля Бедова А.Р., оснований не доверять которому у суда не имелось.
При этом жилой <Адрес обезличен>, где несовершеннолетняя до сих пор сохраняет регистрацию, в собственности Деминой П.А. не находится. Сведений о том, что данное жилье использовалось на условиях социального найма, в материалах дела не содержится. В доме проживает мать несовершеннолетней, лишенная в отношении Деминой П.А. родительских прав. Какого-либо жилья в собственности Демина П.А. не имеет, жилое помещение на условиях социального найма за ней не закреплено, членом семьи нанимателя Демина П.А. не является.
На момент обращения истца <Дата обезличена> в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о включении подопечной в список Демина П.А. достигла возраста 14 лет.
В связи с изложенным, у несовершеннолетней возникло право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемым по договорам найма специализированных жилых помещений на территории МО ГО «Сыктывкар» и суд обоснованно удовлетворил иск Деминой Н.В.
Ссылки в апелляционной жалобе на объем бюджетных средств и порядок их выделения для предоставления помещений муниципального специализированного жилищного фонда на территории МО ГО «Сыктывкар» указанной категории граждан не влияют на правильность вывода суда, поскольку включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, не поставлены в зависимость от указанных обстоятельств.
В связи с изложенным решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО «Сыктывкар» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено <Дата обезличена>.