Решение по делу № 2-377/2024 от 29.02.2024

УИД 04RS0010-01-2024-000352-93

Дело № 2 – 377/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

село Иволгинск 29 марта 2024 года

Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Харимаевой Н.Б., при секретаре Кустовой Е.С., с участием ст. помощника прокурора Иволгинского района Климовой А.В., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Иволгинского района Республики Бурятия к Администрации МО «Иволгинский район» об обязании установить дорожные знаки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Иволгинского района Республики Бурятия, обращаясь в суд с исковым заявлением, просит обязать администрацию МО «Иволгинский район» устранить нарушения федерального законодательства, а именно установить дорожные знаки, устранить зимнюю скользкость и снежный накат на территории Иволгинского района.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Иволгинского района Республики Бурятия в ходе проверки исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории Иволгинского района Республики Бурятия выявлены недостатки, допущенные при эксплуатации автомобильных дорог местного значения.

Так, при обследовании автомобильной дороги по <адрес> на пересечении с <адрес>, установлено следующее:

- на пересечении улиц <адрес> вблизи домов <адрес>, отсутствует дорожные знаки: 2.4 «Уступите дорогу» в нарушение требований п. 5.3.6 ГОСТ Р 52289-2019; 2.1 «Главная дорога» в нарушение требований п. 5.3.6 ГОСТ Р 52289-2019;

Кроме того, на пересечении улиц <адрес> вблизи домов <адрес>, установлены недостатки зимнего содержания дороги, в виде наличии на дороге снега и зимней скользкости в нарушение п. 8.1 ГОСТ 50597-2017.

Несоблюдение и неисполнение норм действующего федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения администрацией МО «Иволгинский район» при решении вопросов местного значения может привести к созданию аварийной ситуации на дорогах, возникновению угрозы безопасности граждан.

В судебном заседании представитель истца – ст. помощник прокурора Иволгинского района Климова А.В., действующая на основании доверенности, уточнила заявленные требования, просила устранить нарушения федерального законодательства, а именно установить дорожные знаки, на пересечении улиц <адрес> вблизи домов <адрес>: 2.4 «Уступите дорогу» в нарушение требований п. 5.3.6 ГОСТ Р 52289-2019; 2.1 «Главная дорога» в нарушение требований п. 5.3.6 ГОСТ Р 52289-2019.

Представитель ответчика Администрация МО «Иволгинский район» по доверенности Нимаева С.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии, не возражала против удовлетворения искового заявления.

Выслушавпредставителя истца, исследовав письменные доказательства, суд находит, что иск прокурора подан обосновано и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с пунктом 5 части 1, частями 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, расположенных на территории муниципальных районов.

В силу статьи 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В силу статьи 3 Закона № 196-ФЗ в качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения закреплены приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, а также приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.

Согласно пункту 4 статьи 6 Закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.

Статьей 12 Закона № 196-ФЗ закреплено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с подпунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) под дорожной деятельностью, в том числе понимается деятельность по содержанию автомобильных дорог.

Согласно пункту 1 статьи 13 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии со статьей 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Часть 5 статьи 8 Закона Республики Бурятия от 07.12.2004 №896-III устанавливает, что вопросы местного значения, предусмотренные часть. 1 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ и часть. 4 настоявшей статьи, на территории сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Пункт 1.2 статьи 4.1 Устава МО «Иволгинский район», принятый решением сессии Совета депутатов МО «Иволгинский район» от 10.07.2017 №270 предусматривает, что к вопросам местного значения муниципального района на территории сельских поселений относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 50 указанного Федерального закона предусмотрено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в частности, в собственности муниципальных районов могут находиться автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

Нормой части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 предусмотрено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

В соответствии с пунктом 1.2 Постановления Правительства РФ «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Проведенной проверкой установлены вышеуказанные нарушения, данные обстоятельства были подтверждены в судебном заседании материалами дела.

Несоблюдение и неисполнение норм действующего федерального законодательства администрацией МО «Иволгинский район» при решении вопросов местного значения может привести к созданию аварийной ситуации на дорогах местного значения, возникновению угрозы безопасности граждан.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Учитывая объем работы и требования законодательства, исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 207 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм (если указанные действия могут быть совершены только ответчиком), суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Согласно п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Иволгинского района Республики Бурятия удовлетворить.

Обязать Администрацию МО «Иволгинский район» в срок до 30 июня 2024г. устранить нарушения в сфере безопасности дорожного движения в <адрес> РБ:

- на пересечении улиц <адрес> вблизи домов <адрес>, установить дорожные знаки: 2.4 «Уступите дорогу»; 2.1 «Главная дорога» в нарушение требований п. 5.3.6 ГОСТ Р 52289-2019.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Иволгинский районный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Н.Б. Харимаева

Решение в окончательной форме изготовлено 2 апреля 2024 года.

УИД 04RS0010-01-2024-000352-93

Дело № 2 – 377/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

село Иволгинск 29 марта 2024 года

Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Харимаевой Н.Б., при секретаре Кустовой Е.С., с участием ст. помощника прокурора Иволгинского района Климовой А.В., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Иволгинского района Республики Бурятия к Администрации МО «Иволгинский район» об обязании установить дорожные знаки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Иволгинского района Республики Бурятия, обращаясь в суд с исковым заявлением, просит обязать администрацию МО «Иволгинский район» устранить нарушения федерального законодательства, а именно установить дорожные знаки, устранить зимнюю скользкость и снежный накат на территории Иволгинского района.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Иволгинского района Республики Бурятия в ходе проверки исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории Иволгинского района Республики Бурятия выявлены недостатки, допущенные при эксплуатации автомобильных дорог местного значения.

Так, при обследовании автомобильной дороги по <адрес> на пересечении с <адрес>, установлено следующее:

- на пересечении улиц <адрес> вблизи домов <адрес>, отсутствует дорожные знаки: 2.4 «Уступите дорогу» в нарушение требований п. 5.3.6 ГОСТ Р 52289-2019; 2.1 «Главная дорога» в нарушение требований п. 5.3.6 ГОСТ Р 52289-2019;

Кроме того, на пересечении улиц <адрес> вблизи домов <адрес>, установлены недостатки зимнего содержания дороги, в виде наличии на дороге снега и зимней скользкости в нарушение п. 8.1 ГОСТ 50597-2017.

Несоблюдение и неисполнение норм действующего федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения администрацией МО «Иволгинский район» при решении вопросов местного значения может привести к созданию аварийной ситуации на дорогах, возникновению угрозы безопасности граждан.

В судебном заседании представитель истца – ст. помощник прокурора Иволгинского района Климова А.В., действующая на основании доверенности, уточнила заявленные требования, просила устранить нарушения федерального законодательства, а именно установить дорожные знаки, на пересечении улиц <адрес> вблизи домов <адрес>: 2.4 «Уступите дорогу» в нарушение требований п. 5.3.6 ГОСТ Р 52289-2019; 2.1 «Главная дорога» в нарушение требований п. 5.3.6 ГОСТ Р 52289-2019.

Представитель ответчика Администрация МО «Иволгинский район» по доверенности Нимаева С.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии, не возражала против удовлетворения искового заявления.

Выслушавпредставителя истца, исследовав письменные доказательства, суд находит, что иск прокурора подан обосновано и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с пунктом 5 части 1, частями 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, расположенных на территории муниципальных районов.

В силу статьи 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В силу статьи 3 Закона № 196-ФЗ в качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения закреплены приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, а также приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.

Согласно пункту 4 статьи 6 Закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.

Статьей 12 Закона № 196-ФЗ закреплено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с подпунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) под дорожной деятельностью, в том числе понимается деятельность по содержанию автомобильных дорог.

Согласно пункту 1 статьи 13 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии со статьей 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Часть 5 статьи 8 Закона Республики Бурятия от 07.12.2004 №896-III устанавливает, что вопросы местного значения, предусмотренные часть. 1 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ и часть. 4 настоявшей статьи, на территории сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Пункт 1.2 статьи 4.1 Устава МО «Иволгинский район», принятый решением сессии Совета депутатов МО «Иволгинский район» от 10.07.2017 №270 предусматривает, что к вопросам местного значения муниципального района на территории сельских поселений относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 50 указанного Федерального закона предусмотрено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в частности, в собственности муниципальных районов могут находиться автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

Нормой части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 предусмотрено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

В соответствии с пунктом 1.2 Постановления Правительства РФ «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Проведенной проверкой установлены вышеуказанные нарушения, данные обстоятельства были подтверждены в судебном заседании материалами дела.

Несоблюдение и неисполнение норм действующего федерального законодательства администрацией МО «Иволгинский район» при решении вопросов местного значения может привести к созданию аварийной ситуации на дорогах местного значения, возникновению угрозы безопасности граждан.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Учитывая объем работы и требования законодательства, исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 207 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм (если указанные действия могут быть совершены только ответчиком), суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Согласно п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Иволгинского района Республики Бурятия удовлетворить.

Обязать Администрацию МО «Иволгинский район» в срок до 30 июня 2024г. устранить нарушения в сфере безопасности дорожного движения в <адрес> РБ:

- на пересечении улиц <адрес> вблизи домов <адрес>, установить дорожные знаки: 2.4 «Уступите дорогу»; 2.1 «Главная дорога» в нарушение требований п. 5.3.6 ГОСТ Р 52289-2019.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Иволгинский районный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Н.Б. Харимаева

Решение в окончательной форме изготовлено 2 апреля 2024 года.

2-377/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Иволгинского района Республики Бурятия
Ответчики
Администрация МО "Иволгинский район"
Суд
Иволгинский районный суд Республики Бурятия
Судья
Харимаева Наталья Борисовна
Дело на странице суда
ivolginsky.bur.sudrf.ru
29.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.03.2024Передача материалов судье
06.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2024Подготовка дела (собеседование)
14.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.03.2024Судебное заседание
02.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее